Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Налоговое право РФ. 1. Усвоение основных вопросов данной темы зависит от добросовестности изучения студентом учебного материала (гл
1. Усвоение основных вопросов данной темы зависит от добросовестности изучения студентом учебного материала (гл. 14 и частично 17 — Учебника) и Налогового кодекса РФ частей первой и второй (в рамках Программы курса). При этом следует пользоваться НК РФ в последней редакции (т. е. на дату за месяц-полтора отстоящую от начала экзаменационной сессии). После ознакомления с гл. 17 и 18 Учебника и ч. 1 НК РФ следует попробовать ответить на вопросы темы 11 Программы курса (с учетом их формируются экзаменационные билеты). На что следует обратить внимание при подготовке к занятиям: 1. Для получения четкого представления о предмете налогового права прежде всего необходимо уяснить, что понимается под налогом, сбором и их системой. Определение налога и сбора дается в ст. 8 НК. При этом, что очень важно, законодатель, определяя их общие черты, подчеркивает и различия этих платежей: индивидуальную безвозмездность налогов и возмездности сбора. Вместе с тем, согласно ст. 8 п. 2, сбор — это не плата за услугу, а одно из условий совершения уполномоченными лицами в пользу плательщика сбора юридически значимых действий. Перечень юридически значимых для соответствующих субъектов действий уполномоченных лиц устанавливается государством вовсе не в целях сбора денежных платежей, а в иных целях, поэтому сбор может быть отменен, а необходимость совершения юридически значимых действий не потеряет своей заданности. Следует иметь в виду, что, хотя правом устанавливать налоги и сборы обладают и Федерация, и каждый субъект Федерации, и органы МСУ, состав налогов и сборов, взимаемых в РФ, строго определен и предусмотрен статьями 13—15 НК РФ. Совокупность установленных в РФ налогов и сборов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством, представляет систему налогов и сборов РФ. Составной частью системы налогов и сборов в РФ являются специальные налоговые режимы, т.е. особый порядок исчисления и уплаты налогов. Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства РФ о налогах и сборах. Действующая система применения налогов и сборов дифференцируется по различным основаниям (экономической природе, кругу плательщиков, особенностям объекта обложения и др.), но юридически значимым является деление законодателем всех налоговых платежей на три вида: федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные. Студент должен, ознакомившись с п. 5 ст. 3 и ст. 12 НК РФ, суметь раскрыть содержание правовых последствий, с этим связанных. Сущность налогов и сборов проявляется в их функциях. Им как экономической категории присущи наряду с общими для всех финансов функции (распределительная и контрольная), специфические, отражающие их особенности, функции — фискальная (обеспечение государства необходимой для его функционирования финансовой базой) и регулирующая (использование государством налогового механизма как инструмента влияния на развитие тех или иных процессов в обществе: видов деятельности, отдельных отраслей хозяйства, покупательского спроса и др.). Следует разграничить понятия «налоговая система РФ» и «система налогов и сборов». Понятие «налоговая система РФ» шире, т.к. помимо системы налогов и сборов включает и другие, установленные государством, существенные условия налогообложения: принципы налогообложения, порядок установления и введения налогов и сборов, права и обязанности участников налоговых правоотношений, формы и методы налогового контроля, ответственность участников налоговых правоотношений и способы защиты их прав и интересов[2]. Руководствуясь Конституцией РФ и ст. 3 НК РФ, студент должен раскрыть сущность принципов функционирования налоговой системы РФ. Совершенствование налоговой системы РФ актуально и в настоящий период. В настоящее время налоговая реформа продолжается, развивается и совершенствуется законодательство о налогах и сборах, а также практика его применения. 2. При изучении учебного материала, относящегося к общей характеристике налогового права, следует иметь в виду, что в современных условиях налоговое право сформировалось в относительно обособленное подразделение финансового права — его подотрасль. В силу значимости предмета его правового регулирования, организации нормативного материала, его кодификации и систематизации, формирования системы налогового права: Общей и Особенной частей, отдельных институтов в рамках каждой части. Статья 2 НК РФ определяет предмет налогового права как совокупность пяти групп отношений по: — установлению и введению налогов и сборов; — взиманию налогов и сборов; — осуществлению налогового контроля; — привлечению к ответственности за налоговые правонарушений. Предмет налогового права ограничивается рамками налоговой деятельности государства, т.е. предмета финансового права, являясь его частью; — обжалованию актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. Важно усвоить положения ст.ст. 1, 4—7 НК РФ: 1) определяющих состав и систему источников налогового права, место НК РФ, законодательства о налогах и сборах, международных договоров РФ по вопросам налогообложения и сборов в этой системе; 2) устанавливающих границы налогового нормотворчества органов исполнительной власти; 3) о порядке действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. Особое внимание следует уделить изучению п. 6 ст. 3 и ст. 17 НК РФ, увязывая их с положениями статей 52—58 НК. Хотя вопросы установления налогов и сборов рассматриваются в нескольких статьях НК (ст. 3 — с точки зрения соблюдения общих принципов налогообложения, ст. 6 — с точки зрения соответствия НК, ст. 12 — с точки зрения разделения полномочий по установлению налогов и сборов), ст. 17 имеет особое значение, поскольку в соответствии с ней налог считается установленным только в том случае, если в акте (законодательства о налогах и сборах) о данном налоге определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов налог не может считаться установленным. Соответственно и обязанность по его уплате не возникает. Для более глубокого усвоения содержания этих элементов желательно провести сравнительный анализ глав 21, 23, 25 НК РФ. 3. После ознакомления с учебным материалом, характеризующим налоговые правоотношения, студент должен уяснить их понятие и уметь раскрыть их содержание, назвать круг их участников и охарактеризовать правовое положение основных их групп. Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, названные в ст. 2 НК РФ. Они обладают общими признаками правоотношений, признаками финансовых правоотношений (публичные, властно-имущественные отношения) и некоторыми особенностями. Это — публичного характера властноимущественные отношения в рамках налоговой деятельности государства, отражающие противоречия публичного (в лице государства) и частного (в лице налогоплательщика) интересов. Рассматривая вопрос о субъектах (участниках) налоговых правоотношений, т.е. сторонах правоотношений по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, по осуществлению налогового контроля и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, наделенных юридическими правами и обязанностями, следует иметь в виду, что их перечень, данный в ст. 9 НК РФ, является закрытым. Вместе с тем, анализ ст. ст. 60, 76, 86, гл. 18; ст. 85 п. 3—7 и др. позволяет сделать вывод, что круг участников много шире, и студент должен ознакомиться с положениями этих статей. Следует также иметь в виду, что с введением единого социального налога изменилось налогово-правовое положение органов государственных внебюджетных фондов, т.к. возложенные НК РФ на них обязанности по взиманию страховых взносов, по обеспечению своевременности и полноты их поступления переданы налоговым органам. С учетом того, что стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов и сборов как самые массовые (обязанность платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей), следует тщательно изучить права и обязанности основных участников — налогоплательщиков и налоговых органов. Самостоятельно следует подготовить вопросы, относящиеся к характеристике механизма обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и осуществлению налогового контроля. Для более глубокого усвоения порядка привлечения к налоговой ответственности полезно ознакомиться с гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Студент должен свободно ориентироваться в содержании предписаний ст. II НК РФ, широко используемых в обеих частях НК РФ. Совершенствование налоговой системы РФ имеет важное значение. Для того чтобы ориентироваться в направления ее развития, следует обязательно знакомиться с ежегодными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию и принимаемыми Правительством РФ на их основе программами социально-экономического развития на текущий год и среднесрочную перспективу, систематически интересоваться информацией о налоготворческой деятельности Парламента. Date: 2015-07-02; view: 334; Нарушение авторских прав |