Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранняя диагностика нарушений доречевого развития у детей с детским церебральным параличом и пути их коррекции в этом периоде





Доречевое развитие здорового ребенка первых месяцев жизни. I этап (0—1,5 мес). Первый крик новорожденного появляется сразу при рождении, являясь рефлекторным ак­том. Новорожденный реагирует на свет поворотом глаз и го­ловы к источнику света. Нет еще зрительного и слухового сосредоточения, отсутствует и локализация звука в про­странстве. Очень рано у него появляются начальные фор­мы ориентировочного рефлекса. На любой внешний раз­дражитель (оптический, звуковой, тактильный) в первые дни жизни ребенок отвечает реакцией обездвижения, «за­мирания», так называемый рефлекс «схватывания новиз­ны» (С. Д. Мелешко, 1970).

Рефлексы орального автоматизма: ладонно-рото-головной (до 6 нед.), губной, хоботковый (до 6 нед. в норме), поиско­вый (до 3 мес. в норме), сосательный (до 1 года в норме), гло­тательный.

Во время сосания ребенок затормаживает все другие дви­жения, а внешние раздражители не отвлекают его, а, наобо­рот, усиливают активность сосания. С 3-недельного возрас­та у ребенка появляется улыбка, отражающая состояние общего соматического комфорта.

II этап (1,5—3 мес). С этого возраста начинают посте­пенно ослабевать и гаснуть некоторые рефлексы орального ав­томатизма (поисковый, хоботковый, ладонно-рото-головной).

В возрасте 2—3 нед. возникает зрительное сосредоточение, которое сначала длится 2—5 сек, а к концу 1-го мес. длительность фиксации достигает 1—1,5 мин. У детей 2—3 мес. дли­тельность фиксации взглядом достигает 10—20 мин.

С первой половины 2-го мес. формируются все сложные движения глаз: фиксация, конвергенция, слежение, офор­мляется бинокулярное зрение. Появляются эмоциональные реакции как положительные, так и отрицательные: ребенок улыбается, успокаивается на руках, плачет при укладыва­нии в кровать.

Первые (безусловнорефлекторные) голосовые реакции (крик, плач, кряхтение) приобретают определенное комму­никативное значение. Впервые появляются отчетливые го­лосовые модуляции (радость, повизгивание, хныкание).

К концу этого этапа доречевого развития зрительное вни­мание совершенствуется. Ребенок начинает прослеживать во всех плоскостях (вертикально, горизонтально), а также по кругу, с запрокидыванием головки назад (при прослежива­нии за человеком, ходящим вокруг кровати). Во 2-й период (к 3 мес.) начинает формироваться слуховое внимание. Ребе­нок хорошо сосредоточивается на звуке, голосе, поворачива­ет голову на голос. В этот период появляются первые подра­жательные мимические и голосовые реакции. При этом подражательные движения губами, языком, мимической мускулатурой сопровождаются хаотическими движениями рук и ног. Это начало развития «комплекса оживления». В этот период в спокойном состоянии ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки, которые южно вызвать и по подражанию. В этих звуках отсутству­ет напевность, произносятся они обычно очень тихо, час-го с закрытым ртом (Е. М. Мастюкова, 1972, 1978).

Значительные сдвиги происходят в двигательном разви­тии. Ребенок хорошо удерживает голову в положении на Животе. Удерживает до 2—3 сек вложенную в руку игруш­ку. Вскидывает руки при оживлении, рассматривает их, при­ближает руки ко рту, начинает сосать кулаки. К концу 3-го мес. удерживает игрушку до 10 сек, тянет ее в рот. Возника­ют ощупывающие движения, движения рук к глазам, носу. Происходит отдифференцирование движений пальцев от дви­жений руки. Начинает сближать руки над грудью. Подвешенную над грудью игрушку — кольцо — может захватывать и отпускать, стремится к повторению действия. К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление — напевное про­изнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гу­ление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию.

Процесс кормления: ребенок хорошо и сильно сосет, мо­жет пить с ложечки. В этот период ребенок легко отвлекается во время сосания на любой внешний раздражитель (оптичес­кий, звуковой). Этот период характеризуется становлением и развитием ориентировочных реакций.

III этап(3—4,5 мес). Это период «истинного гуления»: в ответ на положительные эмоциональные раздражители ре­бенок начинает гулить. Во время «комплекса оживления» одновременно с гулением появляется и первый смех (повиз­гивания, радостные возгласы). Звуки гуления отличаются разнообразием с преобладанием сочетания гортанных и глас­ных звуков (гу, ге, ха). Но уже с 3,5 мес. гуление возникает у ребенка спонтанно, без всякой эмоциональной стимуляции со стороны взрослого и не в период «комплекса оживления». Гуление ребенка этого возраста характеризуется тем, что он притормаживает все свои движения и прислушивается к соб­ственному голосу. В этот период образуются первые услов­ные связи между слуховыми и артикулярными образами произносимых звуков. У ребенка формируется подражание собственным звукам. Звуки становятся продолжительными, певучими, появляются губные звуки в сочетании с гласны­ми (на, ба), интонационная вариабельность. Интенсивно раз­вивается сенсорное восприятие, которое начинает приобре­тать активный познавательный характер. Появляются зрительные и слуховые дифференцировки (узнает мать, за­мечает изменения лица, узнает голос матери). Выраженное речевое внимание соответствует I уровню понимания речи (3—6 мес, см, «Уровни понимания речи», разработанные Р. Е- Левиной).


Значительно увеличивается расстояние фиксируемого оп­тического раздражителя. При показе игрушки или предмета взгляд ребенка как бы ощупывает предмет, скользит по нему, рассматривая его весь. Происходит изменение и в пищевых реакциях. Исчезают рефлексы орального автоматизма (хобот­ковый, поисковый, ладонно-рото-головной). Сосательные движения возникают теперь только при виде груди, буты­лочки.

В предыдущий период взгляд следовал за движением рук, а на III этапе взгляд ребенка направляет его руку, то есть происходит соединение поля зрения и поля действия. Так идет формирование зрительно-моторной координации.

Следующей ступенью в развитии зрительно-моторной ко­ординации является одновременное направление руки к объ­екту в сочетании с приведением в определенное положение кисти и пальцев при виде предметов.

Усовершенствование зрительно-моторной координации происходит в направлении быстрейшей реализации акта хватания, расширения сферы его приложения (Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, 1962), начинают преобладать односто­ронние движения.

IV этап (5—12 мес. — период лепета). К этому времени звуковая активность ребенка выражается в гулении, которое чаще всего состоит из гласных в сочетании с переднеязычны­ми согласными звуками. К 5 мес. эти звуки постепенно зак­репляются благодаря самоподражанию. Дальнейшее их зак­репление происходит при подражании речи других. В лепете участвует артикуляция с включением мышц языка и проис­ходит соединение отдельных артикуляционных движений в линейную последовательность (Е. М. Мастюкова, 1973).

М. И. Аствацатуров (1939) объясняет преобладание в лепе­те гласных а, э тем, что они наиболее легки для произнесе­ния, так как воспроизводятся не с помощью специальных со­кращений мускулатуры, а требуют лишь раскрытия рта и вибрации голосовых связок. Для произнесения губных и пе­реднеязычных согласных ребенок также располагает готовым механизмом — мышцами, участвующими в акте сосания. Звуки и, ф реализуются у спящего ребенка при пассивном выдыхании, когда выдыхаемый воздух отчасти прорывается через рот, механически раздвигая губы (И. А. Сикорский, 1899). В возрасте 6 мес. начинают появляться речевые шумы (губные, гортанные, язычные звуки), которые посте­пенно дифференцируются в фонемы (Н. И. Красногорский, 1952).

Речевые рефлексы (условные) у ребенка при нормальном общении образуются на базе подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения физиологической эхолалии (И. А. Сикорский).


Многократные кинестетические афферентации, соответ­ствующие артикулированию звуков лепета, постепенно уп­рочиваются и в сочетание со слуховой афферентацией вос­принимаемых звуков способствуют тому, что звуки лепета постепенно формируются в элементарные временные связи которые укладываются в определенные сложные комплек­сы, одновременные и последовательные — симультанные и сукцессивные (Л. А. Орбели, 1948).

В период лепета у ребенка совершенствуется общая мото­рика и моторика рук, развиваются предметные целевые дей­ствия, которые характеризуются тенденцией к повторению. После 5 мес. формируются зрительные дифференцировки (ребенок узнает свою мать). К этому времени появляются и четкие слуховые дифференцировки — узнавание голоса ма­тери, различение его тона. Ребенок прислушивается к обра­щенной речи, смотря на рот говорящего, и начинает изда­вать звуки. В процессе такого элементарного речевого общения с ребенком большое значение имеет неоднократное зрительное подкрепление повторно называемого предмета, что способствует упрочению понимания словесного обозна­чения предмета. Уже к 7—8 мес. при правильном воспита­нии ребенок начинает устанавливать связь некоторых слов с определенными предметами или действиями, то есть воз­никает первичное понимание речи.

Ребенок понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным ко­мандам: «дай ручку», «где папа», «нельзя», «ладушки» и т. п. Это соответствует II уровню понимания обращенной речи — 6—10 мес. (Р. Е. Левина, 1972). К концу года ребе­нок начинает понимать названия отдельных предметов, игрушек, действий в конкретной ситуации. Эмоции ребен­ка становятся дифференцированными, он стремится к эмо­ционально-речевому контакту, появляется большой интерес к игрушкам, ко всему окружающему. Начинают усложняться и предметные действия.

Действия направлены на определенный результат, связанный с изменением объекта (звучание, движение). В это время появляются любимые игрушки. Ребенок выпускает из рук один предмет, захватывает другой, рассматри­вает и т. д.

В 7 мес. ребенок манипулирует предметами без помощи взрослого. Развивается подражательная способность, в дей­ствия включается память (Р. Я. Лехтман-Абрамович, 1960).

 







Date: 2015-06-11; view: 412; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию