Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Важность принципа приучения в этике и педагогике. 1 page
«Привычка — вторая природа. Привычка в десять раз сильнее природы!» — говорят, воскликнул однажды гер- цог Веллингтон; и едва ли кто-нибудь может оценить справедливость этого положения более, чем старый ве- теран. Ежедневное учение и годы дисциплины в конце концов навсегда прививают человеку известные привыч-
ки, налагая новый отпечаток почти на весь его образ жизни.
«Есть анекдот,— говорит Гексли,— про который мо- жно сказать «Se поп е vero, ё ben trovato» (если это не правда, то удачно придумано). Один шутник, увидев, чю отставной солдат нес в руках свой обед, внезапно крикнул: «Во фронт!» — и под влиянием команды сол- дат инстинктивно вытянул руки по швам, уронив коте- лок с бараниной и картофелем в канаву. Дисциплина в нем была доведена до совершенства, и ее результаты навеки внедрились в нервную систему этого человека». Согласно показаниям очевидцев, во многих сражениях кавалерийские лошади, потерявшие седоков, при звуках военных сигналов собирались вместе и начинали про- изводить привычные перестроения. Большинство домаш- них животных кажутся просто-напросто автоматами, выполняющими шаг за шагом без колебаний и сомне- ний обязанности, к которым их приучили. При этом нельзя предполагать в их уме существования каких бы то ни было альтернатив. Лица, состарившиеся в темни- це, получив свободу, просили снова заключить их в тюрьму. Во время железнодорожного крушения в поез- де в клетке, которая была при этом сломана, находился цирковой тигр; он выскочил было из клетки, но тотчас вернулся назад, как будто смутившись от новой обста- новки, так что снова запереть его не представляло труда.
Привычка играет в общественных отношениях роль колоссального махового колеса: это самый ценный кон сервативный фактор в социальной жизни. Она одна удерживает всех нас в границах законности и спасает «детей фортуны» от нападок завистливых бедняков. Она одна побуждает тех, кто с детства приучен жить самым тяжелым и неприятным трудом, не оставлять подобного рода занятий. Она удерживает зимой рыбака и мат- роса в море; она влечет рудокопа во мрак шахты и при- гвождает деревенскою жителя на всю зиму к его дере- венскому домику и ферме; она предохраняет жителей умеренного пояса от нападения обитателей пустынь и полярных стран. Она принуждает нас вести житейскую борьбу при помощи того рода деятельности, который был предопределен нашими воспитателями или нами самими в раннюю пору жизни. Если эта деятельность и не по вкусу нам, мы все же должны стараться выпол- нять ее наилучшим образом, так как только к ней ол-
4—833
ной мы способны, а выбирать другой род деятельности уже слишком поздно. Привычка удерживает от смеше- ния различные слои общества. Уже на 25-летнем моло- дом человеке заметна печать его профессии, будь то коммивояжер, доктор, пастор или адвокат. В нем про- являются известные едва уловимые особенности характе- ра, странности мысли, предрассудки,— словом, печать профессии, от которой человек так же не может осво- бодиться, как не могут складки на рукавах его сюртука внезапно принять новое расположение.
Вообще говоря, это к лучшему; хорошо, что у боль- шинства людей к 39 годам характер, подобно высохше- му гипсу, становится прочным. Если период между 20 я 30 годами есть критический период для образования интеллектуальных и профессиональных привычек, то возраст моложе 20 лет имеет еще более важное значе- ние для закрепления таких привычек, как интонация голоса и произношение, жестикуляция, телодвижения и ловкость. Лица, изучившие иностранный язык после 20 лет, почти никогда не говорят на нем без акцента. Молодой человек низкого происхождения, попавший в высший круг общества, почти никогда не может оту- читься от неправильного произношения, которое он ус- воил в детские годы. Почти никогда, несмотря на оби- лие денег в кармане, он не научится одеваться как при- рожденный аристократ. Купцы усердно предлагают ему товары как настоящему денди, но он просто не спосо- бен выбрать себе подходящие вещи. Невидимый закон, столь же сильный, как закон тяготения, удерживает сто в границах его орбиты, заставляя из года в год об- лекаться в то же безвкусное платье, и для него навеки остается загадкой, как приобретают свои вещи те из его знакомых, которые одеваются со вкусом.
