Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический мониторинг





Педагогический мониторинг – это сбор и накопление исследователем фактов. Без сбора фактов невозможен анализ педагогических явлений.

Мониторинг, с одной стороны, связан с анализом источников (монографий, диссертаций, статей из журналов и сборников) и сбором материала; с другой – с непосредственным вступлением в контакт с объектом исследования. При этом сбор фактов проводится посредством анкет, бесед, письменных работ, результатов учебного труда.

Продуктивность исследования зависит от тщательности изучения опубликованных научных работ. Исследователь должен знать, что уже было сделано, какие попытки предпринимались для решения интересующей его проблемы. Вместе с тем надо учитывать, что информационный поток в настоящее время настолько велик, что новичок может легко в нем “утонуть”, поэтому очень важным становится отбор источников. Такими источниками являются монографии, статьи из научных журналов и сборников, диссертации.

Монографии. К их числу относятся работы, в которых всесторонне рассматриваются проблемы. Объем монографии, как правило, выходит за сто печатных страниц. Необходимо отобрать четыре-пять работ, имеющих непосредственное отношение к исследуемой проблеме. Методика работы состоит в тщательном анализе текста, в выписывании цитат, внимательном просмотре библиографии и предметного указателя.

Статьи в журналах и сборниках. В них оперативно даются новинки научных исследований. Поэтому исследователю необходимо тщательно просматривать такие журналы, как “Педагогика”, “Воспитание школьника”, “Народное образование”, “Вопросы психологии”, “Психологический журнал”, “Вопросы философии”, “Социологические исследования” и другие научные и методические журналы. Важно систематически следить за публикацией новинок, где бы они ни выходили.

Научные сборники. Обычно носят проблемный характер, являются результатом исследования проблемы. Ценность этих сборников состоит, во-первых, в том, что в них публикуются новейшие данные; во-вторых, проблема рассматривается углубленно и с разных позиций; в-третьих, определяются тенденции развития научной мысли.

Диссертации. Это научные работы, всесторонне освещающие результаты длительного исследования проблемы. В диссертации дается понятийный аппарат, раскрывается логика изучения проблемы, описывается содержание экспериментальной работы, даются критерии, на основание которых делаются научные выводы и заключения. Краткое изложение диссертации оформляется в виде автореферата. Знакомство с диссертациями позволяет исследователю осмыслить собственные подходы к изучению проблемы с позиции ее актуальности, определения объекта, цели и задач, гипотезы и этапов, методов исследования.

Всю работу над источниками необходимо сопровождать точными выписками, точными ссылками, составлением своей библиографии проблемы.

Контакты исследователя с объектами изучения. Сбор материала. Контакты исследователя – это реальная практика. К ней относятся: беседа, наблюдение, анкетирование, интервью, тестирование, педагогический консилиум, обобщение опыта.

Беседа выступает как устная форма общения исследователя с учащимися. Она связана с предварительным отбором вопросов, их взаимопроверкой. Главное для мониторинга – это запись беседы с помощью магнитофона или ее воспроизведение по “горячим” следам, а также ее анализ на основе своего эмоционального восприятия.

Наблюдение выступает как целенаправленная деятельность исследователя, подчиненная сбору обозначенных темой изучения фактов. Наблюдение должно иметь не только цель, но и план. Педагогический мониторинг состоит в фиксации результатов наблюдения в журнале наблюдения, на кинопленку или магнитную ленту. При фиксации важно не упустить побочные явления, обстоятельства внешнего и внутреннего порядка, влияющие на педагогический процесс.

Анкетирование – это письменный опрос учащихся по заранее продуманной программе. Анкета – важное средство сбора материала. Важно, чтобы вопросов было немного, но они содержали бы различные варианты ответов.

Интервью – это беседа, большая часть которой носит монологический характер. Вопросы задает исследователь, отвечает – испытуемый. Интервью, как правило, записывается на магнитофон.

Тестирование – это способ определения с помощью тестов наличия тех или иных качеств, свойств личности по специально разработанной методике, основой которой является постановка ученика в определенную ситуацию. Тестирование, как правило, связано с наличием эталона и способа обработки собранного материала.

Педагогический консилиум – это коллективное обсуждение программы сбора материала, его анализа, единого подхода коллектива к проблеме. Метод разработан Ю.К.Бабанским. Он предлагает, например, при изучении личности судить о ней по развитию следующих признаков:

– общественная и трудовая активность ученика;

– нравственная воспитанность школьника;

– отношение ученика к учению;

– культурный кругозор школьника;

– ведущие интересы и склонности ученика;

– умение выделять главное в учебном материале;

– умение планировать учебную работу;

– умение осуществлять самоконтроль в учении;

– настойчивость в учении;

– воспитательное влияние на ученика семьи;

– воспитательное влияние на школьника коллектива.

Обобщение педагогического опыта. Данная работа является квинтэссенцией педагогической практики. Опыт отражает:

– требования общества к системе образования;

– активную профессиональную деятельность учителя;

– эффективность решения учебно-воспитательных задач;

– выбор оптимальных методов обучения и воспитания учащихся;

– новые явления в педагогической практике.

Педагогический опыт выступает в различных формах:

– как массовый, являющийся трудом всех школ государства;

– как передовой, отдельных школ или учителей;

– как новаторский, связанный с разработкой новых подходов к учебно-воспитательному процессу отдельными учителями;

– как исследовательский, отражающий сущность построения учеными учебно-воспитательного процесса на основе экспериментальной работы.

Для сбора материала рекомендуется составлять информационную карту, которая может включать в себя следующие компоненты: определение типа опыта (наименование опыта); адрес и автор опыта; содержание опыта; степень творческой новизны; уровень научной обоснованности; длительность опыта; характер имеющихся материалов; возможные формы изучения и обобщения опыта.

Важным элементом педагогического мониторинга является классификация получаемых материалов с целью их последующего педагогического анализа. Классификация может проводиться различными способами. Прежде всего – это фиксация материала на карточках, аннотационные записки, тезисное конспектирование, реферирование, цитирование.

Фиксация материала на карточках. На карточках библиотечного типа указываются содержание и источник материала: автор, название, место и время издания, указываются вопросы, рассматриваемые в источнике.

Аннотационные записки – это точное и краткое изложение содержания источника или проведенной работы, описание ее результатов. При этом выделяются ведущие идеи, узловые вопросы и положения.

Тезисное конспектирование – это такое конспектирование, когда из источника выписываются ведущие идеи в их логической последовательности.

Реферирование – это краткое, логичное изложение изучаемого материала. При этом выделяются ведущие идеи, оцениваются излагаемые факты, определяется собственное отношение к материалу.

Цитирование – это точное воспроизведение текста источника с указанием всех выходных данных. Цитирование необходимо для подтверждения своих взглядов или критики взглядов автора.

Педагогический мониторинг необходим не только для сбора и обработки информации. На его основе проводится структурирование исследования, т.е. формулируются названия глав и параграфов, после чего весь собранный материал распределяется по параграфам. Проделанная работа позволяет составить матрицу исследования и определить логику изложения материала.

Date: 2015-07-02; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию