Диагностируя готовность ребенка к обучению в школе, надо прежде всего обратить внимание, как он играет, подчиняется ли правилам игры, берет ли на себя роли и долго ли их удерживает, какая у него моторика, как проявляется его отношение к другим участникам игры. Для усвоения научных понятий важно, чтобы ребенок понимал, что его точка зрения не единственна, он должен видеть в предмете его различные стороны, параметры, которые и составляют содержание того или иного предмета науки.
Параметры
| Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
|
Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком)
|
1. желание учиться в школе
| да
| не знает
| нет
|
2. учебная мотивация
| осознает важность и необходимость учения
| привлекает внеш-няя сторона учения
| цели учения не осознаются
|
3. умение вести себя адекватно
| легко вступает в контакт, правильно воспринимает си-туацию, ведет себя адекватно
| контакт и общение затруднены
| плохо вступает в контакт, плохо по-нимает ситуацию
|
4. отношения со взрослым
| может обратиться с просьбой к взрос-лому, прислушива-ется к замечаниям, старается их выпол-нить
| контакт со взрос-лыми затруднен
| трудности в обще-нии со взрослыми, не реагирует на замечания
|
5. конфликтность
| не провоцирует конфликты, не бьет первым
| провоцирует конфликты
| очень конфликтен
|
6. самоконтроль
| поддерживает оп-рятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции
| трудности с самоконтролем
| не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения
|
Параметры
| Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
|
7. организованность поведения
| да
| недостаточно
| нет
|
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций*
|
8. фонематический слух
| говорит без оши-бок, понимает сложные речевые конструкции
| есть нарушения в звукопроизношении (обследование лого-педа)
| косноязычие (логопедические коррекционные занятия)
|
9. мелкие мышцы рук
| легко переписы-вает, копирует не-знакомый текст
| скопированный текст может прочи-тать, но его написа-ние вызывает серь-езные трудности
| не может скопи-ровать текст
|
10. пространствен-ная ориентация, координация движений
| подвижен, ловок
| недостаточно ловок
| неуклюж
|
11. координация в системе глаз - рука
| правильно пере-носит простейший графический образ
| незначительные искажения
| грубые искажения
|
12. объем зрительного восприятия
| норма
| ниже средних пока-зателей возрастной группы
| намного ниже сред-них показателей
|
Развитие познавательной деятельности (беседа)*
|
13. кругозор
| развернутые и конкретные пред-ставления о мире (время года, страна, свой город и т.д.)
| знания ограничены непосредственно окружением
| знания ограничены и бессистемны
|
14. развитие речи
| речь содержатель-на, выразительна, грамматически правильна
| затруднения в поиске слов для выражения мыслей
| односложные ответы, в речи много ошибок
|
15. развитие познавательной активности
| любознателен, активен, не нужда-ется в дополнитель-ных стимулах
| узкий круг интересующих вопросов
| низкий уровень активности, требу-ется постоянная стимуляция
|
16. сформирован-ность интеллек-туальных умений (анализа, сравнения, обобщения)
| понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает
| при выполнении требуется помощь учителя
| требуется обучающая помощь учителя
|
17. произвольность деятельности
| удерживает цель, намечает план
| удерживает цель, намечает план, но много отвлекается
| хаотичен, не дово-дит дело до конца
|
18. контроль и темы деятельности
| много успевает, видит ошибки
| мало успевает, исправляет ошибки
| не видит своих ошибок, мало успевает
|
19. кратковремен-ная память (зри-тельная, слуховая)
| более 50%
| 50%
| менее 50%
|
Примечание*: оценивается с помощью специальных тестовых заданий <1>
|