Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа службы маркетинга на предприятииПредприятие ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод» рассматривает маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный временной период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако, это становится реальным лишь тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменением рыночной коньюктуры, маневренность собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, инвестиционной и производственно-сбытовой работы предприятия, а управление маркетингом – важнейшим элементом системы управления предприятием. Основными принципами маркетинга на предприятии являются:
Исходя из принципов маркетинга, составляются маркетинговые программы. Маркетинговые программы – это системы взаимосвязанных мероприятий, определяющих действия предприятия-производителя и экспортёра на заданный период по всем блокам маркетинга. Планирование маркетинга подразделяется на краткосрочное и долгосрочное. Краткосрочные программы маркетинга характеризуются большой детализацией и конкретностью программирования действий предприятия, долгосрочные охватывают мероприятия, рассчитанные на длительный период времени согласно принятой стратегии маркетинга. Единая программа маркетинга представляет собой взаимосвязанную систему его программ по определённым рынкам и по группам однородной продукции и служит основной для разработки планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства, сбыта, сервиса и др.. Программа маркетинга содержит основные контрольные показатели, испытание опытных образцов продукции, организации серийного производства, по определению сбыта и номенклатуры производства, объёмов оптимальных запасов продукции на складе, определению и динамики и объёмов продаж каждой группы товаров на конкретных рынках (включая показатели, связанные с мероприятиями по сбыту), по определению динамики и уровня цен (внутренних и экспортных, расчётами финансовых затрат по каждому мероприятию программы, установлению основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия (размер прибыли, норма рентабельности, себестоимости и т.п.). Программы маркетинга формируются на основе комплексного исследования рынка, выявления запросов покупателей, стратегии и тактики маркетинга и являются той основой, которая обеспечивает взаимодействие коммерческих и сбытовых служб предприятия с научно-техническими, проектно-конструкторскими и производственными подразделениями. На основе маркетинговых программ вырабатывается маркетинговая стратегия. Стратегия маркетинга – это формирование и реализация целей и задач предприятия производителя и экспортёра по каждому отдельному рынку (сегменту рынка) и каждому товару на определённый период времени (долгосрочный, среднесрочный) для осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией, возможностями предприятия. Стратегия маркетинга разрабатывается на основе исследований и прогнозирования коньюктуры товарного рынка, изучения товаров, покупателей, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства. Стратегия предприятия включает в себя маркетинговые стратегии по отдельным рынкам и по отдельным товарам экспортной программы производства. В зависимости от принятой стратегии формируются мероприятия маркетинговых программ. Они могут быть ориентированы: на максимум эффекта независимо от степени риска; на минимум риска без ожидания большего эффекта; на различные комбинации этих двух подходов. Тактика маркетинга – формирование и реализация задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянном корректирование задач по мере изменения коньюктурных и других факторов (изменение индекса цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшения интереса покупателей к товару и т.д.). Примеры постановки тактических задач маркетинга: расширить номенклатуру экспортных товаров на основе уточнения данных о потребностях потребителя; провести усиленные рекламные мероприятия в связи с некоторыми падениями спроса, снизить цены на товар в целях стимулирования сбыта; расширить ассортимент услуг, предоставляемый сервисными службами, для привлечения новых покупателей; увеличить долю рынка в связи с сокращением объёма продаж конкурентом; провести конструктивные улучшения товара в соответствии с требованиями конкретного рынка; провести мероприятия по стимулированию персонала, отвечающего за эффективность коммерческих сделок на предприятии. В целом, тактика маркетинга должна обеспечивать устойчивый уровень прибыли, активность коммерческих служб на рынке, быстрое реагирование на изменение рыночной ситуации, инициативность работников предприятия, принятие ответственных мер на действия конкурентов, корректировку научно-технической и производственной деятельности предприятия в соответствии с изменениями требований покупателей. Цели службы маркетинга на предприятии ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод» состоят в следующем: Ø обеспечение роста продаж на внутреннем и внешнем рынке за счет достижения превосходств над конкурентами; Ø выявлением потребностей внутреннего и внешнего рынка; Ø снижение издержек на производство и разработку продукции за счет более полного учета возможностей предприятия и динамики спроса. Основные задачи службы маркетинга, отражающие специфику ее деятельности, включают: Ø разработку долгосрочных, средне- и краткосрочных планов маркетинга по каждому виду продукции; Ø подготовку годовых планов маркетинга и прогноза объема продаж по каждому виду продукции; Ø обоснование направления совершенствования продукции с учетом изменяющихся потребностей рынка; Ø сбор информации о рынке, структуре и динамике спроса, желаниях покупателей и отношении к товару торговых работников; Ø формирование спроса и стимулирование сбыта товара.
Функции маркетинга – это взаимосвязанный комплекс действий, включающий: анализ внутренней и внешней среды, в которой действует предприятие; анализ рынков, анализ потребителей; изучение конкурентов и конкуренции; изучение товаров; формирование концепции нового товара; планирование производства товара на основе маркетинговых исследований; планирование товародвижения, сервиса и быта; формирование спроса и стимулирование сбыта; формирование и реализацию новой политики; разработку и реализацию маркетинговых программ, информационное обеспечение маркетинга; управление маркетингом (планирование, реализация и контроль мероприятий маркетинга с оценкой риска, прибылей, эффективности). На предприятии существует маркетинговая служба, она действует на основе принципов и методов маркетинга. Выбор структуры маркетинговой службы зависит от характера производства и объёма, разносторонности внешнеэкономических связей предприятия. Используются структуры:
Основные задачи маркетинговой службы: комплексное изучение рынка, обеспечение устойчивой реализации товара, рыночная ориентация производства, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы. Начальник отдела маркетинга и его сотрудники должны выбирать выгодные рынки; анализировать рыночную ситуацию; разрабатывать рекомендации по выпуску новых товаров и прогноза рынков; разрабатывать и реализовывать стратегию и тактику маркетинга; разрабатывать маркетинговые программы и реализовывать их; рекомендовать основные требования к товару, его ассортименту; формировать товарную, ценовую и сбытовую политику предприятия и проводить их в жизнь; определять программу работ по формированию спроса, по рекламе и стимулированию сбыта. Деятельность маркетинговой службы предприятия сочетает в себе комплексные работы экономического, валютно-финансового, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера, что предопределяет высокие требования к уровню практической и теоретической подготовке персонала этой службы. Функции службы маркетинга на предприятии ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод» (Приложение9): 1. Для обеспечения гибкого приспособления научно- производственной и сбытовой деятельности к изменяющимся внешним условиям служба маркетинга осуществляет комплексное изучение рынка, разрабатывает методы устойчивой реализации товара. 2. Комплексное изучение рынка включает проведение следующих работ: анализ и прогноз развития рынка; анализ требований к качеству и потребительским свойствам товаров; изучение методов сбыта и продвижения товара. 3. Анализ и прогноз развития рынка может содержать: Ø анализ и прогноз коньюктуры рынка; Ø анализ деятельности и продукции конкурентов; Ø анализ и прогноз развития структуры рынка; Ø анализ и прогноз емкости рынка; Ø анализ структуры потребителей и анализ цен. 4. Анализ требований к качеству и потребительским свойствам товаров может содержать: Ø анализ влияния научно-технического прогресса на выпускаемую продукцию; Ø изучение возможных направлений и тенденций технического развития; Ø соответствие показателей качества товара требованиям потребителей; Ø определение конкурентоспособности товара на различных рынках; Ø вопросы патентной защиты. 5. Изучение методов сбыта и рекламы включает: оценку рациональности размещения складских и других обеспечивающих сбыт помещений; анализ издержек сбыта; анализ эффективности рекламных мероприятий. 6. Участие службы маркетинга в управлении производством осуществляется за счет определения по каждому виду продукции целей и направлений развития производственно- сбытовой деятельности, то есть участие в составлении и корректировке планов, направленных на создание благоприятных условий для максимального использования производственных ресурсов и выпуск продукции с заранее заданными экономическими и техническими параметрами. 7.Формирование спроса обеспечивается следующими мероприятиями: Ø рекламой товара, создающей его «образ», и учитывающей особенности различных платежеспособных групп покупателей; Ø уведомление о гарантиях производителя о способах защиты интересов покупателей. Мероприятия осуществляются посредством рекламы, выставочной и ярмарочной деятельности, публикаций. 8. Задача стимулирования сбыта заключается в побуждении покупателя к повторным покупкам уже, известного товара, установлению регулярных коммерческих связей. Деятельность по стимулированию сбыта может включать показы новых товаров; экскурсии на предприятие ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод»; пресс-конференции по случаю выхода на рынок нового товара; введение мероприятий коммерческого характера.
Служба маркетинга на предприятии ЗАО «Тираспольский электроаппаратный завод» имеет следующие права: Ø предоставлять на рассмотрение и утверждение предложения по составу и порядку проведения мероприятий и взаимодействия его функциональных подразделений; Ø схемы делегирования полномочий и ответственности по вопросам маркетинга; Ø предложения по корректировке планов разработки и производства продукции с учетом ее реализации, запасов и рыночной ситуации; Ø предложения о моральном и материальном поощрении персонала за вклад в достижение высоких экономических результатов; Ø предложения по изменению оргструктуры предприятия, связанные с необходимостью изменения стратегии маркетинга.
Служба маркетинга несет ответственность за: Ø обеспечение руководства и исполнителей необходимой информацией; Ø эффективность концепции создания новых товаров; Ø координацию маркетинговой деятельности подразделений; Ø своевременность корректировки планов производства сбыта; Ø обучение персонала методам рыночной деятельности; Ø своевременную подготовку замены устаревшей продукции новой; Ø достижение установленных и согласованных показателей прибыли. Организационная структура службы маркетинга определяется назначением продукции и масштабами производственно- сбытовой деятельности. Для успешного решения стоящих перед службой задач необходимо, чтобы ее возглавлял высококвалифицированный специалист в ранге заместителя директора (маркетинг-директор), хорошо владеющий экономическими, финансовыми, плановыми, технико-производственными, исследовательскими и сбытовыми вопросами. Эффективность деятельности службы маркетинга оценивается на основе проведения ситуационного анализа, который целесообразно проводит один-два раза в год. В его проведении должны обязательно участвовать высшие руководители предприятия. На предприятии существуют региональная система маркетинга. Вся территория бывшего СССР разделена на 5 регионов, разбитых по странам и по удаленностям. Регион 1: ПМР, Молдова, Украина. Регион 2: Белоруссия, Прибалтика, Северо- 3апад России. Регион 3: Центральная область России. Регион 4: Южная область России, страны Средней Азии. Регион 5: Восточная область России. Работник отдела маркетинга должен обладать следующими основными качествами (Приложение10), которые необходимы для работы в данном отделе: 1. Хорошая профессиональная подготовка в области экономики, маркетинга и организации управления на предприятии. 2. Умение работать на современных компьютерах по новым информационным технологиям, в том числе в сети Интернет. 3. Владение государственным языком Республики Молдова и иностранными языками, в особенности английским языком. 4. Развитие способности к логическому, аналитическому мышлению и знание способов сбора и обработки информации, охраны коммерческой тайны, объективность и честность в результатах исследований. 5. Владение приемами интеллектуальной самозащиты, личной и фирменной экономической безопасности. 6. Хорошая коммуникабельность, т.е. умение легко находить контакт с самыми разными людьми, входить к ним в доверие, знание способов влияния на потребителей, клиентов, конкурентов, госслужащих и других людей. 7. Уверенность в себе, морально-психологическая устойчивость, знание способов сохранения психологической устойчивости в стрессовых ситуациях, в случае интеллектуального нападения, шантажа, угроз и т.п. 8. Физическая выносливость и стойкость, хорошая спортивная подготовка, знание приемов тренировки памяти и скорочтения, мгновенной оценки ситуации и принятия правильного решения. Набор персонала в отдел маркетинга осуществляется в соответствии с разработанной процедурой: • Принятие решения о найме сотрудников в маркетинговый отдел. • Публичное объявление о найме. • Информационное собрание. • Анкетирование. • Отбор.
|