Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психомоторное развитие ребенка. Развитие моторной деятельности, речи, двигательной активности, социальное развитие





 

Оценка НПР: В педиатрии используются 2 определения – синонима:

нервно-психическое развитие (НПР)

психомоторное развитие (ПМР)

Критериями НПР являются: моторика, статика, условно-рефлекторная деятельность (I сигнальная система), речь (II сигнальная система), высшая нервная деятельность.

Моторика – (движение) – это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.

Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерен – физиологический мышечный гипертонус и на фоне этого сгибательная поза.

Мышечный гипертонус симметрично выражен во всех положениях: на животе, спине, в положении бокового и вертикального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большой палец приведен к ладони. Ноги согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Во время сна мышцы не расслабляются.

Статика - это фиксация и удержание определенных частей туловища в необходимом положении. первый признак статики – удерживание головы на 2-3 месяце, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении

второй признак – малыш сидит с 6-7 месяцев, на 7 месяце развивается ползание

третий признак – ребенок стоит в 9-10 месяцев

четвертый признак – малыш ходит – к концу 1-го года жизни

Условно- рефлекторная деятельность – это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности.

Условные рефлексы на внешние раздражители

Главным рефлексом у ребенка является пищевая доминанта.

На 1-ом месяце – ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь.

На 2-ом месяце – формируется улыбка.

На 3-ем месяце – радостные движения конечностями при виде матери.

При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени, т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному.

Пр.: 5 месяцев – оральное внимание – при показе яркой игрушки широко открывает глаза, рот, прекращает движения.

8 месяцев – тянется за игрушкой рукой. При наличии орального внимания у ребенка к концу 1-го года жизни – задержка НПР.

4-5 месяцев – комплекс оживления – на незнакомого человека, матери, отца.

8-9- месяцев – к матери тянется руками, на чужого человека возникает реакция страха и негативизма.

Слуховое и зрительное сосредоточение (на 2 месяце – это проверяет невропатолог).

для оценки слуха – врач хлопает руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ушей ребенка – ребенок должен моргнуть веками.

зрение – врач проводит ярким предметом на высоте 30 см над глазами ребенка – глаза ребенка следят за движениями предмета.

к концу года – сенсорная речь – понимание ребенком отдельных слов, которые звучат со стороны (поворот головы, потягивание ручек).

Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе, когда он начинает аукать.

Гуление – произношение первых звуков (а, гу-у, э-э-э).

6 месяцев – отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма), лепет – произносит слоги, не понимая смысл их.

К концу 1-го года жизни – в лексиконе малыша 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, папа, мама). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав – собака, тик-так - часы).

2 года – запас слов до 300, появляются краткие предложения.

Высшая нервная деятельность – является признаком созревания умственной способности и интеллекта человека.

окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет.

для оценки состояния нервной системы необходимо еще выяснить у новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов.

3 группы: стойкие, транзиторные и установочные.

Стойкие рефлексы – существуют на протяжении всей жизни.

· глотательный

· сухожильные рефлексы конечностей (Пр.: удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе)

· роговичный (корнеальный рефлекс) – прикосновение к роговице глаза – смыкание век

· конъюктивальный

· надбровный (внутренний край надбровной дуги – постукивание → смыкание век)

Транзиторные рефлексы -существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте

оральные (стволовые рефлексы)- сосательный, хоботковый и др.

спинальные рефлексы -хватательный, защитный, рефлекс опоры

миелоэнцефальные позотонические рефлексы -симметричный и ассим. шейные тонические рефлексы

Установочные рефлексы- их нет сразу после рождения, а формируются они в определенном возрасте.(верхний,нижний рефлекс Ландау)


При оценке результатов исследования безусловных рефлексов нужно учесть: их наличие или отсутствие; при наличии – симметричность

время появления и исчезновения; соответствие выраженности рефлекса возрасту ребенка.

При нормальном нервно-психическом развитии ребенка безусловные рефлексы должны своевременно исчезнуть.

Отсутствие рефлексов в необходимом возрасте являются признаком задержки нервно-психического развития. Рефлексы считаются патологическими, если они имеют место у ребенка в том возрасте, в котором должны отсутствовать

Общие правила определения НПР:

· в теплом помещении

· через 1 час после кормления и не на голодный желудок

· вначале выясняется состояние всех 5 признаков (моторика, статика, условно-рефлекторная деятельность – 1 сигнальная система), речь (2 сигнальная система), высшая нервная деятельность

· после этого оценка безусловных рефлексов начинается с позы ребенка на спине, затем на животе, в последнюю очередь – в вертикальном положении, а также те, которые вызывают боль.

Для оценки НПР в зависимости от возраста выделяют 6 этапов:

1 этап – 0-1 мес.

2 этап – 1-3 мес.

3 этап – 3-6 мес.

4 этап – 6-9 мес.

5 этап – 9-12 мес.

6 этап – 1-3 года

n в норме показатели НПР должны соответствовать указанному возрастному этапу его становления

n длительное заболевание и недостаточное воспитание могут привести к допустимому отставанию всех показателей только на 1 этапе, но не далее

n такая задержка (на 1 этапе) называется функциональной

n отставание на 2 этапе и далее – патологическая задержка развития и ставится диагноз – энцефалопатия

n при нормальном развитии ребенка к 2 годам все критерии должны прийти к финишу, если этого не наступает, то после 2 лет ставится конкретный диагноз: олигофрения, гидроцефалия, эпилепсия.

 







Date: 2015-07-02; view: 2939; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию