Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 7. Дать общее понятие о возрастной периодизации психического развития. Охарактеризовать возрастные периоды детства
Периодизация – деление онтогенеза (т.е. развитие индивидуального организма) на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Развитие отдельного человека в онтогенезе зависит от особенностей НС и мозга, от условий развития и от достижения уровня на предыдущем этапе развития. Психическое развитие не всегда совпадает с возрастом, может совпадать, отставать или опережать. Поэтому дети одно итого же возраста могут отличаться по уровню психического развития. Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность. Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе. В качестве возрастных новообразований выступают психологические образования, которые активно развиваются и отчётливо проявляются на определённом возрастном этапе. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития. Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). Это вид деятельности, который на конкретном этапе жизни человека определяет возникновение основных возрастных новообразований. В истории психологии неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию психического развития. Их систематизация была предпринята Львом Семёновичем Выготским в работе «Проблемы возраста». В основе любой периодизации лежит тот или иной критерий. Например, Выготский в качестве основного критерия рассматривал кризис возраста, характерный для определенного этапа развития. Он выделял стабильные и критические периоды развития. Особое внимание он придавал кризисам, которые приводят к формированию новообразований возраста: кризис 1 года, кризис 3-х лет, кризис 7-ми, кризис 13 лет и др. Алексей Николаевич Леонтьев в качестве основного критерия для своей периодизации выбрал ведущую деятельность. Даниил Борисович Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе: - социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; - основной (ведущий) тип деятельности; - основные новообразования развития; - кризис. На основе этого Д.Б. Элькониным следующие стадии психического развития: 1) младенческий возраст (до 1-ого года). Ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное общение. Деятельность направлена на познание отношений. Способствует развитию мотивационно-потребностной сферы. К новообразованиям возраста относятся потребность в общении, хватание, ходьба, первые слова. 2) ранее детство (1 - 3 года). Ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная деятельность, направленная на познание предметного мира. Способствует развитию познавательной сферы. К новообразованиям возраста относят прямохождение, речь, наглядно-действенное мышление. 3) дошкольный возраст (3 - 6 (7) лет). Ведущей деятельностью является ролевая игра. Направлена на познание отношений. Способствует развитию мотивационно-потребностной сферы. К основным новообразованиям возраста относят потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности, соподчинение мотивов, самооценку и др. 4) младший школьный возраст (6 (7) – 10 (11) лет). Ведущим видом деятельности является учебная деятельность, направлена на познание начала наук. Преимущественно развивается познавательная сфера. К новообразованиям возраста относятся произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия. 5) подростковый возраст (11 - 14 лет). Ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, которое направлено на познание системы общения в различных ситуациях. Преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера. К новообразованиям возраста относятся чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам. 6) ранняя юность (15 - 17 лет). Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная, направлена на познание профессии. Преимущественно развивается познавательная сфера. К новообразованиям возраста относятся мировоззрение, познавательные интересы. Следует отметить, что отечественная возрастная психология в качестве основной периодизации психического развития ребенка принимает периодизацию Д.Б.Эльконина. Date: 2015-07-01; view: 676; Нарушение авторских прав |