Таким образом, в воспитании великое дело сделать нашу нервную систему нашим другом, а не врагом. До- биться этого — значит превратить приобретения в чистые деньги и жить спокойно на проценты с капитала. Мы должны по возможности в самом раннем возрасте сде- лать привычными для себя как можно более полезных действий и остерегаться, как заразы, укоренения в нас вредных привычек. Чем более мелких обыденных дей- ствий мы предоставим не требующему сознательных усилий контролю автоматизма, тем более наши высшие духовные способности будут иметь свободы для своей деятельности. Нет существа более жалкого, чем чело-
50
век, которому привычна лишь нерешительность и для которого необходимо особое усилие воли в каждом от- дельном случае, когда ему надо закурить сигару, выпить стакан чаю, лечь спать, подняться с постели или при- няться за новую часть работы. У такого человека более половины времени уходит на обдумывания или сожа- ления о действиях, которые должны были бы до такой степени войти в его плоть и кровь, что стали бы бессоз- нательными. Если подобные ежедневные привычки не укоренились прочно в ком-нибудь из моих читателей, пусть он сейчас же примется укреплять их в себе.
В одном из сочинений Бэна есть глава «Моральные привычки», где по этому поводу дано несколько пре- красных практических советов. В основание его рассуж- дений положены два правила. Согласно первому при приобретении какой-нибудь новой привычки или при искоренении старой мы должны вооружиться наивоз- можно более строгой и бесповоротной решимостью дей- ствовать в намеченном направлении. Мы должны обста- вить себя всеми возможными условиями, благоприят- ствующими развитию хорошей привычки, упорно искать обстановки, содействующей ее упрочению, перед обще- ством возложить на себя обязанности, не совместимые со старой привычкой, связать себя обязательством, ес- ли возможно—словом, для закрепления новой привычки привлекать все возможные вспомогательные средства. Все это при начале образования привычки создает такую обстановку, благодаря которой соблазн нару- шить устанавливаемый режим не проявится так скоро, как это могло бы случиться при других условиях, а с каждым днем вероятность нарушения все более и более уменьшается.
Второе правило Бэна следующее: ни разу не отсту- пай от соблюдения новой привычки, пока она не уко- ренится в твоей жизни так глубоко, что случайное на- рушение ее не будет опасным. Каждое нарушение при- обретаемой привычки можно сравнить с падением ша- ра, висящего на веревке, которую мы наматываем на палку: раз выпустив из рук веревку, мы даем шару возможность опуститься на множество оборотов. Непре- рывность тренировки — одно из важнейших средств для того, чтобы сделать непогрешимой деятельность нерв- ;ной системы. Вот что говорит по этому поводу Бэн:
«Особенность нравственных привычек, отличающая их от умственных приобретений, заключается в наличии в
Б1
каждой из них двух враждебных сил, из которых одна должна постепенно освободиться от гнета другой. В борьбе двух противоположных привычек мы прежде всего должны стараться не проиграть сражения. Каж- дая победа дурной привычки уничтожает результаты многих побед хорошей. Таким образом, при борьбе двух привычек всего важнее для нас предоставить одной из них непрерывный ряд побед, пока благодаря их повто- рению она не укрепится настолько, чтобы успешно одо- левать противоположную привычку при любых услови- ях. С теоретической точки зрения это лучший путь для умственного прогресса».
При приобретении лривычки есть настоятельная не- обходимость обеспечить успех в самом начале. Неудача в начале дела способна парализовать энергию во всех последующих попытках, между тем как сознание до- стигнутого успеха подкрепляет нашу энергию и на бу- дущее время. Когда Гёте спросил один не доверявший своим силам госгодин, следует ли ему начинать заду- манное предприятие, Гёте ответил, что стоит только поплевать на руки — и дело в шляпе. Эти слова пока- зывают, какое впечатление производила постоянно сча- стливая карьера Гёте на его душевное настроение.
К разбираемому вопросу относится и вопрос о по- степенном искоренении привычки к пьянству и опиуму. Лица, занимавшиеся лечением пьяниц и потребителей опиума, расходятся во взглядах на способы лечения лишь в частностях, зависящих от индивидуальных осо- бенностей больных. Вообще же говоря, все специалисты в этой области считают, чт© внезапное приобретение но- вой привычки всегда ведет к лучшим последствиям, ес- ли только для внезапного перерыва в образе жизни есть какая-нибудь возможность. Мы должны остерегать- ся и не подвергать волю слишком тяжелому испытанию, нанося в самом начале удар укоренившейся привычке, но если больной в состоянии вынести это испытание, то как при отучении от страсти (вроде опиомании), так и просто при изменении часов подъема или занятий все- го лучше подвергнуть человека сначала сильному стра- данию, и тогда, пережив его, он добьется спокойного состояния духа. Поразительно, как быстро исчезает дур- ная наклонность, когда ее совершенно лишают возмож- ности проявляться.
«Прежде чем начать переделывать себя, нужно на- учиться непоколебимо следовать, не глядя ни направо,
ни налево, по прямому и узкому пути. Тот, кто ежеднев- но высказывает все то же доброе намерение приняться за какое-нибудь дело, похож на человека, подходящего к краю рва, который ему надо перепрыгнуть, и снова идущего назад, чтобы затем опять направиться к про- пасти. Без непрерывного преуспевания нельзя накопить моральные силы; чтобы сделать последнее возможным, чтобы закалить нас в нем и приучить к нему, правиль- ный труд является высшим благодеянием» (J. Bahnsen. «Beitrage zur Charakterologie»).
К двум предшествующим правилам можно приба- вить третье: пользуйся любым благоприятным случаем действовать, при каждом решении поступать известным образом и при каждом эмоциональном стремлении дей- ствовать в направлении тех привычек, которые хочешь приобрести. Решения и стремления оставляют в мозгу известный след не в момент их появления, а в момент возникновения под их влиянием двигательных резуль- татов. Только что цитированный нами автор говорит по этому поводу: «Наличность благоприятных условий уже сама по себе дает рычагу нравственных действий твер- дую точку опоры, при помощи которой мы можем при- умножить свои нравственные силы, повысив свой нрав- ственный уровень. У кого нет твердой точки опоры, тот никогда не пойдет дальше поверхностной игры в нрав- ственную деятельность».
Если человек не пользуется каждым конкретным случаем проявить нравственную активность, то его ха- рактер не будет улучшаться, хотя он может обладать богатым запасом нравственных правил и питать в душе добрые чувства. Добрыми намерениями, по пословице, вымощен ад. «Характер,— говорит Дж. Ст. Милль,— есть окончательно образовавшаяся воля», а воля, в том смысле, какой Милль здесь имеет в виду, есть совокуп- ность стремлений действовать быстрым и определенным путем во всех наиболее выдающихся событиях жизни. Стремление действовать укореняется в нас в зависимо- сти от непрерывного повторения действий в нашей жиз- ни, благодаря которым в мозгу все более и более воз- растает способность их производить.
Когда благородное решение или искренний порыи чувства пропадает по нашей вине бесследно, не принеся никакого доброго плода, то мы упускаем не только бла- гоприятный случай действовать, но таким образом и на будущее создаем препятствие нашим решениям и эыо-
циям, чтобы они могли пройти в мозгу нормальный путь разряда и проявиться в виде действия. Нет более презренного типа человеческого характера, чем харак- тер бессильного сентименталиста и мечтателя, который всю жизнь предается чувствительным излияниям и не ударит пальцем о палец, чтобы совершить истинно доброе дело. Классическим примером этого типа может служить Руссо, который, красноречиво убеждая фран- цуженок следовать Природе и кормить грудью своих младенцев, отдавал собственных детей в воспитатель- ный дом. И всякий из нас до известной степени вступа- ет прямо на путь Руссо, если, одушевляясь отвлеченно сформулированной идеей блага, игнорируег это благо па практике, когда оно предстает перед ним в невзрач- ном виде, замаскированное житейскими мелочами.
В нашем будничном мире все блага являются в не- взрачном виде благодаря вульгарности окружающей обстановки, но горе тому, кто знает их только в форме юлой абстракции! В этом отношении неумеренное посе- щение театра и чтение романов могут создать настоя- щих нравственных уродов. Русская барыня, проливаю- щая слезы при виде душераздирающей драмы в теат- ре, в то время как кучер ее замерзает до смерти, пред- ставляет яркий образец явления, которое можно наблю- дать везде. Даже излишнее увлечение музыкой у лиц, которые сами не являются музыкантами и не настоль- ко музыкальны, чтобы наслаждаться музыкой чисто интеллектуальным путем, по всей вероятности, имеет расслабляющее влияние на их характер. Слушая му- зыку, проникаешься эмоциями, которые не находят ре- ального выхода, и, таким образом, чувственное усло- вие деятельности замирает в бездействии. Этому мож- но было бы помочь, если бы всякий раз после эмоции, пережитой в концерте, люди проявляли ее в какой-ни- будь осязагельной форме. Пусть ее проявление будет самым незначительным: она может выразиться в доб- ром ласковом слове, обращенном к старухе бабушке, или во внимательном отношении к знакомому в карете, если не представляется случая оказать людям более ге- роическую услугу. Но пусть эта эмоция во всяком слу- чае найдет себе то или другое проявление.
Последние примеры показывают, что силой привыч- ки запечатлеваются в мозгу не только частные линии разряда, но и его общие формы. При этом происходит то же, что наблюдается, когда мы предоставляем эмо-
циям бесплодно испаряться и тем делаем это их свой- ство постоянным; как там, так и здесь есть основание предполагать, что, часто отступая от усилия что-нибудь исполнить, мы тем самым развиваем в себе неспособ- нос гь делать усилия и что внимание наше, если мы позволим ему беспорядочно блуждать, вскоре станет постоянно перебегать с одного предмета на другой. Вни- мание и усилие, как мы увидим ниже, суть два назва- ния для одного и того же душевного явления. Какие мозговые процессы им соотвегствуют—неизвестно. Наи- более сильным доводом в пользу того, что эти душев- ные состояния всецело зависят от мозговых процессов и не представляют проявлений чистого духа, служит именно тот факт, что они, по-видимому, в известной степени подчинены закону привычки, который есть за- кон материальной природы.
В качестве конечной максимы, относящейся к во- спитанию воли, мы можем предложить приблизительно такое правило. Сохраняй в себе способность к усилию небольшим добровольным ежедневным упражнением. т. е, проявляй аскетизм и героизм в мелочах, не необ- ходимых для тебя, делая каждый день или через день что-нибудь такое, чго ты предпочел бы не делать; тогда при наступлении настоящей нужды ты почувствуешь себя готовым мужественно вядержать испытание.
Такого рода аскетизм есть как бы страхование, кото- рое мы платим за свой дом и имущество. Деньги, тра- тимые на страховку, не приносят нам никакой пользы и могуг никогда ее не принести. Но если произойди пожар, плага за страхование избавит нас oi разорения То же можно сказать о человеке, который ежедневным упражнением приучил себя сосредоточивать внимание, энергично распоряжагься своей волей и проявлять в не- нужных вещах самоотречение. Среди всеобщего разру- шения он будет выситься, подобно несокрушимой баш- не, когда более изнеженные люди рассеются, как мяки- на по иетру.
Итак, изучение психических процессов с физиологи- ческой стороны может оказать большую помощь прак- тической морали. Ожидающий нас в будущей жизни ад, о котором нас учат богословы, не хуже того ада, который мы сами создаем себе на этом свете, воспиты- вая свой характер в ложном направлении. Если бы де- ти могли себе представить, как быстро они становятся просто живым комплексом привычек, они более обра-
щали бы внимания на свое поведение в том возрасте, когда их мозг еще достаточно пластичен. «Прялка жизни» находится в наших собсгвенных руках, и мы са- ми бесповоротно предопределяем свою судьбу. Нет та- кого ничтожного добродетельного или порочного поступ- ка, который не оставил бы в нас навеки своего неизгла- димого следа. Пьяница Рип Ван-Винкль в комедии Джефферсона после каждой новой выпивки извиняется, говоря: «Этот раз не считается». Ну, он может не счи- тать, и милосердный Господь не поставит ему на счет этого раза, но этот раз тем не менее будет отмечен. В глубине нервных клеток и волокон его зачтут моле- кулы, делая для Винкля в будущем неотразимым новый соблазн.
Выражаясь с научной строгостью, можно сказать, что всякий поступок оставляет в нервной системе неиз- гладимый след. Разумеется, это имеет хорошую и дур- ную стороны. Ряд отдельных выпивок делает нас по- стоянными пьяницами, но такой же ряд благих дел и часов труда делает нас святыми в нравственном отно- шении или авторитетами и специалистами в практиче- ской и научной областях. Пусть никто из молодежи не беспокоится о конечных результатах своего воспитания, какого бы рода оно ни было. Человек, добросовестно выполняющий ежедневно свой труд, может предоста- вить конечный результат своей работы ей самой. Он может быть глубоко убежден, что в один прекрасный день он осознает в себе достойнейшего представителя своего поколения, какой бы род деятельности он пи избрал. Втихомолку, среди мелочей ежедневного труда, в человеке выработалась способность правильно судить в области его специальности, способность, которая на- всегда сохранится в нем. Отсутствие такой способно- сти, быть может, породило в юношестве, вступающем на трудный жизненный путь, более уныния и малоду- шия, чем все остальные причины, взятые вместе.
Глава XI. Поток сознания
Порядок нашего исследования должен быть аналитиче- ским. Теперь мы можем приступить к изучению созна- ния взрослого человека по методу самонаблюдения. Большинс7во психологов придерживаются так называе-
мого синтетического способа изложения. Исходя от простейших идей, ощущений и рассматривая их в каче- стве атомов душевной жизни, психологи слагают из последних высшие состояния сознания — ассоциации, интеграции или смещения, как дома составляют из от- дельных кирпичей. Такой способ изложения обладаег всеми педагогическими преимуществами, какими вооб- ще обладает синтетический метод, но в основание его кладется весьма сомнительная теория, будто высшие состояния сознания суть сложные единицы. И вместо того чтобы отправляться от фактов душевной жизни, непосредственно известных читателю, именно от его це- лых конкретных состояний сознания, сторонник синте- тического метода берет исходным пунктом ряд гипоте- тических простейших идей, которые непосредственным путем совершенно недоступны читателю, и последний, знакомясь с описанием их взаимодействия, лишен воз- можности проверить справедливость этих описаний и ориентироваться в наборе фраз по этому вопросу. Как бы там ни было, но постепенный переход в изложении от простейшего к сложному в данном случае вводит нас в заблуждение.
Педанты и любители отвлеченностей, разумеется, от- несутся крайне неодобрительно к отстранению синтети- ческого метода, но человек, защищающий цельность человеческой природы, предпочтет при изучении психо- логии аналитический метод, отправляющийся от кон- кретных фактов, которые составляют обыденное содер- жание его душевной жизни. Дальнейший анализ вскро- ет элементарные психические единицы, если таковые существуют, не заставляя нас делать рискованные ско- роспелые предположения. Читатель должен иметь в ви- ду, что в настоящей книге в главах об ощущениях боль- ше всего говорилось об их физиологических условиях. Помещены же эти главы были раньше просто ради удобства. С психологической точки зрения их следовало бы описывать а конце книги. Простейшие ощущения были рассмотрены нами на с. 27 как психические про цессы, которые в зрелом возрасте почти неизвестны, но там ничего не было сказано такого, что давало бы по- вод читателю думать, будто они суть элементы, обра- зующие своими соединениями высшие состояния со- знания.
Основной фат психологик. Первичным кпнкречным фактом, принадлежащим внутреннему опыту, служит
убеждение, что в этом опыте происходят какие-то созна- тельные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно другим. Подобно тому как мы выражаемся безлич- но: «светает», «смеркается», мы можем и этот факт охарактеризовать всего лучше безличным глаголом «думается».
Четыре свойства сознания. Как совершаются созна- тельные процессы? Мы замечаем в них четыре суще- ственные черты, коюрые рассмотрим вкратце в настоя- щей главе: 1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного создания; 2) в границах личного сознания его состояния изменчивы; 3) всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений; 4) одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и, вообще, все время делает между ни- ми выбор.
Разбирая последовательно эти четыре свойства со- знания, мы должны будем употребить ряд психологиче- ских черминов, которые могут получить вполне точное определение только в дальнейшем. Условное значение психологических терминов общеизвестно, а в этой главе мы их будем употреблять только в условном смысле. Настоящая глава напоминает набросок, который живо- писец сделал углем на полотне и на котором еще не видно никаких подробностей рисунка.
Когда я говорю: «всякое душевное состояние» или «мысль есть часть личного сознания», то термин личное сознание употребляется мною именно в таком условном смысле. Значение этого термина понятно до тех пор, пока нас не попросят точно объяснить ею;
тогда оказывается, что такое объяснение—одна из труднейших философских задач. Эту задачу мы разбе- рем в следующей главе, а теперь ограничимся одним предварительным замечанием. В комнате, скажем в аудитории, витает множество мыслей ваших и моих, из которых одни связаны между собой, другие—нет. Они так же мало обособлены и независимы друг от др^га, как и все связаны вместе; про них нельзя сказать ни того, ни другого безусловно: ни одна из них не обособ- лена совершенно, но каждая связана с некоторыми дру- гими. от остальных же совершенно независима. Мои мысли связаны с моими же другими мыслями, ваши — с вашими мыслями. Есть ли в комнате еще где-нибудь чистая мысль, не принадлежащая никакому лицу, мы не можем сказать, не имея на это данных опыта. Со-
стояния сознания, которые мы встречаем в природе, суть непременно личные сознания — умы, личности, оп- ределенные конкретные «я» и «вы».
Мысли каждого личного сознания обособлены от мы- слей другого: между ними нет никакого непосредствен- ного обмена, никакая мысль одного личного сознания не может стать непосредственным объектом мысли дру- гого сознания. Абсолютная разобщенность сознании, не поддающийся объединению плюрализм составляют пси- хологический закон. По-видимому, элементарным пси- хическим фактом служит не «мысль вообще», не «эта или та мысль», но «моя мысль», вообще «мысль, при- надлежащая кому-нибудь». Ни одновременность, ни близость в пространстве, ни качественное сходство со- держания не могут слить воедино мыслей, которые разъ- единены между собой барьером личности. Разрыв меж- ду такими мыслями представляет одну из самых абсо- люгных граней в природе.
Всякий согласится с истинностью этого положения, поскольку в нем утверждается только существование «чего-то», соответствующего термину «личное созна- ние», без указаний на дальнейшие свойства этого созна- ния. Согласно этому можно считать непосредственно дан- ным фактом психологии скорее личное сознание, чем мысль. Наиболее общим фактом сознания служит не «мысли и чувства существуют», но «я мыслю» или «я чувствую». Никакая психология не может оспаривать во что бы то ни стало факт существования личных со- знании. Под личными сознаниями мы разумеем связан- ные последовательности мыслей, сознаваемые как тако- вые. Худшее, что может сделать психолог,— это начать истолковывать природу личных сознании, лишив их индивидуальной ценности.
В сознании происходят непрерывные перемены. Я не хочу этим сказать, что ни одно состояние сознания не обладает продолжительностью; если бы это даже бы- ла правда, то доказать ее было бы очень трудно. Я толь- ко хочу моими словами подчеркнуть тот факт, что ни 'рдно раз минувшее состояние сознания не может снова Возникнуть и буквально повториться. Мы то смотрим, То слушаем, то рассуждаем, то желаем, то припомина- ем, то ожидаем, то любим, то ненавидим, наш ум попе- ременно занят тысячами различных объектов мысли. Скажут, пожалуй, что все эти сложные состояния созна- ния образуются из сочетаний простейших состояний.
В таком случае подчинен!.» ли "in последние тому же закону изменчивости? Например, нс всегда ли тожде- ственны ощущения, получаемые нами от какого-нибудь предмета? Разве не всегда тождествен звук, получае- мый нами от нескольких ударов совершенно одинаковой силы по тому же фортепианному клавишу? Разве не та же трава вызывает в нас каждую весну то же ощущение зеленого цвета? Не то же небо представляется нам в ясную погоду таким же голубым? Не то же обоня- тельное впечатление мы получаем от одеколона, сколь- ко бы раз мы ни пробовали нюхать ту же склянку? От- рицательный ответ на эти вопросы может показаться метафизической софистикой, а между тем вниматель- ный анализ не подтверждает того факта, что центро- стремительные токи когда-либо вызывали в нас дважды абсолютно то же чувственное впечатление.
Тождествен воспринимаемый нами объект, а не на- ши ощущения: мы слышим несколько раз подряд ту же ноту, мы видим зеленый цвет того же качества, обоня- ем те же духи или испытываем боль того же рода. Ре- альности, объективные или субъективные, в постоянное сущес'1вование которых мы верим, по-видимому, снова и снова предстают перед нашим сознанием и заставля- ют нас из-за нашей невнимательности предполагать, будто идеи о них суть одни и те же идеи. Когда мы дойдем до главы «Восприятие», мы увидим, как глубоко укоренилась в нас привычка пользоваться чувсгвснны- ми впечатлениями как показателями реального присут- ствия объектов. Трава, на которую я гляжу из окошка, кажется мне того же цвета и на солнечной, и на теневой стороне, а между гем художник, изображая на полотне эту траву, чтобы вызвать реальный эффект, в одном случае прибегает к темно-коричневой краске, в дру- гом—к светло-желюй. Вообще говоря, мы не обраща- ет»! особого внимания на то, как различно те же пред- меты выглядят, звуча! и пахнут на различных расстоя- ниях и при различной окружающей обстановке. Мы стараемся убедиться лишь в тождественности вещей, и любые ощущения, удостоверяющие нас в этом при гру- бом способе оценки, будут сами казаться нам тожде- ственными.
Благодаря этому обстоятельству свидетельство о субъективном тождестве различных ощущений не имеет никакой цены в качестве доказательства реальности из- вестного факта. Вся история душевного явления, назы-
ваемого ощущением, может ярко иллюстрировать нашу неспособность сказать, совершенно ли одинаковы два порознь воспринятых нами чувственных впечатления или нет. Внимание наше привлекается не столько абсо- лютным качеством впечатления, сколько тем поводом, который данное впечатление может дать к одновремен- ному возникновению других впечатлений. На темном фоне менее темный предмет кажется белым. Гельм- гольц вычислил, что белый мрамор на картине, изобра- жающей мраморное здание, освещенное луной, при дневном свете в 10 или 20 тыс. раз ярче' мрамора, осве- щенного настоящим лунным светом.
|