Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 9. Охарактеризовать основные направления психического развития ребёнка в раннем возрасте





Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы» по Л.С. Выготскому). Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый (Д.Б.Эльконин).

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Центральные новообразования раннего детства – развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром

В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:

• совершенствуется понимание речи взрослых;

• формируется собственная активная речь.

Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.

Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.

Развитие когнитивной сферы. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций – восприятия, мышления, памяти, внимания – доминирует восприятие. По мысли Л.С.Выготского, все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом. Развивается зрительное и слуховое восприятие.

Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления. У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение.

Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Доминирует непроизвольная память.

Возрастают объем и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. К концу раннего детства начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. В связи совладением речью, ребенок учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он реагирует на инструкцию взрослых и может выполнять короткую просьбу до конца. («Принеси игрушку», «Возьми ложку»). Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.

Ребенок может выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут. Потом ему надоедает, и необходим другой раздражитель. Внимание ребёнка слабо сконцентрировано, неустойчиво, наблюдаются сложности в переключении и распределении, невелик его объем.

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов.

К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.

В развитии речи можно выделить 3 стадии:

1-я стадия – в первой половине 2-ого года жизни ребёнок начинает произносить слова, которые связаны с его текущей деятельностью и общением. Это, как правило, отдельные существительные. Ребёнок часто пропускает слоги, неправильно произносит или вообще опускает некоторые звуки. Этот этап условно можно назвать стадией «слов-предложений».

2-я стадия наступает во второй половине 2-ого года жизни и характеризуется произнесением простейших предложений. Этот этап характеризуется бурным развитием речи. Ребёнок более точно начинает понимать значение слов.

3-я стадия начинается с 2,5 лет, когда происходит быстрое усвоение и использование в разговоре разного типа простых и сложных предложений. Совершенствуется фонематический слух, и на этом основании ребёнок правильно произносит звуки. Дети начинаю понимать не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ, что способствует их развитию.


Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте становится богаче и сложнее. В этот период эмоции большинства детей имеют бурный, но неустойчивый характер, что выражается в быстрой смене одного эмоционального состояния другим, в частых аффективных «вспышках», в подверженности «заражению» эмоциями.

К концу раннего детства у ребёнка начинают формироваться более устойчивые эмоциональные переживания – чувства.

Центральным новообразованием раннего детства является позиция, которая обозначается как «Я-сам», проявляющаяся в стремлении ребёнка к автономии и выполнении самостоятельных действий, связанное с развитием первичных форм самосознания.

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:

- складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

- формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

- возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».








Date: 2015-07-01; view: 1142; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию