Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мышление. Его виды, возрастные особенности. Расстройства ассоциативных процессов
Мышление – это высшая форма отражения и познания действительности, установление внутренних связей между предметами и явлениями. Оно связано с чувствами и познанием, но выходит за пределы непосредственного восприятия, познает мир опосредованно через понятия, выраженные в словах. Процессы мышления: 1) Анализ (мысленное разделение целого на составные части). 2) Синтез (установление связей между частями, получение единого целого). 3) Сравнение (установление сходства или различия между объектами мышления). 4) Абстрагирование (отвлечение от отдельных свойств объекта) и конкретизация. 5) Обобщение (выделение главных свойств явления и предметов). Цель мышления – образование новых выводов, построение суждений и умозаключений. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное – задача решается непосредственно в процессе практической деятельности, характерно для возраста 1–3 лет. 2. Наглядно-образное – задача решается на образном материале, это мышление через представление. Ребенок оперирует образами, картинками. Характерно для 3–7 лет (дошкольники). 3. Абстрактно-логическое – мыслительная задача решается в вербально-абстрактной форме. Возраст 7–11 лет, формируется к 12–15 годам. Появление каждого последующего вида мышления не исключает предыдущего. У взрослого человека имеются все 3 типа. В патологии выделяют нарушения ассоциативного процесса и патологию суждений (бред, навязчивые и сверхценные идеи). Патология ассоциативного процесса: 1) Количественные нарушения (по темпу): – тахифрения – ускоренное возникновение и быстрая смена мыслей, воспоминаний, представлений. Субъективно – интеллектуальный подъем, речь – ускорена, громкая, «пулеметная». При легкой степени действительно отмечается повышение интеллектуальной активности, но при увеличении тяжести состояния процесс мышления становится непоследовательным, больной становится отвлекаемым, интеллект резко снижается. В выраженных случаях – «скачка идей» (fuga idearum) – быстрая смена мыслей, что отражается в речи (быстрая, недоконченные фразы и т.п.; при маниакальных состояниях, некоторых интоксикациях). От разорванности отличается наличием смысла, быстрая смена идей на фоне повышенного настроения. – брадифрения – замедление, снижение общего числа воспоминаний, мыслей, однообразие, скудность их содержания. Субъективно – отупение. Речь медленная, с трудом подбирает слова, часто отвечает на вопросы после паузы, ответы односложные (да или нет). Голос тихий. Больные не начинают говорить сами, ни к кому не обращаются, ничего не просят. Наблюдается при депрессиях.
2) Качественные нарушения. – закупорка мышления (шперрунг) – состояние блокады мыслительной деятельности, полное ее прекращение. Субъективно – очень неприятное ощущение, больной замолкает, ощущение, что он потерял мысль. Это состояние кратковременное. Предыдущую мысль продолжить не может, поэтому продолжает с другого места. Такое состояние может касаться не только речи, но и праксиса (чтение, действия). Характерно для шизофрении, может быть при нарушении внимания, при сильном волнении. Дифференциальную диагностику необходимо проводить с обрывом мысли, припадком petit mal. – ментизм – непроизвольный насильственный хаотический поток мыслей, образов, воспоминаний, идей. Больной чувствует бессилие перед этим потоком, он тонет в нем. Субъективно – «путаница в голове». Характерно для шизофрении. – вербигерация – стереотипное бессмысленное повторение каких-либо выражений или «нанизывание» слов и звуков, сходных по звучанию, часто повторения ритмичны. При психомоторном возбуждении в рамках шизофрении. – персеверация – это патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, клинически выражается в повторении одних и тех же фраз и слов. При органическом поражении головного мозга, при шизофрении в конечной стадии. Правильно отвечает на первый вопрос, затем однообразно повторяет тот же ответ или его часть. – соскальзывание – переход от одной мысли к другой без логической связи. Ошибка при этом не замечается, не исправляется (нет критики). Причем переход может быть странным, неадекватным, причудливым. В значительных случаях говорят о разорванности мышления – утрата логического смысла при сохранении грамматической формы. Высшая степень разорванности называется «словесной окрошкой». При разорванности сознание сохранено! – бессвязность мышления, инкогеррентное мышление – нет ни логического смысла, ни грамматической формы, набор отдельных слов. Наблюдается при нарушении сознания (аменции) – этим отличается от разорванного мышления. – неологизмы – больные сами их создают для передачи своих ощущения, могут быть очень логичными. Характерно для шизофрении, в норме встречается у детей – «словотворчество», когда осваивает речь. – патологическая обстоятельность – чрезмерная детализация, больной застревает в мелочах, не может выделить главного, все мелочи важны. Варианты: эпилептическая обстоятельность (лабиринтное мышление), дементная обстоятельность (связана со снижением интеллекта) и бредовая детализация (имеет непостоянный характер, связана с бредом). – резонерство – это склонность к общим рассуждениям, которые не принимают во внимание конкретные факты и обстоятельства. Рассуждения очень вычурны, многословны, не ведут ни к каким выводам («рыхлость ассоциаций»). При шизофрении. – символизм – в обычные предметы и явления больной вкладывает какой-то свой смысл, непонятный окружающим. В норме – общепринятые символы, суеверия, художественные образы. Пример символизма – «синяя птица» (счастье) – Матерлинк (страдал шизофренией).
Date: 2015-07-02; view: 830; Нарушение авторских прав |