Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бредовые синдромы. Паранойяльный синдром— постепенное формирование си­стематизированного бреда, обычно (особенно на первых по­рах) эмоционально насыщенного и до какой-то степени





Паранойяльный синдром — постепенное формирование си­стематизированного бреда, обычно (особенно на первых по­рах) эмоционально насыщенного и до какой-то степени прав­доподобного, лишенного явных нелепостей. При этом бреде не бывает галлюцинаций (ни истинных, ни псевдогаллюцинаций). В ряде случаев рассматриваемый вид бреда может формироваться на основе сверхценной идеи. По содержанию это чаще всего бред изобретательства, ревности, физического недостатка, любовный, сутяжный. Как правило, он очень стоек.

Переводчик, долгие годы специализировавшийся в области технических переводов, с течением времени пришел к убеждению, что все это — «ерун­да», что «техника не будет совершенной до тех пор, пока не будет совер­шенной человеческая порода», и «стал разрабатывать научную основу этого усовершенствования». Занимался этим несколько лет, настойчиво посе­щал ученых-медиков и биологов, предлагая им «претворить его открытия в жизнь». Предлагал создать такой на­учно-исследовательский институт, «где бы все сотрудники вели эксперимен­ты на себе» и «путем перекрестного скрещивания добивались получения наи­лучшего потомства». Признаков слабоумия не обнаруживал, с собеседника­ми был вежлив и корректен, но никаким разубеждениям не поддавался и был непоколебимо убежден в своей правоте. Несогласие же с ним (в том числе и крупных ученых) объяснял тем, что «все это слишком ново» и «не всем дано смотреть далеко вперед», а в дальнейшем и тем, что «завистники ему мешают».

Галлюцинаторно-параноидный синдром включает в себя бредовые идей и галлюцинации. Одной из разновидностей этого синдрома является синдром Кандинского — Клерамбо (синдром психического автоматизма). Это галлюцинаторно-параноидный синдром, состоящий из псевдогалюцинаций, бредовых идей воздействия (бред психического, бред физического воздействия — разновидность бреда пресле­дования) и явлений психического автоматизма. Последние де­лятся на идеаторные, или ассоциативные (симптом открытости: эхо-мысли, звучание мыслей, вкладывание чужих мыслей, от­нятие собственных мыслей, разматывание воспоминаний, вну­шение сновидений и т. д.), двигательные или кинэстетические (всеми движениями больного управляют), сенестопатические (делают чувства, создают ощущения боли, жжения, жара).

Все симптомы, составляющие синдром Кандинского — Клерамбо, тесно между собой связаны: псевдогаллюцинации со­провождаются чувством сделанности, т. е. связаны с бредом воздействия, с этим же связаны и явления психического автоматизма, а также такие входящие в состав синдрома наруше­ния, как «чувство овладения» (больным «овладели»,-, он «не принадлежит себе») и так называемый синдром внутренней открытости. Последний, обычно очень тягостный для больных, заключается в убеждении, что все помыслы человека, в том числе и самые интимные, сейчас же становятся известны всем окружающим.

Больной сообщает, что вот уже несколько лет он находится под по­стоянным воздействием каких-то аппаратов, направляющих на него «лучи атомной энергии». Полагает, что это воздействие исходит от каких-то уче­ных, ставящих эксперимент. «Они выбрали меня, потому что у меня всегда было богатырское здоровье». «Экспериментаторы отнимают его мысли», «по­казывают ему какие-то образы», которые он видит внутри головы, в голове же «звучит голос» — «тоже их работа». Внезапно во время беседы больной начинает гримасничать, кривить рот, подергивать щекой. На вопрос, зачем он это делает, отвечает: «Это вовсе не я, это они лучами жгут, направляют их на разные органы и ткани». «Вот вначале подействовали на мышцы рта, а вот уже и лицевой нерв прижгли» (больной по специаль­ности врач и до заболевания был преподавателем анатомии). Жаловался также, что «эти ученые изуверы» воздействуют и на его внутренние орга­ны — «прижигают гениталии», «мочу задерживают», «на проводящую систе­му сердца воздействуют», «в голове жар вызывают».

Парафренный синдром состоит из си­стематизированного бреда преследования и величия (обычно фантастического характера), а также явлений психического автоматизма и псевдогаллюцинаций. Нередко сочетается с повышенным настроением.

Больная, много лет высказывающая бредовые идеи физического воздей­ствия (существует специальная организация, которая какими-то сверхмощ­ными аппаратами воздействует на нее, на ее психику, отдает ей мысленные приказы, жжет ее тело), затем стала говорить, что у нее с «этой организа­цией установилась двусторонняя связь». Заявляла, что она теперь тоже мо­жет воздействовать на окружающих, «передавать им свои мысли, сплошь такие гениальные». Уверяла, что «этими передачами» способствует мирово­му прогрессу, влияет на ход истории, помогает творить художникам и ком­позиторам, что ее мысли приводят в действие «особые секретные аппараты, трансформирующие солнечную энергию». Настроение приподнятое, благо­душна, хотя иногда, главным образом при виде родственников, дает злоб­ные реакции.


Синдром Котара чаще всего состоит из сочетания тя­желой депрессии и бреда отрицания, или нигилистический бред (см. «Ипохондрический бред»). Однако в состав этого синдрома могут входить и такие бредовые идеи, как бред гибели мира, бред мучительного бессмертия и бред отрицательного величия (бред злого могущества). Бред мучительного бессмертия заклю­чается в убежденности, что больной никогда не умрет, вечно бу­дет жить и вечно мучиться. Бред отрицательного величия, или злого могущества, характеризуется стойкой убежденностью, что уже само существование больного приносит всем окру­жающим, а то и всему миру огромный вред, непоправимый ущерб. Например, больной упорно отказывается от еды, ибо «и так уже объел весь мир, скоро все люди с голоду погиб­нут»; другая больная уверяет, что ее дыхание — «зловонное и мерзкое» — может погубить на земле все живое.

Больная Н 60 лет, очень депрессивная, упорно отказывается от еды, объясняя это тем, что «пищеварительного тракта уже нет», «он полностью сгнил», «пища может попасть только в легкие», «мышцы тоже все высох­ли». «На веки вечные останусь таким живым трупом», «буду только му­читься», «постоянно думаю, как было бы справедливо, если бы я умерла, да ведь смерть меня не возьмет». Умоляет врачей помочь ей в этом, «дого­вориться, чтоб сожгли в атомном реакторе» — «может быть, хотя бы эта сила меня убьет, а то ведь так и буду вечно гнить заживо».

Синдром дисморфомании-дисморфофобии характеризуется обычно триадой М. В. Коркиной, состоящей из идей физического недостатка («ноги такие уродливые», «нос, как у Буратино», «уши, как лопухи» и т. д.), бреда отношения («все смотрят и смеются», «кому приятно смотреть на урода», «лю­ди на улице пальцем показывают») и пониженного настрое­ния, иногда вплоть до тяжелой депрессии с мыслями о само­убийстве.

Сама идея физического недостатка чаще всего является бредом паранойяльного типа (когда мысли об уродстве каса­ются совершенно правильной части лица или тела), реже — сверхценной идеей (в этом случае небольшой дефект, напри­мер несколько искривленные ноги, воспринимается как «пот­рясающее уродство», «позор»). Больным с идеями физическо­го недостатка чрезвычайно свойственно стремление к «ис­правлению», «коррекции» тем или иным путем своего мнимо­го или резко переоцениваемого физического недостатка. Осо­бенно активно они посещают хирургов, добиваясь непоказан­ной им косметической операции.

Больной Г., 20 лет, твердо убежден, что у него «ужасно уродливый нос», имея в виду маленькую горбинку. Убежден, что стоит ему где-нибудь появиться, как все тотчас начинают его разглядывать и смеяться над ним. Поэтому выходит из дома только в темноте, да и то старается ходить по темным, безлюдным улицам. Если же возникает крайняя необходимость вый­ти днем, то заклеивает нос пластырем или вызывает сильный его отек, са­жая на область переносицы пчел. Бредовые синдромы не являются чем-то постоянным и не­изменным, они могут переходить из одной формы в другую. Так, в частности, паранойяльный синдром может сменяться синдромом Кандинского — Клерамбо, а тот в свою очередь — парафренным, что нередко и бывает при параноидной шизофрении. Приведем для иллюстрации краткую выписку из ис­тории болезни.


Шестнадцатилетний школьник, до этого живой и общительный, стал все чаще уединяться, избегая прежде всего общественных мест. Нередко, осо­бенно если полагал, что за ним никто не наблюдает, рассматривал свое лицо в зеркале. Часто плакал. Рассказывал близким, что его подавленное состояние связано с «ужасным уродством нижней челюсти», «непомерно большой и широкой». Упрашивал хирургов сделать ему косметическую опе­рацию, никак не реагировал на их заверения, что челюсть у него самая обыч­ная, что абсолютно никаких дефектов в ее строении нет. Через несколько лет «стал замечать», что между ним и окружающими «существует какая-то мысленная связь», что у него «особая работа мозга», «способность к пере­даче мыслей на расстоянии». Уверял, что эта передача «может осуществлять­ся непосредственно через череп» либо «через сетчатку в мозг, так эконом­нее». Это «воздействие извне» способно не только передавать мысли, но и оказывать различные другие действия, например вызвать покраснение глаз, их «просветление», слезоточение и т. д. Кроме того, этой «передачей» мож­но «наводить прямо в голову различные зрительные образы», «видно в го­лове, как в туманном зеркале». О челюсти к этому времени почти не вспо­минал и бредовых идей отношения в это время также не высказывал (трансформация паранойяльного синдрома в синдром Кандинского — Кле­рамбо). Спустя еще несколько лет можно было наблюдать трансформацию и синдрома Кандинского — Клерамбо: он постепенно сменился парафренным синдромом. В этот период больной уверял, что «мысленную связь он уста­новил и с другими планетами, слышит голоса и звуки с других планет, из других миров». Требовал связать его с учеными-физиками, так как он -от­крыл величайший закон», «такого еще никогда ни с кем не было», он обла­дает «особым магнетизмом», «может выработать систему улучшения жизни во всей Вселенной» (фантастический бред величия).







Date: 2015-07-02; view: 507; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию