Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психомоторное развитие ребенка. Развитие моторной деятельности, речи, двигательной активности, социальное развитиеСтр 1 из 33Следующая ⇒
Оценка НПР: В педиатрии используются 2 определения – синонима: нервно-психическое развитие (НПР) психомоторное развитие (ПМР) Критериями НПР являются: моторика, статика, условно-рефлекторная деятельность (I сигнальная система), речь (II сигнальная система), высшая нервная деятельность. Моторика – (движение) – это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка. Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерен – физиологический мышечный гипертонус и на фоне этого сгибательная поза. Мышечный гипертонус симметрично выражен во всех положениях: на животе, спине, в положении бокового и вертикального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большой палец приведен к ладони. Ноги согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Во время сна мышцы не расслабляются. Статика - это фиксация и удержание определенных частей туловища в необходимом положении. первый признак статики – удерживание головы на 2-3 месяце, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении второй признак – малыш сидит с 6-7 месяцев, на 7 месяце развивается ползание третий признак – ребенок стоит в 9-10 месяцев четвертый признак – малыш ходит – к концу 1-го года жизни Условно- рефлекторная деятельность – это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Условные рефлексы на внешние раздражители Главным рефлексом у ребенка является пищевая доминанта. На 1-ом месяце – ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь. На 2-ом месяце – формируется улыбка. На 3-ем месяце – радостные движения конечностями при виде матери. При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени, т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному. Пр.: 5 месяцев – оральное внимание – при показе яркой игрушки широко открывает глаза, рот, прекращает движения. 8 месяцев – тянется за игрушкой рукой. При наличии орального внимания у ребенка к концу 1-го года жизни – задержка НПР. 4-5 месяцев – комплекс оживления – на незнакомого человека, матери, отца. 8-9- месяцев – к матери тянется руками, на чужого человека возникает реакция страха и негативизма. Слуховое и зрительное сосредоточение (на 2 месяце – это проверяет невропатолог). для оценки слуха – врач хлопает руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ушей ребенка – ребенок должен моргнуть веками. зрение – врач проводит ярким предметом на высоте 30 см над глазами ребенка – глаза ребенка следят за движениями предмета. к концу года – сенсорная речь – понимание ребенком отдельных слов, которые звучат со стороны (поворот головы, потягивание ручек). Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе, когда он начинает аукать. Гуление – произношение первых звуков (а, гу-у, э-э-э). 6 месяцев – отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма), лепет – произносит слоги, не понимая смысл их. К концу 1-го года жизни – в лексиконе малыша 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, папа, мама). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав – собака, тик-так - часы). 2 года – запас слов до 300, появляются краткие предложения. Высшая нервная деятельность – является признаком созревания умственной способности и интеллекта человека. окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет. для оценки состояния нервной системы необходимо еще выяснить у новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов. 3 группы: стойкие, транзиторные и установочные. Стойкие рефлексы – существуют на протяжении всей жизни. · глотательный · сухожильные рефлексы конечностей (Пр.: удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе) · роговичный (корнеальный рефлекс) – прикосновение к роговице глаза – смыкание век · конъюктивальный · надбровный (внутренний край надбровной дуги – постукивание → смыкание век) Транзиторные рефлексы -существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте оральные (стволовые рефлексы)- сосательный, хоботковый и др. спинальные рефлексы -хватательный, защитный, рефлекс опоры миелоэнцефальные позотонические рефлексы -симметричный и ассим. шейные тонические рефлексы Установочные рефлексы- их нет сразу после рождения, а формируются они в определенном возрасте.(верхний,нижний рефлекс Ландау) При оценке результатов исследования безусловных рефлексов нужно учесть: их наличие или отсутствие; при наличии – симметричность время появления и исчезновения; соответствие выраженности рефлекса возрасту ребенка. При нормальном нервно-психическом развитии ребенка безусловные рефлексы должны своевременно исчезнуть. Отсутствие рефлексов в необходимом возрасте являются признаком задержки нервно-психического развития. Рефлексы считаются патологическими, если они имеют место у ребенка в том возрасте, в котором должны отсутствовать Общие правила определения НПР: · в теплом помещении · через 1 час после кормления и не на голодный желудок · вначале выясняется состояние всех 5 признаков (моторика, статика, условно-рефлекторная деятельность – 1 сигнальная система), речь (2 сигнальная система), высшая нервная деятельность · после этого оценка безусловных рефлексов начинается с позы ребенка на спине, затем на животе, в последнюю очередь – в вертикальном положении, а также те, которые вызывают боль. Для оценки НПР в зависимости от возраста выделяют 6 этапов: 1 этап – 0-1 мес. 2 этап – 1-3 мес. 3 этап – 3-6 мес. 4 этап – 6-9 мес. 5 этап – 9-12 мес. 6 этап – 1-3 года n в норме показатели НПР должны соответствовать указанному возрастному этапу его становления n длительное заболевание и недостаточное воспитание могут привести к допустимому отставанию всех показателей только на 1 этапе, но не далее n такая задержка (на 1 этапе) называется функциональной n отставание на 2 этапе и далее – патологическая задержка развития и ставится диагноз – энцефалопатия n при нормальном развитии ребенка к 2 годам все критерии должны прийти к финишу, если этого не наступает, то после 2 лет ставится конкретный диагноз: олигофрения, гидроцефалия, эпилепсия.
Date: 2015-07-02; view: 2939; Нарушение авторских прав |