Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что изучает общая экономическая теория?
Общая экономическая теория изучает общественно -производственные отношения, присуще им экономические законы на различных исторических ступнях развития человеческого общества. Экономические законы выражают существенные, необходимые, постоянно повторяющиеся, причинно - следственны связи процессов и явлений экономической жизни. Экономические законы, как и законы природы, объективны, независимы от воли и сознания людей, их нельзя создавать или отменять. Возникновение или отмирание тех или иных законов происходит на базе определенных экономических условий жизни общества, обусловлено характером и уровнем развития производительных сил и производственных отношений. В то же время экономические законы отличаются от законов природы: они не вечны, возникли лишь с появлением человеческого общества, и не могут действовать вне его, без участия людей, так как внутренне присуще экономической деятельности людей, их производственными отношениями. Объективность экономических законов не означает, что люди перед ними бессильны. Своими разумными действиями, основанными на научном познании закономерностей и объективных тенденций общественного развития, они могут ускорять естественноисторические процессы, преобразовывая материальное производство и создавая условия для проявления других экономических законов, люди тормозят развитие общества и могут даже вызвать его регресс. Различают такие виды экономических законов: 1) Присуще всем способам производства - вообще (закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производственных сил, закон экономии времени, закон возвышения потребностей и др.); 2) Нескольким способам производства - особенно (например, закон стоимости); 3) Только одному способу производства или одной фазе развития - специфические (за Изучая свой предмет, общая экономическая теория фиксирует получение знаний в экономических категориях. Экономические категории - теоретические научные абстракции производственных отношений. Экономические категории, так же как и экономические законы, носят объективный характер. Для того, чтобы получить конкретное знание об определенной системе производственных отношений нужно исследовать их всесторонне, раскрыть внутренние связи между элементами системы. Но сразу проанализировать и изучить всю систему нельзя. Поэтому исследование ведется комплексно и последовательно, сначала раскрывают одну сторону, затем другую, третью поднимаясь как бы по ступенькам к полному, конкретному знанию о данном типе производственных отношений. Выявляемая и выстраивающаяся в процесс познания система экономической категории отражает реальные производственные отношения, их взаимосвязи, внутренние противоречия, качественные преобразования в ходе развития форм от простых к более сложным. Общая экономическая теория - историческая наука, так как имеет дело с историческим, постоянно развивающимся материалом - производственными отноше- ниями и свойственными им экономическими законами. Соответственно, изменяются содержание и формы экономических категорий, отражающие этот объективный процесс исторического развития. Тема: Дотоварные формы организации производства. Первобытное общество. Рабовладение. Феодализм. Как появилось первобытное общество. В чем его суть? Сейчас имеется много версий о происхождении человека. Тем не менее, по единодушному мнению историков, все народы прошли этап первобытности, дикости. Для того, чтобы выжить (подобно многим приматам) люди объединялись в первобытное стадо. Первым условием такого объединения была личная зависимость людей, как правило, на основе кровного родства. Так в свою очередь, появилось половозрастное разделение труда, когда выполнение тех или иных работ диктовалось внутренней природой самого человека. Женщины, как правило, хранительницы очага, исполнители не тяжелой, но монотонной работы, как например, собирательство. Мужчины - «добытчики», охотники. Дети - помощники, пастушки и т.д. Вторым условием первобытных объединений было регулировать появляющихся трудовых функций под воздействием окружающей природы. Смена сезона или даже погоды заставляла людей выполнять те или другие трудовые функции. От сезона погод зависела как охота на зверя, так и собирательство. Итак, функционирование первобытного общества начиналось с эпохи стадности и определялось как внутренней природой человека, так и внешней, окружающей природой. Однако это общество не было чисто естественным, природным образованием. Все дело в том, что природа (и внешняя, и внутренняя) выступала как стимулятор развития и регулирования трудовой функции, процесса труда. Главным уже было то, что крайне низкий уровень развития производительных сил обуславливает и первобытные общественно-производственные отношения, базировавшиеся на общей собственности, совместном труде и уравнительном распределении. С чем связано разложение первобытного общества? Прежде всего с развитием трудовой функции. Труд — это решающий фактор взаимодействий общества с природой, преобразования как окружающей среды, так и природа самого, человека. Воздействие на окружающую природу приводило к истощению ее даров, уменьшению естественной урожайности или поголовья дикого зверя. Это заставляло людей вести кочевой образ жизни, либо приручать животных (пастушество), либо заниматься земледелием. Как бы там ни было, но налицо следующие обстоятельства. Под воздействием труда, прежде всего совершенствования орудий труда, изменялась как окру- жающая природа, так и внутренняя природа первобытного человека - он становился все более очеловеченным, а его труд более производительным. Возросшая производительность труда и одновременное ослабление ограничительных факторов его регулирования приводят к появлению прибавочного труда. Это та часть труда, которая уже выходила за пределы, диктуемые только природным началом. Продукт этой части труда выступает как избыточный. Особенность такого излишка состоит в том, что он является продуктом сверх обычных или текущих надобностей. Община всегда стремится так или иначе его применить. Отсюда, например, сохранение продуктов через соление, копчение, другие способы обработки и создания запасов, которые являются столь же древними, как и само человечество. Но вместе с тем появлялась и постепенно расширялся другой метод применения излишка. А именно, его обмен на излишек с другой общиной. Ведь уже простой «обмен» всегда может превратить ненужное в самое необходимое. Итак разложение первобытнообщинного строя связанно с появлением прибавочного продукта, производства и обмена излишком материальных благ. Дело в том, что в общине принцип регулирования определяет трудовой вклад каждого еще до момента производства продукта. Пол, возраст, сезон и т.п., капризно и повелительно определяли количество и прибыль труда каждого члена общины. И это естественно учитывали в своем руководстве главы общин - «вожди». Они в каждой конкретной производственной ситуации исходили из возможностей, природных способностей, пола и т.д. каждого. Обмен же излишками предполагал реализацию диаметрально противоположного принципа регулирования труда. Ведь излишек становится нужным продуктом уже после процесса производства, ибо, если обменивается что-то, то оно должно быть прежде произведено. Date: 2015-07-02; view: 872; Нарушение авторских прав |