Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие метода
Методичность является необходимой характеристикой человеческого образа жизни, целенаправленной деятельности. В отличие от животного, которое осуществляет свои действия инстинктивно, автоматически, на основе безусловных и условных рефлексов, человек действует осознанно. Прежде чем совершать то или иное действие, он анализирует обстановку, ставит соответствующую цель, определяет пути и средства ее реализации, а уже затем планомерно воздействует на окружающую действительность. Целенаправленная деятельность, таким образом, предполагает знание определенных путей, способов осуществления действий, ведущих к реализации поставленной цели. Способ, с помощью которого человек достигает того или иного результата, не произволен и не случаен, он необходимым образом обусловливается содержанием поставленной цели. Цель, как закон, отмечает К. Маркс, определяет деятельность человека1. Не любые, а строго определенные действия, совершаемые не как попало, а в строго определенной последовательности, строго определенными средствами, дают 1 См.: Маркс К; Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189. ожидаемый результат, составляющий содержание цели. Способы той или иной деятельности, решения тех или иных практических задач, отработанные и отобранные на практик ке, обобщаются в определенные нормы, правила, которые должен соблюдать человек, осуществляющий соответствующую деятельность. Совокупность известных норм, правил, указывающих, как нужно действовать, чтобы получить определенный результат, и составляет метод. «Метод,— пишет философ из ГДР В. Сегет,— представляет собой род руководства, указания, предписания, как надо поступать, чтобы достичь определеяного результата» 1. Правила, составляющие метод решения той или иной практической задачи, формировались в процессе взаимодействия человека с природой. Наиболее удачные, искусно выполненные операции отбирались, закреплялись в соответствующих ритуалах, обычаях, формах жизни и деятельности, а также в языковой форме и передавались от поколения к поколению. Эти правила касались всех сторон жизнедеятельности человека и выражали наквашиваемый опыт целенаправленного преобразования действительности. «В этих правилах,— отмечает Д. П. Горский,— фиксировался опыт оперирования известными исходными данными с целью достижения требуемого результата. Сюда относится опыт приготовления и сохранения пищи, изготовления орудий труда, поддержания огня, сооружения различных зданий, лечения болезней и т. д.» 2. По мере развития практической деятельности и познания, отделения умственного труда от физического, выделения духовной деятельности в самостоятельный вид деятельности, возникновения и развития науки правила, ориентирующие человека в его практической и познавательной деятельности, становятся предметом специального исследова- 1 Segeth W. Materialistische Dialektik als Methode. Berlin, 1977, S. 12. 2 Горский Д. П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. М., 1969, с. 9. ния. Наиболее общиеиз них начинают формулироваться в виде принципов правильного мышления, условий осуществления познавательной деятельности. Возникает специальная наука, призванная изучать и теоретически обосновывать метод познания и действия, разрабатывать и совершенствовать его принципы. В ходе теоретического осмысления интересующих нас проблем исследователи выдвинули ряд соображений, касающихся определения метода, его природы, характерных черт, требований к нему. Остановимся прежде всего на определении метода. Весьма распространенным в нашей и зарубежной литературе является определение метода как способа целенаправленной познавательной и предметно-преобразующей деятельности. «Метод,— писал, например, американский философ М. Коген,— представляет собой способ применения некоторого рационального порядка или какой-либо систематической схемы к разнообразным предметам» 1. По мнению В. А. Штоффа, «метод есть способ поведения в какой-либо области, совокупность приемов, используемых для достижения некоторой цели» 2. Определение метода через понятие «способ» является, на ваш взгляд, вполне обоснованным. Оно выражает ту мысль, что метод представляет собой не случайный набор операций, а устойчивую систему повторяющихся действий, находящихся в определенной, необходимой взаимосвязи. «Если употребление термина «способ»,— замечает по данному поводу американский философ Д. Бахлер,— имеет какой-нибудь смысл, то оно должно иметь значение, предполагающее коэффициент повторяем?ости, что является необходимым для метода» 3. 1 Сойеп М. R. Method Scientific.—In: Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1933, p. 137. 2 Штофф В. А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978, с. 7. 3 Buckler J. The Concept of Method. New York — London, 1961, p. 3. Некоторые авторы, давая определение метода, специально подчеркивают, что он выступает в качестве совокупности или системы правил, принципов, ориентирующих человека в его деятельности. Такое понимание восходит к Р. Декарту. «Под методом...— писал он,— я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и, без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно» 1. Слово «метод», отмечает философ из ГДР П. Апостол, обозначает «систему принципов или оперативных правил, которая используется при какой-либо деятельности» 2. «Метод,— пишет Г. В. Платонов,— это... система регулятивных принципов познавательной и преобразующей деятельности людей» 3. Указание на то, что всякий метод представляет собой совокупность правил, предписывающих субъекту выполнение строго определенных действий, очень важно для уяснения природы диалектического метода познания. Дело в том, что в марксистской литературе до последнего времени бытует представление о диалектическом методе как совокупности объективно действующих всеобщих законов движения и развития материи, отраженных в законах и категориях диалектики. Авторы, разделяющие данную точку зрения, не учитывают того обстоятельства, что метод — это правила деятельности, сформулированные человеком на основе имеющихся у него знаний о свойствах и связях объективной действительности, о закономерностях функционирования и развития познания, правила, которые содержат в себе требования к 1 Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950, с. 89. 2 Apostol P. Zur Definition und zum Gegenstandsbereich der Methodologie.— Deutsche Zeitschrift fur Philosophie, 1966, № 12, S. 1469. 3 Марксистско-ленинская философия как методология общественных и естественных наук. М., 1972, с. 20. человеку вести себя таким, а не иным образом, совершать те, а не иные действия в процессе движения к поставленной цели. Выполнение этих требований может приближать действующего субъекта к цели или уводить его в сторону, способствовать наиболее эффективному решению практической или познавательной задачи или препятствовать ему. Если требования метода, его правила отражают реальные, присущие объекту свойства и связи, а также особенности осуществляемой деятельности, то метод будет способствовать решению стоящей проблемы, получению соответствующего результата. Если же эти требования сформулированы произвольно, без учета действительного положения вещей, если в них игнорируются присущие объекту свойства и связи, а также особенности деятельности субъекта, то метод не сможет ориентировать человека в его деятельности, указать пути правильного решения проблемы. Другими словами, метод не существует в объективной действительности сам по себе, он результат творческой деятельности человека, он создается человеком и представляет собой совокупность правил, требований, сформулированных на основе знания действительности, закономерностей ее познания и преобразования. «В общественной и естественной материальной действительности,— пишет по данному поводу болгарский философ Т. Павлов,— нет никаких методов и имеются лишь объективные законы. Методы имеются лишь в головах, лишь в сознании, а отсюда — ив сознательной деятельности человека»1. В этой связи вполне оправданным является определение метода как способа достижения понимания непознанного объекта путем использования соответствующих средств. Оно четко выражает ту мысль, что при всей объективности содержания требований метода последний имеет субъективную форму бытия, является плодом деятельности субъекта. 1 Павлов Т. Основное в учении И. П. Павлова в свете диалектического материализма. М., 1958, с. 105. Некоторые авторы важнейшей характеристикой метода познания считают способность воспроизводить стороны (свойства) исследуемого объекта в их взаимосвязи и взаимозависимости, в виде целостной системы. Еще Декарт писал: «Весь метод состоит в порядке и размещении того, на что должно быть направлено острие ума в целях открытия какой-либо истины» 1. Соответствующий порядок в осуществлении познавательных действий, строгая последовательность в развитии мысли и системность в изучении объекта, целостное его воспроизведение, несомненно, являются важнейшими характеристиками истинного, то есть последовательно научного, метода познания. Существенная характеристика метода — его нацеленность на выявление необходимых связей, отношений в исследуемом объекте, реально существующих законов. Стремление связать научный метод познания со способностью обеспечивать открытие необходимых связей, законов является весьма плодотворным, ибо в результате в содержание понятия «метод» включается конкретная цель познавательной деятельности. Учитывая все изложенное, метод познания можно определить как систему правил (требований), сформулированных на основе знания закономерностей исследуемой области действительности и ориентирующих человека в его познавательной деятельности. Date: 2015-07-01; view: 1040; Нарушение авторских прав |