Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение 1 page
Типовые ситуационные задачи предназначены для подготовки к практическим занятиям и проведения промежуточной аттестации по дисциплине – педиатрия студентов медицинских высших учебных заведений, обучающихся по специальности 060101 – лечебное дело. Ситуационные задачи составлены по всем заболеваниям, которые должны знать выпускники медицинских ВУЗов по специальности 060101 – лечебное дело. Задачи и вопросы к ним построены так, что студенты во время собеседования могут показать свои знания по всем разделам пропедевтики детских болезней, основным видам соматической патологии (неонатология, болезни раннего детского возраста, кардиология, пульмонология, нефрология, гастроэнтерология, эндокринология), инфекционных болезней в детском возрасте, а также по организации догоспитальной неотложной помощи, по вопросам поликлинической педиатрии, первичной и вторичной профилактике болезней в детском возрасте. Ситуационные задачи с эталонами ответов составлены с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта (2010) высшего профессионального образования по специальности 060101 – лечебное дело, и адаптированы к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности 060101 – лечебное дело.
Пропедевтика детских болезней. Поликлиника Тема: Физическое и психомоторное развитие Задача 1. Девочка 4 мес, родилась с массой тела 32000 г, длиной 50 см, окружностью груди 32 см, окружностью головы 34 см. в настоящее время масса 6200 г, длина 61 см, окружность груди 42,1 см, окружность головы 41,8 см. За первый месяц прибавка массы составила 800 г, за второй – 650 г, за третий – 750 г, за четвертый – 600 г. Девочка хорошо держит голову, лежа на животе, опирается на согнутые под прямым углом предплечья, поворачивается со спины на бок, тянется к игрушкам, рассматривает свои руки, певуче гулит, смеется. При осмотре кожа ребенка розовая, подкожно-жировой слой выражен хорошо, тургор тканей удовлетворительный. Большой родничок размерами 1,5х1,5 см, костные края плотные. Со стороны органов дыхания и кровообращения изменений нет. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень выступает из под реберного края на 2 см. стул 1-2 раза в день не изменен. 1. Оцените показатели физического развития ребенка при рождении. 2. Оцените показатели физического развития ребенка в настоящее время. 3. Назовите методы оценки физического развития. 4. Оцените психомоторное развитие ребенка. 5. Назовите критерии оценки биологического возраста у детей первого года жизни. Задача 2. Определить физическое развитие ребенка 6-ти лет (мальчик) по следующим показателям, пользуясь таблицами центильного типа: масса тела 19,8 кг, длина 113,8 см, окружность груди 56,2 см. 1. Оцените антропометрические данные. 2. В каком периоде детства находится ребенок? Дайте его характеристику. 3. Какие еще методы используются для оценки антропометрических показателей? 4. Что такое акселерация и ее причины? 5. Перечислите факторы, влияющие на рост и развитие ребенка. Задача 3. При обследовании ребенка раннего возраста выявлено, что он хорошо держит голову, лежа на животе, приподнимает плечевой пояс, улыбается, длительно гулит, безусловные рефлексы: хватательный, ладонно-ротовой, ползания, Галанта и Переса не вызываются. 1.Определите возраст ребенка. 2. Перечислите факторы, влияющие на психомоторное развитие ребенка. 3. Красный стойкий дермографизм указывает на? 4. Назовите основные анатомо-физиологические особенности нервной системы новорожденного. 5. Мышечный тонус у детей первых месяцев жизни определяют с помощью? Задача 4. Ребенок делает первые шаги, говорит отдельные слова (около 10 слов), начинает понимать запрет, приучается к опрятности. 1. Определите возраст ребенка. 2. Перечислите врожденные (примитивные, временные) безусловные рефлексы 3. Мышечный тонус у детей старшего возраста исследуют? 4.Синдром гиповозбудимости характеризуется? 5. Мышечная дистония характеризуется? Задача 5. Ребенок самостоятельно ходит, говорит отдельные слова (более 20 слов), понимает обращенную к нему речь, выполняет простые задания. 1. Определите возраст ребенка. 2. Назовите особенности неврологического статуса новорожденного ребенка 3. При исследовании двигательной сферы определяют? 4. Синдром гипервозбудимости характеризуется? 5. Мышечная гипертония характеризуется? Задача 6. Ребенок 7 дней. Родился в срок. Родители студенты технического вуза, отцу 21 год, матери 19 лет. Масса тела ребенка при рождении 3200 г, при выписке из родильного дома (7-й день рождения) – 3150. Грудь берет хорошо, сосет активно. В день выписки из родильного дома мать обеспокоена тем, что ребенок почти все время спит, обратилась в поликлинику. 1.Должна ли встревожить врача жалоба матери? Почему? 2. Какой безусловный рефлекс хорошо выражен у данного ребенка? 3.По какому признаку можно судить об этом? 4. Как проверить защитный рефлекс? Какая ответная реакция ребенка при этом? 5. Врач пришел к заключению, что состояние ребенка благополучное. Какие доводы должны быть при этом зафиксированы в истории развития ребенка? Задача 7. Девочка родилась 5.03.2000 г. Осмотрена 14.09.2009 г., имеет длину тела 142 см, массу 30 кг, окружность головы 52,5 см, окружность груди 64 см. 1. Определите возрастную группу. 2. Оцените антропометрические показатели по стандартам центильного типа. 3. Определите соматотип. 4.Оцените антропометрические показатели по эмпирическим формулам. 5. Акселерация это? Задача 8. Девочка родилась 15.03.2004 г. Осмотрена 17.09.2009 г, имеет длину тела 110 см, массу 19 кг, окружность головы 50 см, окружность груди 55,5 см. 1. Определите возрастную группу. 2.Оцените антропометрические показатели по стандартам центильного типа. 3.Оцените антропометрические показатели по эмпирическим формулам. 4. Оцените массу по длине тела по центильным таблицам. 5. Для оценки физического развития используют методы? Задача 9. Мальчик родился 10.09.1997 г. Осмотрен 10.04.2009 г, имеет длину тела 132 см, массу 37 кг, окружность головы 54 см, окружность груди 75 см. 1. Определите возрастную группу. 2. Оцените антропометрические показатели по стандартам центильного типа. 3. Оцените антропометрические показатели по эмпирическим формулам 4. Оцените массу по длине по центильным таблицам. 5.При выявлении выраженных отклонений роста и/или массы, оцените их степень в процентах для выяснения причин отклонений физического развития. Задача 10. Девочка родилась массой тела 3500 г, длиной 50 см, окружностью головы 35 см, окружностью груди 34 см. В настоящее время ей 5 мес. 1 нед. Осмотрена педиатром, масса 6800 г, длина 64 см, окружность головы 42 см, окружность груди 42 см. 1.Определите возрастную группу. 2.Оцените антропометрические показатели при рождении ребенка. Рассчитайте массо-ростовой индекс Тура. 3.Оцените антропометрические показатели по стандартам центильного типа. 4.Оцените антропометрические показатели по эмпирическим формулам. 5. Назовите признаки, характеризующие биологическую зрелость. Тема: Общий осмотр здорового и больного ребенка Задача 1. При осмотре мальчика 8-месячного возраста измерены подкожно-жировые складки: на животе 1 см., над трицепсом 0,7 см., под лопаткой 0,5 см. 1. Оцените степень развития подкожно-жировой клетчатки. 2. Назовите особенности жировой ткани детей раннего возраста. 3. Перечислите функции бурой жировой ткани. 4. Назовите 6-7 причин недостаточного развития подкожно-жирового слоя. 5.Каким термином обозначают недостаточное развитие подкожно жирового слоя у детей раннего возраста? Задача 2. Мальчику 10 лет, имеет заболевание почек, у врача возникло подозрение на наличие скрытых отеков. Необходимо провести пробу на скрытые отеки, объясните, как ее сделать и оценить. 1. На основании, каких признаков можно заподозрить наличие скрытых отеков? 2. Какую пробу необходимо провести для определения скрытых отеков. 3. Опишите технику проведения пробы. 4. Как оценить результат пробы. 5. Назовите основные отличия отеков «почечной» и «сердечной» природы. Задача 3. Девочка 8 месяцев, в марте поступила в грудное отделение с выраженными тоническими судорогами. Из анамнеза известно, что девочка от первой беременности, протекавшей с токсикозом первой половины, артериальной гипотонией, анемией 1ст., судорогами в икроножных мышцах. Роды в срок. Масса при рождении 3800 г, длина 53 см. С рождения находится на искусственном вскармливании. Прикорм введен с 4 мес (каша манная). В настоящее время получает: каши, овощное пюре, кефир. С 5 мес диагностирован рахит. Назначено лечение масляным раствором витамина Д2. Объективно: девочка бледная, повышенного питания, голова гидроцефальной формы, выражены лобные и теменные бугры. Краниотабес. Большой родничок 2х2 см, края податливы. Грудная клетка килевидной формы, нижняя апертура развернута, пальпируются реберные четки. Тургор тканей резко снижен. Напряжение икроножных мышц, симптом "руки акушера". Тоны сердца слегка приглушены, ЧСС - 150 уд/мин. В легких непостоянные мелкопузырчатые хрипы. Живот распластан. Печень на 3 см выступает из - под края реберной дуги, селезенка не пальпируется. Сидит с опорой, не стоит, периодически тонические судороги. Общий анализ крови: Нв - 100 г/л, Эр - 3,3х1012/л, Ц.П. - 0,8, Ретик. - 2%, Лейк. - 7,0х109, п/я - 4%, с - 26%, л - 60%, м - 10%, СОЭ - 10 мм/ч. Общий анализ мочи: количество - 50,0 мл, цвет - светло - желтый, прозрачная, относительная плотность - 1,012, лейкоциты - 2-3 в п/з, эритроциты - нет. 1. Какие синдромы можно выделить. Назовите симптомы каждого из них. 2. Какова причина судорог у данного ребенка? 3. Назовите особенности костной системы у детей раннего возраста. 4. Назовите ориентировочные сроки закрытия большого родничка. 5. Назовите возрастные особенности суставов у детей. Задача 4. Ребенок 8 мес. Отмечается голова «квадратной» формы, увеличены лобные и теменные бугры, облысение затылка, б/р 2,5х1,5 см, края его податливы. Пальпируются «реберные четки», при пальпации дистальных эпифизов лучевых костей прощупываются утолщения в виде «браслета». Ребенок сидит неуверенно, легко закидывает ноги, берет их в рот. Плохо стоит, даже при поддержке. Распластанный живот. Зубов 0/2. 1.Оцените данные клинического осмотра ребенка. 2. Что могло послужить причиной развития данной ситуации у ребенка? 3. Назовите сроки прорезывания молочных зубов. 4. Назовите функции костной системы в детском возрасте. 5.Критерии оценки биологической зрелости ребенка дошкольного возраста по функциональному состоянию мышечной системы. Задача 5. У доношенного ребенка, который хорошо берет грудь и активно сосет, имеет небольшую потерю массы тела, при отсутствии каких либо других патологических симптомов, на 3-й день жизни отмечена желтушность кожных покровов. 1. Укажите наиболее вероятную причину желтухи. 2. Дайте понятие физиологическая желтуха. 3. Назовите особенности кожи новорожденного и детей первого года жизни. 4. Назовите особенности защитной функции кожи у детей. 5. Волдырь (уртикария) это -? Задача 6. В поликлинику обратилась мать с ребенком 3 лет. жалобы – на плохой аппетит, быструю утомляемость ребенка. При осмотре обращают на себя внимание бледность и сухость кожных покровов, периорбитальный цианоз, отсутствие подкожно жирового слоя на животе, груди и нижних конечностях. Масса тела ребенка 10 кг, длина тела 82 см 1. Наиболее вероятно, что у ребенка? 2. Каков дефицит массы (в %), если такой имеется? 3. Недостаточное развитие подкожного жирового слоя может быть обусловлено? 4. Распространенные отеки могут встречаться при? 5. Что такое микседема? Задача 7. У ребенка 7 лет субфебрилитет, повышенная утомляемость. Кожные покровы с сероватым оттенком, под глазами тени. Врач обнаружил у ребенка мелкие, плотные многочисленные лимфатические узлы всех групп. 1. Для какого состояния характерна описанная клиническая картина? 2.Какие лимфатические узлы можно пропальпировать у здорового ребенка в возрасте 7 лет? 3. Назовите АФО лимфатических узлов у новорожденных. 4. При пальпации лимфатических узлов определяют? 5. Полиадения это? Задача 8. У ребенка двух лет в течение четырех недель лихорадка, выраженная бледность кожных покровов, носовые кровотечения, артралгии, слабость, похудание, увеличение размеров печени, селезенки. При осмотре выявлено увеличение всех групп лимфатических узлов, особенно шейной группы. Лимфатические узлы размером 3-4 см, образуют скопления в виде «пакетов», малоподвижны, умеренно болезненны. 1.Подобная характеристика лимфатических узлов наиболее характерна для? 2. АФО лимфатических узлов для детей раннего возраста. 3. По консистенции лимфатические узлы могут быть? 4. Паховые лимфоузлы расположены? 5. Для более точной диагностики поражения лимфатических узлов применяют? Задача 9. У ребенка в возрасте 15 месяцев выявлено О – образное искривление ног. Выражены лобные и теменные бугры, скошенность затылка, «четки» на ребрах, развернутость краев грудной клетки, закрытый большой родничок. Врач предполагает рахит или врожденную тубулопатию. 1.Что из обнаруженного следует рассматривать как возрастную норму? 2.Из дополнительных обследований костной системы чаще всего используют? 3. Пальпация костей позволяет оценить? 4. Гипермобильность суставов это? 5. Перечислите возрастные особенности суставов у детей. Задача 10. Ребенок 6,5 месяцев, родился с массой 3200 г. На грудном вскармливании до 2 мес, затем переведен на кормление ацидофильной "Малюткой". С 4 мес. Получает манную кашу. С 2 мес. беспокоит потливость. Беспокойный сон, пугливость, раздражительность. Объективно: масса тела 7800 г, длина 63 см. Тургор тканей и мышечный тонус снижены. Голова гидроцефальной формы. Затылок уплощен. Большой родничок 3х3 см, края размягчены. Выражены лобные бугры. Грудная клетка уплощена, нижняя апертура развернута, выражена гаррисонова борозда, пальпируются "четки". Границы сердца: правая - по правой парастернальной линии, левая - на 1 см кнаружи от левой среднеключичной линии. ЧСС - 130уд /мин. Тоны сердца ясные, чистые. В легких дыхание пуэрильное, хрипов нет. Живот распластан, мягкий, отмечается расхождение прямых мышц живота. Печень выступает из - под края реберной дуги на 1 см, селезенка не пальпируется Стул со склонностью к запорам. Статомоторное развитие: не поворачивается, двигательная активность снижена. Общий анализ крови: Нb - 118 г/л, Эр - 4,3х1012/л, Лейк-6.4х109/л, п/я-3%, с-23%, э-4%, л-60%, м-10%, СОЭ-6мм/час. Общий анализ мочи: эпителия - нет, слизи - нет, лейкоциты-2-3 в п/з, эритроциты - нет. 1. О поражении каких систем можно думать по результатам клинического обследования? 2. Какие синдромы можно выделить. 3. Перечислите морфологические особенности костной системы у детей. 4. Назовите функции костной системы в детском возрасте. 5. Назовите зубную формулу для детей раннего возраста.
Тема: Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и кровообращения Задача 1. Ребенок 1 год 3 мес. Мама обратилась в приемное отделение больницы с жалобами на повышение температуры до 38,5 (сохраняющейся в течение 3-х дней), сильный мучительный сухой кашель, нарушение самочувствия. При осмотре: состояние ребенка средней тяжести, самочувствие нарушено (капризный, не интересуется окружающим, нет интереса к игрушкам, постоянно на руках у матери), слизистое отделяемое из носа, умеренная гиперемия зева, по задней стенке глотки стекает слизь. Втяжение межреберных промежутков при дыхании. Перкуторно над легкими в симметричных участках звук с коробочным оттенком. Границы относительной сердечной тупости несколько сужены. При аускультации дыхание жесткое, сухие свистящие и крупно - пузырчатые влажные хрипы, удлиненный выдох. Число дыханий 48-52 в 1 мин. Тоны сердца отчетливые, ритмичные, число серд. сокр. 128 в 1 мин. Живот доступен пальпации, печень + 2 см из под реберного края, мочеиспускание не нарушено. 1. О поражении какой системы идет речь? 2. Для какого синдрома характерны имеющиеся симптомы? 3. Каков ведущий патогенетический механизм в развитии бронхиальной обструкции у детей раннего возраста? 4. Какое дыхание выслушивается над легкими у здорового ребенка данного возраста? 5. Назовите особенности строения органов дыхания, обусловливающие наличие пуэрильного дыхания у детей. Задача 2. Девочке 11 лет. ЧД 34 в 1 мин, ЧСС 92 в 1 мин. Носовое дыхание несколько затруднено, выделений из носа нет, крылья носа напряжены, вибрируют при дыхании. Легкий цианоз носогубного треугольника, усилившийся к концу осмотра. Голос чистый. Форма грудной клетки плоская симметричная, тип нормостенический. Тип дыхания грудной. Голосовое дрожание несколько усилено справа, ниже угла лопатки. Резистентность грудной клетки удовлетворительная. При сравнительной перкуссии определено притупление перкуторного звука сзади справа ниже угла лопатки, на остальных поверхностях – ясный легочный звук. Границы легких соответствуют нормативным показателям. Экскурсия нижнего правого края - 3 см., левого – 4 см. Аускультативно над местом притупления выслушивается ослабленное дыхание и крепитация, на остальных участках дыхание жесткое. Бронхофония несколько усилена справа ниже угла лопатки. 1. О поражении какой системы идет речь? 2. Для какого синдрома характерны клинические проявления? 3. Назовите признаки дыхательной недостаточности. 4.Назовите АФО легких у детей и возможные клинические последствия. 5.Объясните суть крепитации и на, какие заболевания она может указывать? Задача 3. Ребенок 1год 4 мес с признаками рахита 2 степени тяжести, гипотрофией 1 ст. два месяца назад перенес очаговую пневмонию с локализацией в S3 справа, подтвержденную рентгенологически. Находился на стационарном лечении и получал комплексную терапию. На 9 –й день лечения мать забрала ребенка домой с сохраняющимся кашлем и субфебрильной температурой тела. Через 2 месяца после стационарного лечения мать обратилась к пульмонологу поликлиники с жалобами на наличие у ребенка влажного кашля со слизистой и слизисто-гнойной мокротой, которую ребенок заглатывает, длительный субфебрилитет (до 37,4 С), снижение аппетита, потливость, одышку при нагрузке. При осмотре кожа бледная, носогубный треугольник с сероватым оттенком. Частота дыханий 36 в 1 мин. При перкуссии легочный звук с неотчетливым укорочением над правой ключицей, там же выслушиваются влажные мелко и среднепузырчатые, крепитирующие хрипы. Пульс ритмичный, 122 уд. В 1 мин. Тоны сердца ритмичные, слегка приглушены, функциональный систолический шум над верхушкой и в т. Боткина. Границы сердца соответствуют возрасту. На рентгенограмме легких сегмент S3 уменьшен в объеме, прилегающие участки легкого эмфизематозно вздуты. 1.О поражении какого отдела органов дыхания можно думать? 2. О каком осложнении необходимо думать? 3. Каков механизм развития таких изменений? 4. Назовите нормальную частоту дыхания у ребенка 1 года жизни. 5. Какие инструментальные и лабораторные исследования проводятся при поражении органов дыхания? Задача 4. Ребенок 5 лет. Мама обратилась в приемное отделение больницы с жалобами на повышение температуры до 39 (сохраняющейся в течение 2-х дней), сильный мучительный сухой кашель, нарушение самочувствия. При осмотре: состояние ребенка средней тяжести, самочувствие нарушено, слизистое отделяемое из носа, гиперемия зева, по задней стенке глотки стекает слизь. Экспираторная одышка. Участие межреберных промежутков в дыхании. Перкуторно - над легкими в симметричных участках звук с коробочным оттенком. Границы относительной сердечной тупости несколько сужены. При аускультации дыхание жесткое, сухие свистящие и крупно - пузырчатые влажные хрипы, удлиненный выдох. Число дыханий 50-54 в 1 мин. Тоны сердца отчетливые, ритмичные, число серд. сокр. 130 в 1 мин. Живот доступен пальпации, печень не увеличена, мочеиспускание не нарушено. 1.О поражении какой системы идет речь? 2.Для какого синдрома характерны имеющиеся симптомы? 3. Назовите АФО бронхиального дерева у детей. 4. Назовите число дыханий у здорового ребенка в возрасте 5 лет. 5. Для поражения преимущественно, какого отдела бронхолегочной системы характерна экспираторная одышка? Задача 5. Андрей 1 год 8 мес., поступил в клинику в тяжелом состоянии с жалобами матери на беспокойство ребенка, отсутствие аппетита, сильный кашель, затрудненное дыхание, приступ удушья. Ребенок от молодых здоровых родителей. В 6 мес. перенес пневмонию, в 7 мес. рецидив пневмонии, в 8 мес. после очередной пневмонии был приступ удушья, который длился несколько дней и был купирован инъекциями эфедрина. Затем приступы повторялись еженедельно, по несколько раз в месяц. Объективно: состояние тяжелое, беспокоен, сознание ясное, t 39 C. Выраженный цианоз носогубного треугольника. Дыхание шумное 50 в мин., затруднен вдох и особенно выдох, на расстоянии слышны свистящие хрипы. Грудная клетка резко вздута, перкуторно - тимпанит над всей поверхностью легких, аускультативно - жесткое дыхание, масса сухих свистящих и разнокалиберных влажных хрипов по всем полям. Тоны сердца приглушены, пульс 150 в 1 мин; печень +3 см из под реберного края. 1.Укажите ведущие синдромы, обусловливающие тяжесть состояния. 2. Указать необходимое обследование. 3. В каких случаях появляется тимпанический оттенок перкуторного звука? 4. Назовите ведущие механизмы в развитии бронхиальной обструкции у детей раннего возраста. 5. Какое дыхание физиологично для ребенка данного возраста? Задача 6. Вадик К., 6 лет, поступил в клинику для обследования с диагнозом: хроническая пневмония 1 стадии. Мальчик от первой нормально протекавшей беременности. Родился в срок с массой тела 3450 г. Период новорожденности протекал гладко. Грудное вскармливание до 10 мес. С 3 мес до 1 года наблюдались проявления атопического дерматита. Инфекционными болезнями не болел. Мать ребенка страдает крапивницей и отеками Квинке. У сестры бабушки по линии матери - бронхиальная астма. У мальчика с 3,5 лет появились приступы навязчивого кашля, главным образом по ночам. Пароксизмы кашля сопровождались покраснением лица, иногда рвотой. Приступы кашля возникали в основном поздней осенью, зимой и ранней весной. Летом при выезде на дачу кашель прекращался. По поводу обострений мальчика неоднократно лечили антибиотиками, но эффекта не наблюдалось. В квартире, где проживает ребенок, много мягкой мебели, ковров, картин, цветов. В клинике кашель отмечался только в первую ночь, более не повторялся. В легких везикулярное дыхание, хрипов нет. Со стороны других органов - без отклонений. Анализ крови: Эр. 4,1х10 /л, Нв 130 г/л, Лейк.5х10 /л, Б 2%, Э 14%, П 1%, С 27%, Л 49%, М 7%. Рентгенограмма органов грудной клетки: легочная ткань прозрачна, в прикорневых отделах сосудистый рисунок усилен, сердце и крупные сосуды без отклонений. 1.О чем можно думать? 2. Какие обследования необходимо провести для уточнения диагноза? 3. Назовите особенности носа и околоносовых пазух у детей раннего возраста. 4. Перечислите наиболее частые жалобы при поражении органов дыхания. 5. Назовите частоту дыхания у здорового ребенка данного возраста. Задача 7. Больной Р., 1г.3 мес. поступил в отделение с жалобами на значительное снижение аппетита, рвоту, утомляемость, потерю массы на 2 кг. Из анамнеза известно, что мальчик от второй беременности и родов, протекающих физиологически. В массе прибавлял хорошо, ходит с 9 месяцев. Был подвижен, активен. В возрасте 1 года 2 мес. перенес ОРВИ, которая сопровождалась умеренно выраженными катаральными явлениями в течение 5 дней (насморк, кашель), в это же время отмечается жидкий стул, температура 37,2 - 37,5° в течение 3 дней с этого времени, отмечалась рвота, по ночам приступы кашля и беспокойства. Стал уставать "ходить ножками". Значительно снизился аппетит. Обращались к врачу, состояние расценено как астенический синдром. Анализ крови: Нв - 100г/л лейк - 6,4 ´ 10 9/л э - 1 % п - 2 % э - 1% б - 1% с - 43 % л - 40 % м - 3 % СОЭ - 14мл/час. С диагнозом "железодефицитная анемия" ребенок госпитализирован. Накануне поступления состояния мальчика резко ухудшилось: был крайне беспокоен, отмечается повторная рвота, выявлена гепатомегалия (печень + 7см из-под края реберной дуги). При поступлении состояние тяжелое. Выражены вялость, цианоз носогубного треугольника; на голенях отеки; в легких жестковатое дыхание, в нижних отделах влажные хрипы. ЧД - 60 в 1 мин. Границы относительной сердечной тупости расширены влево до передней подмышечной линии. Тоны глухие, систолический шум на верхушке, ЧСС - 160 в 1 мин. Печень + 7 см по правой срединно-ключичной линии, селезенка +2 см. Мочится мало, стул оформлен. Анализ крови: Нв - 100 г/л лейк - 6,3 ´ 10 9/л п/я - 2% э - 1% с - 48 % л-41 % м - 8 % СОЭ - 10 мл/час. Анлиз мочи: уд.вес - 1015, белок, глюкоза отсутствуют, лейк.-1-2 в день, эр.0. 1. О поражении какой системы идет речь? 2.Предположительно какой этиологии данные заболевания? 3. Какие дополнительные обследования необходимо провести? 4.Выделите симптомы сердечнососудистой недостаточности, если таковые имеются. 5. Назовите особенности кровообращения новорожденного.
Задача 8. У мальчика 10 лет ОРВИ: субфебрильная температура, насморк, кашель, разлитая гиперемия зева. На четвертый день состояние ухудшилось: температура тела повысилась до 39,40 С; стал очень вялым, капризным. Жалобы на боли в животе и кратковременные боли в области сердца. Боли носят тупой, ноющий характер. Частота дыханий 20 в 1 мин. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание жесткое, хрипов нет. Пульс 88 уд в 1 мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения. Верхушечный толчок в пятом межреберье слева, разлитой, усилен. Левая граница сердца – на 0,5 см кнаружи от срединноключичной линии. Тоны сердца ритмичные, приглушен 1 тон. Над верхушкой выслушивается нежный и короткий систолический шум. Печень и селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме. 1. Чем можно объяснить ухудшение состояния ребенка? 2. Какие дополнительные обследования необходимы для подтверждения Вашего предположения? 3.Назовите признаки недостаточности кровообращения и имеются ли они в данном случае. 4. Какие изменения можно ожидать при ЭХО-КГ исследовании? 5.Перечислите свойства функциональных шумов.
Задача 9. В клинику поступил мальчик 12 лет, с жалобами на головную боль, беспокоящую в течение двух лет. Последние полгода головные боли заметно усилились, появились боли в сердце, одышка, быстрая утомляемость при ходьбе, стали зябнуть ноги. Дважды наблюдалось кратковременное носовое кровотечение. Объективно: хорошо развит плечевой пояс, широкая грудная клетка, усилена пульсация сонных артерий. Левая граница относительной сердечной тупости определяется на 1 см кнаружи от левой срединно-ключичной линии, акцент 11 тона на аорте. Вдоль левого края грудины выслушивается грубый систолический шум, который проводится и отчетливо слышен в межлопаточном пространстве слева на уровне 11 и 111 грудных позвонков. Пульс на лучевых артериях напряжен, 90 в 1 мин АД 160/100 мм. рт. ст. 1. О чем можно думать? 2. Какие, из приведенных в задаче, данные Вы можете использовать для обоснования вашего предположения? 3. Какие дополнительные исследования необходимы? 4.Чем можно объяснить акцент II тона над аортой? 5.Что такое сердечный толчок? Задача 10. Наташа Д., 11 лет, находилась на лечении в местном санатории, куда была переведена через 1,5 мес. от начала первой атаки острой ревматической лихорадки, протекавшей с миокардитом и полиартритом. Самочувствие было удовлетворительным, жалоб не предъявляла. Через 4 недели после ОРВИ появились жалобы на слабость, утомляемость, ухудшение аппетита и сна, боли в ногах, субфебрилитет. Масса тела – 30 кг., длина тела – 138 см. При исследовании крови: СОЭ - 20 мм/ч, С - реактивный белок ++. Девочку вновь перевели в кардиологическое отделение городской больницы. Лечащим врачом отмечено изменение аускультативных данных со стороны сердца: выслушиваемый ранее систолический шум приобрел дующий характер, лучше выслушивается в четвертом межреберье, слева у края грудины. Шум постоянный почти не изменяется от перемены положения тела. Date: 2015-07-02; view: 5403; Нарушение авторских прав |