Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интерпретация результатов. Возможны следующие варианты интерпретации:
Возможны следующие варианты интерпретации: 1. общий сдвиг профиля в поле означает высокую степень офор, мленности ситуации как конфликтной для участников; 2. сдвиг по одной или нескольким шкалам означает следующее: 184 __________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ 1 шкала - наличие,отсутствие представлений о стереотипах решения конфликта; 2 шкала - тактический,стратегический характер действий; 3 шкала - готовность,неготовность обсуждать (представлять) свой технический ресурс по разрешению ситуации; 4 шкала - отношение к другой стороне как непосредствен, ному (партнеру,оппоненту) участнику взаимодействия или представителю третьего лица; 5 шкала - степень связности представленного конфликтно, го действия и его субъективного основания. В дополнение к предложенному полю могут появиться и дру, гие шкалы, например выраженности конфронтации. Однако ис, следования показали, что такой характер стартового действия далеко не всегда однозначно стратегичен и разрушителен по от, ношению к встречному действию и его носителю. Потенциаль, но оно может содержать и реализовывать вполне положитель, ные установки. Конфронтационность подчеркивает лишь тактический мо, мент. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 185 3.3. ЭКСПЕРИМЕНТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОРРЕКЦИИ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ1 Ах, если бы мы могли видеть жизнь, а не ситуацию. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Эксперимент представляет собой подготовку и осуществле, ние коммуникативного акта при заведомо определенных кон, фликтогенных условиях. В эксперименте в зависимости от мо, дификации участвуют от трех до шести испытуемых, разделен, ных на две группы. Участникам эксперимента в инструкции сообщается, что все они будут готовиться к акту коммуникации (переговорам) от имени группы или от себя лично, а затем после подготовки один из них (кто, они определяют сами) осуществит реальное взаи, модействие с представителем из второй группы, реализующей другую роль во взаимодействии. Возможные варианты типов коммуникаций: - педагог - ученик; - педагог - родитель; - руководитель - подчиненный; - ученик - ученик; - педагог - педагог; - психолог - педагог и др. Затем для групп (каждой в отдельности) выдается информа, ция, необходимая для освоения роли и подготовки к взаимо, действию. Необходимость выработки согласованного группового ре, шения, обусловленного предстоящим ответственным предста, вительским выступлением одного из участников приводит в группе к «мышлению вслух», что дает экспериментатору и на, блюдателям возможность изучать в динамике весь процесс про, явления и развития отношений, выработки, реализации, анали, 1 Данная методика была специально разработана для выделения операциональ, ных элементов в рефлексивном акте и изучения их зависимости от конфлик, тных характеристик (Б.И.Хасан, 1986). В качестве теоретико методологичес, ких оснований разработки положены работы Н.Г.Алексеева и Г.П.Щедровиц, кого. 186 __________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ за оснований и коррекции решений (при хороших условиях же, лательна видеосъемка для последующего анализа всей группой). Эксперимент проводится в несколько этапов. 1-й этап. Обсуждение исходной информации и принятие согласованного решения о стратегии будущего взаимодействия; выдвижение фигуры для реального контакта. 2-й этап. Реализация избранной стратегии во взаимодей, ствии (в присутствии с каждой из сторон остальных участников эксперимента, но без их вмешательства в акт взаимодействия). 3-й этап. Прерывание (прекращение) взаимодействия и воз, вращение к обсуждению в группах. Анализ и коррекция действий сторон вплоть до замены исполнителей. 4-й этап. Возвращение к взаимодействию после группово, го обсуждения и коррекции стратегий (тактик). При необходи, мости 3,й и 4,й этапы могут повторяться до тех пор, пока учас, тники не сочтут задачу решенной. 5-й этап. Совместное (экспериментатор и обе группы учас, тников) обсуждение хода и результатов взаимодействия. С точки зрения обнаружения рефлексивных процессов наи, больший интерес представляет 2,й этап, во время которого про, исходит как бы «раздвоение» позиционера (при условии при, своения роли, значимым качественным признаком которой яв, ляется переход в обсуждении ролевого поведения от место, имений «он», «она», «они» к местоимениям «я», «мы»). В качестве материала для принятия ролей и выбора сторон для ведения переговоров можно предложить сюжет из телесе, риала «про школу». В 11 классе 5 и 6 уроки - сдвоенный урок физики. После звонка в класс входит Зоя Витальевна (З.В.) (возраст примерно от 44 до 48, не замужем, в школе - сразу после пединститута, последние 10 лет завуч). З.В. останавливается в дверях, принюхивается. - Ну, это уже совсем 11,а до ручки дошел. Кто курил в классе?! Тишина. - Всем встать! Еще раз спрашиваю: кто курил в классе? Все стоят. Тишина. - Так, понятно. Все как обычно. Гадить умеете, отвечать - нет. Если сейчас же тот, кто курил, не выйдет к доске, всему классу будет снижена годовая оценка по физике. К доске медленно выходит юноша, за ним еще один, затем девуш, ка и еще трое или четверо. - Замечательно, (называет вышедших по фамилиям и отмечает в журнале.) Я полагаю, вы прекрасно знали, нарушая школьное пра, РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ _________ 187 вило, что делали и чем это чревато. Вам будет снижена оценка по физике за год. Все могут садиться, переходим к уроку. Вышедшие проходят на свои места. В классе начинается гул недовольства, из которого становится по, нятно, что тот, кто курил, на самом деле к доске не вышел. К нему поворачиваются, выразительно смотрят, негромко, но язвитель, но намекают про мужское поведение. Наконец «виновник» встает и выходит к доске: - Это я один курил. В окно. Мне и снижайте оценку. З.В., делая еще одну отметку в журнале: - Где же ты раньше был? Теперь поздно. Те, кто тебя из ложного чувства товарищества прикрыл, сами взяли на себя ответствен, ность. Правда, тоже не сразу и, по,моему, как,то очень уж демон, стративно. Я считаю, что поскольку они солидарны с тобой, то тоже заслуживают наказания. Все. Решение принято. Наказаны будут все, кто тебя прикрывал, вместе с тобой. В классе нарастает гул недовольства, слышны возмущения. Только одна (по предыдущему сюжету понятно, что староста) девушка вро, де бы оправдывает учительницу. На этом эпизод заканчивается. Второй эпизод. В классе во время перемены. Ребята выясняют отношения с ви, новником, который лениво отбивается: - Кому охота была с ней связываться? Покричала бы и успокои, лась. Не так,то просто снизить всему классу оценки за год. Это ведь и ей тоже (кивает в сторону старосты). И вообще какого чер, та вы полезли? В герои захотелось? Вот теперь получите. Один из юношей: - Надо попробовать побороться. Давайте пойдем к директору, объясним, что Зоя зарвалась. Он ее на место поставит. - Да надо самим ее на место поставить. Это ж надо додуматься: оценку за год. Ну мне еще куда ни шло, а у Мишки медаль может накрыться. (К Мишке) - Ты,то чего высунулся? (Глядя на одну из девушек, понимающе спохватывается), А, понял. Ну тогда все по, лучают, что хотели. - А я придумал как Зою проучить... Дальше сюжет разворачивается в показ оппозиции самосто, ятельного воздействия на учительницу или через апелляцию к высшей инстанции. Интересен эпизод разговора группы учеников с директором. Директор (после объяснения ситуации, главными пунктами кото, рого были: наказание в действительности невиновных и чрезмер, ная суровость наказания): - Вы же отлично знали, что курить в школе категорически запре, щается. Знали? - Знали. - Вы люди взрослые. Провинились, имейте мужество нести ответ, ственность. А то, как малыши: набедокурили и «мы больше не бу, дем, не наказывайте нас». Пора уже повзрослому строить отноше, ния. Дальше в сюжете сериала появляется фигура психолога, ко, торого директор пригласил для разрешения конфликта. 188 __________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ Психолог начинает изучать личностные характеристики учи, тельницы, обнаруживает ее одиночество и другие трудности и предлагает психотерапевтическую помощь. Это предложение с негодованием отвергается и следом предъявляется ультиматум директору: «Или я или психолог». 11 класс прибегает к придуманному способу самостоятель, ного воздействия на противницу. Эта затея проваливается, так как «кто,то донес». Теперь класс занимается выяснением, кто донес, и раскалывается на два лагеря: «активных» и «болото». В эти разборки втягивается молодая учительница - классный ру, ководитель. Она, конечно, на стороне ребят и пытается погово, рить с З.В. (оказывается, она ее бывшая ученица). В разговоре З.В. «ставит свою молодую коллегу «на место». Приглашенный в школу психолог последовательно встреча, ется со всеми персонажами, предлагая им помощь в том, чтобы разобраться в себе. Почему то его предложения все отвергают. В это противостояние постепенно втягиваются родители и остальные учителя. В финале виновника не допускают к выпускным экзаменам в этом году и он готовится к службе в армии. Тем, кто претендо, вал на медаль в конце концов удалось ее получить. Девушка,ста, роста была вынуждена заканчивать другую школу после нервно, го срыва (это наказание за непосредственность и честность). Влюбленные одноклассники (Миша и та, из,за которой он рис, кнул) расстались. З.В. что,то поняла. Если не обращать особого внимания на некоторый литера, турный штамп, представленный сюжет в отдельных своих фраг, ментах достаточно типичен для современной школы. Это зна, чит, что он может рассматриваться в качестве макета и из него можно выбирать эпизоды для моделирования конфликтов в рам, ках предложенной выше схемы. Во время подготовки к взаимодействию важно вести наблю, дение за обсуждением в группах и выдерживать согласование некоторых деталей: имен, времени, возраста ребенка, места дей, ствия и т.д. Иначе во время контакта могут произойти сбои, в значительной мере элиминирующие эффект эксперимента. Наблюдение на первом этапе дает важные показатели для ди, агностики социальных групповых стереотипов конфликтного поведения, а также данные для обобщения по этим аспектам. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 189 Важно отмечать диапазон возможных (заявлявшихся в груп, пах) перспектив в разворачивании взаимодействия и его исхо, дов. Особое место в данном эксперименте занимает сравнитель, ный анализ первичных (навязанных фабулой) установок с ре, альными действиями и исходом взаимодействия. В динамике и характере действия групп важно выделять осо, бенности в отношениях между действующим представителем и остальной группой, контролирующей ход взаимодействия как бы извне (натурализация рефлексивной позиции). Рекоменду, ется при анализе специально обращать внимание наблюдате, лей на выяснение вопроса о том, на что более всего было на, правлено внимание самого наблюдателя. В качестве модели для наблюдения можно использовать схе, му развернутого акта рефлексивной коррекции: - остановка непродуктивного действия за счет перехода в аналитическую позицию; - отчуждение,объективация действия за счет его специаль, ного оформления; - содержательная реконструкция ситуации с точки зрения соответствия замыслу,цели; - соотнесение характеристик действия,взаимодействия с возможностями в данных условиях разрешения общего зат, руднения; - соотнесение сложившейся ситуации с содержательным кон, текстом. 190 ___________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ 3.4. ИГРОВАЯ ПРОЦЕДУРА «ПОТОК»1 Иногда колокол раскачивает звонаря. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Это занятие представляет собой специально отрегулирован, ное взаимодействие нескольких групп по 2,3 человека в усло, виях очевидно значительного неравенства ресурсов. Всего уча, стников игры может быть до 30 человек, объединенных в 10 иг, ровых групп. В других вариантах возможно участие индивиду, альных «игроков» и соответствующих позиций может быть мень, ше, однако практика проведения подобных занятий показыва, ет, что полноценную конфликтную модель можно получить при участии не менее 6 позиций. Разыгрывается простая модель экономической ситуации. Иг, рающие пространственно расположены по следующей схеме (см. рис. 1). Рис. 1 Date: 2015-07-01; view: 478; Нарушение авторских прав |