Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Числовая симметрия в Писании





В Книге Бытие есть симметрия и регулярность, которые тоже не могут быть случайными. Скорее представляется, что была намеренная попытка вложить в текст религиозную гармонию и прозаическую красоту, соразмерить их с литературным стилем и тогдашними нумерологичекими представлениями. Например, в обоих родословиях Быт. 5 и 11 (от Адама до Ноя и от Сима до Авраама, таблица 2) по 10 имён. Разбивка текста на части по 10 поколений была распространена у многих ближневосточных народов того времени,[47]в ней отражалось чувство важности и гармонии чисел (у большинства этих народов, включая египтян и евреев, основой системы счёта было число 10). Вдобавок, описание каждой серии из этих 10 поколений заканчивается тем, что у отца рождается три сына; напр. в Быт. 5:32, Ной родил Сима, Хама и Иафета, а в Быт. 11:26, Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. То же самое мы имеем в родословии Каина – Иавал, Иувал и Цилла (Быт. 4:20-22). Окончанием каждого из этих разделов тремя сыновьями с помощью предпочтительного числа 3 для выделения, в Книге Бытие достигается общая симметрия. Таким образом, представляется, что симметрия этих первоначальных родословий искусственна, а не естественна.[48] Мы не хотим этим сказать, что у Ноя, Фарры или Каина не было этих трёх (или более) сыновей, или что эти сыновья не были реальными историческими людьми. Мы хотим сказать, что библейский автор упомянул только трёх сыновей, чтобы в тексте была числовая симметрии и гармония с общим замыслом выражения религиозной идеи.

Числовая симметрия имеется во всей Книге Бытие. Превосходным её примером является глава 1, о которой подробно говорил учёный-гебраист Кассуто.[49] Во-первых, вся глава основана на системе числовой гармонии. Число 7 не только является основой её основной темы (Бог сотворил мир за шесть дней и почил в седьмой), но и служит для определения многих её деталей. Число 7 было числом совершенства, а значит, основой упорядоченной организации; кроме того, ему придавалась особая важность в символике чисел. Оно считалось идеальным периодом (единицей времени), в рамках которого развивается важный труд, причём действие продолжается шесть дней и приходит к завершению и итогу в седьмой день. Было также обычаем делить шесть дней труда на три пары, т.е. на две серии по три дня в каждой. Поэтому совершенно гармоничный рассказ о сотворении, в соответствии с другими древними примерами похожих схем в литературе того времени, и с использованием стилистических правил древней эпической поэзии и прозы, существовавших на древнем Ближнем Востоке, имел бы именно ту параллельную симметричную форму, которую мы находим в Бытие 1, где первая серия из трёх дней представляет общее повествование о сотворении, а вторая серия из трёх дней является более конкретным рассказом о первых трёх днях (таблица 3).

 

Таблица 3: «Литературная» трактовка Бытие 1

 

День 1. Свет День 2. «Воды»; море и небо День 3. Земля или суша; растительность
День 4. Светила (солнце, луна, звёзды) День 5. «Рыбы большие» и птицы День 6. Наземные существа, питающиеся растительностью; человек
День 7. Покой

 

Вокруг тем, связанных с Бытие 1, было много полемики: (1) Являются ли дни в Книге Бытие долгими эпохами или сутками по 24 часа? (2) Как солнце могло быть сотворено в четвёртый день и после растений? (3) Означает ли «по роду его» неизменность видов? (4) Согласуется или не согласуется современная наука с «днями» Бытие 1? Но если взять этот текст в надлежащем и задуманном автором контексте литературы, написанной на древнем Ближнем Востоке, ни в какой из этих тем нет противоречия. Автор Книги Бытие просто описал космогенез «политически корректным» стилем прозы тех времён?[50] Является ли это отрицанием важности истины Божьего откровения человечеству? Вовсе нет. Если бы вам было дано откровение от Бога, Вы бы записали его тем стилем, который преобладает сегодня и исходя из своего мировоззрения и культурного багажа. Именно это и сделали евреи. Они постарались проявить высочайшее почтение к Богу, использовав наиболее священный из видов речи, которым владели, где каждое слово и фраза были тщательно взвешены и сплетены вместе, чтобы получился как можно более гармоничный текст. Если учесть литературный стиль и нумерологические представления древнего Междуречья, проблемы, возникающие, исходя из буквалистской (сотворение за 6 буквальных 24-часовых суток) или конкордистской (каждый день обозначает геологическую эпоху) точек зрения, исчезают.

Ещё более внимательный взгляд на Бытие 1 откроет нам тщательно сконструированную и изящную гармонию оригинала масоретского текста на иврите.[51] После вводного стиха (ст. 1) этот отрывок делится на 7 абзацев, каждый из которых относится к одному из 7 дней. Каждое из трёх существительных, которые встречаются в первом стихе (Бог, небо, земля), повторяется по всей этой главе в количестве, кратном 7: Бог встречается 35 раз (7 x 5), земля – 21 (7 x 3) раз, а небо – 21 (7 x 3) раз. В каждом стихе после первого содержится три изречения, подчёркивающих заботу Бога о благополучии человечества (3 – это число усиления), а именно фразы «сотворим человека», «плодитесь и размножайтесь», и «вот я дал вам всякую траву, сеющую семя». Таким образом, имеется серия из семи соответствующих троек изречений. Слова «свет» и «день» встречаются 7 раз в первом отрывке, и в четвёртом (параллельном) отрывке есть 7 указаний на «свет». «Вода» упоминается 7 раз в отрывках 2 и 3; «звери 7 раз в параллельных отрывках 5 и 6; фраза «это хорошо» встречается 7 раз – седьмой раз для усиления «хорошо весьма» и т.д. Допустить, что всё это – простое совпадение, невозможно – текст был специально составлен так с помощью предпочтительных чисел и прозаической симметрии.

Такие же симметрию и символику мы находим в других главах Книги Бытие в оригинале масоретского текста на иврите. Вот некоторые примеры, показывающие числовую «недостаточность» и регулярность текста. В Быт. 2 Адам упоминается 28 (7x4) раз; Быт. 4:15 тому, кто убьёт Каина, отмстится всемеро; в Быт. 4:24 за Ламеха отмстится семьдесят и семь раз; имён, перечисленных в семействе Каина, считая от Адама до Ноемы 14 (7x2); а имя Каина упоминается 14 (7x2) раз. В рассказе о Ное и потопе в главах 6-9 в тексте тоже есть числовая симметрия и параллелизм.[52] Число 7 используется неоднократно; 7 дней (Быт. 7:4, 10; 8:10, 12), 7 пар чистых животных и птиц (Быт. 7:2–3); Бог обращался к Ною ровно 7 раз. Повторы (такие как «вода же усиливалась и умножалась», Быт. 7:17, 18, 19, 20, 24) включены ради параллелизма в соответствии с общепринятой стилистической условностью того времени. Возраст Ноя – 600 (60x10) лет – считался в шестидесятеричной системе идеальным числом и символизировал совершенство Ноя как человека (Быт. 6:9). Размер ковчега был 300 (60x5) локтей на 50 (10x5) локтей на 30 (6x5) локтей – эти числа тоже, вероятно, надо воспринимать символически (нумерологически), а не буквально.

Date: 2015-07-10; view: 460; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию