Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Классификация целей образованияПо источнику целеполагания: Нормативные государственные цели (цели функционирующей системы образования, общие, определяемые нормативными документами (концепциями развития, Программами развития и т.д.), законодательством, Общественные цели (отражение в целях образования общественных образовательных запросов в интересах социального развития и удовлетворения потребностей населения) Инициативные цели – цели конкретных субъектов: учителя (какой результат он ожидает для своей деятельности – какие создать условия, какую организовать деятельность, чему научить) – среди них выделяют организационные и методические. ученика – что он хочет узнать, чего добиться, чему научиться По уровню: Конкретизация целей обучения (образования) предусматривает три уровня: политический, на котором цели понимаются как общественная цель, государственная политика в области образования; административный — цели понимаются как стратегия решения значительных образовательных задач (на уровне региона, учебного заведения); оперативный, на котором цели формулируются как оперативные задачи реализации учебного процесса в определенном классе с имеющимся составом учеников (см. табл. 2).
Уровень цели ПолитическийАдминистративный Оперативный
Кто реализует Политики, Администраторы, государственные менеджеры образования служащие, инспектора Учителя
Вид реализации Законодательные акты Учебные планы, Оперативные задачи, программы поурочные планы
По степени обобщения и детализации. глобальные – менее всего диагностичные, самые обобщенные и неконкретные, труднодостижимые как по времени, так и по характеру, описывают выбор, служит ориентиром деятельности (к чему стремимся вообще) всесторонне гармоническое развитие личности передача накопленного опыта подрастающему поколению воспитание человека культуры воспитание творческой личности усвоение учащимися общегуманитраных ценностей неконкретность этих целей в том, что они присущи по сути любому обществу, существовали в любое время, однако в каждом времени и обществе свое представление о том, что такое гармоническое развитее, творческая личность и т.д. То есть глобальные цели потому такие общие, что обусловлены необходимостью в сохранении и развитии производительных сил общества, сохранении его моральных устоев, подготовки новых поколений к жизни, укрепления гражданского государства и т.п. Примеры: - формирование представления об идеях и методах современного познания мира, о разных способах его изучения (неконкретна, размыта, «бесконечна») - формирование представлений о современной цивилизации (то же) - овладение знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности и для продолжения образования (неконкретна (если только эти знанияи практическая деятельность не конкретизированы, но даже при этом не ясны сроки, когда это может проихойти, - интеллекутальное развитие учащихся (неконкретна, недиагностична, сроки не ясны – «продолжающаяся» цель. неясно, в какой конкретно срок какие именно ожидаются промежуточные результаты) стратегические (планируемая модель выпускника) Тоже достаточно «крупные» цели, но в них определен период, на который они рассчитаны (например цели модернизации образования предполагали три конкретных этапа, к концу которых должны были достигнуты определенные результаты), это цели образования на год, на учебный курс (цели изучения курса педагогики), на весь период обучения.
Локальные цели предельно конкретны и максимально прозрачны, обладают свойствами диагностичности и операциональности (в формулировке цели указываются средства для ее достижения). образовательные технологии оперируют системой локальных целей Если на политическом и административном уровнях обходятся лишь общей констатацией сформулированных намерений, и этого достаточно, то
На оперативном (учительском) уровне цели задаются конкретно. При этом необходимо, чтобы они были: реальными, четко определенными и дифференцированными настолько, чтобы без лишних пояснений было понятно, что предусматривает определенная цель. Такое задание конкретных целей называется диагностическим. Оно открывает дорогу для определения и измерения достигнутых результатов. Если, например, цель урока — усвоение правил правописания, то и проверяется достижение именно этой цели в заданном объеме. тактические (задачи) – указывают на промежуточные результаты, достижение которых необходимо для движения вперед к общей цели урока. например, коммуникативная атака (применяемый учителем прием, может решать одну из задач, небходимых для плавного перехода к основной части объяснения или других видов работы): привлечь внимание, вызвать удивление или интерес, создать проблемную ситуацию (состояние затруднения, интеллектуального тупика), активизировать личностную позицию учащихся, вызвать определенное эмоциональное состояние, настрой на деятельность.
Самая общая из классификации целей образования выделяет цели обучения и цели воспитания, при этом цели обучения сами выступают как средство достижения целей воспитания, являющихся основными целями любого образовательного процесса. И цели развития, имея в виду известный в психологии факт несовпадения обучения и развития, обнаруживающийся прежде всего при анализе результатов обучения. В советской дидактике и методике, таким образом, принято разрабатывать одновременно три категории целей обучения: обучающие, или образовательные, развивающие и воспитательные. Воспитательные охватывают все те возможности, которые предоставляет учебная работа и учебный материал для воспитания. (связаны с формированием опыта эмоционально-ценностного отношений) Под обучающими целями подразумевается содержательная сторона образования, т. е. предметные знания, умения и навыки; Под развивающими целями — операциональная сторона учебной деятельности, т. е. развитие умственных способностей и формирование умений учебного труда. Выражение «развивающая цель» по содержанию не совсем правомерно, так как знания здесь исключаются из факторов развития.
Другими основаниями для классификации целей выступают: = отношение к образовательным структурам, отвечающим за их постановку и достижение (государственные - фиксируемые в государственных образовательных стандартах; общешкольные, факультетские, кафедральные цели). = подструктуры личности, на развитие которых они ориентируются (цели развития потребностно-мотивационной, эмоционалъной, волевой, познавательной сфер личности); = язык описания целей (предметно-понятийный или предметно-деятельностный).
|