Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Второй том публикации представляет документы, раскрывающие влияние и роль советского фактора в Восточной Европе в 1949—1953 гг
Второй том публикации представляет документы, раскрывающие влияние и роль советского фактора в Восточной Европе в 1949—1953 гг. В отечественной историографии этот период долгое время оставался «белым пятном», а события, которые попадали в сферу внимания исследователей, зачастую неоправданно идеологизировались или становились объектом мифологизации. Этому способствовали и объективные причины, в частности, крайне узкая и неполноценная источниковая база. 1949—1953 гг. для Восточной Европы явились временем ускоренной модернизации экономики и трансформации общества по советскому образцу. Это были годы резкого нарастания международной напряженности, формирования двух противостоявших друг другу военно-политических блоков. Данный процесс, развивавшийся асинхронно (Запад обогнал СССР, создав в апреле 1949 г. Североатлантический блок), сопровождался резкой милитаризацией экономики, гонкой вооружений, атомным шантажом. Особую остроту приобрел германский вопрос: фактический раскол этого государства делал неизбежным в дальнейшем подъем Западной Германии и появление в перспективе ее военной силы на европейском континенте. Своего апогея противостояние Запада и СССР достигло в начале 50-х годов в Корее, где «холодная война» переросла в вооруженное столкновение. Оно продолжалось до лета 1953 г., когда было подписано Соглашение о перемирии. Сложная международная ситуация и, в частности, «корейский синдром» во многом определили положение дел в Восточной Европе и в первую очередь темпы внутренних преобразований в регионе на рубеже 40—50 годов. Процесс установления политических режимов советского типа оказался по историческим меркам стремительным, что во многом объяснялось наличием в обществе стран региона, хотя и значительно отличавшихся социальной структурой, уровнем политического и культурного развития, ментальными традициями и пр., своего рода «общего знаменателя» в виде свойственной переходным периодам маргинализации жизни и сознания людей, проявлявшейся, помимо прочего, в леворадикальных настроениях, облегчавших восприятие советской модели. Обращаясь к хронологическим рамкам этого процесса, напомним, что 1948 г. датируется завершение периода народной демократии как воплощенного в реальность конкретного варианта ограниченной демократии по соглашению. В странах Восточной Европы власть имела коалиционный характер, и важной составляющей послевоенных коалиций являлись коммунистические партии.
Тем не менее с точки зрения основной задачи настоящей публикации важно зафиксировать, что в 1948 г. в регионе еще не было всех основных сущностных черт сталинизма. Хотя многопартийность все ощутимее приобретала формальный, «фасадный» характер, политические системы оставались многопартийными. (Исключение составили Югославия, где уже в 1945 г. компартия была единственной общегосударственной и многонациональной силой, и Албания, в которой других партий, кроме КПА, попросту не существовало.) В странах Восточной Европы сохранялись многоукладная экономика и разнообразные формы собственности. Весьма далеко было и до монополии марксизма-ленинизма в сфере идеологии. Прочными оставались позиции церкви, которая занимала ту идеологическую «нишу» в обществе, на которую претендовали компартии. Римско-католический костел, особенно в Польше и Венгрии, продолжал по традиции играть важную политическую и идеолого-мировоззренческую роль в общественной жизни, являясь существенным элементом политической системы. В 1948 г. в Восточной Европе еще сохранялось многообразие источников информации, причем, учитывая геополитическое положение стран региона на континенте и высокий уровень технической оснащенности информационных служб Запада, информационные каналы последнего оставались доступными для населения и продолжали действовать эффективно. Реальностью был и достаточно широкий диапазон политических ориентации разных социальных слоев общества. Даже в Польше, спецификой послевоенного развития которой являлись монополия компартии в управлении силовыми структурами, ее господство в высших эшелонах власти и госаппарата уже непосредственно после войны и значительно более широкое, нежели в других странах, использование силовых методов, установившиеся в 1948 г. режим и соответствующая ему политсистема, по признанию самих польских исследователей, не были адекватны советскому типу организации общества1. Состояние польского общества того времени было таково, что компартия еще не имела возможности реализовать свою власть для утверждения в стране модели советского типа. Публикуемые в томе документы показывают, как на протяжении 1949—1953 гг. в Восточной Европе развивался процесс общественно-политической трансформации, каковы были его механизмы, особенности в каждой из стран и, главное, каковы были роль и участие советской стороны в этом процессе. Значительная часть документов отражает формирование нового господствующего слоя управленцев — партийно-государственной номенклатуры. Новые функционеры оказались на созданном в результате устранения бывшей политической элиты управленческо-административном «поле», где действовали свои правила игры. В условиях, когда в результате действия объективных и субъективных факторов была серьезно нарушена или прервана кадровая преемственность и «народ» — безвластные прежде социальные слои — получил доступ к рычагам власти, историческим шансом могли воспользо-
ваться те, кто занимал самые нижние ступени социальной лестницы. Однако корпус новых кадров создавался в результате жесткой селекции, при которой доминировали доказанная принадлежность к определенной политической группировке (коммунистической), социальное происхождение, участие в революционной борьбе и движении Сопротивления. При формировании слоя новых управленцев, названного в свое время М.Джиласом «политической бюрократией»2, не находилось места критерию профессионализма, что изначально закладывало основу для последующих серьезных проблем управления. Понимая сложность кадровой ситуации, советская сторона, как показывают документы сборника, непосредственно участвовала в ее урегулировании путем интенсивного и массового обучения новых кадров в СССР, а также с помощью советских советников, работавших в странах региона. Документы сборника знакомят читателя с особенностями кадровой проблемы в странах Восточной Европы, где компартии были основным резервуаром новых управленцев, динамикой развития этих партий, их количественными и «качественными» показателями, весьма беспокоившими Москву. Они позволяют воссоздать собирательный портрет нового управленца, быстро осознавшего свое «особое» место в обществе и активно пользующегося сравнительно высокими жизненными стандартами, которые предоставляла ему принадлежность к номенклатурным спискам. Эти материалы дают представление о национальном правящем слое стран региона, формировавшемся на рубеже 40—50-х годов и являвшемся носителем идей строительства социализма «по Сталину», позволяют более объективно оценить его профессиональный уровень, объяснить причины возникновения института советских советников, отказавшись от тенденциозных, политизированных и при том нередко слабо аргументированных выводов, содержащихся в национальных историографиях3. Документы, отражающие конкретную деятельность советских советников в странах региона, в таком объеме публикуются в отечественной историографии впервые. По характеру это прежде всего многочисленные запросы руководства стран региона, поступавшие в Москву относительно командирования советников для работы в государственном аппарате, силовых структурах, в сфере экономики, образования, культуры, ответы советской стороны, отчеты советников о своей деятельности, подготовленные ими аналитические материалы, справки, записки и др. Важное место принадлежит, по мнению составителей, документам о работе советников МГБ—МВД СССР, поскольку именно эта сфера деятельности становится в национальных историографиях объектом разного рода домыслов, обвинений и подчас откровенных фальсификаций. Публикуемые материалы, помимо прочего, показывают прямую заинтересованность национальных элит в функционировании института советников. Значительная часть документов отражает процесс создания в регионе закрытого общества, раскрывает задачу переориентации информационных потоков, их «замыкания» на СССР, характери-
зует методы, с помощью которых устанавливалась информационная блокада стран Восточной Европы, и власть получала возможность для политического манипулирования общественным мнением. Советская сторона активно содействовала этому процессу, помогая, в частности, налаживать «радиозащиту», то есть «глушение» западных радиостанций, а после 1949 г. и югославских, осуществлявших вещание на регион. Советские специалисты помогали организации политической цензуры. По советскому образу и подобию на основе советских нормативных документов в странах Восточной Европы вводились ограничения на передвижение иностранных дипломатов, контакты с иностранными гражданами4. Документы свидетельствуют о том, что в начале 50-х годов в странах региона последовательно ликвидировались культурные центры, институты, книжные магазины и библиотеки-читальни западных стран, традиционно существовавшие на протяжении многих лет, резко ограничивались возможности получения и распространения иностранных, кроме советских, книг, газет и журналов. Советская сторона крайне осторожно и дозированно допускала развитие непосредственных контактов населения СССР с гражданами стран Восточной Европы, не без основания опасаясь, что информация об истинном положении дел в «первой стране социализма» вызовет нежелательную реакцию в странах восточного блока. Из публикуемых материалов видно, что национальные средства массовой информации были сознательно и целенаправленно переключены на решение пропагандистских задач по поддержанию «лубочного» облика советской страны, где якобы «так вольно» дышалось каждому человеку, созданию в обществе мифов о справедливом строе, созидавшемся в регионе, сознательном свободном труде. Действительно имевшие место социальные гарантии трудящихся подавались в гипертрофированном и идеализированном виде, в то время как негативные моменты, существовавшие в социальной сфере, исключались из агитационно-пропагандистских материалов. Постепенно, но неуклонно страны региона подходили к тому рубежу, на котором использование различного инструментария для манипулирования общественным мнением становилось постоянным и всеобщим, обозначив один из атрибутивных признаков новой власти в рождавшемся «партийном государстве». Среди других таких признаков, несомненно, следует назвать репрессии. Охватив все страны региона, репрессии явились той политической технологией, с помощью которой удалось решить задачу становления в регионе режимов советского типа. Документы тома отражают, хотя и не в одинаковой степени, многообразную социально-политическую направленность репрессий: против католического духовенства, армейского генералитета, национальной «аристократии», «паразитических элементов», представителей инонациональных меньшинств. Наиболее полно в сборнике представлены документы о внутрипартийных репрессиях, в ходе которых решались вопросы личной власти. Публикуемые отчеты совет-
ских советников в силовых структурах содержат важную информацию о подготовке судебных процессов в Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, участии в этом советской стороны, роли конкретных представителей национальных партийных элит. Документы показывают, что Москва в целом успешно использовала политические амбиции национальных лидеров, получая при этом уникальную возможность связать круговой порукой главных действующих лиц и усилить собственные контрольные рычаги в регионе. Учитывая прежде всего конечную цель, советское руководство достаточно индифферентно относилось к выбору жертв репрессий, который осуществлялся «на местах», то есть в самих странах советского блока и «собственными силами». Москва предстает как координатор и арбитр, направлявший «течение» репрессий в нужное ей русло и регулировавший механизм согласования решений. Документы сборника показывают также, как во многом благодаря репрессиям определились особое место и роль спецслужб и силовых структур в рамках формировавшейся политсистемы советского типа. В целом публикуемые в томе документы по политической истории стран Восточной Европы позволят читателю, как надеются составители, оформить сбалансированный, взвешенный подход к событиям 1949—1953 гг., их участникам и «героям», составить собственное представление о роли и влиянии советского фактора в регионе в указанные годы. Со своей стороны, составители убеждены в справедливости суждения, высказанного на страницах чехословацкой газеты «Руде право»: «На земле какой-бы то ни было страны взойдет и созреет только то зерно, для посадки которого была подготовлена почва»5. * * * В том вошли документы из четырех центральных архивов Российской Федерации: Архива Президента (АП РФ), Архива внешней политики (АВП РФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Государственного архива (ГА РФ). Значительный блок документов из Архива Президента Российской Федерации включает материалы из фонда Политбюро ЦК ВКП(б) — КПСС. Среди них письма, справки, докладные записки И.В.Сталину о политическом и экономическом положении в странах Восточной Европы, подготовке и проведении важнейших хозяйственных реформ, участии советской стороны в реорганизации управленческого аппарата, беседах советских руководителей с лидерами стран восточного блока, возникновении и «раскручивании» «дел» Т.Костова, В.Луки, Л.Пэтрэшкану, О.Шлинга, М.Швермовой, Р.Сланского и др. Публикуются также указания и инструкции, поступавшие из Москвы главам советских дипломатических представительств за границей, а также разного рода подготовительные материалы к ним, позволяющие частично отразить
процесс принятия советским руководством отдельных политических решений, охарактеризовать в ряде случаев механизм взаимодействия Москвы и лидеров восточноевропейских стран. Некоторые материалы, представленные в томе, освещают состояние государственно-церковных отношений в странах региона, позицию Москвы по тем или иным вопросам конфессиональной политики. Широко представлен в томе АВП РФ. Публикуются документы секретариатов министра иностранных дел СССР В.М.Молотова и сменившего его на этом посту А.Я.Вышинского, заместителей министра В.А.Зорина, А.А.Громыко, А.И.Лаврентьева, А.Е.Богомолова, материалы референтур по странам, содержащие записи бесед советских дипломатов с представителями национальной партийно-государственной номенклатуры разного уровня, аналитические и информационные материалы, подготовленные в аппарате МИД СССР или по поручению этого ведомства, а также письма, запросы, обращения лидеров стран Восточной Европы к советскому руководству по различным вопросам политического, культурного и хозяйственного строительства. Крупный блок документов представлен фондами РГАСПИ. Их можно разделить на несколько самостоятельных групп: материалы центральных советских министерств и ведомств, поступавшие в отделы ЦК ВКП(б) — КПСС, прежде всего во Внешнеполитическую комиссию ЦК ВКП(б), а затем в Отдел ЦК КПСС по связям с иностранными компартиями; документы, направлявшиеся в Москву руководством стран региона, записи бесед и консультаций национальных лидеров с руководителями ЦК ВКП(б) — КПСС и сотрудниками аппарата; информационно-справочные материалы о положении в компартиях и их руководящих органах, отложившиеся в фонде Коминформа, в том числе о развертывании пропагандистской работы на Югославию, формировании и деятельности центра югославской революционной эмиграции; материалы фонда В.М.Молотова, представленные письмами и информационными и докладными записками из ВПК ЦК ВКП(б), МИД СССР, а также донесениями и информацией руководителей и советников МГБ СССР в странах региона о положении в руководящих кругах, деятельности силовых структур, развертывании репрессивных мероприятий. Отличаясь сравнительно высоким аналитическим уровнем, эти документы позволяют во многих случаях скорректировать устоявшиеся представления о сугубо негативной роли советских советников-«силовиков» в репрессивно-наказательных акциях, аргументировано охарактеризовать участие национального руководства и его конкретных представителей в фабрикации и «раскрутке» «дел», наказании «заговорщиков» и пр. ГА РФ представлен в томе материалами из фонда Совета министров СССР и Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). Они дают возможность проследить реакцию советской стороны на кадровую ситуацию в странах региона, участие советских специалистов в хозяйственном, культурном и военном
строительстве, складывание и функционирование института советских советников. В том вошла лишь небольшая часть из громадного числа запросов, писем и иного рода обращений правительств в Москву с просьбой командировать советников и специалистов, продлить срок их полномочий, но и эти документы помогают составить представление о существовавших в руководстве стран региона проблемах в сфере управления, их причинах и предложенных обществу методах решения. В том включено 327 документов, расположенных по хронологическому принципу. Археографическая обработка проведена в соответствии с общепринятыми Правилами издания исторических документов, изложенными во Введении к первому тому публикации. Том снабжен научными комментариями, именным указателем и указателем документов по странам. Завершая публикацию, подготовка которой была осуществлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 00-01-00074а), составители выражают глубокую признательность за постоянное содействие и поддержку руководству Федеральной архивной службы России в лице члена-корреспондента РАН В.П.Козлова, начальнику Архива Президента Российской Федерации В.Н.Якушеву и сотрудникам Архива И.А.Кондаковой и А.С.Степанову, руководству Историко-дипломатического департамента МИД РФ П.В.Стегнию и Е.В.Белевич, начальнику АВП РФ Н.П.Мозжухиной, сотрудникам Архива И.А.Брицкой и С.В.Павлову, директору Российского государственного архива социально-политической истории к.и.н. К.М.Андерсону, сотрудникам Архива Л.А.Роговой, Е.Е.Кирилловой, Г.В.Горской и В.С.Леванович, директору Государственного архива Российской Федерации д.и.н. С.В.Мироненко и сотруднице Архива Д.Н.Нохотович. Наша искренняя благодарность коллегам-историкам Института славяноведения РАН, других академических институтов, кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ им. Ломоносова за научные консультации, взыскательную критику и товарищескую поддержку в работе. Примечания ___________________
№ 1 Сопроводительное письмо министра вооруженных сил СССР г. Москва—София 7 января 1949 г. Date: 2015-06-11; view: 389; Нарушение авторских прав |