Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура диссертации
Диссертация (от лат. dissertatio – рассуждение, исследование) – научно-исследовательская работа, имеющая квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени. Как результат научного исследования она должна отвечать ряду квалификационных требований. Согласно п. 14 Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий (далее – Положения), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 24 октября 1994 г. за № 1185, диссертация на соискание ученой степени кандидата наук «должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач». Диссертация должна давать научную информацию по избранной проблеме в наиболее полном виде и включать подробный теоретический анализ проблемы, детальное описание организации и методов исследования, полученные в исследовании результаты с опорой на фактический материал и их интерпретацию. Содержание диссертации должно отвечать требованиям научной новизны, практической значимости приводимых положений. Форма изложения содержания диссертации должна характеризоваться высоким уровнем обобщения, логичностью, последовательностью, аргументированностью суждений и точностью приводимых данных Языково-стилистическое оформление материала определяется особенностями научного стиля письменной речи и соответствием научной этике в изложении материала. Диссертант может включать в текст весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (формулы, графики, диаграммы, схемы, таблицы, и т.п.), т.е. все то, что составляет "язык науки", Помимо этого, диссертация должна отвечать требованиям, предъявляемым к ее структуре. Классическая кандидатская диссертация (в виде рукописи), обычно, имеет следующую структуру: - титульный лист; - оглавление (содержание); - введение; - 2-3 главы (основная часть); - заключение; - библиография (список литературы); - приложения.
ВВЕДЕНИЕ содержит все необходимые квалификационные характеристики работы (6-8 страниц) и включает: - краткое обоснование актуальности темы; - объект, предмет, цели и задачи исследования; - гипотеза исследования; - методы исследования; - научно-исследовательская база исследования; - теоретико-методологическая основа исследования; - научная новизна исследования; - теоретическая значимость исследования - практическая значимость исследования; - положения, выносимые на защиту; - апробация и внедрение результатов исследования; - достоверность результатов исследования; - структура диссертации.
ГЛАВА 1 - представляет собой аналитический обзор литературных источников по теме исследования (40-60 станиц) и должна называться в соответствии с ее содержанием. Если диссертация затрагивает несколько проблем, то глава может иметь несколько параграфов. Аналитический обзор должен полно и систематизировано излагать состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена работа, и по смежным вопросам (при необходимости), возможные пути решения задачи. Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал (обозначать соответствующие подразделы, а также называть весь этот раздел) исходя из логики раскрытия проблемы исследования. В данном разделе необходимо продемонстрировать свое понимание исторической логики развития проблемы и подвести к необходимости именно такой постановки проблемы исследования, как это будет делать далее автор. Собранные материалы могут анализироваться по хронологическому или логическому принципу. Хронологический принцип построения литературного обзора предполагает компоновку и описание этапов изучения проблем исследования отечественными и зарубежными учеными. Структура представления материала по логическому принципу может быть примерно следующей: - феноменологическое описание, т.е. описание проявлений; - место данного явления среди других психических явлений, т.е. его взаимосвязи, взаимовлияния; - структура изучаемого явления; - сущность, природа явления. Имеющиеся определения явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании; - закономерности, которым подчиняется явление; - прикладное, практическое использование явления, свойства или функции. Построение литературного обзора зависит от специфики рассматриваемого явления, его изученности и многих других факторов. Поэтому предложенную схему не всегда можно и нужно выдерживать. Целесообразно закончить данный раздел общими выводами по главе.
ГЛАВА 2 - включает описание организации и методов исследования (10-20 страниц). В этой главе излагается программа и организация собственного исследования автора: чётко и кратко формулируются проблема исследования, гипотеза, научные задачи. Подробно обосновывается и описывается экспериментальный план и его методические особенности: - основные этапы исследования (цели и задачи каждого этапа); - процедура исследования и его условия, характер эксперимента – индивидуальный или групповой; - полный перечень использованных методик, их описание и краткая характеристика (если в работе использовались известные методики, их подробно описывать не надо, необходимо привести ссылки на источники информации), обоснование их выбора, целесообразности и эффективности использования в данном исследовании; - выборка испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры, социально-демографические характеристики, другие необходимые для исследования сведения об испытуемых; - методы статистической обработки и анализа данных, используемые компьютерные программы.
ГЛАВА 3 - это анализ и интерпретация экспериментальных данных (40-60 страниц). В главе излагаются результаты исследований, проделанных автором работы. Эта глава может иметь несколько параграфов, каждый из которых раскрывает решение одной из задач, поставленных в исследовании, а вся глава в целом – должна подвести исследование к решению поставленной цели и подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Эта часть работы иллюстрируется графиками, таблицами, диаграммами, рисунками, статистическими выкладками, фрагментами занятий, что помогает комплексно отразить исследуемую проблему. Каждая иллюстрация нумеруется и озаглавливается. Часть экспериментального материала выносится в приложение, чтобы не перегружать работу излишней детализацией. В этой же главе в заключительном параграфе могут быть предложены практические рекомендации, базирующиеся на результатах эксперимента, в виде психопрофилактических и развивающих программ. В целом в данном разделе должна быть исчерпывающая информация обо всех выявленных в работе фактах и закономерностях, степени надежности сделанных в итоге выводов, согласованности полученных результатов с известными теориями и фактами, их научной новизне и перспективах применения (использования). Целесообразно закончить данный раздел кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительного главного тезиса, выносимого на защиту. Это позволит освободить основные выводы по исследованию от второстепенных, но важных для исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы: - краткий итог всей работы; - основные выводы, к которым пришел исследователь (в соответствии с поставленной целью, задачами и выдвинутой гипотезой). Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество, равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, то есть разбивать их на группы по некоторому логическому основанию. Выводы не должны подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих их краткое резюме, а должны содержать то новое, существенное, что составляет итог проведенного диссертационного исследования; - описание возможностей внедрения результатов проведенного исследования; - перспективы дальнейшей разработки темы. Заключение должно быть написано обстоятельно, но кратко, доказательно, без повторов содержания введения, основной части работы и выводов по главам. Структура заключения является обратной по отношению к структуре введения. Если во введении из всей проблемной области выделяется отдельная проблема, лежащая в основе темы работы, то при написании заключения используется противоположный прием: оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью. Фактически здесь еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения, а именно: с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключении, помимо формулировки результатов, говорится о том, какие вопросы остались не изученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы и в каком направлении следует работать дальше. БИБЛИОГРАФИЯ - список использованной литературы (обычно, не менее 150 не более 500 источников) оформляется по текущему ГОСТу, составляется в алфавитном порядке с применением общая нумерация литературных источников. Это существенная часть работы, поскольку отражает самостоятельную творческую работу исследователя. Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования. Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы при написании текста диссертации. ПРИЛОЖЕНИЕ включает тот материал, который расширяет основные идеи исследования, детализирует основные результаты эксперимента, дает возможность более глубокого понимания исследуемых проблем. Это могут быть таблицы, схемы, образцы анкет, тестов (разработанные автором) и т.п. Приложений может быть несколько. Объем приложений к работе не регламентируется. Все приложения нумеруются (в правом верхнем углу –“Приложение N1» и имеет тематический заголовок, например, “Социометрическая матрица»). Приложения оформляются на отдельных листах. В этом случае сохраняется общая нумерация страниц. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки (См. Приложение 3). Отражение приложений в оглавлении диссертации может быть в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.
Date: 2015-06-11; view: 959; Нарушение авторских прав |