Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования III и IV периодов доречевого развития





Формирование III периода доречевого развития ребенка с церебральной патологией существенно отличается от раз­вития здорового ребенка.

У ребенка с церебральным параличом этот период сдвинут на более поздние сроки — в тяжелых случаях на 3—5—8 и больше лет, характеризуется неравномерным развитием отдельных функций (сенсорное восприятие, зрительно-моторная координация, ориентировочно-познавательная деятельность, эмоциональное и звуковое общение с окружающими). Псевдобульбарные симптомы остаются выраженными и прояв­ляются в виде нарушения крика, голосообразования, поперхивания при глотании пищи. Более тяжелое состояние артикуляционного аппарата отмечалось у детей с выраженным поражением верхних конечностей; с явлениями стой­кой пронаторно-сгибательной установки рук, с пальцами плотно сжатыми в кулаки, приведенными к ладоням рук (Е. М. Мастюкова, 1972).

При спастичности артикуляционных мышц отмечено по­стоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ. Язык напряжен в полости рта, оттянут кзади, спинка его изогну­та, кончик не выражен, губы спастически напряжены. Про­извольные движения в артикуляционной мускулатуре рез­ко ограничены.

При гипотонии артикуляционной мускулатуры язык ис­тончен, распластан на дне полости рта, губы вялые, отсут­ствует возможность их плавного смыкания, в силу этого рот постоянно полураскрыт. Снижение тонуса в артикуляцион­ной мускулатуре сочетается с истощением и слабостью ске­летных, жевательных и мимических мышц.

При дистонии характерен меняющийся тонус артикуля­ционных мышц, что обычно сочетается с их гиперкинезами.

Из-за этих нарушений гуление у детей с церебральными параличами появляется обычно в более поздние сроки. От­дельные недифференцированные звуки, возникающие спонтанно и при контакте со взрослым (по подражанию), вряд ли можно считать гулением, так как отсутствует на­певность, «певучесть» этих звуков, они скорее являются голосовыми реакциями и характеризуются бедностью мо­дуляций. В гулении детей с детским церебральным пара­личом редко можно слышать заднеязычные звуки, чаще всего «гуление» состоит из недифференцированных глас­ных (а, э, ы). Отсутствие в гулении детей заднеязычных звуков объясняется выраженной спастичностью или вяло­стью корня языка, из-за чего приподнимание задней части спинки языка может быть затрудненным. Гуление ребенка с церебральным параличом фрагментарное, непродолжи­тельное, не носит характера самоподражания, звуки гуле­ния однообразные.

Нарушения со стороны сенсорного восприятия не позво-я1от своевременно и правильно развиваться познавательной деятельности. Не появляется дифференцировок в зрительном и слуховом восприятии.

При обследовании ребенка с детским церебральным параличом определяют уровень развития сенсорных функций, оценивают развитие зрительно-моторной коор­динации, эмоциональной сферы и гуления и состояние ар­тикуляционного аппарата. Все эти функции оцениваются во взаимосвязи с уровнем двигательного развития ребен­ка и его возрастом.

При выявлении наиболее дефектных систем определяют и наиболее сохранные системы, опираясь на которые и стро­ят лечебно-педагогические мероприятия. Устанавливают приблизительные уровни развития различных функций, так как у детей с церебральным параличом сенсорное восприя­тие (зрительное, слуховое, кинестетическое), двигательное развитие, развитие зрительно-моторной координации фор­мируются патологически и несвоевременно.

IV период доречевого развития — это период лепета, здо­ровый ребенок проходит этот период до 1 года, а уже в конце первого года жизни появляются первые осмысленные сло­ва. У ребенка, страдающего церебральным параличом, этот период может растягиваться на несколько лет.

Для рационального построения методической программы формирования произношения у детей с предречевыми нару­шениями необходимо знать, как овладевают речью дети в норме. У здорового ребенка в период лепета звуки тонко дифференцированы по месту образования (губно-губные, губно-зубные, альвеолярные, передне-задне-среднеязычные, гортанные). Противопоставлены звуки и по способу образо­вания (носовые — ротовые, звонкие — глухие, смычные — Щелевые, твердые — мягкие).

По данным В. И. Бельтюкова, в лепете ребенка больше звуков, не адекватных звукам русского языка. Такое разнообразие звуков во время лепета обеспечивается дифферен­цированными движениями языка, губ, мягкого нёба и всего артикуляционного аппарата. Последовательность овладения произношением звуков определяется их артикуляционными особенностями, закономерностями развития функций речедвигательного анализатора. Язык имеет 23 мышцы функции которых должны быть координированы.

В. И. Бельтюков считает, что лепет ребенка является ав­тономным и отражает в своем развитии процессы созрева­ния нервной системы: «лепет является врожденным процес­сом, т. е. результатом известных, исторически накопленных речедвигательных реакций человека, переданных ребенку по наследству».

Различные авторы указывают на разные сроки появления лепета. Так, А. А. Леонтьев считает, что он начинается в воз­расте 4—5—6 мес, о начале лепета в более поздние сроки указали А. Э. Гоер и Г. Гоер.

Схему развития лепета, по данным В. И. Бельтюкова, можно представить следующим образом.

I этап. Лепет возникает независимо от речи окружающих. Начало лепета является реализацией наследственной про­граммы артикуляторных движений независимо от слуха.

II этап. На последующих стадиях развития лепета вклю­чаются механизмы аутоэхолалии (т. е. самоподражания).

III этап. На последнем этапе развития лепета включают­ся также механизмы эхолалии (т. е. подражания речи окру­жающих). На II и III этапах развития лепета необходимо наличие сформированного слухового восприятия.

Наиболее интенсивное развитие звукового состава лепета приходится на период от 6 до начала 8-го месяца.

Н. А. Бернштейн указывал, что к 6 мес. жизни ребенка заканчивается миелинизация волокон группы красного ядра и п. siriatum. Характерно, что период интенсивного накоп­ления звукового состава лепета совпадает с периодом миелинизации этих отделов мозга. С наступлением миелинизации связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным (Н. А. Бернштейн, 1947). Лепет гото­вит речевой аппарат к членораздельному произношению и состоит из многосложных сочетаний. Более отчетливо акцен­тируется первый слог (ударный).

По данным А. Э. Гоер и Г. Гоер, Дерягина (1927), до 2 мес звуковые выражения дифференцируются благодаря разным интонациям голоса, плача, а после 2 мес. начинают интониро­ваться звуки вместе с мимическими реакциями. После 3 мес звуки становятся выразительными средствами общения ребенка с окружающими. Звуковой состав лепета употребляется для выражения каких-либо чувств (радость, огорчение, удо­вольствие, требование, удивление и т. д.).

В отличие от лепета здорового ребенка, насчитывающе­го до 15 гласных и 76 согласных тонко дифференцирован­ных звуков, встречающихся в русском и в других языках, лепет ребенка, страдающего церебральным параличом, бе­ден по звуковому составу, появляется в более поздние сро­ки и часто не последователен в своем развитии. В лепете детей с церебральными параличами нельзя проследить эта­пов, присущих лепету здорового ребенка. Стадия лепета отличается у них целым рядом характерных особенностей. При тяжелых формах детского церебрального паралича, когда не удается преодолеть патологическое влияние тони­ческих рефлексов, эта стадия часто вовсе не развивается. Но даже и при более благоприятном развитии общей мото­рики эта стадия у детей с церебральными параличами ха­рактеризуется фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой активностью.

Наследственная программа артикуляторных движений, которая реализуется независимо от слуха ребенка и речи ок­ружающих, — I этап в формировании гуления и лепета здо­рового ребенка — у детей с церебральным параличом не вы­ражена, не прослеживается у них и II этап, именно не формируются механизмы аутоэхолалии. III этап в развитии лепета, являющийся заключительным и знаменующий пере­ход к экспрессивной речи, у детей с церебральным парали­чом появляется поздно (к 2-м годам). Для таких детей харак­терны низкая активность звуковых проявлений, большая тормозимость и речевой негативизм. Гласные чаще всего пред­ставлены звуками а, э, Ъ, а, ы (назализованные),

В лепете детей с церебральными параличами можно выде­лить всего несколько согласных звуков, часто встречаются губно-губные (п, б), заднеязычные, задненёбные («, г), не­сколько реже — переднеязычные, альвеолярные. Преоблада­ние тех или иных звуков в лепете этих детей зависит от пре­имущественного поражения тех или иных артикуляционных Мыщц и замещающих компенсаторных механизмов. Не диф­ференцируются в их лепете согласные звуки и по принципам: звонкие — глухие, твердые — мягкие, смычные — щелевые.

Многосложного (203 слога) лепета на первом году жизни часто и на втором, от таких детей, как правило, слышать не приходится.

Бедность интонаций в голосовых и звуковых реакциях компенсируется выразительными движениями глаз, мими­кой. Таким образом, не звуки становятся выразительными средствами общения ребенка с окружающими, а движения глаз и мимика лица.

При благоприятном течении болезни к 2—3 годам ребе­нок начинает овладевать речью на уровне слова, позже на уровне несложной фразы. Задержка речевого развития фор­мируется на фоне задержки общего психического развития.

Наличие у ребенка первых месяцев жизни пареза мышц языка, губ, проявление других симптомов псевдобульбарного синдрома позволяют предполагать уже на поздних стади­ях предречевого развития возможность псевдобульбарной дизартрии, которая четко проявляется в 2—3—4 года.

Гиперкинезы языка, появившиеся в 4—5 мес. наряду с об­щей задержкой предречевого развития, могут быть первыми симптомами гиперкинетической дизартрии. Вялый, распла­станный гипотоничный язык и такие же губы, характер ин­тонации дают основание заподозрить мозжечковую дизарт­рию. Глубокая задержка предречевого развития может оказаться и первым вестником алалических расстройств. <...>

Date: 2015-06-11; view: 414; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию