Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем состоит многообразие процесса разложения первобытнообщинного строя ?
В нашем изложении мы сформулируем этот вопрос так: не упрощаются ли таким образом (речь идет об обмене излишками) особенности разложения первобытнообщинного строя. Здесь следует ответить: и «да», и «нет». Да. Потому что разложение первобытнообщинного строя охватывало жизнь многих и многих поколений людей. Да и сами общины видоизменялись сов временем. Тем более, что они были далеко не однотипные. Например, большое значение для общинного производства играли географические, климатические и сезонные особенности. В связи с этим различают славянские общины («запруга»), германскую общину («марка»), индийскую, перуанскую общины и т.п. Нет. Потому что различие указанных обстоятельств не сменяет ряда общих закономерностей. Ведь несмотря на тот или другой тип первобытной общины, она в любом случае выступала как общественное образование, построение на личностных отношениях. Жизнь каждого зависела от жизни других. Иначе говоря, воспроизводство каждого в общине зависело от воспроизводства всей общины в целом. Между прочим, древние были искусными изобретателями всяческого рода взысканий и наказаний но самым страшным считалось изгнание из рода, племени. Человек в одиночку не мог выжить. Общие интересы и личностные отношения, как раз и предполагали и осуществляли регулирование производства (понятно, при тех или других природных факторах, климате, сезонов и т.д.) до момента производства продуктов. В то же время производство и обмен излишками знаменовал зависимость людей не непосредственно друг от друга, а от обмена вещами. Появление этого типа отношений (отношения вещной зависимости) складывавшихся после момента производства и их взаимодействие с отношениями личной зависимости, накладывают печать на всю последующую историю человечества. Как происходит возникновение, расцвет и гибель рабовладельческого строя? Такой строй появляется и складывается в связи с ростом производительных сил, появлением прибавочного продукта и частной собственности, развитием производства и обмена. Сразу же оговоримся, что данный общественный строй не охватывал всех народов. В одних странах рабства вовсе не было, в других оно было едва заметно, лишь в зачатом состоянии (патриархальное рабство), в третьих такой строй стал господствующим, получил классический вид. прошел период расцвета и упадка. Данный факт истории вовсе не случаен. Все дело в том, что общины, положившие начало классическому рабству, находились в определенных экономических и природных условиях. Зоны их обитания характеризовались достаточно обильным плодородием, мягким климатом и неконтрастной сменой сезонов. Общины относительно близко были расположены друг от друга, причем они располагались в местах, способствующих либо пастушеству либо земледелию. Вместе с тем, окружающая природа отнюдь не баловала людей и стимулировала развитие трудовых функций. На этом природном фоне объем производимого излишка продуктов и возможности его обмена резко возрастал. Здесь же надо учесть, что обмен производился, как правило, представителем общины - вождем, рексом или тем, кто впоследствии стал называть себя патрицием («патри»- отец). Развитие обмена и его переход в настоящую куплю-продажу мало помалу привел к ситуации, когда основными потребителями чужого (получаемого через обмен) продукта становится сам вождь и его приближенные. Теперь уже вождь рода и его окружение смотрят на своих соплеменников (тем более на пленников, добытых в бою) как на средство для удовлетворения своих потребностей (говорящие орудие). Характерно, что вождь в данных условиях оставался челном общины и свои обычаи, текущие потребности удовлетворял, как и раньше. Обмен и торговля излишками давали ему продукт, становившийся источников праздности и богатства. Да и сам излишек превращался в такой прибавочный продукт, который получается результате использования (эксплуатации) чужого труда. Наконец, одной из особенностей появляющегося и развивающегося общества рабовладения был тот факт, что раб в отличие от других, не имел права ни покупать, ни продавать. Итак, появление и расцвет рабства связано со следующими обстоятельствами: возникновение частной собственности и эксплуатации человека человеком, производством и присвоением продукта чужого труда, развитием торговли. Однако эти же обстоятельства приводят впоследствии к гибели данного строя. Нетрудно уловить, что хозяйство рабовладельца представляло собой, особенно на первых порах, хотя и видоизмененную (главным образом из-за ориентации на рынок), но тем не менее общину. Поэтому развитие торговли (отношения внешней зависимости) здесь лишь только углубляло отношения личной зависимости, превращая последние в отношения господства одной личности над другими. Выколачивание на этой основе максимума прибавочного продукта ставило перед развитием общества непреодолимые преграды. Они состояли, во-первых, в господстве крайне примитивных грубых ручных орудий производства, во-вторых, низкой производительности труда при полной не заинтересованности рабов в своем труде и его результатах. В-третьих, развитие товарно- денежных отношений разлагало замкнутое натуральное хозяйство. Заложенные в рабовладении возможности роста производительных сил исчерпали себя. Назрел переход к новому способу производства. Согласимся, что труд из-под палки ставит весьма узкий предел производительности. Date: 2015-07-02; view: 316; Нарушение авторских прав |