Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные разработки. Многочисленные последующие работы продемонстрирова­ли и подтвердили правильность теории и данных, полученных Фестингером и Карлсмитом





Многочисленные последующие работы продемонстрирова­ли и подтвердили правильность теории и данных, полученных Фестингером и Карлсмитом. В одном интересном исследова­нии студентов — участников эксперимента посредством опре­деленного манипулирования удалось убедить в том, что в про­шлом они выступали за или против идеи о проведении общего итогового экзамена за весь курс обучения в университете (Albar-racin and Wyer, 2000). Исследователи обнаружили, что вне за­висимости от актуальных убеждений студентов сфальсифици­рованная обратная связь относительно якобы выражавшихся ими ранее мнений оказала существенное влияние на их буду­щие установки и поведение, связанные с экзаменом, о котором идет речь. Другими словами, согласно теории когнитивного диссонанса Фестингера и Карлсмита, сообщение испытуемым информации о том, что в прошлом они вели себя соответствен­но определенным убеждениям, привело к тому, что в дальней­шем они стали вести себя так, чтобы избежать диссонанса между этими убеждениями и своим поведением.

В увлекательном исследовании совсем другого плана теория когнитивного диссонанса была использована для объяснения

того, почему люди, злоупотребляющие наркотиками, продол­жают, находясь под воздействием наркотика, садиться за руль — даже после прохождения программы принудительного лечения в связи с нарушениями правил безопасности дорожного дви­жения (Albe.ry et al., 2000). Один из результатов этого приклад­ного психологического исследования заключается в следую­щем. Те из участников, которые перестали садиться за руль в состоянии наркотического воздействия, верили, что многие наркотики в значительной степени нарушают способность вож­дения и увеличивают риск дорожно-транспортного происше­ствия. Напротив, нарушители, которые продолжали, приняв наркотический препарат, водить автомобиль, были убеждены, что только лишь алкоголь является сильным фактором риска. Здесь опять-таки теория Фестингера и Карлсмита позволяет наилучшим образом объяснить полученные данные. Вожде­ние автомобиля после принятия наркотика у человека, про­шедшего длительный курс лечения, по всей вероятности, вы­зывало бы весьма интенсивное дискомфортное состояние ког­нитивного диссонанса, которое можно было бы устранить только лишь значительным изменением установки относитель­но последствий употребления наркотиков (в данном случае по­средством так называемого отрицания (denial)).

Наконец, очень важное исследование, основанное на тео­рии когнитивного диссонанса Фестингера, было проведено Э. Аронсоном в Университете Калифорнии (Сайта-Круз). Оно посвящено изменению связанного с риском сексуального пове­дения студентов (Shea, 1997). Сексуально активных студентов по­просили сделать видеозаписи дискуссии на тему: «Как использование презервативов позволяет уменьшить риск ВИЧ-ин­фекции». Затем половине испытуемых было предложено, разделившись на подгруппы, провести обсуждение вопроса о том, почему студенты колледжа настроены против использова­ния презервативов, и поделиться собственным опытом не­использования их. Другими словами, эти испытуемые были вынуждены признаться, что они не всегда поступают в соот­ветствии с тем, за что они только что ратовали во время видео­записи; им приходилось обнаруживать собственное лицемерие. Другие студенты, принимавшие участие в обсуждении, не уча-

ствовали в последующих дискуссиях. Когда в дальнейшем пред­ставлялась возможность покупать презервативы, то покупате­лей из «лицемерной» группы было значительно больше, чем из числа тех испытуемых, которые только участвовали в видео­записи, но не проводили последующего обсуждения. Более важ­ным фактом является следующий. Когда три месяца спустя ис­пытуемых интервьюировали на тему их сексуальных практик, 92% студентов из «лицемерной» группы сообщили, что они ис­пользуют презервативы постоянно, в то время как в группе ис­пытуемых, которые участвовали в видеозаписи, но которым не пришлось публично признаваться в расхождении между собственными установками и поведением, число ответивших аналогичным образом составило лишь 55%. Этот результат яв­ляется одним из ярких примеров действия когнитивного диссонанса. Чем больше рассогласование между вашими убеж­дениями и вашим поведением, тем более сильный диссонанс вы будете переживать и тем сильнее будете мотивированы к из­менению вашего поведения. Э. Аронсон, ревностный пропа­гандист теории когнитивного диссонанса и его использования в целях достижения желательных изменений поведения в ре­альных жизненных обстоятельствах, объясняет, что: «Большин­ство из нас то и дело позволяют себе поступать лицемерно, по­тому что мы умеем закрывать на это глаза. Но если кто-нибудь подойдет и заставит вас пристально взглянуть на собственный поступок, вы уже не сможете отделаться пожиманием плеч» (Shea, 1997, р. АГ5).


ЛИТЕРАТУРА

Albarracin, D., & Wyer, R. (2000). The cognitive impact of past behavior: Influences on beliefs, attitudes, and future behavioral decisions. Journalof Personality and Social Psychology, 79(1), 5— 22.

Albery, I., Strang, J., Gossop, M., & Griffiths, P. (2000). Illicit drugs and driving: Previewence, beliefs, and accident involvement among a cohort of current out-of-treatment drug users. Drug and Alcohol Dependence, 58(1-2), 197-204.

Cooper, J., & Fazio, R. (1984). A new look at dissonance theory. In

L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology.

New York: Academic Press. Shea, C. (1997, June 20). A University of California psychologist

investigates new approaches to changing human behavior.

Chronicle of Higher Education, 43(41), A15. Svartdal, F. (1993). Working harder for less: Effect of incentive value

on force of instrumental response in humans. Quarterly Journal of

Experimental Psychology Section A: Human Experimental

Psychology, 46, 11-34.

 

 

314

7

личность

Если вы спрашиваете себя: «Кто я?», вы задаете тот же вопрос, который ставят психологи, занима­ющиеся психологией личности. Исследования лич­ности затрагивают те характеристики человека, ко­торые делают каждого из нас уникальным, и опре­деляют происхождение этих характеристик. Когда ученые говорят о личности, они обычно имеют в виду относительно стабильные в различных ситуа­циях и во времени качества. Ваша сущность не ме­няется каждый день, неделю или даже год. Напро­тив, существуют определенные характеристики, которые стабильны и предсказуемы. Именно пред­сказуемость и представляет величайший интерес для тех, кто изучает личность. Сотни личностных черт изучались психологами. В отношении боль­шинства из этих черт было столько споров, что на данный момент неясно, действительно ли они из­меряют различия между индивидами. Тем не менее существуют некоторые факторы, которые помога­ют предсказывать определенные значимые дей­ствия. Именно эти факторы мы и обсудим в дан­ном разделе книги.

В первой статье обсуждается известное исследо­вание Джулиана Роттера, посвященное тому, как люди оценивают источники контроля над их жиз­нью. Некоторые считают, что их жизнь контроли­руется внешними факторами, такими как судьба,

а другие чувствуют, что контроль осуществляется изнутри, — он в их собственных руках. То, как вы оцениваете управляю­щую силу — как внешнюю или как внутреннюю, — является стабильным и очень важным фактором, определяющим, кем вы являетесь. Далее описывается известное исследование Л оуренса Колберга, который изучал становление нравственных характе­ристик человека и почему одни люди ведут себя более нрав­ственно, чем другие. В третьей статье вы прочитаете об очень важном исследовании, свидетельствующем, что всех людей можно подразделить на относящихся к типу А или Б, причем тип А более подвержен сердечной недостаточности. Наконец, вы прочитаете о новом и исключительно важном исследовании, информацией о котором дополнено настоящее, четвертое, из­дание книги; исследовании, которые повлияло фактически на все разделы психологической науки, напоминая нам, что пове­дение человека всегда должно рассматриваться в рамках куль­турного контекста. В этой статье обсуждается работа Гарри Триандиса, который в течение последних 30 лет последова­тельно и убедительно развивает свои взгляды о том, что боль­шинство человеческих обществ подпадают под одну из двух категорий: коллективистские или индивидуалистические. Ока­зывается, что одно это измерение (хотя и непростое) во мно­гом проливает свет на то, как именно культура, в которой мы воспитываемся, оказывает глубокое влияние на формирова­ние нашей личности.







Date: 2015-07-01; view: 308; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию