Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБСУЖДЕНИЕ. Теория когнитивного диссонанса, словами Фестингера, ут­верждает:





Теория когнитивного диссонанса, словами Фестингера, ут­верждает:

1. Индивид, вынужденный сделать или сказать что-то такое, что противоречит его личному мнению, будет испытывать тен­денцию изменить свое мнение таким образом, чтобы привести его в соответствие с тем, что он делал или говорил.

2. Чем больше было внешнее давление, вызвавшее поведе­ние человека, тем слабее будет вышеупомянутая тенденция.

Данные описанного выше эксперимента Фестингера и Карле-мита явно подтверждают эту теорию. Объяснение, данное Фес-тингером в отношении полученных в этом эксперименте резуль­татов, заключается в следующем. Когда люди совершают поступ-

ки, не согласующиеся с их установками или убеждениями (на­пример, лгут), но при этом у них есть весомое оправдание этих поступков (20 долларов), сильный диссонанс не возникает, и по­тому люди не будут испытывать настойчивого побуждения к тому, чтобы изменить свое мнение (установку, убеждение). Напротив, люди, не имеющие достаточного оправдания (всего 1 доллар) сво­их не согласующихся с установками (личными мнениями, убеж­дениями) поступков, будут испытывать сильный диссонанс и, следовательно, более радикально изменят свои мнения (оцен­ки, установки), с тем чтобы редуцировать порождаемый диссо­нансом дискомфорт. Эта теория графически может быть пред­ставлена следующим образом:

Поведение, Достаточное Диссонанс Изменение

противоречащее-----»• оправдание -----»• небольшой----- *• установки

установке поведения незначительное

Поведение, Недостаточное Диссонанс Изменение

противоречащее----- * оправдание -----»- значитель-------»• установки

установке поведения ный значительное

ВОПРОСЫ И КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Фестингер и сам предвидел, что авторы ранее выполненных исследований увидят в его новых идеях угрозу своим теориям и будут пытаться критиковать полученные им данные, предлагая для них альтернативные объяснения (такие, как, например, ментальное репетирование и более тщательное продумывание аргументов, — о чем уже говорилось в начале этой главы). Для того чтобы опровергнуть эту критику, была сделана видеозапись сцены, во время которой испытуемый сообщал ложную инфор­мацию следующему испытуемому, и этот материал анализиро­вался экспертами, которые не знали, записи каких групп (с оплатой 1 или 20 долларов) они оценивали. Статистический анализ полученных таким образом оценок не обнаружил каких-либо различий в содержании или убедительности ложных со­общений, сделанных испытуемыми двух групп. Таким образом, единственным объяснением полученных в этом эксперименте данных, по-видимому, остается когнитивный диссонанс.

За многие годы, прошедшие с тех пор, как когнитивный дис­сонанс был впервые продемонстрирован Фестингером и Карлс-митом, другие исследователи усовершенствовали — но не опро­вергли — эту теорию. Разного рода уточнения были обобщены Купером и Фазио (Cooper and Fazio, 1984), которые выделили четыре условия, необходимые для того, чтобы в результате дей­ствия когнитивного диссонанса произошло изменение установ­ки. Первое условие состоит в том, что противоречащее установ­ке поведение должно порождать нежелательные, негативные последствия. Испытуемые Фестингера и Карлсмита должны были лгать другим студентам и убеждать их принять участие в очень скучном эксперименте. Это объясняет также, почему в случаях, когда вы говорите кому-либо комплимент по поводу костюма, который на самом деле вам кажется ужасным, ваша оценка костюма не меняется.

Второе условие состоит в том, что вы должны принимать личную ответственность за последствия своего поведения. Обычно это бывает связано с выбором. Если вы выбираете та­кой вариант поведения, который противоречит вашей установ­ке и при этом приводит к негативным последствиям, вы буде­те переживать состояние диссонанса. Однако если кто-то вы­нуждает вас вести себя определенным образом, вы не будете чувствовать личной ответственности и не будете переживать ни­какого диссонанса. Хотя в названии статьи Фестингера и Карл­смита использовано выражение вынужденное согласие, в дей­ствительности испытуемые думали, что их действия были сво­бодными.

Было также продемонстрировано, что физиологическое воз­буждение (третье условие) — необходимый компонент процес­са возникновения когнитивного диссонанса. Фестингер пони­мал, что диссонанс — это дискомфортное состояние психиче­ского напряжения, которое побуждает нас к изменению наших установок. Исследования показали, что действительно, когда испытуемые без внешнего принуждения поступают вразрез со своими установками, они переживают состояние физиологи­ческого возбуждения. Фестингер и Карлсмит не измеряли это состояние у своих испытуемых, но имеются вполне достаточ­ные основания предполагать, что оно у них возникало.

И наконец, четвертое условие заключается в том, что инди­вид должен осознавать: переживаемое им возбуждение являет­ся следствием его собственного поведения, не соответствую­щего его установкам. Дискомфорт, который чувствовали участ­ники эксперимента Фестингера и Карлсмита, легко и ясно связывался с тем фактом, что они говорили неправду другому студенту.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера и Карлсмита стала широко известным и хорошо подтвержденным психоло­гическим событием. Большинство психологов согласны, что су­ществует два фундаментальных процесса, посредством которых изменяются наши мнения и установки. Одним из них является убеждение — когда другой человек активно воздействует на нас, склоняя нас к тому, чтобы мы изменили наши взгляды, дру­гим — когнитивный диссонанс.







Date: 2015-07-01; view: 335; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию