Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности формирования III и IV периодов доречевого развития
Формирование III периода доречевого развития ребенка с церебральной патологией существенно отличается от развития здорового ребенка. У ребенка с церебральным параличом этот период сдвинут на более поздние сроки — в тяжелых случаях на 3—5—8 и больше лет, характеризуется неравномерным развитием отдельных функций (сенсорное восприятие, зрительно-моторная координация, ориентировочно-познавательная деятельность, эмоциональное и звуковое общение с окружающими). Псевдобульбарные симптомы остаются выраженными и проявляются в виде нарушения крика, голосообразования, поперхивания при глотании пищи. Более тяжелое состояние артикуляционного аппарата отмечалось у детей с выраженным поражением верхних конечностей; с явлениями стойкой пронаторно-сгибательной установки рук, с пальцами плотно сжатыми в кулаки, приведенными к ладоням рук (Е. М. Мастюкова, 1972). При спастичности артикуляционных мышц отмечено постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ. Язык напряжен в полости рта, оттянут кзади, спинка его изогнута, кончик не выражен, губы спастически напряжены. Произвольные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. При гипотонии артикуляционной мускулатуры язык истончен, распластан на дне полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плавного смыкания, в силу этого рот постоянно полураскрыт. Снижение тонуса в артикуляционной мускулатуре сочетается с истощением и слабостью скелетных, жевательных и мимических мышц. При дистонии характерен меняющийся тонус артикуляционных мышц, что обычно сочетается с их гиперкинезами. Из-за этих нарушений гуление у детей с церебральными параличами появляется обычно в более поздние сроки. Отдельные недифференцированные звуки, возникающие спонтанно и при контакте со взрослым (по подражанию), вряд ли можно считать гулением, так как отсутствует напевность, «певучесть» этих звуков, они скорее являются голосовыми реакциями и характеризуются бедностью модуляций. В гулении детей с детским церебральным параличом редко можно слышать заднеязычные звуки, чаще всего «гуление» состоит из недифференцированных гласных (а, э, ы). Отсутствие в гулении детей заднеязычных звуков объясняется выраженной спастичностью или вялостью корня языка, из-за чего приподнимание задней части спинки языка может быть затрудненным. Гуление ребенка с церебральным параличом фрагментарное, непродолжительное, не носит характера самоподражания, звуки гуления однообразные. Нарушения со стороны сенсорного восприятия не позво-я1от своевременно и правильно развиваться познавательной деятельности. Не появляется дифференцировок в зрительном и слуховом восприятии. При обследовании ребенка с детским церебральным параличом определяют уровень развития сенсорных функций, оценивают развитие зрительно-моторной координации, эмоциональной сферы и гуления и состояние артикуляционного аппарата. Все эти функции оцениваются во взаимосвязи с уровнем двигательного развития ребенка и его возрастом. При выявлении наиболее дефектных систем определяют и наиболее сохранные системы, опираясь на которые и строят лечебно-педагогические мероприятия. Устанавливают приблизительные уровни развития различных функций, так как у детей с церебральным параличом сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, кинестетическое), двигательное развитие, развитие зрительно-моторной координации формируются патологически и несвоевременно. IV период доречевого развития — это период лепета, здоровый ребенок проходит этот период до 1 года, а уже в конце первого года жизни появляются первые осмысленные слова. У ребенка, страдающего церебральным параличом, этот период может растягиваться на несколько лет. Для рационального построения методической программы формирования произношения у детей с предречевыми нарушениями необходимо знать, как овладевают речью дети в норме. У здорового ребенка в период лепета звуки тонко дифференцированы по месту образования (губно-губные, губно-зубные, альвеолярные, передне-задне-среднеязычные, гортанные). Противопоставлены звуки и по способу образования (носовые — ротовые, звонкие — глухие, смычные — Щелевые, твердые — мягкие). По данным В. И. Бельтюкова, в лепете ребенка больше звуков, не адекватных звукам русского языка. Такое разнообразие звуков во время лепета обеспечивается дифференцированными движениями языка, губ, мягкого нёба и всего артикуляционного аппарата. Последовательность овладения произношением звуков определяется их артикуляционными особенностями, закономерностями развития функций речедвигательного анализатора. Язык имеет 23 мышцы функции которых должны быть координированы. В. И. Бельтюков считает, что лепет ребенка является автономным и отражает в своем развитии процессы созревания нервной системы: «лепет является врожденным процессом, т. е. результатом известных, исторически накопленных речедвигательных реакций человека, переданных ребенку по наследству». Различные авторы указывают на разные сроки появления лепета. Так, А. А. Леонтьев считает, что он начинается в возрасте 4—5—6 мес, о начале лепета в более поздние сроки указали А. Э. Гоер и Г. Гоер. Схему развития лепета, по данным В. И. Бельтюкова, можно представить следующим образом. I этап. Лепет возникает независимо от речи окружающих. Начало лепета является реализацией наследственной программы артикуляторных движений независимо от слуха. II этап. На последующих стадиях развития лепета включаются механизмы аутоэхолалии (т. е. самоподражания). III этап. На последнем этапе развития лепета включаются также механизмы эхолалии (т. е. подражания речи окружающих). На II и III этапах развития лепета необходимо наличие сформированного слухового восприятия. Наиболее интенсивное развитие звукового состава лепета приходится на период от 6 до начала 8-го месяца. Н. А. Бернштейн указывал, что к 6 мес. жизни ребенка заканчивается миелинизация волокон группы красного ядра и п. siriatum. Характерно, что период интенсивного накопления звукового состава лепета совпадает с периодом миелинизации этих отделов мозга. С наступлением миелинизации связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным (Н. А. Бернштейн, 1947). Лепет готовит речевой аппарат к членораздельному произношению и состоит из многосложных сочетаний. Более отчетливо акцентируется первый слог (ударный). По данным А. Э. Гоер и Г. Гоер, Дерягина (1927), до 2 мес звуковые выражения дифференцируются благодаря разным интонациям голоса, плача, а после 2 мес. начинают интонироваться звуки вместе с мимическими реакциями. После 3 мес звуки становятся выразительными средствами общения ребенка с окружающими. Звуковой состав лепета употребляется для выражения каких-либо чувств (радость, огорчение, удовольствие, требование, удивление и т. д.). В отличие от лепета здорового ребенка, насчитывающего до 15 гласных и 76 согласных тонко дифференцированных звуков, встречающихся в русском и в других языках, лепет ребенка, страдающего церебральным параличом, беден по звуковому составу, появляется в более поздние сроки и часто не последователен в своем развитии. В лепете детей с церебральными параличами нельзя проследить этапов, присущих лепету здорового ребенка. Стадия лепета отличается у них целым рядом характерных особенностей. При тяжелых формах детского церебрального паралича, когда не удается преодолеть патологическое влияние тонических рефлексов, эта стадия часто вовсе не развивается. Но даже и при более благоприятном развитии общей моторики эта стадия у детей с церебральными параличами характеризуется фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой активностью. Наследственная программа артикуляторных движений, которая реализуется независимо от слуха ребенка и речи окружающих, — I этап в формировании гуления и лепета здорового ребенка — у детей с церебральным параличом не выражена, не прослеживается у них и II этап, именно не формируются механизмы аутоэхолалии. III этап в развитии лепета, являющийся заключительным и знаменующий переход к экспрессивной речи, у детей с церебральным параличом появляется поздно (к 2-м годам). Для таких детей характерны низкая активность звуковых проявлений, большая тормозимость и речевой негативизм. Гласные чаще всего представлены звуками а, э, Ъ, а, ы (назализованные), В лепете детей с церебральными параличами можно выделить всего несколько согласных звуков, часто встречаются губно-губные (п, б), заднеязычные, задненёбные («, г), несколько реже — переднеязычные, альвеолярные. Преобладание тех или иных звуков в лепете этих детей зависит от преимущественного поражения тех или иных артикуляционных Мыщц и замещающих компенсаторных механизмов. Не дифференцируются в их лепете согласные звуки и по принципам: звонкие — глухие, твердые — мягкие, смычные — щелевые. Многосложного (203 слога) лепета на первом году жизни часто и на втором, от таких детей, как правило, слышать не приходится. Бедность интонаций в голосовых и звуковых реакциях компенсируется выразительными движениями глаз, мимикой. Таким образом, не звуки становятся выразительными средствами общения ребенка с окружающими, а движения глаз и мимика лица. При благоприятном течении болезни к 2—3 годам ребенок начинает овладевать речью на уровне слова, позже на уровне несложной фразы. Задержка речевого развития формируется на фоне задержки общего психического развития. Наличие у ребенка первых месяцев жизни пареза мышц языка, губ, проявление других симптомов псевдобульбарного синдрома позволяют предполагать уже на поздних стадиях предречевого развития возможность псевдобульбарной дизартрии, которая четко проявляется в 2—3—4 года. Гиперкинезы языка, появившиеся в 4—5 мес. наряду с общей задержкой предречевого развития, могут быть первыми симптомами гиперкинетической дизартрии. Вялый, распластанный гипотоничный язык и такие же губы, характер интонации дают основание заподозрить мозжечковую дизартрию. Глубокая задержка предречевого развития может оказаться и первым вестником алалических расстройств. <...> Date: 2015-06-11; view: 451; Нарушение авторских прав |