Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наркоз животных
Для наркоза животных применяют растворы алкоголя, хлоралгидрата, тиопентола и других наркотических средств в зависимости от вида животного.
Для устранения вредного влияния наркотических веществ на организм животных необходимо перед началом наркоза вводить им те или иные препараты, или, как говорят, проводить фармакологическую подготовку (премедикацию). С этой целью крупному рогатому скоту перед хлоралгидратным, а собакам перед хлороформным наркозом инъецируют подкожно сернокислый атропин (табл. 47). Последний в известной мере устраняет вредное влияние наркотиков на сердце и органы дыхания, а также уменьшает выделение секрета слизистых желез.
В настоящее время широко используются при наркозе вещества, которые усиливают (потенцируют) действие наркотиков. Сочетанное применение таких веществ с наркотиками называют потенцированным наркозом. Для потенцированного наркоза чаще всего используют нейроплегики. Одновременное применение нейроплегиков с наркотиками позволяет при меньшей их дозе получить более продолжительное и лучшее действие и избежать передозировок. Нейроплегики обычно являются производными фенотиазпна. Они не вызывают наркоза, а лишь угнетают проведение нервных импульсов, притупляют рефлексы и восприятие внешних раздражений, обладают выраженным успокаивающим действием, усиливают (потенцируют) и удлиняют (пролонгируют) действие наркотиков и анестетиков. Все это позволяет использовать нейроплегики в чистом виде для успокоения животных при выполнении на них несложных операций (расчистка копыт, обезроживание, кастрация) и при транспортировке строптивых животных.
Из отечественных непроплегиков чаще всего используется аминазин. Крупному рогатому скоту его вводят внутримышечно в 1-2%-ном водном растворе в дозе 1,0-1,5 мг на 1 кг веса животного. Действие аминазина наступает через 30-40 минут. Лошадям аминазин вводят внутривенно в виде так называемой литической смеси (аминазина, димедрола, промедола -аа 0,2, воды дистиллированной — 30,0), свиньям его инъецируют внутримышечно в 1%-ном водном растворе в дозе 0,5-1,0 мг на 1 кг веса животного. Классификация наркоза. Неингаляционный наркоз
В зависимости от глубины различают четыре уровня хирургического наркоза.
Первый уровень – легкий наркоз: сознание и восприятие боли отсутствуют, но сильные болевые раздражения могут вызвать ответные двигательные и вегетативные реакции, мышечный тонус снижен, но не утрачен полностью. Этот уровень наркоза не пригоден для крупных хирургических операций, без применения дополнительных средств.
Второй уровень – выраженный наркоз: глоточный, гортанный, роговичный и конъюнктивальный рефлексы отсутствуют, глазные яблоки неподвижны, конъюнктива влажная, но слезотечения нет, зрачки сужены, реагируют на свет, рефлексы с брюшины сохранены, мышечный тонус резко снижен, дыхание ровное и глубокое, пульс и артериальное давление близки к норме. Этот наркоз можно использовать для большинства хирургических операций.
Третий уровень – глубокий наркоз: тонус скелетной мускулатуры отсутствует, дыхание приобретает брюшной тип, зрачки слегка расширены и постепенно перестают реагировать на свет, рефлексы с брюшины отсутствуют, роговица сухая, пульс частый, правильный, артериальное давление несколько снижено. На этом уровне наркоза можно проводить любые операции, но его поддержание требует большого опыта и внимания.
Четвертый уровень – передозировка: дыхание становится поверхностным, отмечаются судорожные сокращения диафрагмы, зрачки резко расширены, не реагируют на свет, кожа и слизистые оболочки си-нюшны, пульс учащен, нитевидный, артериальное давление резко падает.
Стадия бульбарного паралича. Дальнейшее углубление наркоза приводит к остановке дыхания. Деятельность сердца продолжается еще некоторое время после прекращения дыхания. Наконец, сердце останавливается, и наступает смерть. Средства для наркоза в зависимости от их физико-химических свойств и способов применения делят на ингаляционные и неингаляционные. К ингаляционным средствам относят летучие жидкости и газообразные вещества.
Неингаляционный наркоз наступает при введении наркотических веществ внутривенным путем, реже – внутримышечным и ректальным.
Неингаляционные по продолжительности действия подразделяются на средства короткого действия (про-панид, кетамин); средней продолжительности действия (тиопентал-натрий, предион); длительного действия (натрия оксибутират).
Основной наркоз может быть однокомпонентным или многокомпонентным. Существует четыре способа использования ингаляционных средств для наркоза:
1) открытый способ с помощью маски Эсмарха;
2) полуоткрытый метод, сходный с открытым, но при нем не происходит смешивания с парами воздуха, наблюдается образование небольших количеств СО2;
3) полузакрытый метод. Наркотическая смесь, поступает в резервуар дозами по мере ее вдыхания и характеризуется накоплением в резервуаре СО2 и повторным его вдыханием;
4) закрытый способ, требующий применения сложной аппаратуры, так как используется химическое вещество для нейтрализации СО2, присутствующего во вдыхаемом воздухе. ОСЛОЖНЕНИЯ ОБЩЕЙ АНЕСТЕЗИИ
Осложнения наркоза чаще всего обусловлены недооценкой операционного риска, неправильным выбором метода анестезии, либо погрешностями при ее проведении, непредвиденными реакциями на лекарственные препараты. Поэтому врач-анестезиолог, прежде всего, должен обладать глубокими знаниями практически во всех областях ветеринарной медицины, чтобы иметь возможность предупредить и успешно бороться с осложнениями, возникающими во время анестезии. Разделение возникающих осложнений на этапы проведения наркоза в достаточной мере условно, т.к. нарушения со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем могут возникнуть в любое время при проведении наркоза. Ниже приводятся осложнения, наиболее часто встречающиеся на различных этапах наркоза. 6.1. Осложнения на этапе вводного наркоза
Нарушения дыхания и газообмена могут возникать при анатомических повреждениях ротоглотки, аспирации инородных тел, неисправности анестезиологической аппаратуры и т.д.
Основными признаками обструкции дыхательных путей являются:
парадоксальное дыхание, что проявляется в западении межреберных промежутков, усилении движений передней брюшной стенки, участии в дыхании вспомогательной мускулатуры, появлении шумного дыхания, ощущения возникшего препятствия на вдохе; быстро прогрессирующий цианоз.
При гипоксии отмечается цианоз, тахикардия, вначале повышение, а затем снижение артериального давления, расширение зрачков, судороги, брадикардия и остановка сердца. Причинами возникновения гипоксии являются недостаточное количество кислорода в газонаркотической смеси, легочная патология, анемия.
Гиперкапния возникает во время наркоза, когда легкие недостаточно вентилируются (неправильно подобран объем вводимой газонаркотической смеси) и углекислый газ удаляется не полностью. При этом повышается артериальное давление, усиливается саливация и бронхорея, появляется багрово-красный цвет слизистых. Гиперкапния приводит к усилению кровоточивости, которое проявляется во время операции.
Обструкция дыхательных путей может наблюдаться при травмах: повреждении челюстей, языка, зубов, трахеи. В этих случаях следует немедленно наложить трахеостому и проводить наркоз через нее. Причиной обструкции могут стать инородные тела (чаще всего — кости, щепки и т.п.). Инородные тела следует удалить, если это не удается — прибегнуть к трахеостомии.
Тяжелые осложнения могут появиться при возникновении рвоты или регургитации желудочного содержимого. Рвоте, как правило, предшествуют гиперсаливация, тахикардия, нарушение ритма дыхания. Регургитация может остаться незамеченной, поэтому стать более опасным осложнением. Попадание желудочного содержимого в легкие приводит к развитию аспирационного синдрома. При этом происходит не только механическая обтурация воздуховодных путей, но и, в связи с поступлением кислого желудочного содержимого, возникает ларинго- и бронхиолоспазм, ожог слизистой трахеобронхиального дерева, а в дальнейшем — пневмонит и пневмония. Чем выше кислотность содержимого желудка, тем тяжелее протекает пневмонит (поражение интерстициальной ткани — периальвеолярной, перибронхиальной). Попадание желудочного содержимого в легкие может сопровождаться опасными рефлекторными расстройствами сердечно-сосудистой системы вплоть до остановки сердца.
Лечение аспирационного синдрома достаточно сложное и состоит из следующих принципиальных направлений: аспирация желудочного содержимого из дыхательных путей; борьба с бронхиолоспазмом и профилактика интерстициального пневмонита — введение атропина, аэрозольные ингаляции глюкокортикостероидов, содовых растворов, внутривенное введение преднизолона в больших дозах (до 2 мг/кг в первые сутки); при нарушении легочной вентиляции — искусственная вентиляция легких; коррекция ОЦК, метаболизма, форсированный диурез, антибактериальная терапия, поддержание сердечной деятельности; введение реополиглюкина, ингибиторов протеаз (контрикал, гордокс).
Для профилактики этого осложнения необходимо перед операцией промывать желудок до чистых промывных вод, во время операции в желудке должен находиться толстый зонд, по которому осуществляется постоянная аспирация содержимого. Лучше всего использовать зонд с раздувным баллоном, который позволяет обтурировать выход содержимого желудка в пищевод во избежание пассивной регургитации. Кроме того, необходимо, чтобы интубация трахеи осуществлялась интубационной трубкой с раздувной обтурирующей манжеткой.
Осложнения при интубации трахеи, как правило, связаны с погрешностями при введении интубационной трубки, недостаточным расслаблением мускулатуры и ларингоспазмом.
Одним из тяжелых осложнений этого периода наркоза является бронхиолоспазм. Клинически определяется затруднение выдоха, цианоз слизистых, различные нарушения сердечного ритма. Если вовремя не приняты меры для купирования этого осложнения, может развиться тотальный бронхиолоспазм, который клинически проявляется резким ухудшением дыхания; грудная клетка как бы фиксируется в положении вдоха, при аспирации содержимого из интубационной трубки выделяется тягучая вязкая мокрота, дыхательные шумы резко ослаблены или не выслушиваются, над всей поверхностью легких перкуторно определяется коробочный звук. В дальнейшем может развиться отек легких.
Лечение этого осложнения проводится последовательным внутривенным введением эуфиллина, преднизолона, атропина, адреналина. Одновременно приступают к непрямому массажу легких. Прогноз при этом осложнении всегда очень серьезен. Даже при своевременно начатом лечении спасти животное удается редко. Профилактикой этого осложнения является правильный выбор метода анестезии, обязательное использование атропина во время премедикации. 6.2. Осложнения в периоде поддержания наркоза
В этот период, кроме вышеописанных, могут наблюдаться серьезные осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы: аритмия, предсердно-желудочковые блокады, фибрилляция желудочков, остановка сердца. К возникновению этих осложнений чаще всего приводят неправильный выбор метода анестезии, передозировка наркотически препаратов, затянувшаяся интубация трахеи, плохая оксигенация, передозировка сердечных гликозидов. Лечение должно быть патогенетическим, направленным на устранение основной причины, вызвавшей осложнения. Но когда сразу нет возможности разобраться в причинах осложнения, необходимо проводить симптоматическую терапию. Так, при тахиаритмиях вводят лидокаин, изоптин, новокаинамид, бета-адреноблокаторы (анаприлин, обзидан, кордарон), при брадикардии — атропин, изадрин, проводят электрокардиостимуляцию.
Гипотония во время наркоза может быть обусловлена кровопотерей во время операции, особенно, если она не восполнена; различными рефлекторными нарушениями, передозировкой наркотических анестетиков и т.п. Гипотония, продолжающаяся более 20—30 мин., приводит к метаболическим нарушениям с глубокими изменениями микроциркуляции и развитием полиорганной недостаточности.
Лечебная тактика при развитии этого осложнения заключается в инфузии 2—6 мл/кг полиглюкина, солевых растворов, глюкокортикоидов (гидрокортизон, дексазон). Если артериальное давление при этом не поднимается выше 80 мм рт.ст., то целесообразно использование симпатомиметиков — мезатона, эфедрина, дофамина (1 мл мезатона вводится внутривенно капельно в 500 мл 5% раствора глюкозы, дофамин — по схеме (см. Гл.2)).
Возможно проявление аллергических реакций, вплоть до анафилактического шока. Аллергическая реакция может возникнуть после введения любого препарата; купируется прекращением его введения, внутривенными инъекциями антигистаминньк средств, преднизолона, кардиотоников, симптоматической терапией. Профилактикой этого осложнения может быть тщательно собранный анамнез, в сомнительных случаях необходимо прибегнуть к внутрикожным пробам. 6.3. Осложнения посленаркозного периода
Затянувшееся пробуждение, как правило, обусловлено передозировкой и кумуляцией наркотических препаратов, гипоксией. Купируется введением ценральных аналептиков и средств, улучшающих мозговое кровообращение. Дополнительно необходимо ввести антидоты применявшихся наркотических средств (коразол, бемегрид).
Если во время наркоза отмечалось длительное состояние гипоксии, то в посленаркозном периоде возможно развитие отека мозга. Это очень тяжелое патологическое состояние, которое обусловлено анатомическим расположением головного мозга в жестко ограниченной полости — черепной коробке. Различают генерализованный и очаговый отек мозга. Первый тип отека протекает значительно тяжелее и может приводить к дислокации мозга, нарушению кровообращения в жизненно важных центрах, их гибели и гибели животного.
Патогномоничных симптомов отека мозга нет. Помочь в диагнозе может развитие ригидности мышц затылка, психомоторного возбуждения, эпилептиформные судороги, гипер- и паракинезы, развитие пареза конечностей вплоть до параличей, арефлексия, нарушения со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем, терморегуляции, остановка дыхания.
Лечение заключается в создании локальной краниогипотермии, устранении гипоксии, стабилизации гемодинамики, устранении анемии и водно-электролитных нарушений. Необходимо немедленно вводить маннитол, фуросемид. Основным средством терапии отека мозга являются глюкокортикостероиды, которые вводят в максимальных терапевтических дозах в течение 3-х дней, затем дозу быстро снижают в течение 4-5 суток до полной отмены. Кроме того, внутривенно капельно вводят ноотропил (пирацетам) по 2-3 мл 2-3 раза в день (иногда до 20—40 мл в сутки, в зависимости от тяжести состояния), а также средства, улучшающие микроциркуляцию и реологические свойства крови. При психомоторном возбуждении рекомендовано вводить внутривенно оксибутират натрия или сибазон, в дозах, поддерживающих седативный эффект.
После проведения длительного наркоза у животных отмечается озноб (дрожь), который обусловлен, как правило, гипотермией, вследствие нарушения терморегуляции. Выраженный озноб может привести к угнетению дыхания. Для купирования этого осложнения можно использовать сульфат магния в дозировке 10 мг/кг внутривенно медленно однократно. Введением сульфата магния удается прекратить озноб в 65% случаев. Необходимо также согреть больное животное грелками с температурой воды 40С.
При развитии судорог вводят седуксен, оксибутират натрия, барбитураты.
Иногда, особенно после длительных оперативных вмешательств, могут развиться периферические невриты, что проявляется в парезах или параличах конечностей. Профилактикой этих осложнений служит правильная, щадящая фиксация животных, использование мягких фиксирующих повязок или специально оборудованного операционного стола.
Date: 2015-07-01; view: 912; Нарушение авторских прав |