Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие о психических заболеваниях
Психические болезни обусловлены расстройством работы головного мозга, связанным с нарушением адекватного отражения действительности. При этом человек не узнает привычной обстановки и окружающих его людей, находится во власти зрительных и слуховых галлюцинаций или его охватывает без видимой причины страх или состояние безудержного веселья. Неправильное восприятие внешнего мира вынуждает больного к бегству от мнимых противников или к агрессивному нападению на воображаемых врагов, попыткам к самоубийству и т. д. По формам и степени выраженности психические болезни весьма многообразны, широко распространены, число больных на земном шаре достигает 150 млн с тенденцией к росту. Этиология. Среди причин психических заболеваний большое значение имеют наследственные факторы, особенно в происхождении маниакально-депрессивного психоза, олигофре-нии, шизофрении и эпилепсии. Отрицательно влияют на потомство пьянство родителей, зачатие в нетрезвом виде, употребление алкоголя во время беременности. Причинами психических заболеваний нередко бывают хронические интоксикации и инфекционные заболевания. С интоксикациями связаны хронический алкоголизм и наркомания. К инфекционным заболеваниям, вызывающим психозы, относятся энцефалиты, бруцеллез, сифилис мозга, сыпной тиф, токсоплаз-моз, некоторые формы гриппа. Для развития психических заболеваний имеет значение комбинация причинных факторов с индивидуальными особенностями человека. Симптомы психических болезней. Самыми частыми признаками психических заболеваний являются галлюцинации, бред, навязчивые состояния, аффективные расстройства, расстройства сознания, памяти, слабоумие. Галлюцинации представляют собой одну из форм нарушения восприятия внешнего мира. У больного возникает кажущееся восприятие без реально существующего объекта. Галлюцинации бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Больным кажется, что в это время они не воображают, а на самом деле видят, слышат, обоняют и т. д. Бред - это ложное суждение или умозаключение, которое возникает без соответствующего повода, имеет лишь субъективное обоснование и не поддается разубеждению. По своему содержанию бывает бред величия (богатства, гениальности, влюбленности), бред преследования, обвинения, ограбления, ревности, отравления, бред самоуничтожения (греховности, самообвинения, болезни и т. д.). Навязчивые состояния - непреодолимо и невольно возникающие мысли, страхи, сомнения, воспоминания, влечения, движения, представления, смысл которых больной осознает, критически оценивает и борется с ними. Аффективные расстройства - это нарушения, связанные с колебаниями настроения. Их разделяют на маниакальные и депрессивные состояния. Для маниакальных состояний свойственно радостное настроение, стремление к деятельности, ускорение темпа мышления, для депрессивных состояний - подавленное, тоскливое настроение, заторможенность мышления, речи и движений. Расстройства сознания - временные (часы-дни) нарушения психической деятельности с частичной или полной отрешенностью от внешнего мира, потерей способности правильного мышления, суждений, ориентировки в окружающей обстановке, месте и времени. Расстройства памяти - снижение способности запоминать, сохранять и воспроизводить факты и события. Слабоумие - глубокий малообратимый дефект психики, проявляющийся слабостью интеллекта, утратой ранее приобретенных знаний и затруднением в приобретении новых, изменением поведения. Слабоумие может быть врожденным (олигофрения) и приобретенным (деменция). Травматический психоз Этиология: - неосложненные и осложненные, открытые и закрытые травмы черепа, коммоции и контузии. - расстройство крово- и лимфообращения, - отек мозга, набухаемость его - повышение внутричерепного давления - вегетативные расстройства Симптомы зависят от формы поражения; его тяжести; распространенности и локализации; от времени протекавшего после травмы; от различных осложнений; особенности личности. Следует учитывать начальный, острый и подострый, поздний и резидуальный период: - расстройство памяти - аффективная неустойчивость и большая или меньшая потеря работоспособности – при наличии вазомоторных расстройств, головных болей, головокружений, вестибулярных нарушений, неустойчивости при закрытых глазах, дрожания и пр. - в отдельных случаях имеет место «патологическое развитие личности». Острые инфекционные психозы: Симптомы: Инфекционные психозы проявляются в виде так называемого инфекционного делирия и аментивного синдрома. - общее недомогание; головные боли; повышенная чувствительность к внешним раздражениям; раздражительность; затруднения в мышлении; расстройства сна; кошмарные сновидения; расстройство сознания, галлюцинации, бред; бессонница; беспокойство; растерянность, все окружающее кажется изменившимся, странным. Реактивные психозы обусловлены психической травмой и исчезают после ликвидации причины. Интоксикационные психозы - острое или хроническое отравление химическими веществами, применяемыми в быту, наркотиками, лекарственными средствами. Интоксикационные психозы могут быть острыми и протрагированными. Острые – при острых отравлениях и проявляются чаще всего нарушениями сознания, структура и глубина которых зависят от характера токсического агента, конституцией и приобретенных особенностей организма. В тяжелых случаях расстройство сознания приобретает вид аменции. Протрагированные могут ограничиваться астеноневротическими явлениями; в более тяжелых случаях наблюдаются интеллектуально-мнестическое снижение, психопатоподобные изменения личности. ПП – дезинтоксикация Маниакально-депрессивный психоз: Симптомы: аффективные расстройства (мания, депрессии), протекающие по типу фаз (приступов – изменением настроения, темпа мышления и двигательной активности. В соответствии с этим наблюдаются маниакальная или депрессивная фаза и смешанные состояния. В клинической практике нередко встречаются атипичные формы МДП Судороги - это непроизвольные приступообразные сокращения поперечнополосатых или гладких мышц, различающиеся по интенсивности, продолжительности и распространенности. Судороги могут возникать при заболеваниях и травматических повреждениях нервной системы, нарушениях функции желез внутренней секреции, интоксикациях и отравлениях. По характеру мышечных сокращений судороги подразделяются на тонические и клонические, а также смешанного характера - тонико-клонические или клонико-тонические, в зависимости от преобладания того или другого компонента. Тонические судороги представляют собой длительные (до 3 мин и более) сокращения мышц, при которых туловище и конечности фиксируются в различных вынужденных положениях. Клонические судороги характеризуются быстрыми сокращениями и расслаблениями отдельных групп мышц, следующими друг за другом, что создает стереотипные движения различной амплитуды. Этиология. Причиной судорог могут быть различные экзогенные и эндогенные факторы. Клонические судороги возникают при появлении очага чрезмерного возбуждения нервных клеток в коре головного мозга,-тонические - в подкорковых структурах мозга. Локализация судорог различна. Клонические и клонико-тонические судороги мышц, участвующих в речевом акте, и дыхательных мышц вызывают заикание. Тоническая судорога круговых мышц глаз приводит к блефароспазму, проявляющемуся болезненным зажмуриванием. Тонические судороги жевательных мышц (тризм) вызывают плотное смыкание челюстей, при котором больной не может есть и говорить. Клони-ческие судороги диафрагмы вызывают икоту. Локальный тонический спазм мышц пальцев и кисти (писчий спазм) иногда появляется во время длительного письма или при игре на музыкальных инструментах. Периодические судорожные сокращения грудино-ключично-сосцевидных мышц приводят к кива-тельным ритмическим движениям головы (кивательная судорог а) и др. Диагнозу судорожных состояний должно предшествовать прежде всего выяснение основного заболевания, которое приводит к возникновению судорог. Лечение. Снимают судорожное состояние назначениям противосудорожных средств (триметин - по 0,2-0,3 г 2-3 раза в день внутрь, хлоракон - по 0,5 г 4 раза в день внутрь, дифенин -по 0,5-1 таблетке 2-3 раза в день, гексамидин - по 0,125-0,5 г в день, фенобарбитал - по 0,1-0,2 г в таблетках внутрь). Используются также специальные средства для лечения паркинсонизма (артан, динезин, кондельфин, наркопан, тропацин, циклодол и др.). Оказывают полезное действие для предупреждения судорожных состояний седативные средства, теплые ванны, соблюдение режима сна, исключение волнений, перенапряжения. Профилактика сводится к устранению причин, вызвавших судороги. Эпилепсия Эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга, протекающее преимущественно с судорожными припадками и нередко специфическими изменениями личности (угодливость, злопамятность, мстительность, гневливость). Этиология. Причиной болезни может быть врожденная и приобретенная предрасположенность. Началу болезни способствуют травмы головы, инфекции, интоксикации и другие вредные факторы. У многих больных причиной эпилепсии является алкоголизм отца, матери или зачатие в пьяном виде. Клиническая картина. Проявления эпилепсии могут быть различными. Больные могут страдать большими и малыми припадками. Наиболее типичен большой судорожный припадок - больной теряет сознание и падает в состоянии 266 тонической судороги (тело напрягается, вытягивается), которая длится 20-30 с, затем начинаются клонические судороги, длящиеся до 2 мин. При этом больной может биться об пол, причиняя себе повреждения, изо рта вытекает пенистая слюна, часто окрашенная кровью в результате прикусывания языка. Иногда происходит непроизвольное отхождение мочи и кала. С прекращением судорог сознание восстанавливается постепенно, больной сразу не ориентируется в окружающей обстановке, нередко после приступа впадает в глубокий сон. Большой судорожный припадок характеризуется коматозным состоянием - чувствительность потеряна, дыхание шумное, зрачки резко расширены, на свет не реагируют. Иногда возникает серия больших судорожных припадков, часто следующих друг за другом, больной не приходит в сознание - возникает так называемый эпилептический статус, который может продолжаться от нескольких часов до суток и привести к смертельному исходу. Малый судорожный припадок выражается в кратковременной (секунды) потере сознания. Больной не падает, может сохранять предшествующую позу - сидеть, стоять, идти, но на секунду прекращает говорить, роняет из рук вещи, отсутствующе смотрит в одну точку. О припадке не помнит, но догадывается по чувству разбитости и слабости. К тяжелым проявлениям эпилепсии относятся так называемые «эпилептические сумерки» - помрачения сознания, сопровождающиеся бредом, зрительными и слуховыми галлюцинациями, при которых сохраняется двигательная активность и возможны агрессивные действия больного. У многих больных возникают периодические расстройства настроения (дисфория)- состояние необычной оживленности, веселости, беспокойства, придирчивости, злобности, агрессивности. Эпилептические сумерки и дисфории называют психическими эквивалентами эпилепсии, они разряжают болезненное напряжение и замещают судорожный припадок. Течение эпилепсии зависит от многих факторов. При легких формах припадки однотипны и происходят редко - до 1 раза в год, при тяжелых - могут быть ежедневными, разнообразными. Лечение. При оказании помощи во время одиночного судорожного припадка необходимо предохранять от ушибов руки, 267 ноги и голову больного, расстегнуть воротник и пояс, под голову положить что-то мягкое. Для предупреждения прикусывания языка между коренными зубами следует ввести ручку ложки. обернутую бинтом или полотенцем. При наступлении сна после припадка больному нужно дать выспатыя, его не следует будить. чтобы ввести лекарство. При развитии эпилептического статуса после очистительной клизмы ставят лекарственную клизму (фенобарбитал - 0,3 г на 30 мл теплой воды), через 10-15 мин вводят хлоралгидрат в клизме (50 мл 3-4 % раствора) и делают инъекцию седуксена (2-6 мл 0,5 % раствора внутримышечно). При отсутствии эффекта через 30 мин внутримышечно вводят гексенал, магния сульфат, аминазин, пентамин или другие средства. Профилактика состоит в основном в предупреждении патологии беременности, родовой травмы, тяжелых инфекционных болезней, особенно в раннем детстве, а также черепно-мозговых травм. Роль учителя в профилактике заболеваний нервно-психической сферы у детей — уважение ребенка, признание его прав на отдых, организацию досуга, а также понимание его возможностей, организация оптимального, а не изнуряющего ритма работы. Вопрос 44 + распечатка Шигеллез (бациллярная дизентерия) — инфекционное заболевание, вызываемое бактериями рода шигелл, характеризуется поражением кишечника и проявляется тяжелым поносом. Шигеллы распространены повсеместно и вызывают дизентерию. Во многих странах мира на ее долю приходится до 5— 10% всех болезней, сопровождающихся поносом. Инфекция передается фекально-оральным путем, или человек заражается при употреблении загрязненной пищи, воды, контакте с предметами, загрязненными мухами. Эпидемии, как правило, возникают в перенаселенных районах с плохими санитарными условиями. У детей шигеллез протекает более тяжело, чем у взрослых. Симптомы Шигеллы вызывают заболевание, проникая через слизистую оболочку кишечника, что приводит к ее отеку и иногда образованию мелких язв. Инкубационный период составляет 1—4 дня после инфицирования. У маленьких детей болезнь начинается внезапно с повышения температуры тела, раздражительности или сонливости, потери аппетита, тошноты и рвоты, поноса, боли в животе и его вздутия, а также боли во время дефекации. В течение 3 дней в кале появляются гной, кровь и слизь. Число дефекаций — до 20 в день и более. Возможны большая потеря веса и дегидратация. У взрослых, однако, повышение температуры тела в начале заболевания может отсутствовать, и в кале часто не бывает примесей крови или слизи. Болезнь может начинаться с эпизодов болей в животе, частых позывов на дефекацию и выделения оформленного кала, что временно уменьшает боль. Все это повторяется с увеличивающейся тяжестью и частотой. Диарея становится тяжелой, кал размягченный или жидкий, содержит слизь, гной и часто кровь. В редких случаях болезнь начинается внезапно с водянистого или имеющего мутную примесь поноса, иногда с кровавого поноса. Рвота — распространенный симптом; она может быстро приводить к обезвоживанию. Тяжелая степень обезвоживания, которая может привести к шоку и смерти, возникает главным образом у хронически больных взрослых и детей младше 2 лет. Подозрение на дизентерию возникает, если человек живет в области, где распространен шигеллез. Однако диагноз должен быть подтвержден посевом свежего кала. Осложнения Шигеллез может сопровождаться бредом, судорогами; возможна кома, при этом диарея незначительна. Эта форма инфекции может привести к смерти в течение 12—24 часов. Другие бактериальные инфекции нередко сопровождают шигеллез, особенно у ослабленных и обезвоженных пациентов. Язвы кишечника, являющиеся следствием шигеллеза, могут вызвать большую потерю крови. Редкие осложнения включают повреждение нервов, суставов или сердца и иногда перфорацию кишечника. Сильное напряжение во время дефекации может привести к выпадению прямой кишки. Иногда развивается необратимая потеря контроля дефекации («стул без счета»). Лечение В большинстве случаев заболевание проходит в течение 4—8 дней. Тяжелые случаи могут длиться 3—6 недель. Лечение состоит главным образом в возмещении жидкостей и солей, потерянных при диарее. Антибиотики назначают детям раннего возраста при тяжелом течении заболевания или когда вероятна передача инфекции другим людям. Тяжесть симптомов и время, в течение которого кал содержит шигеллы, могут быть уменьшены антибиотиками, например триметоприм-сульфаметоксазолом, норфлоксаци-ном, ципрофлоксацином и фуразолидоном. Токсикоинфекции – в распечатке К мерам предотвращения появления и распространения кишечных инфекций в школе относят: • соблюдение чистоты учебных помещений; • выполнение правил хранения и торговли пищевыми продуктами; • содержание в порядке общественных туалетов; • уничтожение мух; • своевременное опорожнение мусорных ящиков; • строгий контроль за личной гигиеной школьников; • отстранение детей от уборки санузлов, умывальных мест общего пользования, уборки мусора и пищевых отходов; • правильную организацию питьевого режима в школе; • ознакомление учащихся и их родителей с симптомами и опасностью дизентерии. Известно, что здоровье ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, зависит от того, как окружающие его взрослые участвуют в жизни ребенка. В частности, учитель, в обществе которого школьник проводит часть своего времени, способен оказать влияние на состояние здоровья своих учеников. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Влияние учителя будет положительным, если учитель выполняет в процессе учебной деятельности следующие требования: • следит за тем, чтобы в классе регулярно выполнялись санитарно-гигиенические правила (проветривание классной комнаты, периодическая влажная уборка помещения и др.), а также за тем, чтобы ребенок (особенно младшего возраста) выполнял все требования личной гигиены. В противном случае учитель должен обратить на это внимание родителей ученика; • вовремя выявляет в классе детей, болеющих инфекционными заболеваниями. При обнаружении в классе больных детей следует обратиться в медицинский пункт при учебном заведении с целью подтверждения диагноза, а если диагноз подтвердился, то в учебном заведении может быть объявлен карантин; • допускает к занятиям детей только в случае, если посещение занятий одобрено врачом (нарушение этого правила может быть опасным как для болеющего ученика, так и для окружающих); • сам соблюдает все правила и нормы личной гигиены, чтобы своим примером показывать образец правильного поведения (опрятно выглядеть и др.); • при возникновении чрезвычайных ситуаций несет ответственность за жизнь и здоровье детей, т. е. предпринимает все необходимые меры для спасения детей (осуществляет грамотную эвакуацию детей из школы, принимает меры по герметизации помещения и др.). Каждый учитель должен помнить, что здоровье учеников – основная задача школы, так как больной и физически неразвитый ребенок не может получить полноценного образования и, следовательно, ему будет тяжело стать полноценным членом общества.
Вопрос 45 + распечатка Гепатит – острое инфекционное заболевание, поражающее в основном печеночную ткань, вызывающее патологию функций печени и на этом фоне – нарушение обмена веществ в организме. Гепатит также называют болезнью Боткина – по имени ученого, исследовавшего данное заболевание. Гепатит может быть первичным, и в этом случае он является самостоятельным заболеванием, или вторичным, тогда он представляет собой проявление другой болезни. Развитие вторичного гепатита связано с воздействием гепатотропных факторов – вирусов, алкоголя, лекарственных препаратов или химических веществ. Вирусный гепатит – болезнь вирусной природы, характеризующаяся общим отравлением организма продуктами жизнедеятельности болезнетворных вирусов. При этом наблюдаются нарушение пигментации кожных покровов (желтушный цвет), увеличение размеров некоторых внутренних органов (селезенки, печени). Вирусные гепатиты имеют самостоятельное значение, и их не следует смешивать с гепатитами, вызываемыми вирусами желтой лихорадки, мононуклеоза, герпеса и др. Существует два вида возбудителей вирусного гепатита – вирусы типов А и В. Гепатит А носит название инфекционного гепатита, гепатит В – сывороточного. Источником вирусного гепатита являются больной человек или носитель вируса. Максимальная заразность больного приходится на преджелтушный период болезни и первые дни желтушного периода. Для различных видов гепатита различаются и механизмы передачи инфекции. Возбудители гепатита А из крови вирусоносителя или больного попадают в его выделения, а затем контактно-бытовым путем – в организм здорового человека. Возбудители гепатита В находятся только в крови больного, где они сохраняются еще долгое время после его выздоровления. Заражение гепатитом может произойти и через различные медицинские инструменты, при переливании крови или внутриутробным путем. Инкубационный период инфекционного гепатита составляет 7—45 дней; сывороточного гепатита – 2–6 месяцев. В этот период отсутствуют внешние проявления болезни. Течение болезни можно разделить на два периода: • преджелтушный (более 1 недели). Основными симптомами этого периода являются общая слабость, недомогание, потеря аппетита, чувство тяжести в подложечной области, отрыжка, кратковременное повышение температуры, боли в суставах, в области печени. В конце этого периода происходит изменение цвета выделений: моча приобретает коричневый цвет, а кал – белый; • желтушный (2–4 недели). Основными проявлениями данного периода являются изменение цвета мягкого неба и позднее – кожи (пожелтение); появление зуда кожных покровов. На этом фоне увеличиваются размеры печени и селезенки, иногда наблюдается кровоточивость кожи и слизистых оболочек. Гепатит В переносится тяжелее гепатита А. Для гепатита В характерны постоянно нарастающая слабость, отвращение к еде, появление многократной рвоты, нарушение сна, резкая желтушная окраска кожи и видимых слизистых оболочек, кожный зуд. Печеночная кома – осложнение гепатита В – одна из основных причин летального исхода болезни. Кроме того, заболевание может перейти в хроническую форму, при которой проявляются периоды обострений. Лечение вирусного гепатита. Больному прописывается постельный режим – в таком положении улучшается кровоснабжение печени. Из-за уменьшения свертываемости крови вследствие гепатита повышается опасность различного рода кровотечений, поэтому медицинскому персоналу необходимо соблюдать осторожность при проведении инъекций. Больному гепатитом назначается специальная диета с ограничением в пище количества жира, исключением из нее белка и увеличением содержания аминокислот. Также прописывается большое количество жидкости. При симптомах интоксикации показано внутривенное капельное вливание 5 %-ного раствора глюкозы, гемодеза до 1–1,5 л. Одновременно назначают гормональную терапию (преднизолон, гидрокортизон). Также применяют мази, снимающие кожный зуд. В случае появления симптомов печеночной комы применяются гормональные препараты и антибиотики. Важно помнить, что больной является источником инфекции, поэтому необходимо дезинфицировать его белье, посуду, а также выделения. Санитарную уборку помещения нужно проводить не реже трех раз в сутки. Профилактика гепатита. Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия. 1. В медицинские пункты передаются сведения об отсутствии учащихся на занятиях. 2. Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний учащихся и их семей. 3. Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача. 4. Ведется разъяснительная работа с учащимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита. 5. Осуществляется строгий контроль за работниками школы, особенно работниками общепита. 6. Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил перевозки и хранения продуктов питания и др. В случае появления в школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры. 1. Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания. 2. Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы. 3. Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов). 4. В случае необходимости объявляется карантин. В предупреждении заболеваемости гепатитом В основную роль играют санитарные меры, направленные на предотвращение инъекционного заражения, в первую очередь – при проведении массовых профилактических прививок. Возбудитель гепатита В устойчив к физическим и химическим факторам, он теряет свою активность только при стерилизации паром под давлением или при кипячении. Также необходим постоянный контроль со стороны учителей и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.
Date: 2015-07-02; view: 338; Нарушение авторских прав |