Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские проблемы биологии





1. Специфика биологического знания и место биологии в системе наук.

2. Принципы и методологические основания теоретической биологии.

3. Философские аспекты термодинамического подхода к определению сущности живого.

4. Информационная концепция сущности жизни и ее эпистемологический потенциал.

5. Этические аспекты биотехнологии.

6. Системный подход в современной биологии.

7. Специфика экспериментального познания в биологии.

8. Проблема редукции в современной биологии.

9. Биология и глобальные проблемы современности.

10. Теория естественного отбора в свете основных принципов универсального эволюционизма.

11. Биофилософия и формирование новых регулятивов культуры.

12. Биологические предпосылки человеческого познания и становление эволюционной эпистемологии.

13. Антропосоциогенез как научная и философская проблема современной культуры.

14. Программа «Геном человека» и будущее антропогенеза.

15. Взаимосвязь биологии и философии в познании сущности человеческого сознания.

 

Литература:

1. Биофилософия. – М., 1997.

2. Борзенков В.Г. Биофилософия сегодня. – М., 2006.

3. Введение в биоэтику. – М., 1999.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

5. Гнатик И.Н. Генетика человека. Былое и грядущее. – М., 2007.

6. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М., 2002.

7. Глобальный эволюционизм. – М., 1994.

8. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М., 2000.

9. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

10. Лоренц К. Так называемое зло. – М., 2008.

11. Лось В.А., Усул А.Д. Устойчивое развитие. – М., 2000.

12. Методология биологии: новые идеи. – М., 2001.

13. Олексин А.В. Биополитика. – М., 2001.

14. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

15. Природа биологического познания. – М., 1991.

16. Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. – М., 1992.

17. Фролов И.Т. Избранные труды. – М., 2001–2003. – Т. 1–3.

18. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. – М., 2010.

19. Хрусталев Ю.М. Основы биомедицинской этики. – М., 2010.

 

Философские вопросы химии

 

1. Химия в системе современного научного знания.

2. Принцип детерминизма и причинности в химическом познании.

3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания в химии.

4. Эволюция предмета химического познания в контексте научных революция.

5. Специфика методологии современного химического познания.

6. Критерий истинности химического знания и его эволюция.

7. Экспериментальный метод в химическом познании: эпистемологический аспект.

8. Философские идеи в учениях отечественных химиков (Д.И. Менделеев, Н.Н. Семенов и др.)

9. Эпистемологический потенциал биогеохимии в концепции живого вещества В.И. Вернадского.

10. Нанотехнологии и перспективы химической науки: мировоззренческие и практические аспекты.

11. Морально-этическая оценка химических знаний и практических достижений современной химии.

 

Литература:

1. Азимов А. Краткая история химии. – М., 2002.

2. Гачев Г. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. – М., 2003.

3. Канке В. А. Философия математики, физики, химии, биологии. – М., 2011.

4. Печенкин А. А. Взаимодействие физики и химии (философский анализ). – М., 1986.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 2005.

 

Философские вопросы экологии

1. Культурно-исторические и гносеологические предпосылки становления предмета теоретической экологии.

2. Глобальная экология как синтетическая дисциплина: история и становления и формирования понятийного аппарата.

3. Методологические и мировоззренческие основания научной теории биосферы и ноосферы В.И. Вернадского.

4. Мировоззренческие и гносеологические основания глобальной экологической проблемы.

5. Глобальное моделирование и сценарии-прогнозы «Римского клуба» о будущем человечества.

6. Научно-философское обоснование концепции устойчивого развития человеческой цивилизации.

7. Глобализация и синергетический прогноз развития человечества.

8. Проблема экологизации современного научного познания: эпистемологические аспекты.

9. Научно-теоретические контуры биосферосовместимой (антропогенной) цивилизации: мировоззренческий и методологический анализ.

10. Методологические аспекты взаимодействия демографии и социальной экологии в контексте глобалистики.


11. Роль Н.Н. Моисеева в научно-философской разработке биосферологии и глобальной экологии.

12. Философско-методологические основание ландшафтной экологии.

13. Экологическая этика и экологическая эстетика как новые формы отношений человека с живой природой: история и современность.

 

Литература:

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

2. Олейников Ю. В. Природный фактор бытия российского социума. – М., 2003.

3. Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. – М., 2007.

4. Философия природы сегодня. – М., 2009.

5. Философия экологического образования. – М., 2001.

6. Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. – М., 2009.

7. Хайтун С.Д. Феномен человека на фоне универсальной эволюции. – М., 2005.

8. Экология и этика. – М., 2011.

Философские вопросы медицины

1. Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины

2. Взаимосвязь философских и общенаучных категорий и понятий медицины.

3. Генезис философии медицины в ХХ веке как переход к новому этапу осмысления медико-биологических и медико-социальных проблем

4. Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема

5. Медицина как наука и искусство, теория и практика

6. Диалектика и системный подход в медицине

7. Теория отражения и современные научные представления об эволюции форм отражения в живой природе.

8. Эмпирическое и теоретическое знание в медицине

9. Факт и научная проблема. Гипотеза и научная теолрия, их логическая структура и познавательная функция в медицине.

10. Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни.

11. Здоровье и болезнь, их место в системе социальных ценностей человека и общества.

12. Биоэтика – наука о самоценности жизни.

13. Научность медицинского знания. Идеалы научности современного медицинского знания.

 

Литература:

1. Анохин А.М. Проблема знания в медицине: методологические аспекты. – М., 1995.

2. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. – М., 2010.

3. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине: Философские очерки. – М., 1990.

4. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. – М., 2003.

5. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988

6. Философия здоровья. – М., 2001.

7. Хайтун С.Д. Феномен человека на фоне универсальной эволюции. – М., 2005

8. Хрусталев Ю.М. Основы биомедицинской этики. – М., 2010.

 

Философские вопросы техники и инженерного знания

1. Сущность и природа техники.

2. Специфика технического знания и технической деятельности.

3. Методология и история технических наук.

4. Эмпирический и теоретический уровни познания в технических науках.

5. Методологические аспекты проектирования и инженерной деятельности.

6. Взаимосвязь научных революций и технического прогресса: история и современность

7. Философско-методологический анализ компьютерной революции.

8. Искусственный интеллект как философско-научная и научно-техническая проблема.

9. Технократизм и проблема гуманизации техники.

10. Техническая эстетика и ее место в современном культурном пространстве.

11. Понятие инженерной этики и проблема ответственности инженера в технологизированном мире.


12. Биомедицинские технологии и возможные модификации человеческой природы: философско-аксиологический аспект.

 

Литература:

1. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – М., 2004.

2. Горохов В.Г. Техника и культура. – М., 2008.

3. Грунвальд А. Техника и общество. – М., 2011.

4. Ленк Х. Размышление о современной технике. – М., 1996.

5. Павленко А.Н. Возможность техники. – СПб., 2010.

6. Философия техники: история и современность. – М., 1997.

7. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. – М., 2004

 

Философские вопросы педагогики

1. Педагогика в системе гуманитарных наук.

2. Теоретико-методологические основы педагогики.

3. Понятийно-категориальный аппарат педагогической науки.

4. Педагогическая антропология и педагогика.

5. Субъектно-объектный характер педагогической деятельности.

6. Образовательный идеал в историко-педагогическом контексте.

7. Принципы периодизации всемирного историко-педаго­ги­чес­кого процесса.

8. Развитие педагогики как науки с позиции ведущих методологических подходов: формационный, цивилизационный, аксиологический, культурологический, религиозный, парадигмальный…

9. Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем (Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение…)

10. Деятельностный подход в педагогическом исследовании.

11. Педагогическая теория.

12. Методы педагогического познания.

13. Педагогика и философия.

14. Философско-методологические проблемы реформы отечественного образования.

15. Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания.

16. Философский гуманизм как исследовательский принцип педагогического познания.

 

Литература:

1. Ананьев А.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психологические труды. В 2 т. – М., 1989.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М., 2003.

3. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека.
– М., 2005.

4. Введение в научное исследование по педагогике. – М., 1988.

5. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сбор. избр. трудов. – М., 1993.

6. Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.

7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998.

8. Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.

9. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1982.

10. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993.

11. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучения всемирного историко-педагогического процесса. – М., 1994.

12. Кудишина А.А. Феномен гуманизма. – М., 2007.

13. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. – Свердловск, 1988.

14. Круглый стол «Философия, культура, образование» // Вопросы философии. – 1999. – № 3.

15. Локк Д. Мысли о воспитании // Локк Дж. Соч.: в 3 т. – М., 1988. – Т. 3.


16. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2 т. – М., 1978.

17. Современные проблемы истории образования и педагогической мысли. – М., 1994.

18. Шварцман К.А. Философия воспитания. – М., 1989.

19. Философия, культура, образование. Материалы круглого стола // Вопросы философии. – 1999. – № 3.

20. Философия образования. Материалы круглого стола // Вопросы философии. – 1995. – №4.

21. Философия образования. – М., 1996.

22. Философия образования для XXI века. – М., 1992.

 

Философские вопросы психологии

1. Психология в системе наук.

2. Психология и когнитивные науки.

3. Понятийно-категориальный аппарат педагогической психологии.

4. Методы исследования в психологии.

5. Психологическая теория знания и ее структура.

6. Психология о типах и формах существования знания: образная, знаковая, модельная, символическая…

7. Проблемы субъекта знания в педагогической психологии.

8. Эмпирический и теоретический уровни познания в процессе обучения.

9. Учение как деятельность на эмпирическом уровне.

10. Учение как деятельность на теоретическом уровне.

11. Деятельность как принцип и метод в психологическом исследовании.

12. Психологические теории учения и их типология.

13. Гуманистическая ориентированность психолого-педаго­ги­чес­кой деятельности.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

2. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека.
– М., 2005.

3. Баксанский О.Е. Современный когнитивизм: филология, когнитивная наука, когнитивные дисциплины // Вопросы философии. – 2006. – № 1.

4. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Нейролингвистическое программирование как практическая область когнитивных наук // Вопросы философии. – 2005. – № 1.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1969.

6. Габай Т.В. Педагогическая психологи. – М., 1998.

7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.

8. Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли США. – М., 1987.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.

10. Кон И.С. Социология личности. – М., 1968.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

12. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 42.

13. Немов Р.С. Психология. Т.2. – Психология образования. – М., 1999.

14. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. – М., 1989.

15. Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. – М., 1985.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1996.

17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

18. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

19. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

20. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................... 3

 

Нормативные документы Министерства образования
и науки Российской Федерации,
определяющие содержание и порядок сдачи
кандидатских экзаменов...................................................................... 4

 

Программа-минимум кандидатского экзамена по курсу
«История и философия науки»
«Общие проблемы философии науки»................................................ 8

 

Тематический план учебного курса....................................................... 15

Тематика лекционного курса....................................................... 15

Тематика коллоквиумов................................................................ 16

Тематика и структура спецкурсов............................................... 16

Рабочая программа коллоквиумов.............................................. 19

 

О реферате................................................................................................ 30

 

О кандидатском экзамене по «Истории и философии науки»....... 41

Вопросы к кандидатскому экзамену
«История и философия науки».................................................... 42

 


Учебное издание


ИСТОРИЯ

И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

Научный редактор
кандидат философских наук Л. С. Андреева

 

 







Date: 2015-06-11; view: 1018; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию