Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование положительной Я-концепции учащихся⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
Впервые понятие «я-концепции» стало обсуждаться в 60-е годы XX в. благодаря работам Бернса, Роджерса, Маслоу и др. Я-концепция личности – динамическая система представлений человека о самом себе, выражающихся в осознании человеком своих физических, интеллектуальных и эмоциональных свойств и качеств; это самосознание, которое формируется в процессе социализации и воспитания совокупность установок на «себя». На основе «я-концепции» личность строит свое поведение. Я-концепция личности – это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение. Показатели отрицательной Я-концепции личности: Часто самокритично высказывается, Имеет негативные ожидания в ситуации соперничества, Склонен подчеркивать недостатки других, критично относиться к успехам других, Не желает признавать свою оплошность или вину, Не способен принять похвалу, Отказывается от попыток добиться успехов В основе Я-концепции лежат три важнейшие составляющие: ü когнитивной составляющей, показателем которой выступает убеждение ü эмоционально-оценочной составляющей эмоциональное отношение к происходящему; ü поведенческой составляющей, проявляющейся как реакция на происходящее, через определённое поведение Исходя из перечисленных составляющих Я-концепции, определяется ее структура: · самопредставление или образ «Я» (каким я себе кажусь?); · амооценка, связанная с отношением человека к себе, к своим качествам (самоотношение), с принятием себя (самопринятие); · поведение потенциально возможное, вызванное самопредставлением и самооценкой. Показатели положительной Я-концепции личности: Проявляет оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, Уверен в своей компетентности, Считает, что напряжено трудиться, ставит перед собой реальные цели, Принимает на себя ту или иную ответственность, Самооценка человека определяет наличие у него определённого типа «я»-концепции. Самооценка может быть: положительная: заниженная, завышенная, объективная; отрицательная: заниженная, завышенная, объективная. Наиболее благоприятной - положительная объективная «Я». «Я»-концепция формируется у человека на всех этапах возрастного развития. В процессе формирования положительной Я-концепции ученика очень важно оказывать ему постоянную психологическую поддержку, учитывать его способности, развивать волю, ставить реальные цели, дисциплинировать. Педагогическое руководство формирования положительной Я-концепции заключается в том, чтобы научить ученика следующим последовательным действиям:
· выявить, какие качества преобладают; · осуществить диагностику, т. е. оценить степень развития собственных свойств и качеств; · определить последовательность и способы самосовершенствования жизненно необходимы свойств и качеств. Формирование положительной Я-концепции ученика – это не разовое мероприятие, а постоянная кропотливая работа на уроках и во внеурочное время; методические рекомендации: ü во время занятий уделять одинаковое внимание всем ученикам; ü поведение учителя не должно быть спонтанным, а напротив – цельным, выдержанным, педагогически грамотным; ü объективно оценивать слова, действия, поступки учеников, не придираться, не ущемлять их достоинств; ü по возможности найти повод похвалить ученика, поддержать его; ü всегда учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Формировать Я-концепцию ученика может тот педагог, у которого выработана собственная положительная объективная Я-концепция.
29 Педагогические конфликты и способы их разрешения Конфликт – столкновение противоположных сторон, мнений, сил, характеризующееся активностью субъекта, направленной на разрешение решение противоречий. Признаки: биполярность; активность, направленная на преодоление противоречия; субъекты как инициаторы конфликта (нельзя находится в конфликте с природой например) Педагогический конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия. Особенности педконфликтов: · Проф. ответственность педагога · Участники имеют различный социальный статус · Разница в возрасте и жизненном опыте порождают различную степень ответственности · Различное понимание событий и их причин участниками · Присутствие других учеников при разрешении è воспитательный потенциал · Проф.позиция обязывает учителя взять инициативу по разрешению конфликта на себя · Легче предупредить, чем разрешить Конфликт можно характеризовать с точки зрения его составляющих элементов (структуры) и динамических характеристик (развития). Структура: стороны (участники), условия (пространственно-временные, социально-психологические, социальные), предмет конфликта, действия, исход. Стадии протекания: предконфликтная (нарастание противоречий, инцидент – формальный повод, стечение обстоятельств), собственно конфликт ( открытое противоборство, конфликтоген – слова, действия, бездействие), разрешение, послеконфликтная* ( напряжение остаётся) Типы и причины конфликтов: - по участникам: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые - от предмета конфликта: конфликты ценностей, конфликты интересов, средств достижения целей, потенциалов, правил взаимодействия - от социальных последствий: конструктивные (способствуют развитию), деструктивные (создают напряжённость, ведут к разрушению) - в зависимости от длительности и напряжённости: бурные быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущие Предпосылки: объективные (условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источником конфликтной ситуации) и субъективные (индивидуальные особенности людей, отрицательное отношение к учителю). Причины: Учитель-ученик: Нарушение дисциплины, Плохое выполнение дз, Нездоровые отношения между учениками, Оскорбление со стороны учителя, грубость, Необъективная оценка Учитель – учитель: Нетактичное отношение, Неудобное расписание, Перекладывание чужих обязанностей, Неравномерное распределение нагрузки Учитель – родители: Самоустранение родителей от процесса обучения, Предвзятое отношение со стороны учителя При выборе способов позитивного решения конфликта следует руководствоваться тремя непреложными правилами. 1. Погасить конфликт, т. е. перевести отношение его участников на уровень, взаимоприемлемый для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых, учебных. 2. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. 3. Конфликты надо решать без задержек, пусть и на частично приемлемой платформе, но открывающей дорогу совместным позитивным действиям. Принципы разрешения конфликтов. Опираясь на общую теорию конфликтов, следует выделить основные принципы разрешения конфликтов в педагогическом процессе: толерантность, своевременность, оперативность, гласность, заинтересованность в психолого-педагогических последствиях конфликта, системность анализа его причин, исключение односторонней ответственности за возникновение конфликта — нравственно-коммуникативные нормы его преодоления (С. В. Баныкина). В качестве принципов управления конфликтными ситуациями в педагогическом процессе выделяют следующие (Н. Ф. Вишнякова): 1. Принцип заинтересованности в конструктивных последствиях конфликта означает необходимость увидеть воспитательное значение конфликта, возможное использование его для личностного роста, нравственного развития личности, извлечения позитивного опыта для каждого из участников. 2. Принцип системности и глубинности при анализе причин конфликта. Он подразумевает использование следующих уровней анализа: начального, кульминационного, заключительного, — а также понимание соотношения объективных деловых и субъективных личностных факторов в возникновении конфликта. 3. Принцип исключения односторонней ответственности за возникновение конфликта. Участвуют две стороны, каждая вносит свой «вклад» в развитие конфликта и поэтому несет ответственность за его последствия. 4. Принцип нейтралитета посредника. Нейтральная позиция по отношению к враждующим сторонам совершенно необходима для разрешения (притом эффективного) конфликтной ситуации. 5. Принцип профилактики конфликтов. Реализация данного принципа возможна при соблюдении таких рекомендаций: — конфликтную ситуацию нужно рассматривать в общем контексте реального учебно-воспитательного процесса; — косвенно или прямо любой межличностный конфликт влияет на морально-психологический климат учебной группы, колледжа в целом, причем деструктивный характер такого конфликта ухудшает морально-психологическую атмосферу; — педагогический конфликт не должен выходить за собственные рамки, т. е. принимать форму другого конфликта. Существует несколько типов реагирования педагогов на конфликты: — репрессивные меры — педагоги готовы к отражению негативных реакций студентов: их обвинений, выпадов, упреков — и поэтому имеют в арсенале своих педагогических воздействий ряд репрессивных мер в адрес провинившегося; — игнорирование конфликта — стремление к вытеснению неприятной информации, продолжение своей деятельности, что отражает установку «со мной этого быть не может»; — ролевое воздействие — намерение разрешить конфликт в рамках ролевого воздействия; — выяснение мотивов — ряд действий по уточнению, пониманию мотивов поведения ученика; — стимул к собственному изменению — реакция в виде возникающего желания что-то изменить в своем поведении, отношении, т. е. конфликт воспринимается в качестве нужной информации о необходимости скорректировать собственное поведение; — рефлексия — высказывания о переживаемых чувствах, возникающих размышлениях. При возникновении конфликтных ситуаций между педагогами и учениками преимущественно — в двух случаях из трех - прибегают к внешнему пресечению, использованию санкций. Реже, но также достаточно часто — в половине ситуаций — используется беседа-внушение. И примерно в каждом десятом случае внешняя реакция вообще отсутствует, причем это чаще связано с тем, что педагог не знает, как реагировать на сложившуюся ситуацию. В связи с этим в практике разрешения конфликта чаще всего используется арбитражная модель, суть которой выражается в том, что для нахождения способов урегулирования конфликта приглашается третье лицо, которому предоставляется право главного голоса. В зависимости от того, кто участвует в конфликте, третейским судьей часто становится директор, завуч колледжа, иногда классный руководитель или сам учитель. В конфликте существует несколько стратегий межличностной борьбы, которые осуществляют принцип «кнута и пряника». Сущность выражается в «пинках» или «ласках», по Э. Берну. Принуждение — явно направленное психологическое воздействие, которое подавляет способность оппонента к сопротивлению. Главный признак этой стратегии — открытое использование силы: обещание придать ситуацию гласности, намек на ущемление достоинств... Уничижение — «обмен пинками», возникает при равных силах противников в конфликте. Здесь главное — «ущемить» противника, даже если это не приводит к достижению собственной цели (выгнать из кабинета, из дома); ослабленная форма — осуждение. Манипулирование — получение односторонних преимуществ. Особенность — замаскированное воздействие, так называемый камуфляж. Оппоненту предлагаются миф, легенда, в ткань которых вплетена наживка, которую адресат должен обязательно проглотить. Чаще всего манипулятор начинает разговор как бы издалека, о постороннем, постепенно переводя разговор в нужное ему русло. Пути преодоления конфликтов: Приспособление – на этапе налаживания контактов. Суть|сущность| – в принятии ребенка таким, каким|какой| он является. Особенно|в особенности| – с тяжелыми|трудными| детьми. Уклонение – сознательный уход| учителя от конфронтации (шутка, молчание). Отступление|отступ| – признание своей ошибки. Компромисс – обоюдные| уступки. Свидетельство уважения к|до| ученику Сотрудничество – общий с учениками поиск решения принятия взаимной ответственности. Доминирование – одностороннее отстаивание учителем собственной позиции. Способы разрешения конфликтов- Проявление эмпатии, «третейський судья» (обращение к третьей стороне), двусторонний анализ,временный разрыв святи,ультиматум,подавление, шутка, компромисс,принесение извинений, прощение, поручительство,переключение внимания, моральная поддержка, повышение статуса воспитанника в детском коллективе. 30 Основы управления совр. школой.. Методическая работа в школе и аттестация педагогических кадров. Управление – это целенапр. деят. по … в общеобр. школе Школа – исключительно сложный и весьма разветвлённый по своей внутренней структуре механизм. весьма многообразная структура управления: 1) должностные лица (директор, завучи, завхоз, руководители детских и юношеских организаций) 2) общешкольная конференция (представители учителей, родителей, учащихся), педсовет и входящие в его комиссии 3) органы ученического самоуправления 4) органы родительской общественности Принципы: скоординированность, персональная ответственность, поддержание здорового психологического микроклимата, тактичный и регулярно выполняемый контроль, поощрение педагогического творчества и инноваций. Функции: Директора: подбор и расстановка кадров, контроль за ходом УВП, оказание практической помощи и активация д-ти органов самоуправления, родительской общественности; определение и корректировка в соответствии с законодательством круга обязанностей школы, осуществление деловых контактов, поддержание необходимого санитарно-гигиенического состояния, укрепление и развитие материально-технической базы, приём и увольнение обслуживающего персонала, представление работников по согласию с педсоветом к поощрениям и наградам Зам.директора по УВР: организация учебных занятий, контроль за выполнением учебных программ, организация внеклассной работы по предметам, регулирование учебной нагрузки, анализ УВР и составление статистических отчётов, реализация и контроль за выполнением указаний вышестоящих органов по вопросам совершенствования УВР, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, руководство работой предметных методических комиссий. Зам.директора по ВР: организация и координация внеклассной воспитательной работы, проведение методической работы с классными руководителями, поддержание деловых контактов с родителями, руководителями внешкольных детских организаций, научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работы Методическая работа в школе — целенаправленная деятельность администрации и педагогического коллектива школы по совершенствованию профессионального мастерства и педагогической культуры учителей Задачи методической работы в школе: 1) формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки; 2) повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей; 3) организация работы по изучению новых государственных образовательных стандартов, учебных планов и образовательных программ; 4) обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания; 5) организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов; 6) оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе: молодым учителям; учителям-предметникам; классным руководителям и воспитателям; учителям, испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; учителям, имеющим небольшой педагогический стаж и др.; 7) оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования; 8) повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры учителя и качества образования детей и молодежи. Основные формы организации методической работы в школе: Коллективные/ Индивидуальные Основные формы: научно-методический совет школы, предметные методические объединения, школы передового педагогического опыта, индивидуальный уровень метод.работы Аттестация педагогических кадров — процедура оценки результатов профессиональной деятельности педагогов с целью совершенствования качества образования и воспитания, а также стимулирования педагогических работников к профессиональному росту, непрерывному повышению квалификации и результативности труда. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. В основу проведения аттестации положены принципы: добровольности, коллегиальности, открытости. Аттестационная комиссия, три категории (на уровне школы, района, города\области) В Республике Беларусь порядок проведения аттестации педагогических работников регулируется «Положением об аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений) Республики Беларусь При аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личные качества, делаются выводы о присвоении, подтверждении работником квалификационных категорий. Результаты аттестации педагогических работников являются основой их дифференцированной оплаты труда. Аттестация педагогического работника проводится по каждой занимаемой им должности. Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования. Date: 2015-06-11; view: 1182; Нарушение авторских прав |