Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лечение маниакально-депрессивного психоза





Депрессивные фазы – трициклические антидепрессанты с быстрым увеличением суточных доз. При тревожных состояниях добавить анксиолитики (тизерцин, хлорпротиксен). Если антидепрессанты не помогают – ЭСТ (в тяжелых случаях). Депривация сна (на 24–48 часов) – приводит к задержке экскреции серотонина и повышению его уровня. При длительном и безрезультатном лечении – резкая отмена препаратов ® соматоневрологические расстройства; также резкая отмена применяется для преодоления развития резистентности.

Маниакальная фаза – аминазин, галоперидол, триседил, соли Li, карбамазепин.

52. Аффективные расстройства, основные закономерности течения, клинические варианты, терапия.

Учебник 405 течение на 411 в середине)).варианты маниакально-депрессивный психоз,маниакальное состояние,циклотомия кратко рпределение и лечение на 412 странице

53. Основные клинические проявления психических нарушений при церебральном атеросклерозе.

Незнаю интернет пожалуйста)

54. Инволюционные психозы. Основные клинические формы и ведущая симптоматика.

Интернет

55. Атрофические заболевания головного мозга (болезнь Альцгеймера, старческое слабоумие). Закономерности клиники и течения. Патологоанатомические изменения.

Уучебнник 335 Деменция – приобретенное слабоумие, развивается после 3 лет или чаще в старости (в связи с атеросклерозом), происходит прогредиентное разрушение интеллекта («разорившийся богач»). Выделяют:

органическую деменцию, которая в свою очередь делится на:

· лакунарная (частичная, дисмнестическая) – страдает чаще память, но сообразительность остается, сохраняется ядро личности. Критика сохранена, понимают свое положение, пользуются записной книжкой (фиксируют, что надо сделать, сказать и др.);

· глобарная (полная, тотальная) – критика отсутствует. Развивается при болезни Альцгеймера и др. диффузных поражениях головного мозга. Таких больных нельзя оставлять одних, нуждаются в постоянном надзоре (как маленькие дети).

концентрическую (эпилептическая, лабиринтная) – характерна эгоцентрическая память, помнит то, что связано с болезнью, все остальное – нет. Не способны отличать главное от второстепенного, мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным.

апатическую (шизофреническая, атактическая) – память не нарушается, запас знаний также не изменен, но больному все безразлично, он не хочет использовать свои знания, не хочет думать («шкаф, полный книг, которыми никто не пользуется»).

Лечение на 338

56. Умственная отсталость (олигофрения), определение. Основные причины олигофрении, степени, формы.

Олигофрения – наследственное, врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и в затруднении социальной адаптации.

Недоразвитие интеллекта – это самое яркое проявление, но также имеются эмоциональные, волевые, речевые и двигательные нарушения. Может сопровождаться физическими, психическими, биохимическими и эндокринными нарушениями. Это состояние не прогрессирует, в большинстве случаев даже возможно какое-то интеллектуальное развитие.

Этиология:

1) Генные и хромосомные аберрации (ФКУ, галактоземия, синдром Лоренса–Муна–Барде–Бидля, синдром Дауна) – чаше развивается идиотия, имбецильность.

2) Эмбрио- и фетопатии (вследствие краснухи, резус-конфликта, токсоплазмоза, врожденного сифилиса, внутриутробной гипоксии, родовой травмы) – чаще имбецильность, дебильность, могут быть эпилептические припадки.

3) Перинатальные факторы и факторы, действующие в раннем детстве – менингиты, энцефалиты, эмоциональная и социальная депривация.

Критерии диагностики:

1) Ведущее нарушение – слабоумие, отсутствие абстрактно-логического мышления.

2) Тотальность проявлений – кроме мышления нарушены и другие сферы – эмоции, воля, моторика. Причем как в сторону усиления, так и угнетения. В отличие от олигофрении при деменции может быть изолированное нарушение мышления.

3) Наличие эволютивной динамики, т.е. ребенок развивается, проходит те же возрастные этапы, что и нормальные дети, но с задержкой.

По степени тяжести выделяют:

Идиотия – тяжелая степень. При глубокой идиотии познавательная деятельность отсутствует, не способны к образованию понятий (не узнают мать, горячее–холодное, съедобное – несъедобное и т.д.), не способны к самообслуживанию, чувствительность понижена (в том числе и болевая, поэтому не реагируют на повреждение), эмоции примитивные (чаще злобно-гневливые вспышки), движения несогласованны, некоординированы. Речь отсутствует.

При средней и легкой степени – способны к выработке простых представлений, усваивают элементарные навыки самообслуживания, различают окружающих, могут даже радоваться при появлении знакомых лиц. Движения неловкие, но может быть и очень высокая хорошо координированная моторика. Речь – примитивная, в основном звуки, могут знать несколько простых слов.

Идиоты – это инвалиды, нуждаются в постоянном уходе (I группа инвалидности).

Имбецильность – средняя степень. Способны образовывать представления, но не понятия, т.е. не способны к абстрактному мышлению. Можно обучить основным навыкам самообслуживания, простому труду. Речь косноязычная, простыми предложениями или фразами. Плохо адаптируются к новым условиям, нуждаются в постоянном руководстве. По поведению делятся на 2 группы: активные, гипермоторные, непоседливые и вялые, апатичные, равнодушные. По характеру – добродушные, покладистые, спокойные, общительные (синдром Дауна) или упрямые, злобные.

Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Не могут образовывать сложные обобщения, но их можно обучить школьным навыкам, хотя обычно не поднимаются выше 3–5 класса. Обучение в специальных школах. В жизни адаптированы, могут иметь семью, несложную работу.

Клинические формы олигофрений:

– астеническая – характерны истощаемость, утомляемость, неустойчивость настроения;

– атоническая – не способны к мотивированному и целесообразному поведению;

– дисфорическая – склонность к агрессии, разрушениям;

– стеническая – уравновешенный или неуравновешенный варианты в зависимости от устойчивости настроения, добродушия или агрессивности.

Дифференциальная диагностика.

1) Деменции – развиваются после 3–5 лет, был период нормального развития, но произошла деградация.

2) Микросоциальная педагогическая запущенность (пограничная интеллектуальная недостаточность) – малый запас знаний, бедность интеллекта, слабая волевая сфера, не приучены к систематическим занятиям, познавательный интерес не сформирован, поэтому в школе им скучно, учатся плохо. Но все психические процессы в норме. Часто асоциальны. Есть отличия у таких детей, если они росли в городе или в деревне.

3) Церебрастенический синдром (пограничная интеллектуальная недостаточность) – повышенная утомляемость, отвлекаемость. Успех в школе зависит не от сложности задания, а от наличия времени (за домашнюю работу получают «5», в классе – «3–2»). Коррекция – ноотропы, режим учебы, удлинение перемен, дополнительный выходной.

4) Психоорганический синдром (резидуально-органическое, нервно-психическое расстройство) – может быть сочетание церебрастении с медлительность, вялостью, пассивностью («копуша») или, наоборот, с психомоторной расторможенностью.

57. Реактивные психозы, клинические варианты острых (шоковых), подострых и затяжных форм.

Реактивные психозы относятся к психогенным заболеваниям. Этиология – психическая травма, которая условно делится на:

– сильные одномоментные раздражители (землетрясения, наводнения – затрагивают большую группу людей или могут касаться одного человека, вызывая аффективно-шоковое состояние);

– несильные, но действующие длительно раздражители.

У детей это могут быть особенности воспитания – наказание, испуг и др.

Психогенные заболевания – это функциональные заболевания, в основе которых лежит механизм нервного срыва (функциональное расстройство высшей нервной деятельности). При прекращении воздействия психотравмирующего фактора психогенное заболевание является обратимым. Важно, на какой фон накладывается травма – темперамент (холерики и меланхолики), недосыпание, переутомление, интоксикации, астенизирующие заболевания, у детей – эмоциональная депривация. Также большую роль играет значимость травмы, ее ценность для человека.

Психогенные заболевания делятся на реактивные психозы и неврозы.

Среди реактивных психозов выделяют:

1) Острые шоковые реакции – длятся от нескольких минут до нескольких часов, обычно в ответ на сильные одномоментные воздействия. Протекают с сумеречным нарушением сознания и последующей амнезией. Когда приходят в себя, остается астено-депрессивный синдром, сопровождающийся вегетативными расстройствами. Если напомнить о травме, состояние возвращается.

а) реактивный (психогенный) ступор – больной застывает, замолкает, не отвечает на вопросы, что было, не помнит;

б) реактивное возбуждение – «двигательная буря», моторное и речевое возбуждение, сознание сумеречное, может быть выражение страха на лице, заканчивается амнезией.

2) Примитивные защитные реакции (подострые психозы, тюремные, истерические психозы):

а) синдром Ганзера (истерические сумерки) – сумеречное сознание с явлениями миморечи и мимодействия;

б) псевдореминисценции – больной напоминает слабоумного (не знает сколько пальцев на руке, какой сейчас месяц и т.д.), на вопросы отвечает нелепо, но в плоскости вопроса; степень сужения сознания меньше, чем в предыдущем случае;

в) пуэрилизм – поведение как у ребенка, у детей – как в более младшем возрасте (например, как в грудной период);

г) синдром одичания (регресса психики) – поведение становится как у животного: ходит на четвереньках, лакает языком, спит на коврике. Развивается на очень большие сроки лишения свободы. В основе – защитный механизм, патологическое решение проблемы, бегство в болезнь (что взять со слабоумного, с ребенка и т.д.).

д) синдром бредоподобных фантазий – уход в идеи могущества. По выходе часто развивается истерический конверсионный синдром (афония, астазия–абазия, парезы, паралич и другие соматические «расстройства» при сохранении возможного функционирования).

3) Сложные (затяжные) реактивные психозы:

а) реактивная депрессия – длиться более 14 суток, всегда звучит психотравма. Если отвлечь, то признаки депрессии уменьшаются, если напомнить – усиливаются. Иногда депрессия приобретает затяжной волнообразный характер (когда психотравма не разрешается). Варианты:

– астено-депрессивный вариант – усталость, сил нет жить и т.п.; больные не ухаживают за собой, не едят и т.д.;

– депрессивно-истерический вариант – выражает свое горе «для публики», обвиняют других, но не себя; может сопровождаться конверсионным синдромом;

– депрессивно-параноидальный вариант – самообвинение вплоть до суицида.

б) реактивный параноид – бред, галлюцинации, отражающие психическую травму:

– бред тугоухих – идеи отношения, что за спиной все его обсуждают;

– бред иноязычного окружения – похож на предыдущий, в иноязычной стране человек считает, что все вокруг говорят только о нем, обсуждают его и т.п.;

– индуцированный бред – особенно часто у детей. Развивается, если имеется бредовый больной в семье. Если индуцируемого и индуктора разлучить, то у больного будет динамика (положительная или отрицательная), а индуцированный – в стабильном состоянии.

– бред сутяжных;

– дорожный параноид – развивается в дороге. Больной подозревает, что за ним следят, преследуют, просит, чтобы его защитили, иногда выпрыгивает на ходу.

– ипохондрический психоз – причиной является неумелая санитарная пропаганда, т.е. это в какой-то степени ятрогенное заболевание.

58. Истерия.

Истерия – это невроз, проявляющийся различными функциональными психическими, соматическими и неврологическими расстройствами, сопровождается большой внушаемостью и самовнушаемостью, стремлением любой ценой привлечь внимание окружающих.

Заболевают в основном женщины, чаще в молодом возрасте (15–25 лет), но возраст может быть любым. В военное время могут заболеть и мужчины. Подвержены истерии люди с определенным типом высшей нервной деятельности – у которых восприятие эмоций преобладает над рассудком, с богатой мимикой и жестикуляцией, манерные, стремятся быть в центре внимания (т.е. с преобладанием 1‑й сигнальной системы). Может копироваться любое медицинское заболевание, отсюда многообразие симптоматики. Симптоматика изменчива, т.е. с появлением другого пациента или врача клиника изменяется. Характерно двойственное отношение к болезни – обращается за медицинской помощью, но не стремится вылечиться.

Симптомы:

1) Двигательные расстройства:

1) Истерический припадок – никогда не бывает без зрителей, больной никогда не ушибается, не бывает непроизвольного мочеиспускания, дефекации, прикусывания языка, щек. Не нарушаются рефлексы, реакция зрачков на свет. Не выдерживается фазность: тоническая (30–40 сек) ® клоническая (до 2 минут), но если видел эпилептический припадок, то фазность может быть.

2) Истерические двигательные расстройства – парезы, параличи, контрактуры. Нет субстрата нарушения (не совпадает чувствительная и двигательная иннервация). Характерно, что больно при этом идет по длинному пути, действия театральны. Тонус, трофика, рефлексы – в норме. Астазия–абазия у женщин – ходить не может, но лежа поднимает ногу, сгибает и т.д.

2) Расстройства чувствительности – не совпадает с сегментарной иннервацией, выпадает по границам одежды, нет переходной зоны, границы четкие.

3) Расстройства зрения, слуха, обоняния, вкуса – также не соответствует физиологическим законам.

4) Истерические расстройства речи – заикание, мутизм, афонии – возникают обычно в конфликтных ситуациях.

5) Соматовегетативные расстройства – острый живот, боли в сердце, удушье по типу астмы, истерическая беременность и др.

6) Истерические психические расстройства – пуэрилизм, истерическая амнезия (забывается только травмирующая ситуация), истерическая фуга (быстрый, но организованный уход).

По МКБ‑10 выделяются еще диссоциативные (конверсионные) расстройства – когда под влиянием эмоциональных факторов возникают изменения физического состояния, вегетативные реакции. Например, конверсионная амнезия; диссоциативные судороги.

Лечение – суггестивное, т.к. люди с такими заболеваниями ОЧЕНЬ внушаемы, бывает достаточно 1 сеанса гипнотерапии. Большинство случаев с «прозрением слепых» и других невероятных исцелений – больные истерией.

59. Невроз навязчивых состояний.

Невроз навязчивых состояний – это общее название неврозов, проявляющихся навязчивыми страхами, представлениями, воспоминаниями и т.д. Болеют и мужчины, и женщины, обычно «мыслительного» типа (скромные, мнительные, застенчивые, сдержанные).

Сначала навязчивости возникают только когда есть причина невроза. На 2 этапе обсессии возникают уже при ожидании встречи с психотравмирующей ситуацией. На 3 этапе – происходит фиксация, фобия закрепляется, действует постоянно, приобретает хроническое течение.

Навязчивые состояния (обсессии) делятся на:

1) фобии – навязчивые страхи (их более 100): танато-, клаустро-, агаро-, СПИДо- акарифобия и другие;

2) собственно обсессии – навязчивые мысли:

– эмоционально нейтральные (отвлеченные): навязчивый счет, воспоминание дат, цифр, имен, навязчивое мудрствование;

– сопровождающиеся тягостными чувствами (образные): представления, влечения, желания, сомнения и др.

а также – навязчивые представления, влечения, контрастные представления, желания, влечения.

3) навязчивые действия (компульсии) – если они связаны с фобиями и имеют защитный характер, то называются ритуалами. Но могут иметь и самостоятельный характер, у детей часто в виде тиков.

Главное отличие невроза навязчивых состояний от других психических заболеваний (вялотекущая шизофрения, органический синдром) в том, что сохранена критика.

Кроме того, у больных имеется астеническая симптоматика (утомляемость, истощаемость) и вегетативные расстройства.

60. Расстройства личности (психопатии). Определение, клиническая симптоматика, динамика.

Психопатия – это патологическое состояние, характеризующееся стойкой дисгармонией личности, которая проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере (что отражается на поведении) при сохранном интеллекте. Это не заболевание, а патологическое состояние. Является результатом психического дизонтогенеза, это результат нарушения формирования личности (рассматривается в группе аномалий развития). При психопатиях интеллект сохранен, но отсутствует критика к своему поведению, они затрудняются прогнозировать последствия своих поступков, не извлекают негативный опыт.

Диагностика психопатий основывается на 3 критериях (критерии Ганнушкина), для постановки диагноза необходимы все три:

1) Тотальность патологических черт характера, т.е. психопат проявляет свой тип характера в любой обстановке (с родителями, в кругу друзей, на работе и др.), поведение мало зависит от обстановки («не многогранный, а круглый»). Кроме того, тотальность заключается в том, что болезненные особенности личности проявляются во всех ее сторонах – склонностях, отношениях, интересах и др. Именно поэтому нет критики, не могут посмотреть на себя с другой стороны. Этим психопат отличается от акцентуанта.

2) Стабильность, малая обратимость патологических черт. Если психопатия сформировалась, то патологический склад личности остается на всю жизнь, вылечиться нельзя. Но проявления могут усиливаться или ослабевать в зависимости от внешних обстоятельств или внутреннего состояния больного. Когда патологические черты ослабевают, говорят о компенсации патологических черт. Этим признаком психопатии отличаются от психопатоподобных состояний при психических заболеваниях (шизофрения, аффективные расстройства, травмы черепа и др.).

3) Выраженность патологических черт до степени, приводящей к социальной дезадаптации – чаще такие люди одиноки, т.к. не могут длительно поддерживать нормальные отношения с другими.

Происхождение психопатий (этиопатогенетические типы):

1) ядерная (конституциональная, истероидная) составляет ~50%, в основе лежит наследственный фактор, аномалия характера, передающаяся из поколения в поколение. Эти психопатия врожденная, проявляется рано, особенно ярко в периоды возрастных кризов.

2) приобретенная (органическая) – ~15%, связана с органической церебральной недостаточностью, которая влияет именно на структуры, отвечающие за эмоционально-волевую сферу, при этом психоорганических проявлений (синдрома) нет.

3) краевая – ~35%, также приобретенная, связана с неправильным воспитанием, психотравмирующей обстановкой в семье. Проходит определенные этапы: травма ® характерологическая реакция ® фиксация ®патохарактерологическая реакция ® нарушение формирования личности ® психопатия. На этапах до психопатии процесс еще обратим.

В происхождении психопатий большое значение имеет неправильное воспитание:

гипоопека (безнадзорность) – недостаточное внимание, ребенок предоставлен самому себе (в неблагоприятных семьях – ребенок не нужен; или родители зарабатывают деньги – некому заняться ребенком). Способствует формированию неустойчивых и возбудимых черт характера.

по типу «Золушки» - эмоциональное отвержение, ребенок не нужен, мешает; когда ребенок не устраивает родителей – ждали мальчика, получилась девочка или не оправдывает надежды. Формируется астенический тип.

гиперопека – ребенок во всем контролируется, везде запреты, подавляются самостоятельность, инициативность, что приводит к развитию астенического типа.

по типу «ежовых рукавиц» - жестокие взаимоотношения, незаслуженно наказывают ребенка, избивают. Приводит к формированию возбудимого типа.

по типу «кумир семьи» (потворствующая гиперопека) – удовлетворяются все прихоти, ребенка балуют, захваливают, что приводит к развитию истероидных черт.

Часто имеются все 3 фактора: наследственность, неблагоприятное внутриутробное развитие, органические изменения, дефекты воспитания. Особенно высока вероятность развития психопатий при совпадении типа воспитания и имеющейся акцентуации (врожденная).

Клинические формы психопатий:

1) Гипертимная психопатия – постоянно повышенное настроение, безудержный оптимизм, очень общительны, активны, подвижны, неприятностей не бывает, все воспринимает в розовых тонах, не способны к глубоким переживаниям, беззаботны, легковесны, поиск удовольствий, любят все радости жизни; низшие влечения расторможены (гиперсексуальность, хороший аппетит и т.п.), авантюристы, слабо выражен инстинкт самосохранения, снижен страх; склонность к лидерству (масса идей, изобретательны), но идеи не доводят до конца, недисциплинированны, непорядочны, аморальны, нет чувства долга, хвастливы, гневливы при попытках ограничить их свободу.

2) Гипотимный тип – мрачные, угрюмые, малообщительны, пессимистичны, фиксируются на отрицательных сторонах жизни, недовольны собой, медлительны, тугодумы, но отзывчивы, добрые, глубоко сопереживают.

3) Эмотивно-лабильный – крайняя изменчивость и непостоянство настроений в зависимости от ситуации, перепады глубокие (как в сторону экзальтации, так и депрессии), но в связи с внешними обстоятельствами, хотя реакции не зависят от тяжести и силы события. От настроения зависят все их действия. Предрасположены к развитию неврозов, реактивных состояний.

4) Астенический тип – невыносливость к физическим и психическим нагрузкам, значительная утомляемость, на фоне которых возникают вспышки раздражения, недовольства собой, раскаяния. Сниженный фон настроения, впечатлительны, ранимы, не выносят грубость, бестактность, легко теряются в незнакомой обстановке, с трудом знакомятся, но нуждаются в близком друге. Склонность к ипохондрическим переживаниям, нерешительны, застенчивы, легко отчаиваются, опускают руки.

5) Психастенический тип – аналогично астеническому, но с выраженной тревожностью, мнительностью, нерешительностью, склонностью к сомнениям. Неспособны к принятию решений, имеется тревога в связи с выполнением каких-либо действий, тревога, направленная на будущее. Склонны к постоянному самоанализу, самокопанию, легко возникают навязчивости, фобии.

6) Истерическая психопатия – жажда признания, стремление казаться больше, чем он есть, что проявляется в демонстративности поведения, стремление выделиться, яркая одежда, обильная косметика, размашистая жестикуляция, зачастую в этих проявлениях нет искренности. Эгоистичны, эгоцентричны, склонны ко лжи, эмоции поверхностны, хотя выражены очень бурно («буря в стакане воды»). Склонны к сплетням, оговорам, самооговорам, чтобы привлечь внимание. Совершают демонстративные суициды. Любят вызывать жалость к себе, часто – бегство в болезнь, чтобы избежать конфликтов. Любят быть первыми, убирают конкурентов. Ревнивы.

7) Шизоидный тип – нет потребности в общении, богатый внутренний мир. Независимы от окружающих, самодостаточны. Способны к оригинальным решениям, нестандартным оценкам. С окружающими холодны, не умеют чувствовать других людей, слабость эмоционального резонанса. Вместе с этим могут быть ранимость, повышенная чувствительность. Внешне – невзрачны.

8) Паранойяльная психопатия – склонность к сверхценным идеям, фанатики, одержимые, застревают на одних и тех же мыслях, эмоциях, упрямы, склонны видеть в окружающих врагов (кто не с ними, тот против них), злопамятны.

9) Эксплозивная психопатия (возбудимая) – склонность к конфликтам, приступам ярости по незначительному поводу, переоценка, нежелание считаться с другими, стремление везде утвердить свое «Я», болезненное самолюбие, в гневе не контролируют себя (могут совершить убийство), склонны к алкоголизации и другим нарушениям влечений.

10) Неустойчивая психопатия – слабоволие, подверженность чужому влиянию, неспособны к волевому контролю, усилию. Склонны к асоциальному образу жизни, легко алкоголизируются, употребляют наркотики, любят легкие развлечения, неспособны к систематическим занятиям, не любят и не умеют трудиться, тунеядцы, требуют постоянного контроля.

11) Мозаичная психопатия – сочетание нескольких личностных радикалов (гипертимный + истероидный и др. варианты).

 

 

61. Психотерапия. Основные методы и показания к применению.

Психотерапия – лечение словом, невербальными условными раздражителями, обстановкой и т.д. Используется в различных областях медицины.

Методы психотерапии:

1) Суггестивные – внушение, гипнотический сон. Лучше действует на лиц с истерическим неврозом и хроническим алкоголизмом.

а) внушение в состоянии наркозного сна (наркогипноз) – вливание больших доз гексенала или барбамила;

б) в состоянии бодрствования достигается путем властного, авторитетного заявления врача;

в) аутогенная тренировка (аутотренинг) – самовнушение;

г) плацебо–терапия – использование плацебо–препаратов.

2) Поведенческие – бихевиористские, условно-рефлекторные методы – основаны на выработке условных рефлексов, например, рвотный рефлекс на запах, вкус, вид алкоголя.

3) Рациональные – апеллируют к сознанию больного, его рассудку, основываются на логическом переубеждении. Авторитет и знания психотерапевта необходимы для директивного подхода (активного убеждения пациента) и для недирективных подходов, когда врач и пациент – партнеры.

4) Патогенетические, личностно-ориентированные – попытка добиться осознания больным причинно-следственных связей между особенностями его личностных отношений и возникших нарушений. Задача – реконструкция системы личностных отношений, жизненных установок, планов на будущее.

5) Групповая психотерапия – сеансы одновременно с несколькими пациентами.

6) Семейная психотерапия – в качестве группы выступает семья.

7) Психоаналитические методы – извлечение из подсознательного подавленных внутренних конфликтов и психических травм. Предложен З. Фрейдом.

Выделяют несколько типов реакций:

– компенсация – стремление при ощущении собственной неполноценности в чем-либо добиться успеха (например, развитие физической силы при умственной ограниченности);

– гиперкомпенсация – жажда успеха в той области, где ощущается собственная неполноценность;

– отрицание – категорическое нежелание признать очевидное;

– рационализация – объяснение произошедшего специально придуманными логическими доводами, оправдание своего поведения;

– конверсия – соматическая патология, которая символически отражает нежелание примириться с ситуацией;

– смещение – перенос желания с одного на другое;

– диссоциация – раздвоение личности вследствие неперенесенной ситуации;

– идеализация – явное преувеличение события;

– идентификация – подсознательное подражание кумиру;

– регрессия – переход на инфантильный уровень поведения;

– субституция – подсознательная подмена недостижимой цели другой, более легкой;

– «развязывание» – снятие внутреннего напряжения.

Кроме того, может быть музыкотерапия, библиотерапия (чтение специально подобранной художественной литературы), игровая терапия, трудовая (система трудовых процессов, которые отвлекают от болезненных переживаний) и др.

62. Суицидальное поведение при психических заболеваниях. Методы распознавания и профилактики.

суицидальное поведение. Суицид – преднамеренное действие, направленное на лишение себя жизни (самоубийство). Делятся на завершенные (закончившиеся смертью) и незавершенные (не умер или не дали умереть – парасуицид), а также выделяют расширенный суицид – убивает не только себя, но и членов семьи и др. (у психических больных).

Выделяют суициды истинные и демонстративно-шантажные (в основном женщины и подростки с истерическими чертами характера).

Сейчас Россия находится на одном из первых мест по числу суицидов (за 1999 г. на первом месте была Венгрия). Из психиатрии выделилась отдельная служба – суицидология – кабинеты помощи, телефоны доверия (круглосуточные) и т.п.

Завершенные суициды в 4–5 раз встречаются чаще у мужчин, парасуициды – у женщин (но они прибегают чаще). Возраст – в основном пожилой – при ломке социальных устоев, в России сейчас – от детей до стариков. В городе встречается чаще.

Методы: отравление, повешение, утопление, оружием и др.

Этиология и патогенез – в основе лежит механизм социально-психической дезадаптации личности. Причины – социальные (безработица, отсутствие денег, потеря близких и др.) и медицинские факторы (часто связаны с какой-то патологией психики, особенно часто у людей с депрессией, риск совершить суицид у них на 30% выше, чем в популяции; также большой вклад вносят алкоголизм, наркомании, реже шизофрения – под действием галлюцинаций; также часто у онкобольных, ВИЧ-инфицированных и др. тяжелых соматических больных). Но, как правило, причины смешанные (депрессия + стресс).

Суициды делят на:

инфантильно-примитивные – на бытовой почве, самые непредсказуемые;

аффективные – в ответ на жизненную драму;

психопатологические – в основе лежит психическое расстройство – бред, галлюцинации, шизофрения.

Профилактика: в разговоре обязательно спросить, ненавязчиво, осторожно; кроме того, наличие суицидов в анамнезе или у родственников. Такого больного обязательно должен проконсультировать специалист.

63. Формы психомоторного возбуждения, причины, оказание неотложной психиатрической помощи.

интерент

64. Отказ от еды у психически больных. Наиболее частые причины и методы борьбы с отказом от еды.

Неотложная помощь при отказе от еды (см. пункт «Синдром нервной анорексии у детей и подростков» на странице 22): неспецифическая – кормление с рук (часто это удается при некоторой настойчивости и терпении); при бреде отравления – попробовать, перед тем как дать больному, кроме того, такие больные могут не есть больничную пищу, но едят то, что принесут родственники; при кататонии – могут поесть ночью (оставлять еду); при безуспешности всех мероприятий – кормление через зонд.

Медикаментозное лечение:

– кататонический ступор – малые дозы мажептила, френолон, эглонил (растормаживающее действие);

– малые дозы инсулина;

– при галлюцинациях – галоперидол;

– при бреде – трифтазин;

– депрессия, ступор – мелипрамин (стимулирующий эффект);

– нервная анорексия – эглонил, небольшие дозы трифтазина;

– если демонстративный отказ от пищи – пусть голодает (этого не должно быть! это неофициально!).

При депрессивных состояниях – антидепрессанты.

65. Психофармакологические средства, их классификация, значение в терапии психических заболеваний.

Date: 2015-07-02; view: 1220; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию