Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональные показатели органов дыхания у детей разного возраста





Жизненная емкость легких определяет их функциональную способность только приблизительно, так как при дыхании обычно расходуется только часть воздуха, составляющего величину жизненной емкости (в среднем 12-15%). Это связано с недостаточным расправлением легких при дыхании, а также со степенью тренированности ребенка, с формой его грудной клетки и общим физическим развитием.

Само собой разумеется, что частота и глубина дыхания, а также легочная вентиляция в значительной мере зависят от ряда факторов: температуры тела ребенка, его поведения, кашля. Особенно влияют на показатели легочной вентиляции беспокойство, плач и крик детей, поскольку легочная вентиляция увеличивается за счет резкого углублении дыхания при одновременной периодической задержке его или замедлении во время крика.

Как известно, жизненная емкость легких состоит из суммы дыхательного воздуха, дополнительного и резервного. Несмотря на поверхностный характер дыхания, жизненная емкость легких у детей, особенно раннего возраста, относительно велика, что связано со значительной податливостью грудной клетки. В литературе имеются указания на величину дополнительного и запасного воздуха у здоровых детей. Эти данные указывают, что в 4 года жизненная емкость в среднем равна 1090 мл, из которых объем дополнительного воздуха составляет 480 мл, дыхательного- 120 мл и запасного воздуха - 490 мл. К 8 годам при жизненной емкости легких в 1470 мл объем дополнительного воздуха составляет 650 мл, дыхательного - 170 мл, запасного - 650 мл. К 12 годам при жизненной емкости легких в 2100 мл объем дополнительного воздуха составляет 950,мл, дыхательного - 260 мл, запасного - 900 мл. К 16 годам при жизненной емкости легких в 3500 мл объем дополнительного воздуха равен 1600 мл, дыхательного - 400 мл, запасного - 1500 мл.

Таким образом, с возрастом происходит непрерывное увеличение дыхательного резерва, что имеет большое значение при нарушении дыхания при ряде заболеваний.

Величина предела и резерва дыхания у здоровых детей по существу определяет напряженность дыхательного акта. Пределом называется максимальное количество воздуха, которое может быть провентилировано в одну минуту. По данным ряда авторов, средние величины предела дыхания у здоровых детей в литрах колеблются не так значительно как другие показатели внешнего дыхания. Так, в 6 лет предел дыхания доходит до 4,2 л, в 10 лет - до 4,8 л, в 16 лет - до 7,3 л.

Резерв дыхания также связан с физическим развитием ребенка и, в частности, с его тренированностью.

Уменьшение жизненной емкости легких и учащение дыхания значительно снижают резерв дыхания, доводя его при заболеваниях дыхательных органов до предельно низких цифр. Резервные силы дыхания у здоровых детей с возрастом непрерывно нарастают. Резерв дыхания здоровых детей равняется в среднем в 6 лет - 38,5 л, в 10 лет - 43,7 л и в 16 лет - 67,7 л.

Следует учитывать различие приводимых разными авторами цифр, определяющих главнейшие показатели внешнего дыхания, т. е. вентиляционную функцию дыхательного аппарата, и проводить исследования обязательно повторно, в динамике.

Таким образом, жизненная функция важнейшей системы организма - системы органов дыхания - определяется целым рядом показателей, которые при заболевании органов дыхания меняются в различной степени и наряду с клиническими симптомами позволяют судить о нарушении аппарата внешнего дыхания. Эти показатели настолько характеризуют жизненную функцию организма, указывая на состояние регулирующей дыхание нервной системы, что некоторыми авторами кладутся в основу наблюдений при учете возможности выживания новорожденных детей. Так, Миллер полагает, что нарушение дыхания у недоношенного ребенка всецело определяет недостаточность жизненных функций. У недоношенных детей с весом выше 1750 г нарушение дыхания наблюдается в 25% случаев, смертность составляет 2 %; у недоношенных детей с весом от 1000 до 1750 г нарушение дыхания отмечается в 80% случаев, а смертность равна 25%.

Особенно неблагоприятным симптомом, по данным Миллера, является нарастание частоты дыхания в течение первого часа жизни. В соответствии с этим постоянная величина числа дыханий в течение первых 2 суток до известной степени определяет благоприятный прогноз в отношении жизнеспособности ребенка.

Тип дыхания у новорожденного и грудного ребенка диафрагмальный или брюшной, с 2 лет - смешанный, грудобрюшной, а с 8-10 лет у мальчиков вырабатывается преимущественно брюшной тип, а у девочек - грудной. Тип дыхания у маленьких детей объясняется ограниченными экскурсиями грудной клетки вследствие горизонтального положения ребер, высоким стоянием диафрагмы и значительной относительной величиной органов брюшной полости.


Не меньшее значение в патологии органов дыхания имеет расстройство ритма дыхания. У новорожденных и детей первых месяцев жизни ритм дыхания часто нарушается, что проявляется в изменении соотношений между вдохом и выдохом, в возникновении апноэ и в неравномерности ритма в отдельные отрезки времени. Эти особенности ритма связаны с функциональной недостаточностью незаконченного в своем развитии дыхательного центра и с повышенной возбудимостью вагусных рецепторов легких и всей системы блуждающего нерва. Этим же обусловлено и колебание тонуса общей мускулатуры бронхов, в результате чего меняется их просвет.

Все эти изменения легко обнаруживаются при пневмографии. В нормальных условиях отношение вдоха к выдоху равно 1: 1 или 1: 1,2. У маленьких детей пневмография должна проводиться обязательно в состоянии покоя, поскольку даже незначительные движения ребенка наряду с его беспокойством и плачем отражаются на форме пневмографической кривой.

Газообмен в легких у детей более интенсивен, чем у взрослых. Дыхательный коэффициент у новорожденного, т. е. отношение между объемом выделенной углекислоты и объемом поглощенного кислорода, равен 0,7, тогда как у взрослого он равняется 0,89. В то же время содержание кислорода в выдыхаемом воздухе в раннем детском возрасте в среднем равно 18%, а углекислоты - 2,5%. В дальнейшем процент кислорода в выдыхаемом воздухе непрерывно снижается, а процент углекислоты нарастает. В процессе дыхания у Детей, как и у взрослых, для поддержания нормального газообмена необходимо правильное чередование всех фаз, или этапов, дыхания: 1) внешнего дыхания, под которым подразумевается обмен альвеолярного и атмосферного воздуха, 2) легочного дыхания, т. е. обмена между воздухом легких и кровью (этот процесс связан с физико-химическими законами диффузии газов), 3) тканевого (внутреннего) дыхания, т. е. газообмена между кровью и тканями, а также и других видов обмена.

Данные по газообмену имеют важное значение в патологии и зависят от ряда условий (сдвиги в обменных процессах, пищевой режим ребенка, перенесенные заболевания и т. д.).

Чрезвычайно интересны данные о содержании кислорода в альвеолярном воздухе у детей грудного возраста. Оно колеблется в среднем от 17,7 до 17,16%, тогда как у детей более старшего возраста содержание кислорода в альвеолярном воздухе снижается до 16,4% к 5 годам и до 15% к 15 годам. Наряду с этим содержание углекислоты в альвеолярном воздухе непрерывно повышается от 2,9% в грудном возрасте до 3,85% к 5 годам и до 4,85% к 15 годам.

Это связано с особенностями диффузии газов крови, т. е. поступления С02 из крови и 02 в кровь. Как известно, это движение совершается благодаря разности парциальных Давлений в альвеолярном воздухе и в крови. Парциальные давления в грудном и старшем возрасте имеют различные величины. Так, парциальное давление 02 в альвеолярном воздухе у детей грудного возраста составляет в среднем 120 мм рт. ст., а углекислоты в среднем 21 мм, тогда как в старшем возрасте парциальное давление. 02 значительно ниже: в 15 лет оно составляет 110 мм рт. ст. для кислорода и 38 мм для углекислоты (в среднем).

Таким образом, у детей грудного возраста в альвеолярном воздухе парциальное давление кислорода больше, а углекислоты меньше, чем у детей старшего возраста, а тем более у взрослых. Такая особенность в первую очередь связана с основными особенностями внешнего дыхания ребенка, т. е. его частотой и поверхностным характером. Наряду с этим обмен газов, в легких ребенка раннего возраста особенно нестоек, и снижение глубины дыхания вследствие патологических процессов в легких или учащение дыхания как реакция на лихорадочное состояние легко вызывает изменение и без того недостаточной вентиляции легких.

Абсолютное поглощение кислорода в раннем детском возрасте также ниже, чем в старшем. В грудном возрасте поглощение кислорода в одну минуту колеблется между 40-70 мл, а в старшем увеличивается в среднем до 200 мл; минутное поглощение кислорода на 1 кг веса в грудном возрасте соответственно составляет в среднем 10 мл, а в старшем - 4 мл, что дает право судить о большем напряжении газового обмена в раннем детском возрасте. Точно так же выделение углекислоты на 1 кг веса в грудном возрасте в среднем колеблется в пределах 8 мл, а в старшем - в пределах 4 мл. Такая интенсивность газообмена происходит за счет увеличения легочной вентиляции путем учащения дыхания. Дыхательный коэффициент у детей старшего возраста равен 2,4, у детей грудного возраста - 3,3.

Все это указывает на меньшую эффективность дыхательной функции в грудном возрасте по сравнению со старшим возрастом.







Date: 2015-07-02; view: 1619; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию