Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 4. Раскрыть понятие «методы психологии». Охарактеризовать основные эмпирические методы изучения психики
Методы психологии – совокупность способов и приемов изучения психических явлений. Совокупность методов психологии составляют: организационные методы; эмпирические методы; методы обработки данных; методы интерпретации и методы психологического воздействия. Эмпирические методы (методы сбора первичной информации) – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, тестирование, методы опроса (анкетирование, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографический метод. Основными эмпирическими методами исследования являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение – метод психологии, основанный на целенаправленном восприятии поведения, деятельности, поступков человека. Виды наблюдения: Сплошное наблюдение – за всем происходящим и выделение определенных единиц; выборочное – изучается конкретный процесс. Открытое – наблюдаемый знает об исследовании; закрытое – наблюдаемый не знает об исследовании. Включенное – исследователь находится внутри группы, невключенное – исследователь не входит в группу. Внутреннее – наблюдение за собой; внешнее – наблюдение за окружающей средой. К методу наблюдения предъявляются следующие требования: 1) наличие цели; 2) составление плана наблюдения: время, частота, длительность 3) выделение единиц наблюдения: жесты, действия, поступки, речевые высказывания, вегетативные реакции, паузы, интонационные изменения. 4) выделение способов фиксации (это могут быть сплошная запись, таблицы, схемы и заранее продуманные условные обозначения. Чаще всего фиксация наблюдений осуществляется в протоколах и дневниковых записях). Достоинствами наблюдения являются: -исследователь не вмешивается в естественное течение процессов; -малые материальные затраты при организации наблюдения. Вместе с тем, метод наблюдения имеет свои недостатки. Это: -большие временные затраты; -невозможность повторения процесса; -возможен субъективизм наблюдателя. Объективность наблюдения за детьми достигается при соблюдении трех условий. Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Известный психолог Михаил Яковлевич Басов доказал, что возраст с трех до семи лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем. Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного. Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. Эксперимент – метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Виды эксперимента: По условиям проведения: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственных условий, наличие лаборатории, испытание с помощью специальных приборов. Естественный – это активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого. По этапам проведения исследования: констатирующий; формирующий. Констатирующий – выявление определенных психических особенностей, что даёт предварительный материал об уровне развития соответствующего качества. Формирующий – выявление закономерностей, развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого. По изучению группы: социометрический Date: 2015-07-01; view: 755; Нарушение авторских прав |