Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Группа как предмет психологического исследования
Человек — существо социальное, он рождается, развивается, реализуется в обществе. Однако социально-экономические отношения и господствующая в обществе мораль оказывают на индивида влияние опосредованно, через группу людей, в которой человек живет, учится, работает, т.е. через контактную группу. Отношение группы к тем или иным общественным нормам может серьезно повлиять на принятие или непринятие этих норм индивидом. Действующие в группе ценностные ориентации оказывают влияние на формирование ценностно-мотивационного ядра личности. Взаимоотношения, складывающиеся в группе, могут привести либо к удовлетворенности своим положением в группе и раскрытию потенций индивида, либо к конфронтации с группой и поиску возможностей удовлетворить свои социально-психологические потребности в других группах. В психологии термином группа обозначают общность людей по тому или иному признаку: возрасту, национальности, месту учебы и пр. Встречается и понимание группы в узком значении данного слова, как совокупность людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых некоторыми общими ценностями и нормами, или даже как совокупности людей, объединенных совместной деятельностью, находящихся в общении и взаимодействии между собой. При таком толковании под группой фактически понимается малая группа контактного типа.
Классификация групп: Условные группы, где индивиды не находятся в непосредственных взаимоотношениях. Реальные группы: лабораторные, созданные для проведения экспериментальных исследований; естественные, сложившиеся без вмешательства экспериментатора: большие; малые — немногочисленная общность, члены которой объединены единой целью и находятся в непосредственном личном общении; Также выделяют группы организованные и неорганизованные, первичные и вторичные, формальные и неформальные, становящиеся коллективы и коллективы, группы членства и референтные. Наибольшее влияние на индивида оказываю малые группы контактного типа, в которых содержание совместной деятельности может быть весьма различным: класс, спортивная секция, дворовая компания и др.
Об уровне развития группы судят по следующим основным показателям: организационное единство; психологическое единство: интеллектуальное единство; эмоциональное единство; волевое единство; подготовленность группы; направленность деятельности. Обобщенная психологическая характеристика групп, находящихся на разных уровнях развития (этапы становления группы): Номинальная (диффузная) группа: случайно или волею обстоятельств созданная группа малознакомых людей; четко обозначенной цели нет или цель носит сиюминутный характер, рассчитана на короткий срок деятельности (воскресник, игра и т.п.); опыт совместной деятельности отсутствует; органов руководства нет, или они только созданы (чаще это назначаемые руководители); как правило, долго не существуют: они или распадаются, или подымаются на уровень группы-ассоциации). Группа-ассоциация: точно известны цели деятельности; имеются реальные органы самоуправления; однако группа разъединена и каждые добивается цели в основном индивидуально; преобладают чисто деловые отношения: руководства и подчинения; взаимопомощь — эпизодическое явление; всякое новое дело начинается с раскачки, часты колебания и нерешительность; неудачи и ошибки приводят к рассогласованию действий, к растерянности; проявления единства, сопереживания, энтузиазма носят эпизодический характер, не выражают лица группы. Группа-кооперация: в основе объединения — разделяемые всеми цели и развитые деловые отношения, преобладают сотрудничество, взаимодействие, взаимопомощь; актив поддерживается большинством и выражает интересы и мнения группы; группа стремится к сплочению; неудачи и ошибки в основном не обескураживают ее (что не исключает срывов, временной утраты взаимопонимания); члены группы охотно бываю вместе, участвую в совместных делах, но это еще не норма поведения; преобладают товарищеские отношения, но нет достаточно выраженного единства, устойчивых сопереживаний (когда горе и радость одного переживаются всеми). Коллектив: каждый член группы осознает себя частицей целого — коллектива; общая цель увлекательна и значима для всех, наличие социально значимой деятельности; орган самоуправления авторитетный и уважаемый; характерно единодушие мнений, взаимопомощь и выручка; нравственные нормы высоки; во взаимоотношениях — дружелюбие, поддержка; критика — с доброжелательных позиций; разумные способы разрешения конфликтов; чувство защищенности у каждого члена группы; стремление к сопереживанию явлений, событий; высокая удовлетворенность группой; трудности и неудачи одолеваются собранно, настойчивость в продвижении к цели; при обсуждении общих вопросов вырабатывается единое мнение. Группа-корпорация: межличностные отношения опосредуются лично значимым для ее членов, но асоциальным (а иногда и антисоциальным) по своим установкам содержанием групповой деятельности; к этой группе могут быть отнесены самые разные группы, отстаивающие вои узкокорыстные интересы в ущерб общественно значимым целям (например, подростковые группы, созданные в Казани или по их образцу).
Параметры, по которым оценивается группа: композиция группы (ее состав); структура группы; групповые процессы; групповые нормы и ценности; система санкций. Эти параметры конкретизируются самыми различными способами.
Date: 2015-07-02; view: 813; Нарушение авторских прав |