Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения ассоциативной деятельности (количественные, качественные, примеры)





Расстройства ассоциативного процесса включают ряд наруше­ний способа мышления, выражающихся в изменении темпа, подвижности, стройности, целенаправленности. Выделяют следующие клинические феномены.

Ускорение мышления характеризуется не только обилием и быстротой возникновения ассоциаций, но и их поверхностно­стью. Больные легко отвлекаются от основной темы разговора, речь приобретает непоследова­тельный, «скачущий» характер. Любое замечание собеседника рождает новый поток поверхностных ассоциаций. Отмечается речевой напор, больной стремится поскорее высказаться, не слушает ответов на задаваемые им вопросы.

Больной с диагнозом «маниакально-депрессив­ный психоз», встречая утром врача, бросается к нему, начиная разговор с комплиментов: «Прекрасно выглядите, доктор, и рубаш­ка что надо! Я вам, доктор, галстук хороший подарю и шапку нор­ковую. У меня ведь сестра в универмаге работает. Вы на Пресне в универмаге были, на четвертом этаже? Знаете, какие там этажи вы­сокие? Как пойду, так сердце колотится...».

Чрезвычайно выраженное ускорение обозначается как «скач­ка идей». При этом речь распадается на отдель­ные выкрики, понять связь между которыми очень трудно («словесная окрошка»).

Ускорение мышления — характерное проявление маниакаль­ного синдрома, может также наблюдаться при приеме психостимуляторов.

Замедление мышления выражается не только в замедленном темпе речи, но и в бедности возникающих ассоциаций. Из-за этого речь становится односложной, в ней отсутствуют развер­нутые определения и объяснения. Затруднен процесс форми­рования умозаключений, поэтому больные не в состоянии осмыслить сложные вопросы, не справляются со счетом, про­изводят впечатление интеллектуально сниженных. Замедление мышления наблюдается у больных в состоянии депрессии, а также при легком расстройстве сознания (оглу­шении).

Патологическая обстоятельность (вязкость) - проявление тугоподвижности мышления. Больной с обстоятельностью го­ворит не только медленно, растягивая слова, но и многослов­но. Он склонен к излишней детализации. Обилие в его речи несущественных уточнений, повторов, случайных фактов, вводных слов мешает слушающим понять основную мысль. Хотя он постоянно возвращается к теме беседы, но застревает на подробных описаниях, добирается до конечной мысли сложным, запутанным путем («лабиринтное мышление»). Чаще всего патологическая обстоятельность наблюдается при органических заболеваниях мозга, особенно при эпилепсии, и указывает на длительное течение заболевания, а также нали­чие необратимого дефекта личности. Во многом этот симптом связан с интеллектуальными расстройствами: так, причина детализации кроется в утраченной способности отличать глав­ное от второстепенного.

Резонерство тоже проявляется многословием, но мышление теряет целенаправленность. Речь изобилует сложными логичес­кими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истин­ного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациен­тов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становится аморфным, лишенным четкого со­держания. Обсуждая простейшие бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии, биофизики). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми аб­страктными увлечениями (метафизической или философической интоксикацией). Резонерство формируется у больных шизоф­ренией с длительно текущим процессом и отражает необрати­мые изменения в способе мышления больных.

На заключительных этапах заболевания нарушение целенап­равленности мышления больных шизофренией может достигать степени разорванности, отражаясь в распаде речи (шизофазия), когда она совершенно теряет какой-либо смысл.

Бессвязность (инкогерентность) — проявление грубого рас­пада всего процесса мышления. При бессвязности граммати­ческая структура речи разрушена, отсутствуют законченные фразы, можно услышать только отдельные обрывки фраз, словосочетания и бессмысленные звуки. Бессвязность речи обычно возникает на фоне тяжелого расстройства сознания — аменции. Больной при этом недоступен контакту, не слышит и не понимает обращенной к нему речи.

Проявлением расстройства мышления могут быть речевые стереотипии, характеризующиеся повтором мыслей, фраз или отдельных слов. К речевым стереотипиям относятся персеве­рации, вербигерации и стоячие обороты.

Персеверации наиболее часто встречаются при слабоумии, вызванном сосудистым поражением мозга, при возрастных ат-рофических процессах в мозге. При этом вследствие нарушения интеллекта больные не могут осмыслить очередной воп­рос и вместо ответа повторяют сказанное ранее.

Вербигерации лишь условно можно отнести к расстройствам мышления, поскольку они во многом напоминают насиль­ственные двигательные акты. Больные стереотипно, ритмичес­ки, иногда в рифму повторяют отдельные слова, порой бес­смысленные сочетания звуков. Часто этот симптом сопровож­дается ритмическими движениями: пациенты раскачиваются, качают головой, размахивают пальцем и одновременно повто­ряют: «Лежу-лежу... межу-межу... гужу-гужу... тужу-тужу... гляжу-гляжу...».

Стоячие обороты — это стереотипные выражения, однотип­ные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы. Появление стоячих оборотов — признак сни­жения интеллекта, опустошения мышления. Стоячие обороты довольно часты при эпилептическом слабоумии. Они могут наблюдаться и при атрофических заболеваниях мозга, напри­мер при болезни Пика.

В ряде случаев у больных возникает ощущение, что неко­торые процессы в мышлении происходят помимо их воли и они не в силах управлять своим мышлением. Примерами по­добной симптоматики являются наплыв мыслей и перерывы в мышлении. Наплыв мыслей (ментизм) выражается тягостным для пациента состоянием хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно возникающим в виде приступа. В этот момент больной не способен продолжать обычную работу, от-влекается от беседы. Болезненные мысли не представляют собой какого-либо логического ряда, поэтому человек не мо­жет связно их изложить, жалуется, что «мысли идут парал­лельными рядами», «скачут», «пересекаются», «цепляются одна за другую», «путаются».

Перерывы в мышлении (остановка, или закупор­ка, мыслей) вызывают ощущение, что «мысли улетели из го­ловы», «голова пустая», «думал-думал и вдруг как будто в стену уткнулся». Насильственный характер этих симптомов может заронить в больном подозрение, что кто-то специально управляет его мышлением, мешает ему думать.

Наиболее разнообразные расстройства ассоциативного процесса типичны для шизофрении, при которой весь образный склад мышления может коренным образом видоизменяться, приобре­тая аутистический, символический и паралогический характер.

Аутистическое мышление выражается в чрезвычайной замк­нутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности. Больные не интересуются практической значи­мостью своих идей, могут обдумывать мысль, очевидно про­тиворечащую действительности, делать из нее выводы, такие же бессмысленные, как и исходная посылка. Пациентов не волнует мнение окружающих, они малоразговорчивы, скрыт­ны, зато с удовольствием излагают мысли на бумаге, подчас исписывая толстые тетради. Наблюдая таких больных, читая их записи, можно удивляться тому, что пациенты, которые ведут себя пассивно, говорят бесцветно, равнодушно, в дей­ствительности охвачены столь фантастичными, абстрактными, философскими переживаниями.

Символическое мышление характеризуется тем, что больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные сло­ва, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

Паралогическое мышление проявляется в том, что больные путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности. Это становится воз­можным, поскольку в речи больных, с первого взгляда как будто связной и логичной, наблюдаются смещение понятий (соскальзывание), подмена прямого и переносного смыс­ла слов, нарушения причинно-следственных взаимоотноше­ний. Нередко паралогическое мышление является основой бредовой системы. При этом паралогические построения как бы доказывают справедливость мыслей больного.

Date: 2015-07-02; view: 1522; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию