Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философские проблемы биологии
1. Специфика биологического знания и место биологии в системе наук. 2. Принципы и методологические основания теоретической биологии. 3. Философские аспекты термодинамического подхода к определению сущности живого. 4. Информационная концепция сущности жизни и ее эпистемологический потенциал. 5. Этические аспекты биотехнологии. 6. Системный подход в современной биологии. 7. Специфика экспериментального познания в биологии. 8. Проблема редукции в современной биологии. 9. Биология и глобальные проблемы современности. 10. Теория естественного отбора в свете основных принципов универсального эволюционизма. 11. Биофилософия и формирование новых регулятивов культуры. 12. Биологические предпосылки человеческого познания и становление эволюционной эпистемологии. 13. Антропосоциогенез как научная и философская проблема современной культуры. 14. Программа «Геном человека» и будущее антропогенеза. 15. Взаимосвязь биологии и философии в познании сущности человеческого сознания.
Литература: 1. Биофилософия. – М., 1997. 2. Борзенков В.Г. Биофилософия сегодня. – М., 2006. 3. Введение в биоэтику. – М., 1999. 4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. 5. Гнатик И.Н. Генетика человека. Былое и грядущее. – М., 2007. 6. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М., 2002. 7. Глобальный эволюционизм. – М., 1994. 8. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М., 2000. 9. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995. 10. Лоренц К. Так называемое зло. – М., 2008. 11. Лось В.А., Усул А.Д. Устойчивое развитие. – М., 2000. 12. Методология биологии: новые идеи. – М., 2001. 13. Олексин А.В. Биополитика. – М., 2001. 14. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985. 15. Природа биологического познания. – М., 1991. 16. Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. – М., 1992. 17. Фролов И.Т. Избранные труды. – М., 2001–2003. – Т. 1–3. 18. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. – М., 2010. 19. Хрусталев Ю.М. Основы биомедицинской этики. – М., 2010.
Философские вопросы химии
1. Химия в системе современного научного знания. 2. Принцип детерминизма и причинности в химическом познании. 3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания в химии. 4. Эволюция предмета химического познания в контексте научных революция. 5. Специфика методологии современного химического познания. 6. Критерий истинности химического знания и его эволюция. 7. Экспериментальный метод в химическом познании: эпистемологический аспект. 8. Философские идеи в учениях отечественных химиков (Д.И. Менделеев, Н.Н. Семенов и др.) 9. Эпистемологический потенциал биогеохимии в концепции живого вещества В.И. Вернадского. 10. Нанотехнологии и перспективы химической науки: мировоззренческие и практические аспекты. 11. Морально-этическая оценка химических знаний и практических достижений современной химии.
Литература: 1. Азимов А. Краткая история химии. – М., 2002. 2. Гачев Г. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. – М., 2003. 3. Канке В. А. Философия математики, физики, химии, биологии. – М., 2011. 4. Печенкин А. А. Взаимодействие физики и химии (философский анализ). – М., 1986. 5. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 2005.
Философские вопросы экологии 1. Культурно-исторические и гносеологические предпосылки становления предмета теоретической экологии. 2. Глобальная экология как синтетическая дисциплина: история и становления и формирования понятийного аппарата. 3. Методологические и мировоззренческие основания научной теории биосферы и ноосферы В.И. Вернадского. 4. Мировоззренческие и гносеологические основания глобальной экологической проблемы. 5. Глобальное моделирование и сценарии-прогнозы «Римского клуба» о будущем человечества. 6. Научно-философское обоснование концепции устойчивого развития человеческой цивилизации. 7. Глобализация и синергетический прогноз развития человечества. 8. Проблема экологизации современного научного познания: эпистемологические аспекты. 9. Научно-теоретические контуры биосферосовместимой (антропогенной) цивилизации: мировоззренческий и методологический анализ. 10. Методологические аспекты взаимодействия демографии и социальной экологии в контексте глобалистики. 11. Роль Н.Н. Моисеева в научно-философской разработке биосферологии и глобальной экологии. 12. Философско-методологические основание ландшафтной экологии. 13. Экологическая этика и экологическая эстетика как новые формы отношений человека с живой природой: история и современность.
Литература: 1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. 2. Олейников Ю. В. Природный фактор бытия российского социума. – М., 2003. 3. Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. – М., 2007. 4. Философия природы сегодня. – М., 2009. 5. Философия экологического образования. – М., 2001. 6. Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. – М., 2009. 7. Хайтун С.Д. Феномен человека на фоне универсальной эволюции. – М., 2005. 8. Экология и этика. – М., 2011. Философские вопросы медицины 1. Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины 2. Взаимосвязь философских и общенаучных категорий и понятий медицины. 3. Генезис философии медицины в ХХ веке как переход к новому этапу осмысления медико-биологических и медико-социальных проблем 4. Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема 5. Медицина как наука и искусство, теория и практика 6. Диалектика и системный подход в медицине 7. Теория отражения и современные научные представления об эволюции форм отражения в живой природе. 8. Эмпирическое и теоретическое знание в медицине 9. Факт и научная проблема. Гипотеза и научная теолрия, их логическая структура и познавательная функция в медицине. 10. Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни. 11. Здоровье и болезнь, их место в системе социальных ценностей человека и общества. 12. Биоэтика – наука о самоценности жизни. 13. Научность медицинского знания. Идеалы научности современного медицинского знания.
Литература: 1. Анохин А.М. Проблема знания в медицине: методологические аспекты. – М., 1995. 2. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. – М., 2010. 3. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине: Философские очерки. – М., 1990. 4. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. – М., 2003. 5. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988 6. Философия здоровья. – М., 2001. 7. Хайтун С.Д. Феномен человека на фоне универсальной эволюции. – М., 2005 8. Хрусталев Ю.М. Основы биомедицинской этики. – М., 2010.
Философские вопросы техники и инженерного знания 1. Сущность и природа техники. 2. Специфика технического знания и технической деятельности. 3. Методология и история технических наук. 4. Эмпирический и теоретический уровни познания в технических науках. 5. Методологические аспекты проектирования и инженерной деятельности. 6. Взаимосвязь научных революций и технического прогресса: история и современность 7. Философско-методологический анализ компьютерной революции. 8. Искусственный интеллект как философско-научная и научно-техническая проблема. 9. Технократизм и проблема гуманизации техники. 10. Техническая эстетика и ее место в современном культурном пространстве. 11. Понятие инженерной этики и проблема ответственности инженера в технологизированном мире. 12. Биомедицинские технологии и возможные модификации человеческой природы: философско-аксиологический аспект.
Литература: 1. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – М., 2004. 2. Горохов В.Г. Техника и культура. – М., 2008. 3. Грунвальд А. Техника и общество. – М., 2011. 4. Ленк Х. Размышление о современной технике. – М., 1996. 5. Павленко А.Н. Возможность техники. – СПб., 2010. 6. Философия техники: история и современность. – М., 1997. 7. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. – М., 2004
Философские вопросы педагогики 1. Педагогика в системе гуманитарных наук. 2. Теоретико-методологические основы педагогики. 3. Понятийно-категориальный аппарат педагогической науки. 4. Педагогическая антропология и педагогика. 5. Субъектно-объектный характер педагогической деятельности. 6. Образовательный идеал в историко-педагогическом контексте. 7. Принципы периодизации всемирного историко-педагогического процесса. 8. Развитие педагогики как науки с позиции ведущих методологических подходов: формационный, цивилизационный, аксиологический, культурологический, религиозный, парадигмальный… 9. Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем (Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение…) 10. Деятельностный подход в педагогическом исследовании. 11. Педагогическая теория. 12. Методы педагогического познания. 13. Педагогика и философия. 14. Философско-методологические проблемы реформы отечественного образования. 15. Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания. 16. Философский гуманизм как исследовательский принцип педагогического познания.
Литература: 1. Ананьев А.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психологические труды. В 2 т. – М., 1989. 2. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М., 2003. 3. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека. 4. Введение в научное исследование по педагогике. – М., 1988. 5. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сбор. избр. трудов. – М., 1993. 6. Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982. 7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998. 8. Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. 9. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1982. 10. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993. 11. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучения всемирного историко-педагогического процесса. – М., 1994. 12. Кудишина А.А. Феномен гуманизма. – М., 2007. 13. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. – Свердловск, 1988. 14. Круглый стол «Философия, культура, образование» // Вопросы философии. – 1999. – № 3. 15. Локк Д. Мысли о воспитании // Локк Дж. Соч.: в 3 т. – М., 1988. – Т. 3. 16. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2 т. – М., 1978. 17. Современные проблемы истории образования и педагогической мысли. – М., 1994. 18. Шварцман К.А. Философия воспитания. – М., 1989. 19. Философия, культура, образование. Материалы круглого стола // Вопросы философии. – 1999. – № 3. 20. Философия образования. Материалы круглого стола // Вопросы философии. – 1995. – №4. 21. Философия образования. – М., 1996. 22. Философия образования для XXI века. – М., 1992.
Философские вопросы психологии 1. Психология в системе наук. 2. Психология и когнитивные науки. 3. Понятийно-категориальный аппарат педагогической психологии. 4. Методы исследования в психологии. 5. Психологическая теория знания и ее структура. 6. Психология о типах и формах существования знания: образная, знаковая, модельная, символическая… 7. Проблемы субъекта знания в педагогической психологии. 8. Эмпирический и теоретический уровни познания в процессе обучения. 9. Учение как деятельность на эмпирическом уровне. 10. Учение как деятельность на теоретическом уровне. 11. Деятельность как принцип и метод в психологическом исследовании. 12. Психологические теории учения и их типология. 13. Гуманистическая ориентированность психолого-педагогической деятельности. Литература: 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. 2. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека. 3. Баксанский О.Е. Современный когнитивизм: филология, когнитивная наука, когнитивные дисциплины // Вопросы философии. – 2006. – № 1. 4. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Нейролингвистическое программирование как практическая область когнитивных наук // Вопросы философии. – 2005. – № 1. 5. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1969. 6. Габай Т.В. Педагогическая психологи. – М., 1998. 7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985. 8. Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли США. – М., 1987. 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999. 10. Кон И.С. Социология личности. – М., 1968. 11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. 12. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 42. 13. Немов Р.С. Психология. Т.2. – Психология образования. – М., 1999. 14. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. – М., 1989. 15. Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. – М., 1985. 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1996. 17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998. 18. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. 19. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993. 20. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................... 3
Нормативные документы Министерства образования
Программа-минимум кандидатского экзамена по курсу
Тематический план учебного курса....................................................... 15 Тематика лекционного курса....................................................... 15 Тематика коллоквиумов................................................................ 16 Тематика и структура спецкурсов............................................... 16 Рабочая программа коллоквиумов.............................................. 19
О реферате................................................................................................ 30
О кандидатском экзамене по «Истории и философии науки»....... 41 Вопросы к кандидатскому экзамену
Учебное издание
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Научный редактор
Date: 2015-06-11; view: 1018; Нарушение авторских прав |