Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Академическое и университетское (традиционное) востоковедение





Первым российским академиком-востоковедом был немец Готлиб Зигфрид Байер, уроженец Кёнигсберга (1694–1738). Свои услуги Российской академии наук он предложил в конце 1725. Ученый большой эрудиции, Байер имел широкий круг интересов в разных областях ориенталистики, но главным трудом его жизни был Китайский Музеум, опубликованный на латинском языке в Петербурге в 1730–1731.

Первое специальное востоковедное учреждение в системе Академии наук – Азиатский музей – был создан в 1818. Директором и смотрителем его был назначен немец академик Христиан Мартин Френ. С возникновения Азиатского музея начинается история российского академического востоковедения. В музее находились: хранилище восточных рукописей и ксилографов, восточных и западноевропейских книг по ориенталистике, коллекция восточных монет и библиотека. Азиатский музей в Санкт-Петербурге обладал одним из крупнейших в мире собраний восточных рукописей. Изучение стран Ближнего и Среднего Востока было связано с проблемами восточных окраин Российской империи. Значительное место в отечественной ориенталистике заняло кавказоведение, изучение Средней Азии и Казахстана. Известнейший востоковед академик В.В.Бартольд писал: «В деле изучения новой истории мусульманской Средней Азии… русская наука уже в первой половине ХIХ в. была впереди западноевропейской». Развитие османистики и арабистики связано в первую очередь с трудами О.И.Сенковского, иранистики – Х.Д.Френа и В.В.Григорьева, египтологии – В.Р.Розена, В.С.Голенищева, Б.В.Тураева, индологии – И.П.Минаева, а позднее С.Ф.Ольденбурга и Ф.И.Щербатского, китаистики – Н.Я.Бичурина, В.П.Васильева.

После смерти Х.Д.Френа почти сорок лет (с 1842 по 1881) Азиатский музей возглавлял академик Б.А.Дорн (1805–1881), а позднее академики В.Р.Розен, Ф.И.Видеман, В.В.Радлов и К.Г.Залеман.

Начало преподаванию востоковедных дисциплин в России положил Московский университет и связано оно с именем профессора А.В.Болдырева. Он преподавал арабистику и иранистику, с 1832 был деканом словесного отделения, а с 1833 – ректором Московского университета. Болдырев – основатель московской школы российской ориенталистики. После его изгнания из университета за демократические политические убеждения (1836) центр московского востоковедения переместился в Лазаревский институт восточных языков, основанный в конце 1827 богатыми армянскими меценатами братьями Лазаревыми. Лазаревский институт готовил своих воспитанников в первую очередь для практической деятельности в странах Ближнего и Среднего Востока. 14 лет его директором был крупный востоковед проф. В.Ф.Миллер. Среди преподавателей выделялись проф. С.И.Назарянц, академик Ф.Е.Корш, проф. (позднее академик) А.Е.Крымский, проф. Р.Р.Штакельберг и др.

Крупным центром российского востоковедения первой половины 19 в. был Казанский университет. В 1807 в нем открылась кафедра восточных языков, которую возглавлял Х.Д.Френ. Его сменил профессор Ф.И.Эрдман (Френ уехал в Петербург, где возглавил Азиатский музей). В университете сначала готовились специалисты по татарскому, турецкому и персидскому языкам, а в 1837 открылась первая в России кафедра китайского языка и китайской словесности. Организаторами кафедры и основными преподавателями были архимандрит Даниил (Сивиллов) и О.П.Войцеховский. В 1842 в Казанском университете была создана также первая в России кафедра санскрита, которую долгие годы возглавлял П.Я.Петров. В Казани впервые в Европе началось университетское преподавание монгольского языка. Первым заведующим кафедрой был видный востоковед, а позднее крупный дипломат О.М.Ковалевский. Среди профессоров университета были крупные востоковеды И.Н.Березин, А.К.Казем-Бек, Ф.И.Эрдман, В.Ф.Диттель и другие. К середине 19 в. Казанский университет был крупным востоковедным центром европейского масштаба. Однако в начале второй половины века ориенталистика из Казани переместилась в Санкт-Петербург.

В Петербурге действовавший Педагогический институт был преобразован в 1816 в Главный педагогический институт со статусом университета. В 1818 два приглашенных французских ориенталиста начали преподавать восточные языки на историко-филологическом факультете. Расширение изучения восточных языков (арабского и персидского) связано с именем О.И.Сенковского, но особенно с образованием в 1854 в Петербургском университете факультета восточных языков. Его деканом был назначен приехавший из Казани проф. А.Казем-Бек. На факультете были следующие кафедры: арабского языка; персидского; турецко-татарского; монгольского и калмыцкого; китайского; еврейского; армянского; грузинского; маньчжурского. После Казем-Бека в течение семи лет деканом факультета был проф. А.О.Мухлянский. Петербургский университет стал крупным центром российского востоковедения. Кроме Московского, Казанского и Петербургского университетов востоковедные дисциплины преподавались в Дерптском, Виленском, Киевском, Харьковском, Одесском (Новороссийском) университетах и Восточном институте во Владивостоке.

Признанием больших заслуг российской ориенталистики в мировом востоковедном сообществе было проведение в Петербурге III Международного конгресса востоковедов в 1876.

В начале 20 в. появилось, а после революции октября 1917 стало господствующим марксистско-ленинское направление в российском востоковедении. Оно имело ряд особенностей: 1. Главным объектом исследования стало современное национально-освободительное движение, рассматриваемо как интегральная часть мирового революционного процесса;

2. Объектом исследований стали, в первую очередь, классы и классовая борьба афро-азиатских обществ.

3. Востоковедение подчинялось практическим политическим задачам рабоче-крестьянского государства, руководимого партией коммунистов.

. Основные теоретические выводы в новом востоковедении делались не профессиональными учеными, а политическими деятелями, не знавшими реалий и языков народов Востока, в первую очередь В.И.Лениным и И.В.Сталиным.

Центром традиционного востоковедения оставался Петроград-Ленинград и Азиатский музей, сохранивший дореволюционную организационную структуру. При Азиатском музее в апреле 1921 была создана Коллегия востоковедов в составе академиков В.В.Бартольда, Н.Я.Марра, С.Ф.Ольденбурга, И.А.Орбели и И. Ю.Крачковского. Председателем Коллегии был утвержден Н.Я.Марр. На ее заседаниях заслушивались доклады о результатах исследований ориенталистов Азиатского музея, Ленинградского университета и других учреждений. Коллегия имела свой печатный орган «Записки Коллегии востоковедов». В Азиатском музее (а позднее в Институте востоковедения АН СССР) работали блестящие представители ленинградской школы традиционной ориенталистики В.М.Алексеев, В.В.Бартольд, А.П.Баранников, Е.А.Бертельс, Б.Я.Владимирцов, В.А.Гордлевский, И.Ю.Крачковский, С.А.Козин, П.К.Коковцов, А.Н.Кононов, Н.И.Конрад, Н.А.Невский, Н.Я.Марр, И.А.Орбели, А.Н.Самойлович, В.В.Струве, С.П.Обнорский, Ю.К.Шуцкий, Ф.И.Щербатской и другие. После революции абсолютное большинство российских ориенталистов не эмигрировало за границу. Директором Азиатского музея с 1916 по 1930 был академик С.Ф.Ольденбург.

В 1921 в Ленинграде создан Институт яфетических языков, в 1932 он переименован в Институт языка и мышления. Институт оказал большое влияние на развитие языкознания, в том числе на востоковедную лингвистику. Его основателем и директором был крупный ориенталист академик Н.Я.Марр.

В 1930 организация востоковедных исследований в СССР претерпела серьезные изменения. На базе Азиатского музея, Коллегии востоковедов, Института буддийской культуры и Тюркологического института в Ленинграде был создан Институт востоковедения АН СССР. Его директором был назначен академик С.Ф.Ольденбург (с 1934 – академик А.Н.Самойлович, с 1938 академик А.П.Баранников, с 1940 академик В.В.Струве). Тематика исследований больших изменений не претерпела и оставалась в русле традиционной ориенталистики. Успехи востоковедения были несомненны и значительны. В институте к началу Отечественной войны работало и училось в аспирантуре около 100 человек. Серьезный урон понесли востоковеды в годы сталинских репрессий, особенно много пострадало ленинградцев (среди погибших – академик А.Н.Самойлович, доктора Н.А.Невский, А.И.Востриков, Ю.К.Шуцкий и др.

В годы Отечественной войны Институт востоковедения эвакуирован в Ташкент. Многие ученые ушли на фронт, часть осталась в Ленинграде. В боях и в блокаде погибло 37 сотрудников института. В Ташкенте ленинградские ученые занимались не только продолжением своих исследователей, но и совместно с узбекскими коллегами готовили труды по истории и культуре Средней Азии. Группа ленинградцев была эвакуирована в санаторий Боровое на севере Казахстана. Некоторые сотрудники остались в Москве, где в конце 1943 образовали Московскую группу Института востоковедения. Ее председателем был утвержден академик И.Ю.Крачковский, а после реэвакуации последнего в Ленинград – чл.-корр. (с 1958 академик) Н.И.Конрад.

Военные востоковеды в годы Отечественной войны принимали участие в боевых действиях против милитаристской Японии и выполняли задания командирования при вводе советских войск в Иран. Они готовили материалы с описаниями будущих театров военных действий, выпускали справочники и краткие словари, занимались пропагандой среди войск противника и населения, а также переводческой работой. Отдел спецпропаганды при Главном политическом управлении Красной Армии возглавлял известный иранист полковник И.С.Брагинский.

Востоковеды привлекались к дипломатической работе. Так, тюрколог профессор А.Ф.Миллер был экспертом-консультантом советской делегации на Тегеранской и Ялтинской конференциях. Большую дипломатическую работу в Китае вели чл.-корр. АН СССР (с 1958) Н.Т.Федоренко, чл.-корр. АН СССР (с 1987) М.С.Капица и др.

В Москве важным центром востоковедных исследований был Тихоокеанский институт СССР. Учрежденный в 1934, в ноябре 1942 он был передан Академии наук СССР. Директором стал проф. (с 1946 чл.-корр., с 1958 академик) Е.М.Жуков. Сотрудники института изучали не только современные политические проблемы стран бассейна Тихого океана, но и его минеральные, водные и биологические ресурсы, демографические проблемы и т.д. Ряд публикаций, подготовленных востоковедами, был посвящен проблемам экономики этого региона, а также международным отношениям на Дальнем Востоке. Наиболее значительной работой московских востоковедов кануна Отечественной войны был учебник для вузов Новая история колониальных и зависимых стран. Т. 1. М., 1940, подготовленная большой группой ученых-марксистов. Востоковедная тематика (главным образом современные колониальные проблемы) содержалась в работах научных и учебных учреждений РКП-ВКП(б) – Института К.Маркса и Ф.Энгельса (образован в 1921), преобразованного позднее в Институт марксизма-ленинизма и Института красной профессуры (создан в 1921 – закрыт в середине 30-х).

Подготовка кадров традиционной ориенталистики велась на Восточном факультете Ленинградского университета. В Москве востоковеды готовились в образованном в 1920 на базе Лазаревского института Центральном институте живых восточных языков. Его первым ректором стал видный военный востоковед генерал русской армии А.Е.Снесарев. В 1927 принято решение о реорганизации института, и он стал называться Московским институтом востоковедения им. Нариманова. В годы войны МИВ находился в Узбекском городе Фергане. В 1954 Московский институт востоковедения был закрыт.

В 1921 был организован в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), программа которого предусматривала «изучение экономики, структуры общественных и революционных движений как в автономных и независимых Советских республиках, так и в зарубежных азиатских странах». Студентами КУТВа были молодые люди восточных национальностей. В середине 30-х он прекратил свое существование.

Востоковеды практического профиля готовились в Академии Генерального штаба РККА. В годы войны Восточный факультет был открыт в Военном институте иностранных языков Наркомата обороны.

Серьезные перемены претерпело мировое и российское востоковедение в середине 20 в. Тому были три причины: 1. Крах мировой колониальной системы и образование в афро-азиатском мире независимых государств привели к изменению объекта исследований, особенно его современности.

2. В новых государствах вырос интерес к своему прошлому, к национальным культурам, увеличилась роль религий, появились свои научные школы. Достоянием мировой ориенталистики стали новые исторические источники, современные документы, археологические материалы и факты. Ученые афро-азиатских стран отказались от термина «востоковедение», оставив его исследованиям европейских и американских ученых.

3. Политическая суверенность стран Востока облегчила всем ориенталистам более свободное проведение научных экспедиций, полевых исследований и творческих контактов.

Советская внешняя политика на Востоке проявила возросшую наступательность. Прошла длительная серия государственных визитов на высшем уровне в афро-азиатские страны. Оказались востребованными востоковеды-практики и ориентальные исследования.

В 1950 Институт востоковедения был переведен из Ленинграда в Москву. В Ленинграде остался Сектор восточных рукописей, в котором было 27 научных сотрудников. Директором Института востоковедения (с 1960 по 1970 – Институт народов Азии) был назначен археолог проф. С.П.Толстов (с 1953 чл.-корр. АН СССР), а затем А.А.Губер (с 1953 чл.-корр. АН СССР, с 1966 – академик). В 1955 в институте работало 220 научных сотрудников. Тихоокеанский институт был расформирован и востоковеды переведены в ИВАН. Перестройка на интенсивное изучение современности связана с именем Б.Г.Гафурова (с 1958 чл.-корр. АН СССР, с 1968 академик), назначенного директором Института востоковедения в 1956. (Позднее, с 1978, академик Е.М.Примаков, с 1985 чл.-корр. АН СССР М.С.Капица). Численность научных сотрудников резко возросла. Сектор восточных рукописей в Ленинграде был преобразован в Ленинградское отделение Института востоковедения во главе с академиком И.А.Орбели. Было организовано Издательство восточной литературы (директор – О.К.Дрейер). Были изданы такие значительные книги как 4-томная история Индии, Восток и современность, Большой китайско-русский словарь, перевод Р.В.Вяткиным знаменитого труда Сыма Цяня и ряд других. В 1960 в Москве состоялся ХХV Всемирный конгресс востоковедов, в котором приняло участие около 1400 делегатов из 48 стран. Советские делегаты сделали 682 доклада. Расширились тематика и география советского востоковедения. В 1956 в Москве был создан Институт китаеведения (с 1966 – Институт Дальнего Востока), в 1958 в Баку Институт востоковедения Азербайджана, в 1959 в Москве – Институт Африки, в 1960 – Институт востоковедения Грузии, Институт востоковедения Таджикистана, в 1971 – Институт востоковедения Армении. Продолжал работать Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока во Владивостоке.

С 1955 стал выходить журнал «Советское востоковедение». Востоковедные исследования усилились в других академических институтах: Мировой экономики и международных отношений, Мировой социалистической системы (позднее Институт международной экономики и политических исследований), Географии, Философии, Мировой литературы, Языкознания, Рабочего движения (позднее Институт сравнительной политологии), Этнографии (Этнологии и антропологии Н. Н. Миклухо-Маклая), Археологии и других.

В 1954 был закрыт учебный Московский институт востоковедения. При МГУ в 1956 был создан Институт восточных языков, преобразованный в 1972 в Институт стран Азии и Африки при МГУ (ИСАА) (ректор с 1957 по 1975 проф. А.А.Ковалев). Продолжил готовить студентов Восточный факультет Ленинградского университета, восточные факультеты Бакинского и Ташкентского университетов

В начале ХХI века в Институте востоковедения работало 460 научных сотрудников (директор проф. Р.Б.Рыбаков, заведующий Петербургским отделением проф. Е.И.Кычанов), в Институте Дальнего Востока – 130 (директор чл.-корр. РАН М.Л.Титаренко). Продолжается исследовательская работа по ориенталистике в других институтах гуманитарного профиля Академии наук России. Институт востоковедения и Институт Африки выпускают два журнала: «Восток-Orient» (в 1955–1958 – «Советское востоковедение», в 1959–1961 – «Проблемы востоковедения», в 1961–1990 – «Народы Азии и Африки») и «Азия и Африка сегодня» (ранее «Современный Восток»).

Кадры востоковедов готовятся в Институте стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова (директор проф. М.С.Мейер) и Восточном факультете Петербургского университета (декан проф. И.М.Стеблин-Каменский). Кафедры восточных языков и кафедра востоковедения есть в Московском государственном институте международных отношений.

В России в 1818 году был организован Азиатский музей, ставший академическим востоковедным центром. В нем хранились восточные рукописи и монеты. В это же время начался процесс колонизации восточный стран.

В 19–20 веках ориенталистика получила широкий размах. Появились историки и ученые по востоковедению, причём не только в западных, но и в восточных странах. Было издано большое количество словарей, созданы крупные хранилища восточных рукописей. Периодически созывался международный конгресс ориенталистов.

В России были созданы востоковедные курсы и основана Всероссийская научная ассоциация востоковедения (ВНАВ). В 1930 году Азиатский музей и другие восточные курсы были реорганизованы, и вместо них стал функционировать институт востоковедения АН СССР.

 

  Наиболее существенной чертой русского В. 2-й половины 19 в. является идейное размежевание в его рядах. Решающую роль в этом сыграло влияние революционно-демократической мысли. Оценки многих вопросов, связанных с общественным развитием стран Востока, содержащиеся в трудах В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, являются в методологическом отношении наиболее научно значительными во всей домарксистской литературе. Воздействие русских революционных демократов сказалось на научной деятельности санскритологов П. Я. Петрова и И. П. Минаева, афгановеда Н. А. Аристова, группы политических ссыльных, изучавших палеазиатские языки (В. Н. Богораз-Тана, Л. Я. Штернберга, Э. К. Пекарского), и особенно выдающихся учёных, вышедших из среды угнетённых восточных народов царской России, — азербайджанца Мирзы Фатали Ахундова, бурята Доржи Банзарова, казаха Чокана Валиханова и др. В русском В. реакционное монархически-колонизаторское направление было представлено относительно слабо. Многие представители этого направления группировались в Обществе востоковедения, находившемся под "покровительством" царской семьи.

 

  Русские востоковеды создали ценные работы, положив начало новым отраслям в В., в частности тюркологии, кавказоведению и др. Русскими учёными исследовано большинство тюркских, монгольских, иранских, кавказских, палеазиатских, маньчжурских и других языков. Мировое признание получила со времени Н. Я. Бичурина русская школа китаеведов (П. И. Кафаров, В. П. Васильев, И. И. Захаров, С. М. Георгиевский, А. О. Ивановский и др.). Общепризнан авторитет русской маньчжуристики, крупнейшими представителями которой были А. М. Орлов, И. И. Захаров, А. О. Ивановский и др. Значительны заслуги русской науки в изучении Индии. В 1852—57 был создан полный и в 1879—1889 краткий санскритские словари, вошедшие в мировую литературу под названием "Петербургских словарей". Крупнейшим знатоком санскрита, пракритов, пали и новоиндийских языков был И. П. Минаев, основавший школу русских индологов. В области тюркологии работали И. Н. Березин, А. К. Казем-бек, В. В. Радлов, П. М. Мелиоранский, Н. Ф. Катанов, Э. К. Пекарский и др. Ими созданы капитальные труды по языкам, фольклору и литературе тюркоязычных народов. В 1889 Н. М. Ядринцев в Монголии на берегу р. Орхон открыл памятники древней тюркской письменности, получившие название орхонских надписей; эти памятники являются важнейшими источниками для изучения истории кочевых государств давнего прошлого. Академик Радлов дал первый полный перевод и научный комментарий енисейских и орхонских надписей. Ценные исследования по истории, литературе, фольклору и языку монголов создали Я. И. Шмидт, О. М. Ковалевский, А. А. Бобровников, А. В. Попов, А. Д. Руднев, А. М. Позднеев. Фундаментальные исследования по иранским языкам, их диалектам, фольклору и литературе были сделаны А. В. Болдыревым, К. А. Коссовичем, В. А. Жуковским, К. Г. Залеманом, Ф. Е. Коршем. Залеман положил начало изучению памирских языков. Значителен вклад В. А. Дорна в афганистику, А. Ходзько и других в исследование курдского языка, А. М. Шегрена и особенно В. Ф. Миллера в изучение осетинского языка. Крупнейшими русскими арабистами были О. И. Сенковский, Болдырев, Г. С. Саблуков, Х. Д. Френ, Д. А. Хвольсон, В. Ф. Гиргас и В. Р. Розен. Большую роль в развитии кавказоведения во 2-й половине 19 в. сыграли П. К. Услар, А. А. Цагарели, К. П. Патканов, Л. З. Мсерьянц, Л. Г. Лопатинский и др. Дореволюционные учёные открыли и ввели в научный обиход большое количество разнообразных документов, источников и памятников материальной и духовной культуры Средней Азии, Сибири, Монголии, Китая (работы П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Г. Н. Потанина, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Н. М. Пржевальского, П. К. Козлова и др.). Козловым при исследовании развалин Харахото в южной части Монголии найдено ценнейшее собрание памятников китайской, тибетской и тангутской письменности. Ценны для науки и результаты русских археологических экспедиций в конце 19 — начале 20 вв. в Закавказье. Велико значение найденных в Восточном Туркестане (Куча, Турфан) богатых памятников буддийской, христианской и манихейской литературы, служивших предметом многих исторических и языковедческих исследований. Многочисленные труды по истории и географии Средней Азии принадлежат В. В. Вельяминову-Зернову, Н. В. Ханыкову, В. В. Григорьеву, Н. И. Веселовскому, В. В. Бартольду и другим русским исследователям. Русская школа истории Древнего Востока была создана Б. А. Тураевым — крупнейшим египтологом, автором "Истории Древнего Востока". Развёртыванию востоковедной работы в России много содействовали Русское географическое общество (в Петербурге), общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (в Москве), а также Русский комитет по изучению Средней и Восточной Азии. Археологическая и большая исследовательская востоковедная работа проводилась Русским археологическим обществом (его Восточным отделением). Подготовка востоковедов велась в Казанском, Петербургском и Московском университетах, в Лазаревском институте восточных языков в Москве (с 1872), в Ришельевском лицее в Одессе, во Владивостокском восточном институте и в некоторых других учебных заведениях. Важнейшими востоковедными органами являлись: журнал "Азиатский вестник" (СПБ, 1825—27), серия "Mélanges asiatiques" (1852—92), "Записки Восточного отделения Русского археологического общества" (СПБ, 1887—1921), "Известия Русского географического общества" (СПБ — М., 1865), журналы "Христианский восток" (П., 1912—20), "Мир ислама" (СПБ, 1159 1912—13), многочисленные "Труды" различных научных экспедиций, "Учёные записки Казанского университета" (Каз., 1834), "Труды по востоковедению Лазаревского восточного института" (М., 1899—1916) и др.

 

  В середине 19 в., когда К. Маркс и Ф. Энгельс выработали материалистическое понимание истории, В. впервые получило последовательно научную методологическую основу. Маркс и Энгельс исследовали также сущность колониальной политики капиталистических государств. Развитие В. И. Лениным марксизма, ленинский анализ империалистической стадии развития капитализма, глубокая научная характеристика колониальной политики в период империализма и национально-освободительной борьбы народов Востока как составной части мирового революционного процесса расширили методологическую базу для востоковедных исследований. В работах Маркса, Энгельса и Ленина содержатся важные характеристики положения в странах Востока (Индии, Китае и др.).

 

  В. в новейшее время. Новая эпоха всемирной истории, открывшаяся Великой Октябрьской социалистической революцией и ознаменовавшаяся кризисом колониальной системы империализма, обусловила становление нового периода в развитии В. Наиболее существенным для этого периода является успешное развитие марксистского В. Марксистское направление стало господствующим в СССР и в востоковедной науке зарубежных социалистических стран. Оно развивается также благодаря трудам учёных-марксистов в капиталистических странах. Для развития В. возрастающее значение приобретают исследования, которые проводят (особенно после 2-й мировой войны) ученые самих стран Востока. В зарубежном В. происходит укрепление позиций прогрессивного направления. Вместе с тем в условиях обострения идеологической борьбы между силами империалистической реакции и силами прогресса некоторые западные востоковеды, порывая с научным методом исследования, освещают историческое прошлое и современное положение стран Востока с колониалистских позиций.

 

  Советское В., как и марксистско-ленинское В. в целом, критически осваивающее передовые традиции В., коренным образом отличается от буржуазного В. диалектико-материалистической методологией и интернационалистическим подходом к предмету изучения. В 1921 по указанию В. И. Ленина были созданы востоковедные вузы и основана Всероссийская научная ассоциация востоковедения (ВНАВ), в создании которой крупную роль сыграл М. П. Павлович. Ассоциация и её печатный орган журнал "Новый Восток" заняли видное место в истории советского В. Позже при Коммунистическом университете трудящихся Востока была создана Научно-исследовательская ассоциация по изучению колониальных и национальных проблем, издававшая монографии, сборники и журнал "Революционный Восток". Крупнейшие русские востоковеды приняли участие в работе вновь возникших центров советского В. В советское время академики АН СССР В. В. Бартольд, Н. Я. Марр, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, Б. Я. Владимирцов, И. Ю. Крачковский, П. К. Коковцов создали наиболее ценные труды. По-новому было поставлено изучение истории Древнего Востока трудами академика АН СССР В. В. Струве. В 1930 в результате реорганизации Азиатского музея и других востоковедных учреждений был создан институт востоковедения АН СССР.

 

  Была организована подготовка востоковедов в специальных учебных заведениях (Ленинградском институте живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, Московском институте востоковедения им. Н. Н. Нариманова и др.). Появились научные труды, освещающие с марксистских позиций историю, экономику и литературу стран современного Востока, коллективные работы по аграрному вопросу (издания Международного аграрного института), по рабочему движению в странах Востока, работы, посвящённые кризису колониальной системы. Были составлены учебники для вузов по основным современным восточным языкам. В связи с введением вузовского курса истории стран Востока был издан в 1940 сводный труд "Новая история колониальных и зависимых стран" (под редакцией С. Н. Ростовского, И. М. Рейснера, Г. С. Кара-Мурзы, Б. К. Рубцова).

 

  Характерной чертой советской науки является то, что в изучение Востока включились учёные народов Советского Востока, возглавившие целые отрасли науки: президент АН Таджикской ССР, почётный академик АН Узбекской ССР С. Айни — иранистское, академик АН Казахской ССР М. Ауэзов — тюркологическое литературоведение. В системе АН СССР и АН союзных республик возникли новые центры по изучению востоковедных проблем (Тихоокеанский институт АН СССР, институты истории, литературы и языка республиканских академий наук, востоковедные научно-исследовательские институты АН Узбекской, Азербайджанской, Грузинской и Таджикской ССР, а также отделы востоковедения в других республиканских академиях). Богатые фонды восточных рукописей собраны в Ленинграде, Ташкенте, Душанбе, Баку, Ереване (Матенадаран), Тбилиси, Казани и др. В 40-х гг. созданы отделения Востока на историческом и филологическом факультетах Московского университета (с 1956 в составе университета существует институт восточных языков), а также восточные факультеты Ленинградского, Среднеазиатского (в Ташкенте), Азербайджанского (в Баку) и Тбилисского университетов. В 1950 проведена реорганизация института востоковедения АН СССР, переведённого из Ленинграда в Москву. В 1957 создано специальное Издательство восточной литературы (с 1964 — Главная редакция восточной литературы издательства "Наука"). Были основаны востоковедные журналы: "Советское востоковедение" (1955, в 1959—61 называется "Проблемы востоковедения", с 1961 — "Народы Азии и Африки") и "Современный Восток" (1957, с 1961 — "Азия и Африка сегодня"). В 1957 в Ташкенте состоялась 1-я Всесоюзная конференция востоковедов, показавшая рост востоковедных исследований в республиках и усиление координации востоковедных работ научным центром советской ориенталистики — институтом востоковедения АН СССР. Значительно выросла востоковедная тематика гуманитарных институтов АН СССР — институтов истории, этнографии, философии, мировой литературы, мировой экономики и международных отношений.

 

  Для советского В. характерно изучение зарубежного Востока комплексно — в политико-экономическом, историческом и филологическом аспектах. Большой вклад в науку внесло старшее поколение советских востоковедов (кроме ранее названных, — академики АН СССР И. А. Орбели, В. М. Алексеев, В. А. Гордлевский, А. П. Баранников, С. А. Козин, И. И. Мещанинов, А. Н. Самойлович, Н. И. Конрад, члены-корреспонденты АН СССР А. А. Фрейман, Е. Э. Бертельс, Н. К. Дмитриев, М. С. Андреев, Н. В. Пигулевская, академик АН УССР А. Е. Крымский), воспитавшее квалифицированные кадры востоковедов. Ценные труды по В. создали академики АН СССР Б. Г. Гафуров, А. А. Губер, Е. М. Жуков, И. М. Майский, А. П. Окладников, Г. В. Церетели, члены-корреспонденты АН СССР М. Н. Боголюбов, А. К. Боровков, А. Н. Кононов, С. Л. Тихвинский, Н. Т. Федоренко и др. В 50—60-х гг. подготовлены восточные разделы во "Всемирной истории", изданы капитальные, обобщающие работы по новой и новейшей истории Индии, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии, арабских стран и др., вузовские учебники, исследования по проблемам кризиса и распада колониальной системы и экономического развития независимых стран Востока. В плане изучения экономического и социального развития стран Востока большое внимание отводится проблеме развития стран социалистической ориентации. Советское В. впервые создало научную историю Востока, рассматривающую все исторические события в свете марксистского учения об общественно-экономических формациях, анализа классовых отношений и борьбы угнетённых народов за своё социальное и национальное освобождение. Ценные работы по истории стран Востока создали И. М. Рейснер, Б. Н. Заходер, Е. А. Беляев, В. Б. Луцкий, А. Л. Гальперин, А. М. Осипов, А. А. Семёнов, Н. В. Кюнер, Ю. В. Ганковский, Л. И. Думан, А. М. Дьяков, И. М. Дьяконов, Г. В. Ефимов, И. Я. Златкин, М. А. Коростовцев, А. Ф. Миллер, Ю. Я. Перепёлкин, И. П. Петрушевский, Х. Т. Эйдус и др. В области изучения современного Востока определились в качестве специализированных дисциплин экономика и аграрный вопрос, международная политика на Востоке, рабочее и коммунистическое движение, социальное и экономическое прогнозирование и др. (М. П. Павлович, академик АН СССР Ф. А. Ротштейн, П. А. Миф, В. А. Гурко-Кряжин, В. А. Масленников, Г. Л. Бондаревский, Б. М. Данциг, Я. А. Певзнер, К. М. Попов, Р. А. Ульшовский и др.). Специализировалось ориенталистское литературоведение, создана серия "Литература Востока" (в 1962—69 вышло 17 выпусков по отдельным литературам), составлены восточные разделы в "Истории мировой литературы", опубликованы монографические работы по теоретическим вопросам эстетики и литератур Востока, изданы вузовские учебники, капитальные исследования по отдельным литературам (А. Н. Болдырев, член-корреспондент АН Таджикской ССР И. С. Брагинский, А. Е. Глускина, Д. С. Комиссаров, Л. Д. Позднеева, В. И. Семанов, Е. П. Челышев, Л. З. Эйдлин и др.). Издаётся серия "Памятники литературы народов Востока" (тексты и переводы).

 

  Большое внимание советское В. продолжает уделять изучению истории культуры Советского Востока. Многолетняя Хорезмийская археологическая экспедиция, возглавляемая член-корреспондентом АН СССР С. П. Толстовым, доказала существование на территории Средней Азии задолго до н. э. высокой самобытной культуры и государственности. Существенный вклад в В. внесли археологические экспедиции: в Таджикистане (Согдийско-Таджикская экспедиция, начатая в 1945 под руководством член-корреспондента АН СССР А. Ю. Якубовского; в 1953—54 экспедицией руководил М. М. Дьяконов), в Туркмении (Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция, ЮТАКЭ под руководством академика АН Туркменской ССР М. Е. Массона), в Армении (академик АН СССР Б. Б. Пиотровский) и Грузии, а также зарубежные экспедиции (член-корреспондент АН СССР С. В. Киселев — в МНР, Б. Б. Пиотровский — в ОАР и др.).

 

  Народы Советского Востока вырастили национальные кадры научных работников, изучающие историю, материальную и духовную культуру своих народов, в результате чего созданы монографические исследования и сводные работы по истории азербайджанского, армянского, грузинского, казахского, таджикского, узбекского и других народов (работы академика АН Азербайджанской ССР А. Али-заде, академика АН СССР Я. А. Манандяна, академика АН Армянской ССР С. Т. Еремяна, член-корреспондента АН Армянской ССР Л. Хачикяна, академиков АН СССР И. А. Джавахишвили, С. Н. Джанашиа, академика АН Грузинской ССР Г. А, Меликишвили, академика АН Узбекской ССР Я. Г. Гулямова, С. А. Азимджановой и др.). Проведена значительная работа по изучению этнографии народов Востока (труды института этнографии АН СССР). Тщательно исследуются языки, творчество выдающихся учёных и писателей прошлого (работы академика АН Азербайджанской ССР Г. М. Араслы, академика АН Армянской ССР М. Х. Абегяна, член-корреспондента. АН СССР Г. С. Ахвледиани, академика АН Грузинской ССР А. Г. Барамидзе, академика АН Казахской ССР М. Ауэзова, президента АН Таджикской ССР С. Айни, академика АН Таджикской ССР А. Мирзоева, академика АН Туркменской ССР Б. А. Каррыева, член-корреспондента АН Узбекской ССР И. Султанова и др.).

 

  Советское В. достигло значительных успехов в исследовании памятников древнейших письменностей. Исключительны по своему научному значению работы по изучению сабейских, согдийских, халдо-урартских, древнетюркских, тангутских и других письменностей, эпиграфики и памятников народов Востока (исследования член-корреспондента АН СССР С. Е. Малова, Н. А. Невского, Ю. Н. Рериха, А. К. Арендса, Н. М. Винникова, В. И. Кальянова, В. А. Крачковской, В. А. Лившица, Б. И. Панкратова и др.). В советское время впервые изучены многочисленные диалекты и составлены научные грамматики, словари и труды по тюркским, кавказским, монгольским, иранским, семитским и другим языкам (работы В. А. Абаева, М. Г. Асланова, Н. А. Баскакова, Б. М. Гранде, А. А. Драгунова, В. С. Колоколова, И. М. Ошанина, Б. К. Пашкова, Г. Д. Санжеева, Б. В. Чобан-заде, К. И. Юдахина, Н. В. Юшманова и др.). В серии "Языки зарубежного Востока и Африки" (под редакцией Г. П. Сердюченко) вышло свыше 80 выпусков.

 

  Интерес В. к проблемам современности продемонстрировали последние международные конгрессы востоковедов, особенно 25-й (1960, Москва), Растущее внимание к изучению современных проблем тесно связано с борьбой за определение путей прогресса развивающихся стран Востока.

 

В России уже вследствие ее географического положения, всегда были отдельные люди, изучавшие для торговых или дипломатических целей тот или другой восточный язык. Из средневековых русских путешественников на Восток замечателен тверской купец Афанасий Никитин (XV век), оставивший ценное описание Индии. Преподавание восточных языков и научные изыскания в области востоковедения начались у нас с того времени, когда вообще появились первые правильно устроенные школы и первые научные деятели. Уже Петр Великий принял меры к открытию школ для практического изучения восточных языков (из них первой была японская школа, открытая в Петербурге в 1705 г.); с той же целью были отправлены молодые люди в Персию, Турцию, Монголию и Китай. По Кяхтинскому договору 1727 г. была учреждена постоянная русская миссия в Пекине, при которой должны были жить "трое священников и шесть учеников, для узнания китайского языка". Из духовных и светских лиц, в разное время состоявших при миссии, вышел целый ряд выдающихся синологов (см. Пекинская духовная миссия). С 1852 по 1866 г. вышли четыре тома "Трудов членов Российской Духовной Миссии в Пекине"; заключающие в себе много интересных статей по истории Китая. Научный интерес к Востоку, именно к восточной нумизматике и археологии, также был проявлен еще Петром Великим. В 1722 г. Петр осмотрел развалины Болгар на Волге, принял меры к их охранению и велел снять и перевести 50 арабских, татарских и армянских надписей (в печати этот перевод появился только в 1771 г., в "Дневных записках путешествия по разным провинциям Российского Государства" И.И. Лепехина ). Для исследования сибирских древностей в 1720 г. был послан натуралист Д.Г. Мессершмидт, вернувшийся в Петербург только в 1727 г. (первая русская научная командировка в Азию; дневник Мессершмидта, на немецком языке, остался в рукописи; извлечения из него, в русском переводе, помещены в "Сибирских древностях" В.В. Радлова, т. I выпуск 1, Санкт-Петербург, 1888). В Тобольске Мессершмидт получил от шведских пленных рукопись "Истории тюрков" хивинского хана Абулгази, благодаря чему этот важный источник для истории Средней Азии стал впервые известен ученой публике. Были приняты меры к сохранению восточных книг и рукописей, добытых во время Персидского похода (1722 - 23). В Академии Наук нашли себе место и восточные языки, для преподавания которых были приглашены Г.З. Байер (умер в 1738 г.) и Г.Я. Кер (умер в 1740 г.). Из трудов Байера к востоковедению относятся "Elementa literaturae Brahmanicae Tanguanae Mungalicae" ("Commentarii Acad. Scient. Imper. Petrop.", т. III, Санкт-Петербург, 1732; т. IV, ibid., 1735). Кер с 1735 г. занимался разбором хранившихся в Кунсткамере восточных монет; труды его остались в рукописи, но ими, по-видимому, воспользовался составитель описания коллекций академии, вышедшего в 1745 г.; в этой книге есть и список восточных монет, под заглавием: "Numi chinenses, indici, ebraei, tatarrici, persici, arabici, turcici". Интересный проект "Азиатской Академии", представленный Кером в 1733 г., не получил осуществления. Теми же двумя течениями, как при Петре Великом и его преемниках, определяется и дальнейший ход развития востоковедения в Р. По мере расширения русских владений в Азии развивались дипломатические и торговые потребности, требовавшие открытия новых практических школ восточных языков или расширения программы прежних. В то же время успехи европейской науки в России обыкновенно сопровождались успехами востоковедения; среди европейских ученых, приглашаемых в Россию, как и среди воспитанников русских учебных заведений, отправляемых за границу для усовершенствования своих познаний, обыкновенно бывали и ориенталисты. Строгое разграничение этих двух направлений не всегда возможно; с одной стороны, представители науки до последнего времени нередко подчиняли свое преподавание практическим целям; с другой стороны, преподаватели и воспитанники школ, преследующих практические цели, нередко становились в ряды научных деятелей и иногда достигали европейской известности. Влияние европейской науки сказывается особенно сильно в тех отраслях востоковедения, которые преимущественно изучались в Западной Европе (семитические языки), тогда как самостоятельность русской школы более всего проявляется при изучении языков и быта стран, доступных русским ученым в большей степени, чем другим (Китай и Средняя Азия). Практическое изучение восточных языков получило особенное развитие в царствование Екатерины II . В 1769 г. был открыт класс татарского языка при казанской гимназии; преподавателю Саиту Хальфину принадлежит "Азбука татарского языка", изданная в Москве в 1778 г. (первое на русском языке пособие для изучения восточного языка). По указу 1782 г. в народных училищах Колыванской области и Иркутской губернии должен был быть введен китайский язык, а в тех губерниях, которые "лежат к стороне татарской, персидской и бухарской" - арабский. В 1789 г. в Омске была учреждена "азиатская школа", для приготовления переводчиков по татарскому, монгольскому и маньчжурскому языкам. После увеличения числа гимназий в XIX веке в тех из них, которые были расположены в губерниях с инородческим населением, было введено преподавание местных восточных языков, впоследствии вытесненных классической реформой. Более широкую программу имели восточные классы в казанской гимназии, где преподавались языки татарский, арабский, персидский, монгольский, китайский, армянский и маньчжурский. По уставу 1836 г., восточные классы были разделены на 3 разряда: арабско-персидский, турецко-татарско-персидский, монголо-турецко-татарский; ученики, занимавшиеся восточными языками, освобождались от языков греческого, славянского и немецкого, высшей математики, черчения и рисования. Преподавание восточных языков, за исключением татарского, было прекращено в гимназии в 1857 г. В настоящее время, за исключением училищ духовного ведомства, восточные языки преподаются только в очень немногих средних учебных заведениях (ташкентское реальное училище, ташкентская учительская семинария). О высших учебных заведениях для изучения восточных языков - см. выше, Учебное дело, страница 396. Среди практических соображений, которыми определялось преподавание восточных языков в России, видное место занимают духовные потребности инородцев и забота о распространении среди них христианства. Во многих семинариях и духовных училищах преподавались (отчасти и теперь еще преподаются) местные восточные языки (особенно татарский); казанская духовная академия сделалась одним из главных рассадников востоковедения. В 1845 г. кафедры восточных языков при академии были разделены на два разряда, монголо-калмыцкий и турецко-татарский; уставом 1884 г. подтверждено деление на отделы татарской и монгольский. Православное палестинское общество своими изданиями оказывает важную услугу востоковедению. Для успехов востоковедения как науки, в XVIII веке было сделано очень мало. Две больших "академических экспедиции" в Азию имели целью производство естественно-исторических и этнографических исследований и принесли только косвенную пользу востоковедению. Результатом первой экспедиции были сочинения Г.Ф. Миллера ("Описание Сибирского Царства и всех происшедших в нем дел", Санкт-Петербург, 1750) и И.Э. Фишера ("Сибирская история", Санкт-Петербург, 1774); результатом второй - "Собрание исторических известий о монгольских народностях", П.С. Палласа (на немецком языке, Санкт-Петербург, 1776 - 1802), который пользовался содействием знавшего монгольский язык Иериха. Г.Ф. Миллеру принадлежит также лингвистический труд: "Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков, с приложением многочисленных слов на семи языках, как-то: на казанско-татарском, черемисском, чувашском, вотяцком, мордовском, пермском и зырянском", написанный в 1743 г. изданный в 1791 г. Связь академии с востоковедением поддерживалась только благодаря богатым собраниям рукописей и монет, из которых в 1818 г. был образован Азиатский музей. Представленный Уваровым в 1810 г. проект азиатской академии не был утвержден, но в 1801 г. в число академиков был принят ориенталист X. Д. Френ, а по штатам 1830 г. восточные языки окончательно получили право гражданства в академии. В университетском преподавании восточные языки получили место по уставу 1804 г.; в университетах Московском, Казанском и Харьковском были учреждены кафедры восточных языков (арабского и персидского). В Московском университете эту кафедру занял А.В. Болдырев (1811 - 37, умер в 1843 г.), первый в России арабист, автор первой арабской грамматики на русском языке и первых хрестоматий арабской и персидской. Болдырев, подобно всем ориенталистам того времени, был учеником Сильвестра де-Саси. Более обширную программу получило преподавание восточных языков в Казани, где кафедра их в 1807 г. была занята знаменитым X. Д. Френом. В 1828 г. была учреждена кафедра турецко-татарского языка и замещена А.К. Казембеком, который, наряду с Сенковским , считается одним из главных основателей школы русских ориенталистов. Уставом 1835 г. восточное отделение в Казанском университете было разделено на 3 разряда: арабско-персидский, арабско-турецкий и монголо-санскритский; впоследствии к ним прибавились еще китайский и армянский. Были открыты кафедры языков монгольского (1833), китайского (1837), армянского (1839), санскритского (1842) и маньчжурского (1844). В Петербургском университете восточные языки преподавались уже со времени его основания. Уже в педагогический институт в 1817 г. были приглашены Деманж и Шармуа, ученики Сильвестра де-Саси; после преобразования института в университет Шармуа до 1822 г. и вторично в 1831 - 35 годах преподавал персидский язык, причем его адъюнктом был перс Мирза Джафар Топчибашев; они превосходно дополняли друг друга и поставили преподавание на должную высоту. Деманжа заменил О.И. Сенковский (1822 - 47), лекции которого оставили гораздо более прочные и благотворные следы, чем его публицистическая деятельность. Сенковский изучил арабский и турецкий языки самоучкой и впоследствии усовершенствовал свои познания посредством путешествия на Восток; своими лекциями он умел заинтересовать слушателей и положить начало целой школе ориенталистов, хотя среди последних не было ни одного выдающегося арабиста. По уставу 1835 г., были учреждены кафедры монгольского и турецкого языков; из них была замещена только вторая. В 1854 г. факультет восточных языков и его научные коллекции были переведены из Казани в Петербург (см. Восточный факультет). Факультет, кроме научных задач, отчасти преследует и практические, хотя и не в той степени, как прежде казанский, первым профессорам которого было предписано "ограничиться преподаванием языков арабского и персидского в том единственно отношении, в каком они могут быть полезны России по ее торговым и промышленным сношениям". Во время пересмотра устава 1863 г. профессора В.В. Григорьев и К.А. Коссович подали записку о преобразовании факультета, с переименованием его в восточный, т. е. "передающий все знания относительно Востока, добываемые наукой, а не только языки его". Осуществление этой программы (предполагалось, между прочим, ввести изучение ассириологии и египтологии) подняло бы научное значение факультета и отодвинуло бы на задний план его практические задачи. Из исторических курсов теперь на факультете читается только истории Средней Азии; с 1868 по 1873 г. читалась история арийских народов (Г.В. Мельгунов), с 1880 по 1889 г. - история Персии (арменист К.П. Патканов); В.П. Васильев , С.М. Георгиевский и Д.М. Поздняев в разное время читали историю Китая. Курсы истории литературы (арабской, персидской, османской, китайской, еврейской, армянской и грузинской) читаются представителями лингвистических кафедр. Лекции по восточной нумизматике, читавшиеся профессором И.Н. Березиным (умер в 1896 г.) возобновлены в 1897 г., в качестве необязательного курса. С целью поднять научный характер преподавания востоковедения барон В.Р. Розен неоднократно указывал на необходимость учредить в других университетах кафедры восточных языков при историко-филологическом факультете (в качестве необязательного предмета), но в настоящее время только в Казани существует кафедра турецко-татарских языков, занятая Н.Ф. Катановым, который читает также арабский и персидский языки. Значительное влияние на развитие востоковедения в Р. оказали археологические общества, особенно Императорское русское археологическое общество; одно отделение его (восточное) специально занимается изучением восточных древностей. В "Трудах" Восточного отделения (с 1855 г.) напечатан целый ряд ценных исследований не только по археологии, но и вообще по востоковедению. "Записки Восточного Отделения Археологического Общества", основанные в 1886 г. бароном В.Р. Розеном, служат теперь главным органом востоковедения в России. Среди изданий Императорской археологической комиссии также есть ценные труды по археологии и истории Востока. При Императорском московском археологическом обществе существует восточная комиссия, издающая с 1889 г. свои труды, под заглавием: "Восточные Древности". Из провинциальных изданий статьи ориенталистов появляются в "Известиях Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском Университете" в "Ученых Записках" этого университета. С 1895 г. в Ташкенте существует "Туркестанской кружок любителей археологии", печатающий свои "Протоколы". Ценные для ориенталиста сведения, особенно по местному фольклору, мы находим также в изданиях статистических комитетов азиатских областей и особенно в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа" (издается управлением кавказского учебного округа с 1881 г.). Работы Императорского русского географического общества и его отделов часто касались Востока; обществом изданы некоторые труды ориенталистов по этнографии (например труды профессора А.М. Позднеева) и даже некоторые восточные тексты (например таранчинские песни, собранные Н.Н. Пантусовым, Санкт-Петербург, 1890). Перечень важнейших русских трудов по различным отраслям востоковедения. Арабская словесность. Лучшая арабская грамматика на русском языке - "Опыт грамматики арабского языка" (Санкт-Петербург, 1867), М.Т. Навроцкого; лучшая хрестоматия - "Арабская хрестоматия", В.Ф. Гиргаса и барона В.Р. Розена (Санкт-Петербург, 1875 - 76). Предмет специальных изысканий русских семитологов составляли арабские известия о русских, славянах и народах, населявших Россию: Frahn, "Ibn-Foszlans und anderer Araber Berichte uber die Russen alterer Zeit" (Санкт-Петербург, 1823); Д.А. Хвольсон, "Ибн-Даста, известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах" (Санкт-Петербург, 1869); А.Я. Гаркави , "Сказания мусульманских писателей о славянах и русских" (Санкт-Петербург, 1870; "Дополнения к ним", Санкт-Петербург, 1871); А.А. Куник и барон В.Р. Розен, "Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах" (Санкт-Петербург, 1878). Барон В.Г. Тизенгаузен собрал арабские известия о Золотой Орде ("Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды", т. I, Санкт-Петербург, 1884). В настоящее время А.А. Васильев в "Византийском Временнике" разбирает арабские источники по византийской истории; той же теме посвящены докторская диссертация барона В.Р. Розена ("Император Василий Болгаробойца", Санкт-Петербург, 1883) и его статья: "Арабские сказания о поражении Романа Диогена" ("Записки Восточного Отделения", т. I). Армянская словесность. Наиболее известные русские арменисты - Н.О. Эмин (умер в 1890 г.), автор грамматики (Москва, 1846) и хрестоматии (Москва, 1849) древнеармянского языка и переводчик важнейших армянских историков; К.П. Патканов (умер в 1889 г.), хотевший своими трудами "наглядно доказать полезность армянских источников в деле изучения истории и литератур других народов". Его ученик Н.Я. Марр старается придать армяноведению характер самостоятельной науки. Буддизм. В этой области дали ценные труды русские санскритисты: И.П. Минаев ("Буддизм", Санкт-Петербург, 1887) и С.Ф. Ольденбург ("Буддийские легенды", Санкт-Петербург, 1894), синолог В.П. Васильев ("Буддизм", Санкт-Петербург, 1857 - 69) и монголист А.М. Позднеев ("Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии", Санкт-Петербург, 1887). Восточная нумизматика. Основателем школы русских нумизматов был академик X. Д. Френ, описавший богатую коллекцию Азиатского музея ("Recensio numorum Muhamedanorum acad. imp. sciennt. Petrop.", Санкт-Петербург, 1826) и специально занимавшийся исследованием золотоордынских монет. В той же области работали его ученик П.С. Савельев (умер в 1860 г.) и профессор В.В. Григорьев (умер в 1881 г.). Более новые труды: барон В.Г. Тизенгаузен, "Монеты восточного халифата" (Санкт-Петербург, 1873); А.К. Марков, "Инвентарный каталог мусульманских монет Императорского Эрмитажа", Санкт-Петербург, 1896). Можно еще указать на нумизматические статьи академика Б.А. Дорна (умер в 1881 г.). Грузинская словесность. Преподавание грузинского языка было поставлено на прочную почву Д.И. Чубиновым (умер в 1891 г.), автором грамматики, хрестоматии и словаря. Как наука, грузинология была создана академиком М.И. Броссе (умер в 1880 г.), нашедшим в Азиатском музее и других петербургских собраниях богатый материал для своих исследований. Египтология. Первым египтологом в России был И.А. Гульянов (умер в 1841 г.), противник ныне господствующей школы Масперо. Из современных русских египтологов известностью пользуются В.С. Голенищев, владеющий богатым собранием египетских древностей, и Б.А. Тураев (магистерская диссертация - "Бог Тот", Лейпциг, 1898); последний читает лекции по египтологии в Санкт-Петербургском университете. Коптской литературой занимаются О.Э. Лемм (пишущий на немецком языке), а для богословских целей - В.В. Болотов, А.В. Розов, архимандрит Палладий (не синолог). Несмотря на близость мусульманского востока к России, нет ни одного русского труда по истории ислама или его догматам, который представлял бы шаг вперед в науке, за исключением трудов по учению бабидов (А.К. Казембек, барон В.Р. Розен, А.Г. Туманский). История Востока. Русские синологи (отец Иакинф Бичурин, В.П. Васильев, отец Палладий Кефаров, П.С. Попов) принимали участие в переводе и разработке китайских источников по истории Средней Азии. И. Бичурину принадлежит также "Историческое обозрение ойратов или калмыков" (Санкт-Петербург, 1834). По истории Китая существует только магистерская диссертация С.М. Георгиевского, "Первый период китайской истории" (Санкт-Петербург, 1885); по отзыву компетентного рецензента, здесь "древняя китайская история изложена с большей полнотой содержания, нежели во всех других написанных на европейских языках историях Китая". Многочисленные статьи В.В. Григорьева по истории Восточной Европы и Средней Азии большей частью не отличаются строгой научностью. Большими достоинствами отличаются статьи П.И. Лерха ("Археологическая поездка в Туркестанский край", Санкт-Петербург, 1870; статьи в "Энциклопедии Словесности" И.Н. Березина; "Khiva oder Kharezm", Санкт-Петербург, 1873) и в особенности классической труд В.В. Вельяминова-Зернова: "Исследование о Касимовских царях и царевичах" ("Труды Восточного Отделения", ч. IX - XI). Н.И. Веселовский издал некоторые важные исторические источники ("Посольство к зюнгарскому хун-тайчжи Цэван-Рабтану капитана от артиллерии И. Унковского", в "Записках Императорского Русского Общества по отделению Этнографии", т. IX; "Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией", в "Трудах Восточного Отделения", части XX - XXII). И.Н. Березин издал и перевел, с подробными примечаниями, часть одного из важнейших персидских исторических сочинений "Сборника Летописей" Рашид-ад-дина ("Труды Восточного Отделения", ч. V, VII, XIII, XV). Докторская диссертация Березина: "Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева" (Санкт-Петербург, 1863). Лучшая монография по истории Средней Азии принадлежит В.А. Жуковскому ("Древности Закаспийского края. Развалины Старого Мерва", Санкт-Петербург, 1894). История Грузии разработана академиком М.И. Броссе, на французском языке. Кавказские наречия (кроме армянского и грузинского) составляли предмет специальных изысканий академика А.А. Шифнера (умер в 1879 г.) и барона П.К. Услара (умер в 1875 г.). Китайская словесность. Труды русских синологов (отца И. Бичурина, В.П. Васильева, Д.А. Пещурова и других; ср. также "Китайско-русский словарь" архимандрита Палладия и П.С. Попова, Санкт-Петербург, 1889) преимущественно имели целью потребности преподавания или исследования, по китайским источникам, истории Средней Азии. Труды французских синологов (Абель-Ремюза и Потье) имели влияние на преподавание китайского языка и истории в России, но синологов, дополнивших свое научное образование в западно-европейских университетах, у нас до сих пор не было, что не могло не отразиться на успехах науки. Маньчжурская словесность: грамматики и словари В.П. Васильева и И.И. Захарова (умер в 1884 г.) и хрестоматии А.О. Ивановского. Монгольская словесность. Выдающимся знатоком и горячим любителем монгольской словесности в начале нашего века был А.В. Игумнов (умер в 1834 г.); его ученик О.М. Ковалевский (умер в 1878 г.), первый в России профессор монгольского языка, составил монументальный "Монголо-русско-французский словарь" (Казань, 1844 - 49). Труды Ковалевского вытеснили труды первого научного исследователя монгольского языка, академика Я.И. Шмидта (умер в 1847 г.), автора первой монгольской грамматики ("Grammatik der mongolischen Sprache", Санкт-Петербург, 1831), издателя поэмы Гэсэр-хан и исторического сочинения Санау-сэцэна. Со Шмидтом полемизировал Доржи Банзаров (умер в 1855 г.), бурят по происхождению, автор нескольких ценных статей. Лучшая "грамматика монголо-калмыцкого языка" принадлежит А.А. Бобровникову (умер в 1865 г.), преподавателю Казанской духовной академии. А.В. Попов (умер в 1865 г.) издал монгольскую хрестоматию (Казань, 1836) и калмыцкую грамматику (Казань, 1847). Из изданий профессора К.Ф. Голстунского (умер в 1899 г.) наибольшее значение имеют "Монголо-ойратские законы 1640 г." (Санкт-Петербург, 1880). Профессору А.М. Позднееву Санкт-Петербугский университет обязан приобретением богатого собрания монгольских рукописных и печатных сочинений. Персидская словесность. Академик Б.А. Дорн писал (на немецком языке) о наречиях и истории прикаспийских областей. К.Г. Залеман и В.А. Жуковский обработали персидскую грамматику для "Porta linguarum orientalium" ("Persische Grammatik", Берлин, 1889); в 1890 г. она издана и на русском языке. Докторская диссертация В.А. Жуковского: "Материалы для изучения персидских наречий" (Санкт-Петербург, 1888) обратила на себя внимание европейских иранистов. Санскритская словесность. Еще в XVIII веке Г.С. Лебедев (по профессии музыкант) двенадцать лет (1785 - 97) провел в Индии, выучился санскритскому языку и индийским наречиям, в 1801 г. издал на английском языке грамматику этих наречий, после возвращения в Россию завел в Петербурге типографию с индийскими шрифтами и с 1805 г. издал "Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии Брамгенов". Первым профессором санскритского языка был П.Я. Петров (умер в 1875 г.), в Казани и Москве. Из крупных трудов по санскритской филологии на русском языке можно привести только докторскую диссертацию И.П. Минаева (умер в 1890 г.): "Очерк фонетики и морфология языка Пали" (Санкт-Петербург, 1872), переведенную на французский и английский языки. Академиком О. Бетлингком издан наиболее полный словарь санскритского языка (Санкт-Петербург, 1853 - 75; в меньшем объеме, Санкт-Петербург, 1879 - 89), а также драма Калидасы "Урваси" (1846). Семитологи (кроме арабского языка). При преподавании еврейского языка до сих пор употребляется хрестоматия, составленная санскритистом К.А. Коссовичем (Санкт-Петербург, 1875). Наиболее крупные научные труды: "Сборник еврейских надписей" Д.А. Хвольсона (Санкт-Петербург, 1884), и магистерская диссертация П.Н. Коковцева "К истории средневековой еврейской филологии. I. Книга сравнения еврейского языка с арабским Абу Ибрагима (Исаака) Ибн Баруна" (Санкт-Петербург, 1893). Единственным ассириологом в России является М.В. Никольский, редактор "Восточных древностей" и автор классического труда: "Клинообразные надписи Закавказья" (Москва, 1896). Благодаря ему в Москве имеется единственный в России клинообразный шрифт. Турецко-татарская словесность. "Грамматика турецко-татарского языка", Казембека (Казань, 1849), в настоящее время устарела, но еще не заменена другой ни у нас, ни в Западной Европе. Труд академика О. Бетлинга (санскритиста): "Ueber die Sprache der Jakuten" (Санкт-Петербург, 1851) считается образцом лингвистического исследования. Лучший знаток турецких наречий в настоящее время - академик В.В. Радлов, автор исследования "Phonetik der nordlichen Turksprachen" (Лейпциг, 1882), издатель семи томов турецких текстов ("Образцы народной литературы тюркских племен"; первые 6 томов вышли также в немецком переводе); в настоящее время им издается (на русском и немецком языках) "Опыт словаря тюркских наречий" (с 1888 г.). Менее полон "Сравнительный словарь турецко-татарских наречий", Л.З. Будагова (Санкт-Петербург, 1869 - 71). Труды по отдельным наречиям: Л. Будагов, "Практическое руководство турецко-татарского адербиджанского наречия" (Москва, 1857); В.В. Вельяминов-Зернов, "Словарь джагатайско-турецкий" (Санкт-Петербург, 1868); "Грамматика алтайского языка" (Казань, 1869; авторы - Н.И. Ильминский и отец Макарий); В. Вербицкий, "Словарь Алтайского и Аладагского наречий тюркского языка" (Казань, 1884); И.М. Мелиоранский, "Краткая грамматика казак-киргизского языка" (Санкт-Петербург, 1894 - 97). Финские языки до сих пор мало изучались в России, за исключением Финляндии, где основание их изучению было положено Кастреном (умер в 1852 г.); главные труды Кастрена были изданы после его смерти академиком А.А. Шифнером. Существует несколько русских трудов по наречиям уральских финнов (См. Зыряне и Пермяки). Главные источники: П. Савельев, "Восточные литературы и русские ориенталисты" ("Русский Вестник", 1856); Н. Веселовский, "Сведения об официальном преподавании восточных языков в России" ("Труды 3-го международного съезда ориенталистов", т. I, Санкт-Петербург, 1879 - 80); барон В. Тизенгаузен, "Обзор современных в России трудов по восточной нумизматике" (там же); "Биографический словарь проф

Date: 2015-06-11; view: 1932; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию