Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ прибыли и рентабельности реализованной продукцииКонечным положительным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль – основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Прирост прибыли, может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов [9]. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Исходные для анализа балансовой прибыли, прибыли от реализации и рентабельности реализованной продукции УП «Карлиновгаз» размещены в таблице 13. Динамика прибыли от реализации продукции и рентабельности реализованной продукции представлены на рисунке 11.
Таблица 13 – Данные для анализа прибыли и рентабельности
Рисунок 11 – Динамика прибыли от реализации природного газа
Анализ прибыли от реализации. В течение исследуемого периода предприятие ежегодно получало прибыль от реализации продукции. В 2007 г. предприятие прибыль достигла своей максимальной величины и составила 24771 млн. р., что на 82 % больше, чем в предшествующем году и на 78 % больше извлечённой прибыли 2008 года. Рассмотрим факторы, влияющие на изменение прибыли от реализации продукции, работ, услуг.
(11)
где , - прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по базовому году и отчётному; РП0, РП1 - объем реализованной продукции (работ, услуг), за вычетом всех налогов и других отчислений, включаемых в объем реализации, по базовому и отчётному годам; Срп0,Срп1 - себестоимость реализованной продукции по базовому и отчётному годам. За счёт изменения объёма реализации продукции:
(12)
, (13)
где - коэффициент выполнения плана по объему реализации, рассчитанный по полной себестоимости реализованной продукции в базовом году; - себестоимость реализованной продукции в базовом году, рассчитанная на объем реализованной продукции в отчетном году. За счёт изменения средних цен реализации изделий:
(14)
где РПпф - объем реализованной продукции в базовом году, рассчитанный на объем реализованной продукции в отчётном году. За счёт средней себестоимости реализации изделий:
(15)
Таблица 14 – Анализ прибыли от реализации
Проверка 2007 г. к 2006 г.: -311+297550+(-282533)=11219 млн. р. Проверка 2008 г. к 2007 г.: 135+173792-173927=-5796 млн. р. Результаты расчетов показывают, что прибыль в отношении изучаемого периода увеличивалась. Это произошло за счет повышения цен реализации продукции, что поспособствовало увеличению суммы прибыли на 297550 млн. р. в 2007 г. и на 173792 млн. р. - в 2008 г.. В 2008 году предприятие увеличило свои объёмы реализации, что позволило ему нарастить прибыль на 135 млн. р. в отношении предшествующего года. Поводами для наблюдающегося повышения цен реализации газа стал общий рост цен в стране, увеличение курса доллара по сравнению с белорусским рублем и внутренние Указы предприятия. Отрицательное влияние на изменение суммы прибыли в большей степени оказало увеличение полной себестоимости продукции, за счет данного фактора прибыль уменьшилась на 282533 млн. р. в 2007 г. и на 137927 млн. р. - в 2008 г. Следует отметить, что положительное влияние роста цен реализации значительно перекрывает отрицательное влияние увеличения себестоимости продукции и снижения объёмов реализации. Это положительно характеризует деятельность предприятия. Анализ балансовой прибыли. Как свидетельствуют данные таблицы 13, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. прибыль от реализации продукции увеличилась на 11219 млн. р., но одновременно с этим выросли внереализационные расходы. В итоге предприятие получило прибыль, которая в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 6052 млн. р. и составила 22988 млн. р. С учетом налогов, сборов и платежей, прибыль предприятия в 2007 г. составила 13456 млн. р. против 10247 млн. р. в 2006 г. В 2008 г. ситуация с балансовой прибылью сложилась так. Прибыль от реализации продукции по сравнению с 2007 г. снизилась на 5796 млн. р. из-за превышения темпов роста себестоимости реализованной продукции над темпами роста цены реализации продукции (129 % против 126 %). Необходимо отметить снижение операционных расходов, которые снизились в сравнении с предыдущим годом на 7515 млн. р. и составили в 2008 г. 5651 млн. р. Прибыль до налогообложения предприятия составила 24800 млн. р., а с учетом налогов и расходов, производимых из прибыли, - 14814 млн. р. Анализ чистой прибыли. Чистой прибыли за 2007 год получено 13456 млн. р., что на 3209 млн. р. или на 31 % больше, чем за 2006 год. В 2008 г. объём чистой прибыли также увеличился в сравнении предшествующим годом на 1358 млн. р. (или на 10 %). На величину чистой прибыли оказывают влияние такие факторы, как налогооблагаемая прибыль и налоги, выплачиваемые из прибыли. Из таблицы 13 следует, что сумма чистой прибыли увеличилась в большей степени за счет роста прибыли от реализации, включаемую в налогооблагаемую прибыль. Согласно учётной политике предприятия в «Карлиновгаз» большая часть прибыли - 75 %, - направлена в фонд потребления и используется на выплаты социального характера, не приводящие к образованию нового имущества, а носит поощрительный и компенсационный характер, что влечёт за собой замедление оборачиваемости оборотных активов, ограничение возможности роста товарооборота и прибыли. Структура чистой прибыли изображена на рисунке 12. Направление средств в фонд накопления увеличило бы экономический потенциал, повысило платежеспособность предприятия и финансовую независимость, способствовало росту объема выполнения работ и реализации без увеличения размера заемных средств.
Рисунок 12 – Распределение чистой прибыли
Чистый доход предприятия является положительным. В 2007 г. он составил 37799 млн. р., что на 8308 млн. р. (или на 28 %) больше уровня 2006 г., и на 4573 млн. р. меньше последующего. Чистая прибыль предприятия и амортизационные отчисления являются по существу тем главным финансовым ресурсом, который определяет его экономический потенциал и способность к самофинансированию. Именно прибыль является главным источником расширения производства и наращивания производственного потенциала, источником дополнительного материального стимулирования работников. Анализ рентабельности реализованной продукции. Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. Показатели рентабельности применяют для оценки деятельности предприятий и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как процентное отношение: прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию; прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции; балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции. Показатели рентабельности реализованной продукции см. в таблице 12. Согласно данным таблицы, каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции в 2007 г. принес предприятию прибыль 3,72 коп., это в 1,05 раза больше, чем в предшествующем 2006 г. В 2008 г. прибыль упала до 2,31 коп. Влияние на рентабельность реализованной продукции таких факторов, как изменение объёма реализованной продукции и средних цен реализации изделий следует рассчитывать как отношение суммы влияний каждого из названных факторов на прибыль от реализации продукции к себестоимости реализованной продукции базового года:
, (16)
где - изменение прибыли от реализации продукции за счёт i-го фактора (кроме себестоимости - среднего уровня затрат отдельных изделий). Влияние изменения себестоимости реализованных изделий на уровень рентабельности реализованной продукции в этом случае определяется сальдовым приёмом.
, (17)
где - рентабельность реализованной продукции базисного и отчётного года, %; - общее изменение уровня рентабельности реализованной продукции за анализируемый период, %.
Таблица 15 – Анализ рентабельности реализованной продукции
Анализируя таблицу 15, сделаем выводы. Рост рентабельности реализованной продукции происходил за счет увеличения среднереализационных цен. Отрицательное же влияние на данный показатель оказал рост себестоимости продукции. Здесь следует отметить, что и увеличение цен, и рост себестоимости товарной продукции являются следствием инфляционных процессов, однако опережение в 2007 г. темпов роста цен реализации (125 %) темпов роста себестоимости продукции (116 %) на 0,09 % оказало положительное влияние на изменение рентабельности продаж (+0,12 %) и рентабельности реализации продукции (+0,17 %). В 2008 г. эти два показателя упали соответственно на 1,26 % и на 1,58 %, что является следствием снизившейся разницы между темпами роста себестоимости и темпами цены реализации продукции – 0,05 %.
|