Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТОДИКА. Пожалуй, наиболее оригинальной в этом исследовании была сама технология, позволяющая определять в лабораторных ус­ловиях степень подчинения одного человека





Пожалуй, наиболее оригинальной в этом исследовании была сама технология, позволяющая определять в лабораторных ус­ловиях степень подчинения одного человека другому. Милграм

сконструировал генератор тока достаточно устрашающего вида: большой электронный прибор с 30 рычагами-переключателя­ми, каждый из которых был снабжен ярлыком с обозначением создаваемого данным рычагом напряжения в цепи от 30 до 450 вольт с шагом 15 вольт. К тому же переключатели были объ­единены в группы с надписями: «слабый электрический удар», «удар средней силы» и «опасно: мощнейший удар». Идея со­стояла в том, чтобы испытуемый мог, получив приказ, нано­сить электрический удар увеличивающейся силы другому че­ловеку. Конечно же, Милграм не был садистом, но вся его аппаратура выглядела крайне правдоподобно. Особенно этот генератор тока. На самом деле никому из участников экспери­мента не причиняли никакой боли.

Испытуемыми в этом исследовании были 40 мужчин в возра­сте от 20 до 50 лет. Среди них были 15 квалифицированных и неквалифицированных рабочих, 16 коммерсантов или бизнес­менов и 9 специалистов различных профессий. Все они были приглашены на работу по объявлениям в газете или по почте для оплачиваемого участия в эксперименте в качестве испытуемых (исследования Йельского университета по проблемам памяти и обучения). Каждому испытуемому платили по 4,5 доллара (не забудьте: это доллары 1963 года). Всем участникам было четко объяснено, что им платят просто за приход в лабораторию. Что будет происходить потом, для них не должно иметь значения. Таким образом, обеспечивалась гарантия, что испытуемые бу­дут уверены в получении оплаты, независимо от их поведения во время эксперимента.

Кроме испытуемых в эксперименте принимали участие еще двое. Один из них был помощником экспериментатора (47-лет­ний «подсадной»), ведущий себя как испытуемый. Другой — актер, играющий роль экспериментатора. Он был одет в серый лабораторный халат и выглядел очень официально.

Когда участник эксперимента прибывал в лабораторию со­циального взаимодействия Йельского университета, его усажи­вали рядом с другим «испытуемым» (помощником эксперимен­татора). По очевидной причине истинную цель эксперимента не раскрывали перед испытуемым, поскольку это могло бы сильно изменить его поведение. Поэтому «экспериментатор» объяснял обоим участникам не суть эксперимента, а придуманную Милграмом «легенду»: они будут участвовать в изучении влияния наказания на процесс обучения. Затем испытуемые тя­нули жребий из шляпы: на кусочках бумаги было написано, кто будет «учителем», а кто — «учеником». Было подстроено так, что испытуемый всегда становился «учителем», а «подсадной» — всегда «учеником» (не забудьте, что «ученик» — это на самом деле помощник экспериментатора, так же как и актер, играю­щий роль самого экспериментатора).

«Ученика» усаживали в другой комнате, пристегивали рем­нями к стулу и подсоединяли к электродам (как пояснялось, с помощью специальной токопроводящей пасты во избежание ожогов и пузырей на коже испытуемого). Все эти операции про­делывались на глазах истинного испытуемого. Электроды, за­крепленные на руках «ученика», были присоединены к генера­тору тока, находящемуся в соседней комнате. Руки «ученика» фиксировались таким образом, чтобы он мог достать до четы­рех кнопок, маркированных а, в, с и d, и, нажимая на какую-либо из них, ответить на вопросы «учителя», находящегося в со­седней комнате.

Задание по обучению было объяснено и «учителю», и «уче­нику». Последнему нужно было выучить список пар слов. Спи­сок был достаточно длинным, так что это была не такая уж лег­кая задача для памяти. «Учитель» — испытуемый должен был зачитать написанные на листе пары слов и затем проверить по ним память «ученика». Экспериментатор проинструктировал «учителя», что тот должен наносить электрический удар «уче­нику» всякий раз, когда тот отвечает неправильно. И очень важ­но, что за каждый последующий неправильный ответ «учитель» должен добавлять еще один уровень напряжения тока на гене­раторе. Все было сконструировано и сделано так правдоподоб­но, что никому и в голову не могло прийти, что на самом деле никакой удар вообще не наносился.

Ответы «ученика» («подсадного») были заранее составлены с чередованием правильных и неправильных, с одинаковой по­следовательностью для всех испытуемых. По мере продвиже­ния эксперимента напряжение в цепи все увеличивалось с уве­личением числа неправильных ответов, и «ученик» начинал кри­чать из соседней комнаты, что ему нехорошо (фразы были придуманы заранее и записаны на пленку, среди них были и жалобы на боли в сердце). При напряжении 300 вольт он уже колотил в стену и требовал выпустить его. При дальнейшем по­вышении напряжения более 300 вольт «ученик» замолкал и больше не отвечал на вопросы. «Учителю» объясняли, что от­сутствие ответа нужно засчитывать как неправильный ответ и продолжать действовать по инструкции.

Большинство испытуемых на каком-то этапе обращались к экспериментатору с вопросом, продолжать ли повышать напря­жение. Когда такое происходило, экспериментатор приказы­вал продолжать эксперимент, давая серию команд с возраста­ющей строгостью, вынуждая к действию все более настойчиво по мере необходимости:

Команда 1: Пожалуйста, продолжайте.

Команда 2: Условия эксперимента требуют, чтобы вы про­должали.

Команда 3: Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали.

Команда 4: У вас нет другого выбора, вы должны продол­жать.

Мерой подчинения считался уровень напряжения, при ко­тором испытуемый отказывался продолжать эксперимент. По­скольку на генераторе было 30 переключателей, каждый испы­туемый получал соответственно от 0 до 30 очков. Испытуемых, которые прошли все уровни напряжения до самого высокого, от­несли к покорным испытуемым (obedient), а тех, кто прекратил свои действия на нижних значениях напряжения, назвали не- покорными испытуемыми (defiant).

Date: 2015-07-01; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию