Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Oncological diseases of the abdominal cavity organs





Text-book/Igor I. Minaev at al;under the editorship of Alexander I. Novikov at al. - Omsk: Center for International Relations and Information Technologies Press of the Omsk State Medical Academy, 2008. – 173 pages including illustrations. – (“Oncology” Series, Volume 1.).

Editorial Board: Alexander I. Novikov, Nikolay V. Rumyantsev, Victor C. Kosenok, Victor A. Akulinin, Sergey S. Stepanov, Nikolay B. Vodolazsky, Anastasiya P. Akhramovich, Bertrand Ludes, Gilbert Massard, Fernand Anton

The annotated textbook is the first one in a series on oncology. It has been developed by Igor I. Minaev and Alexander K. Kachur, the oncologists of the Omsk Clinical Oncologic Center, in the frames of the Tempus Programme IB_JEP-26029-2005. Project: Modernization of educational programmes for oncological service in Omsk Region.

The modern literature and proper data concerning epidemiology, etiology, pathogenesis, diagnosis and treatment for the oncological diseases of the abdominal cavity organs are presented in the textbook.

The text-book consists of four chapters: gastric neoplasms, tumors of the pancreas, liver and large intestine. Material is presented in compliance with hands-on stereotype in scientific literature – epidemiology, risk factors, pathology, routs of spread, clinical presentation, classification, diagnosis, treatment and outcomes. The text-book is illustrated with schemes, diagrams, pictures and photos that allow comprehending the given material in the best way and increasing the efficacy of memorization.

The textbook is aimed at program realization for postgraduate life-long learning for oncologists, general practitioners, and other specialists. It can be exploited by students of Medical Universities and Colleges, postgraduate students, residency physicians, internship students who desire to gain widen knowledge in diagnosis and treatment of oncological diseases.

The text-book is published under support of the Europen Union. The authors bear responsibility for the content of the text-book; the content does not refect the point of view of the Europen Union.

 

 

© Omsk State Medical Academy


СОДЕРЖАНИЕ CONTENTS

  Предисловие…………………………. Благодарности………………………... Участники издания…………………... Онкологические заболевания органов брюшной полости Серия «Онкология». Книга 1     INTRODUCTION…………....…….... ACKNOWLEDGEMENTS………….. PARTICIPANTS……………………..   Oncological diseases of the abdominal cavity organs “Oncology” Series. Volume 1      
Модуль 1. ОПУХОЛИ ЖЕЛУДКА 1.1. Эпидемиология…………. 1.2. Факторы риска …………. 1.3. Патоморфологическая характеристика рака желудка………. 1.4. Понятие о раннем раке желудка ……………..……………….. 1.5. Распространение рака желудка………………………………. 1.6. Диагностика опухолей желудка.…………………………….... 1.7. Инструментальные методы исследования……………….. 1.8. Клинические формы рака желудка ……………………………… 1.9. Классификация рака желудка по TNM……………………. 1.10. Принципы лечения рака желудка ……………………………… 1.11. Показания к лечению….. 1.12. Отдаленные результаты лечения рака желудка……………….. 1.13. Контрольные вопросы………………………………. 1.14. Тестовые задания……… 1.15. Рекомендуемая литература…........................................                         Chapter 1. GASTRIC NEOPLASMS 1.1. Epidemiology……………. 1.2. Risk factors……………… 1.3. Pathology of gastric cancer………………………. 1.4. The early gastric cancer concept ……………………………… 1.5. Routs of spread of gastric cancer ……………………………… 1.6. Diagnosis of gastric carcinomas …………………………... 1.7. Instrumental diagnostic procedures …………………………… 1.8. Clinical staging of gastric cancer………………………………… 1.9. Gastric cancer staging according to TNM..……………...…… 1.10. Principles of gastric cancer treatment……………………… 1.11. Indications for treatment… 1.12. Remote results of the gastric cancer treatment ……………... 1.13. Advancement questions... 1.14. Control tests……………. 1.15. Bibliography…………….                  
Модуль 2. ОПУХОЛИ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ 2.1. Эпидемиология……….. 2.2. Факторы риска...……… 2.3. Патоморфологическая характеристика ……………………… 2.4. Клиническая картина... 2.5. Диагностика опухолей поджелудочной железы……………... 2.5.1. Неинвазивные диагностические методы…..………... 2.5.2. Инвазивные диагностические методы……………. 2.6. Инструментальное и расширенное обследование больного.. 2.7. Дифференциальная диагностика ………………..………... 2.8. Классификация рака поджелудочной железы по TNM ….. 2.9. Прогностические факторы ……………………………… 2.10. Принципы лечения рака поджелудочной железы……….. 2.10.1. Радикальная хирургия……………………………… 2.10.2. Паллиативная хирургия……………………………… 2.10.3. Особенности хирургического лечения……………. 2.10.4. Химиотерапия, лучевое лечение……………………... 2.10.5. Нехирургическое паллиативное лечение………………. 2.11. Показания к лечению... 2.12. Отдаленные результаты лечения рака поджелудочной железы ……………... 2.13. Контрольные вопросы................................................ 2.14. Тестовые задания…..... 2.15. Рекомендуемая литература……………………………                                           Chapter 2. TUMORS OF THE PANCREAS 2.1. Epidemiology………….. 2.2. Risk factors……………. 2.3. Pathology of pancreatic cancer…………………………………2.4. Clinical presentation…………….. 2.5. Diagnosis of pancreatic tumors………………………………… 2.5.1. Noninvasive diagnostic approaches..…………………………... 2.5.2. Invasive diagnostic approaches…………………………..... 2.6. Instrumental and advanced examination of the patient….   2.7. Differential diagnosis….. 2.8. Staging of pancreatic cancer according to TNM ……….…... 2.9. Prognosis………………   2.10. Principles of pancreatic cancer treatment……………………… 2.10.1. Radical surgery……..   2.10.2. Palliative surgery...…   2.10.3. Peculiarities of the surgical treatment……..……………… 2.10.4. Chemotherapy, radiation therapy …………………….. 2.10.5. Nonsurgical palliative therapy………………………………... 2.11. Indications for treatment………………………….. 2.12. Remote results of the pancreatic cancer treatment …………. 2.13. Advancement questions 2.14. Control tests………….. 2.15. Bibliography………….                                    
Модуль 3. ОПУХОЛИ ПЕЧЕНИ 3.1. Наиболее часто встречаемые доброкачественные образования и предраковые состояния печени …………………… 3.2. Гистологическая классификация опухолей печени ….. 3.3. Доброкачественные опухоли печени (клинически значимые) …………………………… 3.3.1. Гемангиома ………….... 3.3.2. Гепатоцеллюлярная аденома ………….…………………... 3.3.3. Фокальная узловая гиперплазия..……………………….. 3.4. Первичный рак печени..... 3.4.1. Эпидемиология ……...... 3.4.2. Факторы риска….….….. 3.4.3. Патологическая анатомия 3.4.4. Пути метастазирования и места наиболее характерной локализации метастазов первичного рака печени ………………………….. 3.4.5. Клинико-анатомическая классификация первичного рака печени по TNM (гепато - и холангиоцелюлярный рак) …………. 3.5. Патологоанатомические характеристики метастатических опухолей печени…….………………. 3.6. Клиническая картина первичного рака печени..…………… 3.7. Диагностика первичного рака печени…………………………... 3.8. Инструментальные методы исследования……………….. 3.9. Методы оценки функционального состояния печени. 3.10. Развитие и прогноз рака печени…..……………………………. 3.11. Лечение рака печени…... 3.12. Выживаемость при раке печени ….……………………………. 3.13. Другие первичные раки печени (редкие формы)……………... 3.13.1. Дифференциальная диагностика………….………………. 3.13.2. Клиническая картина... 3.14. Метастатическое опухолевое поражение печени..……. 3.15. Контрольные вопросы………………………………. 3.16. Тестовые задания……… 3.17. Рекомендуемая литература…........................................   Модуль 4. ОПУХОЛИ ТОЛСТОЙ И ПРЯМОЙ КИШКИ 4.1. Эпидемиология…………. 4.2. Определение термина «колоректальный рак»..…………….. 4.3. Факторы риска возникновения колоректального рака... 4.4. Современные принципы скрининга колоректального рака…... 4.5. Клиническая картина…… 4.6. Классификации колоректального рака……..………… 4.7. Диагностика колоректального рака………………. 4.8. Дифференциальный диагноз.……………………………… 4.9. Рост и метастазирование.. 4.10. Принципы лечения колоректального рака………….…… 4.11. Принципы лечения рака прямой кишки……………………….. 4.12. Расширенная аорто-подвздошно-тазовая лимфаденэктомия при лечении рака прямой кишки …….. 4.13. Лучевая терапия ………. 4.14. Химиотерапия ……...…. 4.15. Прогноз и отдаленные результаты лечения колоректального рака …………………………………... 4.16. Наблюдение после лечения………………………………. 4.17. Контрольные вопросы………………………………. 4.18. Тестовые задания……… 4.19. Рекомендуемая литература……………………………   ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ…………… МАТРИЦЫ ОТВЕТОВ………… ГЛОССАРИЙ……………………. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ…………                                                                                 Chapter 3. TUMORS OF THE LIVER 3.1. The most common presenting benign neoplasms and precancerous liver status……………...   3.2. Histological classification of tumors of the liver…………………. 3.3. Benign liver tumors (clinically significant) ………………..   3.3.1. Hemangioma ………….. 3.3.2. Liver cell adenoma..…....   3.3.3. Focal nodular hyperplasia …………..………………. 3.4. Primary liver cancer……... 3.4.1. Epidemiology …….….... 3.4.2. Risk factors ……………. 3.4.3. Pathologic anatomy.…… 3.4.4. Routs of metastases spread and the most common metastasis localization of the primary liver cancer…………………………… 3.4.5. Clinical-and-anatomical classification of primary liver cancer according to TNM (hepato – and cholangiocellular carcinomas)..……… 3.5. Pathologic features of the metastatic tumors of the liver...………   3.6. Clinical presentation of primary liver cancer………………….. 3.7. Diagnosis of primary liver cancer………………………………… 3.8. Instrumental diagnostic procedures……………………….…… 3.9. Evaluation methods for liver functional status………………… 3.10. Development and prognosis for liver cancer…………….. 3.11. Treatment of liver cancer....   3.12. Survival in liver cancer….. 3.13. Other primary liver carcinomas (rare forms)…...………….   3.13.1. Differential diagnosis… 3.13.2. Clinical presentation.… 3.14. Metastatic lesion of the liver…………………………………... 3.15. Advancement questions... 3.16. Control tests……………. 3.17. Bibliography…………….   Chapter 4. COLORECTAL CANCER 4.1. Epidemiology ……….…... 4.2. Definition for the term “colorectal cancer”..……………….…. 4.3. Risk factors for colorectal cancer…………………………….…... 4.4. Contemporary screening principles for colorectal cancer….….... 4.5. Clinical presentation.……. 4.6. Classification of colorectal cancer………………………………… 4.7. Diagnosis of colorectal cancer..………………………………..   4.8. Differential diagnosis……. 4.9. Growth and metastases…... 4.10. Treatment principles for colorectal cancer…..…………………. 4.11. Treatment principles for rectal cancer………………………….. 4.12. Extensive aortoiliopelvic lymphadenectomy in treatment of rectal cancer………………………….. 4.13. Radiation therapy….…… 4.14. Chemotherapy..………… 4.15. Prognosis and remote results of colorectal cancer treatment....   4.16. Supervision after treatment …...………………………… 4.17. Advancement questions... 4.18. Control tests……………. 4.19. Bibliography…………….   FINAL TESTS.................................... SAMPLES FOR ANSWERS………. GLOSSARY………………………… INTERNET RESOURCES…………                                                                          

Предисловие




В настоящее время онкологические заболевания являются одной из основных причин смертности во всех странах мира. Россия в этой печальной статистике не является исключением. Прежде всего это связано с тем, что до сих пор не удается решить проблему раннего выявления опухолевого процесса и провести радикальное удаление патологически измененных клеток и тканей организма. Главными причинами запоздалой диагностики опухолевых заболеваний в нашей стране являются пока ещё недостаточный уровень подготовки врачей, низкое качество профилактической работы, отсутствие хорошей материальной базы для ранней диагностики онкопатологии и т.д.

Уже из вышеизложенного очевидно, что решение проблемы должно быть системным, включающим улучшение подготовки специалистов, совершенствование диагностического и лечебного комплекса, налаживание полного учета и хранения информации по всем зарегистрированным случаям онкопатологии.

Исходным звеном борьбы с онкологическими заболеваниями является модернизация системы вузовского и последипломного образования, подготовка специалистов, способных самостоятельно получать, анализировать информацию, а в случае необходимости, принимать решение о тактике ведения пациентов с подозрением на онкопатологию.

Основы онкологии должны знать все врачи хотя бы уже потому, что потенциальные пациенты онколога впервые обращаются к врачам разных специальностей – общей практики, узким специалистам. И их главная задача – первыми проявить настороженность и заподозрить новообразования. Своевременное выявление заболевания позволяет сократить до минимума путь больного в специализированный стационар, провести успешное радикальное лечение, что, в свою очередь, существенно увеличивает шанс на излечение и полное выздоровление.

Подготовка специалистов с глубокими знаниями в области онкологии - длительный, многоэтапный процесс, требующий времени и значительных материальных средств и интеллектуальных затрат. При недостатке специализированной информации, отсутствии современной системы непрерывного образования организовать эффективную онкологическую службу вряд ли возможно.

В первую очередь для ликвидации дефицита знаний в области онкологии представляется целесообразным создание доступной для всех врачей учебной литературы для начального освоения материала, позволяющей свободно ориентироваться в основных проблемах диагностики, классификации и лечения опухолевых заболеваний. Учебных пособий такого класса пока мало. Создание их требует серьезных научных занятий творческих коллективов ученых, врачей, специалистов в области педагогики, психологии, современных информационных технологий.

Еще в ХV веке итальянский гуманист Лоренцо Валла перечислил пять важных условий, необходимых для ученых занятий. В начале этого списка стоят «общение с образованными людьми» и «изобилие книг». Далее следуют «удобное место», «свободное время» и, наконец, «душевный покой».

Авторам этих строк в полной мере удалось воспользоваться первыми двумя условиями. В последнее десятилетие, очень нелегкое для научного сообщества в нашей стране, ученым Омской государственной медицинской академии профессорам А.И.Новикову, В.К. Косенку, В.А.Акулинину выпало удовольствие общения и сотрудничества с коллегами Медицинского факультета Страсбургского университета им. Луи Пастера (Франция) Жильбером Массардом, Бeртраном Люде и Жильбером Винсаном. Главным итогом этого сотрудничества стал выигранный его участниками грант Tempus-Tacis Joint European Project IB_JEP № 26029-2005 «Совместные Европейские проекты» Европейского Союза в области образования, рассчитанный на три года 1.09.2006 - 31.08.2009 гг. Название проекта: «Модернизация образовательных программ для онкологической службы Омской области». В состав консорциума вошли: с российской стороны - Омская государственная медицинская академия, Министерство здравоохранения Омской области, крупнейший за Уралом Клинический онкологический диспансер г. Омска и Омской области, Алтайский филиал ГУ РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН. Со стороны европейских партнеров - Медицинский факультет Университета им. Луи Пастера, г. Страсбург (Франция) и Гуманитарный факультет Люксембургского университета (Великое Герцогство Люксембург).

Создание консорциума и реализация проекта позволили начать планомерную работу по созданию серии учебных пособий «Онкология», отвечающих современным требованиям и образовательным европейским стандартам. На практике стала воплощаться одна из приоритетных идей российской образовательной политики в области медицинского образования – объединение усилий лучших отечественных ученых и врачей, их европейских коллег в целях интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство.

Основной акцент в серии учебных пособиях сделан на наиболее актуальные проблемы онкологии: абдоминальную и торакальную хирургию, урологию, гинекологию, опухоли головы, шеи, опухоли мягких тканей и молочной железы.

При подготовке пособий авторами были использованы публикации ведущих научных школ России, которые определяют развитие современной отечественной онкологии. Их создателями и руководителями являются видные ученые и хирурги-онкологи М.И.Давыдов, В.И.Чисcов, Ю.С.Сидоренко, В.П.Харченко, В.С.Савельев, В.Д.Федоров, Г.И.Воробьев. Создатели пособий также учли наработки крупных специалистов в области подготовки медицинских кадров по онкологии А.А.Шайна, Б.И.Полякова, В.Г.Черенкова.

 

Большинство авторов являются воспитанниками омской школы хирургов-онкологов, созданной в 80-годы академиком РАМН профессором Л.В.Полуэктовым.

В пособиях получил отражение богатый опыт, который был приобретен участниками проекта с российской стороны во время стажировок в клиниках и на кафедрах Медицинского факультета Страсбургского университета, в лабораториях психологии и психофизиологии Люксембургского университета.

В работе над книгами авторскими коллективами были использованы новейшие достижения педагогической науки. Ключевым принципом построения всех учебных пособий является компетентностный подход. В концепции этого подхода стержневым показателем уровня квалификации слушателя считается его профессиональная компетентность. В понятийном аппарате педагогики этот термин употребляется для выражения достаточного уровня усвоения изученного материала и определяется глаголами – иметь представление, знать, уметь.

Структура пособий представлена в виде взаимосвязанных модулей, тем, разделов в соответствии с принятой авторами логикой организации, построения учебного материала. Каждый модуль как учебный пакет содержит концептуальную единицу учебного материала, состоящую из теоретической части, рекомендаций по организации самостоятельной работы, рубежного самоконтроля (самопроверка знаний) и итогового контроля в тестовой форме.

Издания хорошо иллюстрированы цветными схемами, рисунками и фотографиями, что позволяет читателям лучше воспринимать изложенный материал и повышать эффективность его запоминания.

В соответствии с проектом все книги опубликованы как на бумажных носителях, так и в электронном формате на образовательном сервере ОмГМА в открытом для медицинской и широкой читательской общественности доступе.

 







Date: 2015-07-02; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию