Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация поведения личности





 

Рассмотрим некоторые мотивационные феномены, через которые реализуется активность личности.

1.Интересы и склонности.

Интерес представляет собой эмоциональное проявление познавательной потребности и проявляется в стремлении к получению знаний. Интересы подростка могут быть связаны с получением сведений о себе, о других людях, о профессиях и т.д.

Склонность – это действенная сторона интереса и проявляется в стремлении человека к выполнению деятельности. Многие старшеклассники с интересом читают детективы и боевики, где герой часами мокнет под ночным дождём, а потом дерётся с несколькими бандитами, героически подставляя свою физиономию под их натренированные кулаки. Читать об этом интересно, а испытать в жизни?

 

2.Тип направленности.

В любой деятельности человек стремится удовлетворить три основные группы мотивов (потребностей), которые и составляют тип направленности:

Личная направленность (направленность на себя) определяется преобладанием мотивов собственного благополучия, престижа, эгоцентризма и эгоизма. Такой человек чаще всего занят собой, своими проблемами, мало внимания обращает на работу и проблемы окружающих, видит в них средство удовлетворения своих потребностей.

Направленность на взаимные действия (коллективистическая направленность) порождается потребностью человека к общению, стремление поддерживать хорошие отношения с коллегами и соседями. Проявляет интерес к совместной деятельности, но не потому, что заинтересован в успешном её выполнении, а потому что может через неё реализовать свои коммуникативные потребности, поэтому реальная польза от него часто очень мала.

Направленность на задачу (деловая направленность) порождается мотивами, направленными на саму деятельность, увлечённостью процессом деятельности, бескорыстного стремления к познанию. Обычно человек с такой направленностью стремится сотрудничать с группой и добиваться высокой продуктивности её деятельности.

 

3. Ценностные ориентации представляют собой какие-то объекты, состояния, свойства или виды деятельности, которые имеют для субъекта личностную значимость. М.Рокич выделяет две группы ценностей: терминальные ценности (ценности-цели) и инструментальные ценности (ценности-средства). Первые характеризуют то, к чему стремится человек, вторые – то, какие способы их достижения и поведения в целом значимы для индивида.

К терминальным ценностям М.Рокич относит такие ценности как:

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– здоровье (физическое и психическое);

– интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

В инструментальные ценности входят:

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).

 

3. Самооценка и уровень притязаний.

Конструирование образа-Я предполагает определение степени развития у себя тех или иных качеств. Л.Н.Толстой очень хорошо описал то, что потом стали называть самооценкой: всякий человек подобен дроби, где в числителе стоит то, что он представляет собой на самом деле, а в знаменателе – то, что он о себе думает.

Самооценка может характеризоваться с разных позиций.

Абсолютная самооценка выражает степень оценки у себя какого-то качества безотносительно к тому, как это качество развито в действительности, и может быть высокой, средней или низкой. Для простейшей диагностики в этом случае может использоваться методика Дембо-Рубинштейн. Испытуемому предъявляют отрезок прямой длиной 10 сантиметров, говорят, что на этом отрезке представлены все люди в зависимости от степени выраженности какого-то качества, например, ума; на одной стороне (справа) самые умные, на противоположной – самые глупые. Испытуемому предлагают отметить место на отрезке, на котором он находится. С помощью линейки можно определить по 10- или 100-балльной шкале уровень самооценки. Правда, если человек помещает себя к самым умным, мы вынуждены принимать на веру это утверждение.

Разновидность самооценки, при которой оценка своих качеств сопоставляется с реальной картиной, называется относительной самооценкой. Она может быть:

адекватной (совпадет или близка к реальной степени развития качества);

неадекватной (не совпадает):

завышенной (мнение о себе выше реальности);

заниженной (человек думает о себе хуже, чем он есть на самом деле).

Самооценка является важным фактором, определяющим поведение человека, в том числе и правовое. В исследовании В.Л.Васильева показано, что несовершеннолетние девочки, ставшие жертвами сексуальных преступлений, от обычных сверстниц отличаются уровнем самооценки. Они характеризуются неадекватным, либо завышенным, либо заниженным уровнем самооценки. Механизмы поведения разные. Девочки первого типа считают себя способными справиться с любой критической ситуацией, смело входит в предкриминальную ситуацию, а потом теряют над ней контроль. Девочки с заниженной самооценкой обладают повышенной виктимностью потому, что облают повышенной покорностью, неверием в свои силы, в возможность справиться с ситуацией.

Уровень притязаний характеризует сложность деятельности, которую человек для себя выбирает. Он связан с самооценкой и также может быть средним, высоким и низким или адекватным и неадекватным.

 

4. Закон Йеркса-Додсона.

Назван по имени исследователей, установивших характер зависимости эффективности деятельности от уровня мотивации. Установлено, что эта зависимость носит инвертированный U-образный (или колоколообразный характер): с повышением уровня мотивации эффективность деятельности растёт до определённого предела, а потом снижается. Уровень мотивации, дающий максимальную эффективность деятельности, называется оптимум мотивации. Он зависит от сложности деятельности: чем сложнее деятельность, тем меньше оптимум мотивации.

 

5. Пирамида Маслоу.

А.Маслоу утверждал, что в мотивации поведения важную роль играет иерархически построенная система потребностей, которую можно графически представить как пирамиду, в которой содержится пять уровней.

Первый уровень составляют физиологические потребности (в пище, воде, сне и пр.).

Второй уровень – потребность в безопасности (среда не должна содержать угрозы для жизни, здоровья и пр.).

Третий – потребности в общении, в принадлежности к определённой социальной группе, в служении обществу.

Четвёртый – потребность в общественном признании, авторитете, самоуважении, чувстве собственного достоинства.

И пятый уровень составляет потребность в самоактуализации, в самовыражении, в максимальном раскрытии потенций, имеющихся в человеке.

По А.Маслоу, лишь удовлетворение потребностей более низкого уровня включает мотивирующее действие потребностей более высокого уровня.

 

6. Мотивация достижения успеха и избегания неудач.

В зависимости от того, к какому типу воздействий индивид более чувствителен, выделяют мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудач. Такие люди склонны к риску, для них малое значение имею наказания за ошибки, неудачи, зато успех является сильным подтверждением правильности деятельности и состоятельности личности. При высокой мотивации избегании неудач успех, награды, поощрения не стимулируют субъекта на плодотворный труд, в то время как наказания заставляют его проявлять некоторую активность, направленную на их избегание.

Очень хорошо видны эти виды мотивации в учебной деятельности. Одни студенты стремятся к освоению профессии, плодотворной учебной и научной работе, временные неудачи их не волнуют, зато различные показатели успеха доставляют огромное удовлетворение и вдохновляют на новые достижения. Другие студенты мало обращают внимания на учебную деятельность, им можно проектировать самые разнообразные траектории профессионального развития, но это оставляет их равнодушными; они проявляют некоторую активность лишь в ситуации, угрожающей провалом сессии и перспективой отчисления.

 

7. Уровень субъективного контроля (УСК).

Уровень субъективного контроля (локус контроля) характеризует меру ответственности, которую принимает человек на себя за успешность деятельности. При интернальном локусе контроля он считает, что успех в большей степени зависит от самого человека, его личностных качеств, старательности, усилий и т.п. При неудаче примает ответственность на себя. При экстернальном локусе – от случайности, стечения обстоятельств, других людей и.п. В неудаче винит Так, одни студенты говорят: «Я получил двойку» или «Я не доучил», другие: «Он мне поставил двойку» или «Плохой билет попался».

В настоящее время многие организации, принимая сотрудника на работу, проводят тестирование. Среди изучаемых личностных особенностей очень часто присутствует тест УСК. Для организации важно знать, будет ли сотрудник ждать помощи, стечения обстоятельств, рассчитывать на удачу, на авось или будет активно влиять на построение ситуации и сам принимать важные решения в пределах своей компетенции.

 

8. Психологические защиты (по Р.М.Грановской):

Психологические защиты — это особая психическая активность, которая проявляется в форме приема и процессов переработки информации, предохраняющая личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта. Психологическая защита проявляется в стремлении человека сохранить привычное представление о себе и окружающих.

Виды психических защит:

Отрицание. Состоит в том, что угрожающая информация не воспринимается. Например, родители не верят в то, что их ребёнок мог совершить преступление.

Вытеснение. Состоит в активном выключении из осознания нежелательных мотивов или информации и замене приемлемыми. Так, отказывая в помощи другому из вредности, от лени или от скупости, мы объясняем свои поступки желанием воспитать в человеке самостоятельность, умение преодолевать трудности.

Проекция - это бессознательный перенос собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не желает себе признаться, понимая их социальную неприемлемость, на другого человека. Человек, обвиняющий других в недостаточном трудолюбии, часто сам оказывается лентяем, ревнивый супруг – юбочником и т.д.

Идентификация - это бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и не доступных, но желательных для себя.

Два основных механизма реализации:

“он такой же, как и я”;

“я такой же, как и он”.

Рационализация - это псевдоразумное объяснение человеком своих поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

Два механизма реализации:

«Кислый виноград» связан с попыткой снизить ценность недоступного.

«Сладкий лимон» связан с преувеличением ценности имеющегося.

Включение заключается в том, что человек переоценивает значимость травмирующего фактора путём включения в новую, более глобальную систему ценностей. Так, часто проблема становится менее острой при возникновении или даже сравнении и другой, более серьёзной.

Замещение - это перенос действия, направленного на недоступный объект, на действия с доступным объектом. Ярким примером замещения можно считать проявления семейной агрессии. Возвращаясь домой под влиянием агрессивных воздействий внешней социальной среды (начальство, транспорт, торговые организации) и не имея возможности вернуть отрицательный негативный заряд его источнику (нельзя же в ответ наорать на руководителя), человек осуществляет отсроченный ответ, но уже по отношению к тем, кто ни в чём не виноват и не может оказать сопротивления.

Изоляция (отчуждение) - то обособление внутри сознания человека психотравмирующего фактора. Так, иногда острое горе переживается без внешних ожидаемых проявлений. Это происходит потому, что в сознании обособляются рациональная информация о травмирующем событии и эмоциональная составляющая этой информации. Такая изоляция не расстраивает деятельность при решении ритуальных проблем, а через некоторое время изоляция разрушается, и субъект в полной мере переживает потерю.

Редукция проявляется в упрощении сложной психотравмирующей ситуации или использовании способов её разрешения, характерных для более раннего возраста.

 

Date: 2015-07-02; view: 574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию