Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цель и средство – ученич. коллектив
Коллектив: Признаки: · общественно значимая цель (не случайная, не сиюминутная); · общественно значимая деятельность, в которой реализуется общественно значимая цель; · коллективные отношения, взаимная ответственность; · демократическое самоуправление: жизнью коллектива управляет не лидер, не начальник, а выборный орган (совет, штаб), Детский коллектив — сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различаются: Неформальная структура коллектива — это система межличностных отношений детей, которая возникает стихийно с первых же контактов между ними. В этой структуре каждый ребёнок занимает свое место: «звезда» — бесспорный лидер; «предпочитаемый» -- пользуется симпатиями большинства; «принятый» — признается двумя-тремя приятелями; «непринятый» — к нему равнодушны окружающие, общаются поверхностно; «отверженный» — с ним активно не хотят общаться. Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в общей деятельности под руководством выборного органа коллектива. члены коллектива выполняют социальные роли — это поручения. В системе деловых отношений коллектива важную роль играют традиции коллективной жизни Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелёгкий путь качественных преобразований. (Макаренко) Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии. Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. Отличительными признаками сформированного коллектива он считал: 1) постоянную готовность воспитанников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена коллектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; 6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.
Семья – главный институт воспитания. Классификация семей: · бездетные, однодетные, многодетные · однопоколенные, двупоколенные, межпоколенные · полные, неполные, внебрачные · благополучные, неблагополучные Семейное воспитание – система воспитания и образования силами родителей и родственников в условиях конкретной семьи. Задачи: • воспитание настоящего гражданина • воспитание хорошего работника • воспитание хорошего семьянина Типы воспитания в семье: 1. авторитарный (игнорирование индивидуальных способностей, преобладание дисциплинарных воздействий, холодность и диктат). 2. либеральный (попустительский) (отчуждённость, безразличие к делам и чувствам, принцип «делай, что хочешь»). 3. демократический (сотрудничество и взаимопомощь, равноправие, гибкость оценок, поведение в зависимости от индивидуальных особенностей). Формы взаимодействия школы и семьи: Коллективные: педагогические лектории, университеты педагогических знаний, научно-практические конференции, родительские собрания, родительские комитеты индивидуальные: педагогические консультации, посещение семей, педагогические поручения Тенденции современного семейного воспитания: 1) однодетность, малодетность –> отсутствие опыта по уходу за детьми; 2) снижение влияния старших поколений на воспитание детей в молодых семьях; 3) утрата традиций народной педагогики; 4) социальная и экологическая проблемы; 5) гипертрофирование, телевизионизация общества. 26. Педагогическое мастерство и его структура. Новаторство в педагогической теории и практике. Мастерство – это высокое и постоянно искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по званию и любящему детей. Date: 2015-06-11; view: 433; Нарушение авторских прав |