![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Решение контрольного примера
Алгоритм решения классической транспортной задачи: 1) Проверяем, выполняется ли условие баланса, те. равенства запасов и потребностей. Если выполняется – приступаем к п.2, если нет – вводим фиктивного поставщика (потребителя) с сij=0 (если задача решается на максимум, то ¥). 2) Распределяем груз используя любой способ составления опорного плана (например, метод северо-западного угла). приэтом должно соблюдаться условие 3) Проверяем составленный опорный план на вырожденность. Для решения ТЗ план должен быть невырожденным, т.е. кол-во заполненных клеток плана должно быть равно m+n-1 4) Оптимизируем полученный план, например методом потенциалов. Для этого рассчитываем потенциалы ui и vj из условия, что сij= ui+ vj Изначально, u1 или v1 приравнивается к 0. 5) Для незаполненных клеток плана рассчитываются коэффициенты Lij=cij-(ui+vj). Если Lij ³ 0 (при решении задачи на минимум), то полученный опорный план оптимальный и решение задачи прекращается. 6) Если нет – из всех отрицательных L выбираем наибольший по моду лю. Из клетки, соответствующей данному коэффициенту L строится замкнутый контур. На углах контура должны быть заполненные клетки, за исключение клетки с максимальным по модулю отрица- тельным коэффициентом L, которая называется «плохой». Клетки контура по кругу помечаются знаками «+» и «-», начиная от «плохой», которая всегда «+». Производится перераспределение грузов между клетками контура следующим способом: из отрицательных клеток выбирается клетка с наименьшим количеством груза, указанный груз вычитается из из грузов отрицательных клеток и прибавляется к грузу положительных клеток. 7) Получаем новый опорный план, который опять оптимизируем методом потенциалов и так до тех пор, пока все коэффициенты L не будут неотрицательными.
Полученный в итоге план перевозок будет иметь минимальную стоимость. Решим контрольный пример. Дано: В хозяйстве имеются 3 склада, где хранится 600т минеральных удобрений., на первом – 200т, на втором – 150т, на третьем – 250т. Эти удобрения должны быть вывезены на 4 поля, причем на первое поле должно попасть 100т, на второе – 150т, на третье – 150т и на четвертое – 75т. Транспортные издержки перевозки удобрений от соответствующих складов на поля известны. Найти: Составить такой план перевозок, при котором общие транспортные расходы были бы минимальными. Решение: 1) Сформируем все исходные данные в виде специальной таблицы. Числа в нижнем правом углу каждой клетки – тарифы перевозок 1т удобрений с соответствующего склада на соответствующее поле (например, в тыс. тенге) Таблица 1 – исходные данные задачи.
2) Проверим, выполняется ли условие баланса между наличием и потребностями удобрений. Наличие – 600т, потребности – 475т. Следовательно, для выполнения условия баланса необходимо ввести фиктивное поле с потребностью 600-475=125т. 3) Сформируем первый опорный план, используя метод северо-западного угла. Особенность этого метода – распределение грузов начинается с левого верхнего угла таблицы (клетки). Распределение производится независимо от величин тарифов клеток, потребности полей стараются удовлетворить максимально возможно с данного склада. В итоге имеем первый опорный план:
Таблица 2 – первый опорный план
Следует отметить, что 125т с третьего склада никуда вывезены не будут, они так и останутся лежать на складе, наличие фиктивного поля нужно лишь для математически правильного распределения реальных грузов. 4) Вычислим общие затраты на перевозку всех грузов при данном плане. Они составят Z=4×100+2×100+6×50+2×100+4×50+2×75+0×125=1450 (тыс. тенге). 5) Попытаемся оптимизировать данный план с целью снижения этих расходов. Проверим план на вырожденность. для этого необходимо иметь количество заполненных клеток (клеток с грузами) плана равное m+n-1, в нашем случае 3+5-1=7. Это условие выполняется, план невырожденный, может быть оптимизирован. 6) Оптимизируем его методом потенциалов. Примем u1=0, остальные потенциалы рассчитаем по формуле сij= ui+ vj В итоге имеем: v1=4-0=4, v2=2-0=2, u2=6-4=4, v3=2-4=-2, u3=4-6=-2, v4=2-6=-4, v5=0-6=-6 Потенциалы можно записывать в сверху и слева от соответствующих столбцов таблицы. 7) Проверим план на оптимальность. Для этого для свободных клеток рассчитаем L-коэффициенты, из условия Lij=cij-(ui+vj). В итоге имеем: L13=3-(-2+0)=5, L14=1-(-4+0)=5, L15=0-(+6+0)=6, L21=3-(4+4)=-5, L24=5-(-4+4)=5, L25=0-(-6+4)=2, L31=6-(4+6)=-4, L32=3-(2+6)=-5. Как видно из расчетов, имеем три отрицательных L-коэффициента, это говорит о том, что первоначальный план неоптимален и может быть оптимизирован. 8) Для улучшения плана выберем из отрицательных значений L- коэффициентов максимальный по модулю, например L21. Это – «плохая клетка». Она помечается в таблице звездочкой. Построим замкнутый контур из этой клетки, при условии, что остальные вер шины контура будут лежать в заполненных клетках. «Плохая» клетка помечается знаком +, остальные клетки чередуются знаками + и -. В результате имеем контур: Рисунок 7 – Построение контура. Выбираем клетку с минимальным грузом и перераспределяем грузы по углам этого контура прибавляя это количество к положительным клеткам и вычитая из отрицательных клеток. В результате получим новый план перевозок следующего вида:
Таблица 3 – Новый план перевозок.
Для полученного плана рассчитаем заново потенциалы и L-коэффициенты. Имеем: u1=0, u2=-1, u3=1, v1=4, v2=2, v3=3, v4=1, v5=-1. L13=0, L14=1, L15=1, L22=1, L24=5, L25=2, L34=1, L32=0. Как видно, среди L-коэффициентов нет отрицательных, значит полученный план – оптимальный, решение задачи прекращается. Осталось посчитать сколько будет тратиться денег на общие перевозки Z для нового плана равно 1200 (тыс. тенге), таким образом оптимизировав первоначальный план перевозок, мы съэкономили 200 (тыс тенге). Литература: 2, 25-35 с. Контрольные вопросы: 1. С чего начинается решение ТЗ? 2. Что такое потенциал? 3. Что такое «плохая точка»? Date: 2015-07-01; view: 730; Нарушение авторских прав |