Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование психической активности для обучения новым навыкам звуковой системы речи





Для успешных логопедических занятий необходимо пе­рестраивать психологическое состояние детей, внушать им активное стремление к нормализации своей речи.

Необходимо оживить «функциональную тенденцию» к совершенствованию речи, которая свойственна детям в воз­расте от 1 года до 5 лет. Известно, что дети раннего возраста не прилагают больших волевых усилий для формирования фонетической системы своей речи, так как у них непроизволь­но действует «языковая установка», фиксированная уста­новка в определенном направлении к речевой деятельности (Д. Н. Узнадзе). Эта естественная в норме «функциональная тенденция» к совершенствованию звучащей речи отсутству­ет у детей с врожденными речедвигательными расстройства­ми из-за затруднений подвижности речевых мышц.

«Языковую установку» следует пытаться формировать логопеду на специальных психотерапевтических занятиях. Главная задача логопеда — быстро и естественно завоевать доверие ребенка, внушить ему недовольство своей речью и потребность в ее совершенствовании.

Психотерапевтические занятия проводятся индивиду­ально, иногда в присутствии интересующих ребенка детей и взрослых. Когда ребенок осознает неудобства имеющих­ся у него дефектов произношения, ему следует внушать уве­ренность в возможности исправления речи.

Личная активность и потребность совершенствовать речь формируется только в условиях коммуникации в коллекти­ве. Поэтому после такой перестройки психического состоя­ния детей логопед совместно с воспитателем отделения дол­жен разъяснить всему коллективу детей стоящие перед ними задачи по восстановлению произносительных функций. Важ­но постоянно поддерживать у детей «языковую установку».

Итак, для создания у ребенка произвольной личностной активности в перестройке речи необходимы:

—речевое воздействие взрослого, стимулирующего опре­деленную деятельность, дающего представление об ожидае­мом эффекте;

—выработка у ребенка потребности в совершенствовании своего произношения не только для себя, но и для любимых им лиц (родителей, воспитателей, логопеда);

—эффект сравнения собственной речи ребенка до заня­тий и улучшенной речи, а также сравнение динамики изме­нения речи у его товарищей по занятиям (с помощью магни­тофонных записей);

— включение системы поощрения и наказания, прини­маемой ребенком;

— постоянное стимулирующее воздействие среды.

В коллективе больных с дизартриями желательно присут­ствие детей с хорошей или просто понятной речью.

формирование коллектива детей, у которых одни задачи по улучшению произношения — главная цель начального зве­на логопедической работы. Именно это позволит перевести знания и умения, получаемые детьми на индивидуальных занятиях, в навыки речи. Академическая манера обучения для детей с подобными расстройствами речи неприемлема вследствие ранимости и повышенных возбудимости и тормозимости коммуникативной функции речи у детей с церебраль­ными параличами.

Формирование фонетической системы речи у детей с ди­зартриями и анартриями. При формировании новых произ­носительных способностей у детей с анартриями и при нор­мализации произношения у детей с дизартриями нужно стремиться сначала ослабить проявления расстройств иннер­вации речевого аппарата.

Расширяя возможности движений речевых мышц, мож­но рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что в свою очередь по­высит качество звуковой системы речи.

На занятиях следует использовать средства логопедичес­кой лечебной физкультуры, массажа. Эти средства нормали­зации речевой моторики применяются в логопедической практике давно (О. В. Правдина, А. Г. Ипполитова, 1958), однако приемы дифференцированного массажа, а также диф­ференцированной пассивной и активной гимнастики в лого­педической практике разработаны недостаточно. Мы предла­гаем различные способы проведения массажа, пассивных и активных движений в зависимости от характера неврологи­ческих расстройств речевых мышц у данного ребенка.

Теоретической предпосылкой для применения этих при­емов служат указания М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной-Винарской, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд, В. Б. Брил­лиантовой.

Приводим краткое описание основных методов проведения лечебной логопедической работы у детей со спастическим парезом, тоническими расстройствами, гиперкинезом, атаксией.

Логопедическая коррекционная работа при спастичес­ком парезе артикуляционных мышц. Выработку активных произвольных движений лучше производить после массажа и пассивных упражнений лицевой и язычной мускулатуры.


Массаж лицевой и язычной мускулатуры. Перед массажем следует провести консультацию с врачом по лечебной физкультуре или невропатологом о сохранности или отсутствии кожно-мышечной реакции у данного ребен­ка (у ребенка может быть чрезмерная напряженность мышц при прикосновении к лицу ребенка).

Сначала выполняется плоскостное поглаживание. Дви­жения мягкие и едва ощутимые; начинать движение надо от подбородка с двух сторон к височным впадинам. Погла­живание следует производить скользящими движениями рук, сначала едва касающимися кожи, затем легко надав­ливающими на мышцы. Более усиленно надавливать на места прикрепления мышц и переплетения их. Глубокое поглаживание надо осуществлять в доступных для изо­лированного действия мышцах: лобной, щечной, четыре­хугольной мышцах верхней и нижней губ, треугольных, подбородочной, круглой мышцах губ, мышцах, отводящих губы в стороны. После непрерывного глубокого поглажи­вания (5—6 движений) нужно переходить к обхватываю­щему непрерывному и прерывистому поглаживанию.

Следующий прием — вибрация. Вибрацию можно произ­водить ручным методом и при помощи механических при­боров-вибраторов: передача тканям мелких быстрых, чере­дующихся колебательных движений, которые проводятся ритмично, одно за другим. Вибрация оказывает глубокое и разностороннее действие на мышцы, изменяя внутритканевый обмен, вызывает сильное сокращение мышц, улучшает трофику тканей, придает им большую упругость. Массаж продолжать 3—5 мин.

Принципиальной разницы между массажем мышц лица и языка нет. При массаже языка важно детальнее массиро­вать продольные, вертикальную и поперечную мышцы. Дви­жения следует осуществлять как по горизонтали, так и по вертикали. Особенно надо обращать внимание на массаж подъязычных мышц (которые нащупываются шейной мускулатуре), а также мышц передней области щей, грудино-ключично-сосковой мышцы и гортани. Для вибрации на гортани следует захватить ее большим и указа­тельным пальцами и производить ритмические колебатель­ные движения в продольном и поперечном направлениях.

При появлении неприятных ощущений и быстрой сонли­вости массаж приостанавливается.

Пассивное формирование артикуляцион­ных и мимических движений. Пассивные упраж­нения помогают включить в речевую деятельность новые группы мышц или увеличить интенсивность мышц ранее включенных. После массажа можно производить пассивно-активную гимнастику лицевых и язычных мышц.

Каждое пассивное движение логопед делает только после того, как ребенок попробует выполнить это движение актив­но и убеждается в нарушении его выполнения. Предвари­тельно надо объяснить и показать ребенку недостатки его движений.

Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Их отличия от активных движений: время включения и выключения из движений, фиксация, полнота объема, чистота выполнения (относительная) не за­висят от ребенка. Все это создает логопед, оформляя схему движения, объясняя ее ребенку и требуя от него зрительно­го контроля. Включение в движение осуществляется толь­ко на фоне покоя лицевой и язычной мускулатуры; после выполнения движения необходимо повторно ослабить на­пряжение мышц. Нельзя начинать повторное движение, если мышца еще не пришла в состояние расслабления.


Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3 5 движений. Ребенку предлагается осознать три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно воспи­тать у ребенка потребность повторить упражнение, зритель­но контролировать и оценивать каждое движение, ощущать, запоминать его.

Применяются следующие пассивные упражнения: вытя­гивание губ с фиксацией мышц (включение только круглой мышцы губ); улыбка, растягивание губ с фиксацией ниж­ней челюсти; попеременное растягивание каждой стороны губ с фиксацией противоположной (включение соответству­ющих мышц, отводящих губы в стороны); спокойное смы­кание губ при вынужденном раскрытии рта; опускание губ вниз поочередно нажатием на соответствующие мышцы; от­ведение нижней губы вниз — в стороны (гримаса «презре­ния») нажатием на треугольные мышцы; надавливание ла­донями на щечные мышцы; выдвигание губ вперед, как при утрированном произнесении звука щ; быстрое смыкание и размыкание губ; круговые движения верхней и нижней губ; закрывание глаз, поднятие бровей, нахмуривание их.

Активное формирование артикуляцион­ных и мимических движений. При выполнении активных движений в мимической и язычной мускулатуре надо обращать внимание на формирование следующих качеств: полноту объема движения; точное включение определенных мышц в выполнение заданного движения, дифференцированность включения артикуляционной мото­рики; включение и выполнение без выраженного латентного периода (допустимый латентный период до 2 с); увеличение (последовательное) времени фиксации определенной артику­ляционной позиции; быстрое выключение из движения без нарастания тонуса в соседних и работающих мышцах; интен­сивность выполнения движения; силовое включение в сопро­тивление (рывками или плавное) требуемому движению; сим­метричность включения речевых мышц обеих сторон при выполнении требуемого положения.

Формируя активные движения, логопед тем самым фор­мирует качество иннерваторного импульса — быстроту, точ­ность, силу его, а следовательно, создает лучшую базу для организации речевых движений во время речевого процесса. Восстановительная работа по нормализации речевой моторики — это формирование движений, лучших по объему, амплитуде, силовому напряжению, плавности, симметричности, дифференцированности, скорости включения и переключения. При этом ребенку объясня­ют, каким должно быть каждое движение, и настраива­ют его на определенные произвольные усилия.

Избирательно применяя приемы массажа и пассивной гимнастики и вырабатывая дифференцированность включе­ния мышечных групп мимической и язычной мускулатуры, логопед тем самым повышает степень кинестетического кон­троля артикуляционной моторики и, следовательно, диффе­ренцированность и точность произвольного импульса во вре­мя речевого процесса.


Применяются следующие упражнения для управления подвижностью мышц, необходимой для артикуляционного акта тренировки.

Упражнения для круговой мышцы губ: 1) смыкание губ (обычное, плотное и очень плотное), челюсти сомкнуты и разомкнуты; 2) прижимание губ к зубам и деснам верхней и нижней челюстей; 3) размыкание губ при закрытом и откры­том рте; 4) размыкание только средней части губ при сомк­нутых углах губ; 5) движение то одного, то другого угла губ без смещения их в сторону; 6) медленное вытягивание губ и такое же медленное возвращение их в состояние покоя; 7) мгновен­ное смыкание губ с разрывом, типа «поцелуй».

Большое значение следует придавать синхронному вклю­чению круглой мышцы губ в движение одновременно с на­пряжением щечных мышц. Эта синергия постоянно необхо­дима в речи, и от ее качеств зависит быстрота и точность произнесения слов.

Упражнения для включения круговой мышцы губ в дви­жение: 1) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно); 2) набирание воз­духа поочередно то под одну губу, то под другую (одна губа фиксирующая, другая — надувающая); 3) целевой губной выдох (дуть в определенном направлении, что заставляет придать губам положение симметричного напряжения с оп­ределенной конфигурацией их); 4) выдувание воздуха пооче­редно каждым углом губ, с фиксацией другого (надувается Щека расслабленного угла губ, противоположная щечная мышца сильно напрягается); 5) выдувание воздуха с напря­женными и расслабленными щеками.

Упражнения для верхней квадратной мышцы губы: 1) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плакси­вое выражение лица); 2) опускание верхней губы вниз и за зубы.

Упражнения для нижней квадратной мышцы губы: 1) опускание губы вниз — кнаружи; 2) введение ее внутрь за 3Убы; 3) выворачивание ее кнаружи.

Упражнение для «собачьей» мышцы: оттягивание углов рта кверху и кнаружи.

Упражнения для мышцы смеха: 1) оттягивание углов рта поочередно кнаружи горизонтально; 2) оттягивание углов рта совместно в стороны.

Упражнение для скуловой мышцы: оттягивание углов рта кверху (углубление носо-губной складки, образование мор­щин на коже щек).

Упражнение для лобной мышцы: поднимание бровей, об­разование продольных морщин.

Упражнения для мышц глаз: 1) мигание век; 2) обычное и плотное закрывание глаз.

Для тренировки управления подвижностью язычной мус­кулатуры проводят следующие упражнения.

Упражнения для подбородочно-язычной мышцы: 1) выд­вигание языка вперед (задние пучки); 2) втягивание языка назад, внутрь (передние пучки), следует обращать внимание на парную антагонистическую деятельность различных во­локон этой мышцы при смене выдвигания и втягивания язы­ка; 3) сокращение всех мышц — придавливание языка ко дну ротовой полости с кончиком, отодвинутым от зубной дуги и изогнутым книзу; увеличение и уменьшение просве­та между спинкой и нёбом.

Упражнения для подъязычной мышцы: оттягивание язы­ка вниз — назад симметрично с обеих сторон и поочередно с каждой стороны.

Упражнения для шило-подъязычной мышцы: 1) оттяги­вание языка вверх — в сторону — назад; 2) приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти; 3) оттягивание корня языка назад — вверх; 4) растягивание и приподнимание кончика вверх.

Все эти мышцы не видны, и об их работе можно судить по выполнению перечисленных выше упражнений.

Упражнение для поперечной мышцы: суживание языка и заострение его, одновременное округление его средней ча­сти в поперечном направлении.

Антагонистическим противодействием суживанию может служить включение шило-подъязычной мышцы, которая растягивает язык в ширину.

Упражнения для верхнепродольной мышцы: 1) укорачи­вание языка (ребенок пытается сделать его толще и шире, оттянуть немного назад); 2) выгибание спинки языка в про­дольном направлении и одновременно приподнимание кон­чика языка.

Упражнения для нижнепродольной мышцы: укорачива­ние языка, выгибание его и одновременное загибание кон­чика вниз.

Упражнения для вертикальной мышцы (антагонистичес­кая поперечная мышца): 1) расслабление языка после сужи­вания; 2) напряжение краев и кончика языка при расплас­тывании.

Характер действия отдельных мышц при выполнении перечисленных упражнений зависит не только от участия изолированных мышц, которые логопед пытается трениро­вать, но и от одновременного действия соседних, их тони­ческого состояния.

После тренировки дифференцированного включения в движения многих мышц языка следует переходить к спе­циальным упражнениям, имеющим артикуляционное зна­чение:

1) дорсальная позиция, необходимая для произнесения мно­гих переднеязычных звуков (т, ть, д, дь, с, сь, з, зь, ц, нь);

2) альвеолярная позиция без оттягивания кончика язы­ка, необходимая для произнесения альвеолярных звуков (л, лъ,р,ръ);

3) вакуминальная позиция с оттягиванием кончика языка, необходимая для произнесения шипящих звуков (щ, ш, ж);

4) присасывание спинки языка к нёбу при выгибании ее, имеющее значение для произнесения звука ч;

5) смыкание корня языка с нёбом, необходимое для про­изнесения заднеязычных звуков (к, кь, г, гь)\

6) выгибание языка с упором кончика в нижние резцы и ритмичное оттягивание и продвигание вперед.

После упражнений по дифференцированному включению Мышц необходимо переходить к силовым нагрузкам, вызы­вая в мышцах состояние повышенного напряжения, кото­рое должно перейти в состояние большого расслабления.

Для того чтобы артикуляции осуществлялись плавно, точ­но» ритмично, мышцы должны быть достаточно гибкими, эластичными, сильными. Формированию этих качеств спо­собствует динамическая изотоническая и статическая изомет­рическая гимнастика. Изотоническая гимнастика тренирует сокращение мышцы, которое сопровождается изменением ее длины.

Изометрическая работа более утомительна, так как из мышцы, находящейся в состоянии изометрического сокра­щения, выходит непрерывный поток импульсов, направля­ющихся в нервные центры, которые вследствие этого быст­ро утомляются. Вместе с этим уменьшается приток крови в мышцу. Динамические изотонические упражнения прово­дятся так же, как описанные выше активные движения, но с включением элементов сопротивления вытягиванию и втя­гиванию языка, выдвиганию и раздвиганию губ и т. д.

В этих упражнениях логопеду, удерживающему мышцу, важно почувствовать степень и качество активного сопротив­ления ребенка, постоянно привлекая кинестетический кон­троль к этому ощущению самого ребенка. Нужно вызывать у ребенка радостные эмоции.

Вслед за включением дифференцированного сопротив­ления мышц переходят к формированию определенных ка­честв движений при той же нагрузке на мышцы (форми­рование темпа, амплитуды, интенсивности, скорости выполнения движений).

Следует стремиться на каждом занятии добиваться ощу­тимых для самого ребенка результатов. Игровая борьба, по­строенная на сознательном желании ребенка улучшить свои двигательные возможности, способствует формированию речедвигательной активности. Надо стараться воспитать в детях ощущение спортивного азарта, стремление управ­лять своими движениями для выработки эстетической, кра­сивой, хорошо озвученной и понятной речи.

Для создания большей иннервационной активности, по­вышения степени кинестетического чувства речевого ап­парата хорошо использовать задания по перемещению предметов в полости рта (различного размера круглые и плоские, легко моющиеся шарики и кружочки, различные геометрические фигуры).

Управление речевыми артикуляциями осуществляется в плане поиска нужных артикуляционных позиций для целевого оформления звука. Логопед осуществляет постоян­ный контроль за речедвигательными поисками ребенка, по­буждает ребенка контролировать свое произношение при помощи кинестезии и слуха. Основная цель данного этапа работы — выбрать точное направление артикуляционного движения, приводящего к нормированному произнесению ряда согласных, гласных звуков. Мы считаем, что только последовательное произнесение звукового ряда в системе слогов и слов помогает ребенку выработать механизм авто­матизированных артикуляционных действий. Выбор нуж­ных, новых для ребенка артикуляционных движений осу­ществляется постепенно.

Логопедическая коррекционная работа при спастико-ригидном синдроме в речевой мускулатуре. Перед выбором приемов ЛФК необходимо выяснить положения и движения мышц, при которых тонус может уменьшиться или увели­читься, постоянство и лабильность его, влияние сопротив­ления и пассивного вмешательства на состояние тонуса, вли­яние темпа, скорости переключения и объема движения на состояние тонуса, влияние внешних раздражителей и пси­хического состояния тонуса, его изменение и перераспреде­ление. Это поможет выбрать наиболее эффективный лечеб­но-компенсаторный комплекс для каждого конкретного случая (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Винарская).

Обратное развитие тонических расстройств происходит более эффективно на фоне физиотерапевтических процедур и медикаментозного лечения.

При подобных нарушениях речевой моторики сохраняет­ся возможность выполнения тех или иных движений губной и язычной мускулатуры, однако включение их в систему последовательных иннервации, последовательной смены речевых артикуляций приводит к нарушению плавного пе­реключения в динамическом процессе.

Тонические расстройства могут проявляться в любом от­деле речевого аппарата — в мимической, язычной, шейной, фонаторной и дыхательной мускулатуре. При данном расстройстве моторики добиваться подвижности речевых мышц можно лишь на фоне максимальной расслабленности мышц, Не Участвующих непосредственно в движении; расслабление Производится с помощью пассивной гимнастики и массажа.

Массаж лицевой, шейной и язычной мус­кулатуры. Массаж при спастико-ригидном синдроме луч­ше сочетать с элементами пассивной гимнастики. Перед про­ведением массажа ребенка желательно укладывать или усаживать в удобную позу с учетом рефлекс-запрещающего положения тела. Массаж следует начинать плоскостными поверхностными поглаживаниями по линии верхних шейных позвонков на задней поверхности. Массаж шеи нужно начи­нать с ее боков. Поглаживающие движения надо производить сверху вниз по ходу лимфатических сосудов. После массажа шейной мускулатуры нужно переходить к пассивным движе­ниям головы (круговые вращения в медленном темпе по ча­совой и против часовой стрелки), затем вновь возвращаться к массажу лицевой мускулатуры.

При спастико-ригидном синдроме наблюдается большое напряжение как оральной мускулатуры, так и мускулатуры верхнего плечевого пояса. Особенно часто повышен тонус в мышцах нижней челюсти, корня языка, верхней губы. Ос­татки шейно-тонического рефлекса и несформированность ла­биринтного рефлекса на голову всегда вызывают состояние по­вышенного тонуса в речевых мышцах. Поэтому расслабление следует начинать с мышц шеи и лишь затем переходить к при­емам ЛФК для лицевой и язычной мускулатуры.

При тонических расстройствах по типу ригидности при­меняются несколько иные приемы массажа, чем при спас­тическом парезе. В основном хорошо применять плоскостное поверхностное поглаживание, растирание; разминание надо производить в более редких случаях. Глубокое обхватываю­щее и прерывистое поглаживание при этих расстройствах не применяется во избежание возможного усиления спазма и даже появления тонического гиперкинеза. Особенно осто­рожно следует использовать «давящие приемы», так как часто давление на мышцы может вызвать ответное рефлек­торное повышение тонуса.

Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ре­бенка и мгновенно прекращать движения, вызывающие подобную реакцию. Изменение кинестетической афферентации при логопедической лечебной физкультуре, при тони­ческих расстройствах мгновенно может вызвать ответные физиологические реакции ребенка (ослабление тонуса, появление синкинезий, гиперкинезов, повышение тонуса, бо­левые ощущения, насильственный смех и т. д.).

Приемы вибрации и разминания при спастико-ригидном синдроме не применяются.

Пассивная гимнастика для лицевой и язычной мускулатуры. Пассивная гимнастика сво­дится к воспроизведению всех активных движений с помо­щью логопеда и при созданной логопедом большей траекто­рии движения, недоступной для ребенка. Все пассивные движения проводят медленно, ритмичность выполнения их зависит от наличия тонического состояния: как только ло­гопед почувствует нарастание тонуса, он приостанавливает пассивное движение, пока не появится расслабленное состо­яние мышц. Логопед побуждает ребенка к кинестетическо­му и зрительному контролю за собой.

Основные пассивные движения: смыкание растянутого рта с фиксацией некоторых точек верхней и нижней квадратных мышц губы; опускание верхней губы с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы, нижней части скуловых мышц; фиксация нижней губы с нажатием на точ­ки прикрепления треугольных мышц, чтобы немного припод­нять ее; медленные вращения с остановками по всей длине мышцы, отводящей углы губ в стороны, и по длине круговой мышцы губ; медленное вытягивание языка с одновременным надавливанием мышц челюстно-подъязычной группы и фик­сацией вытянутого языка до состояния напряжения в корне языка; вытягивание осуществляется не только по средней линии, а по всей линии нижней губы; медленное отодвигание языка в глубь полости рта (нарастание тонуса пережидается); пассивное загибание кончика языка к средней части в полос­ти рта и вне полости рта; прижимание языка ко дну ротовой полости (нарастание тонуса пережидается).

Пассивные движения выполняются как в горизонталь­ном, так и в вертикальном направлении. Число упражнений зависит в первую очередь от состояния тонуса: при ослабле­нии его их можно увеличивать, при усилении — уменьшать. При выполнении всех движений логопедом ребенок должен * прислушиваться» к своему новому состоянию перифери­ческого возбуждения, торможения, учиться замечать ма­лейшие улучшения и попытаться затем их воспроизвести в упражнениях по формированию активных движений. Ре­бенок должен учиться под руководством логопеда управлять состоянием своих мышц.

Формирование активных движений в лицевой и язычной мускулатуре. Вырабатывая активные движения артикуля­ционной и мимической мускулатуры, как и при любом де­фекте речевых мышц, следует обращать внимание на дифференцированность их включения. Однако при тонических расстройствах приходится чаще тормозить насильственные движения, синкинезии, сопутствующие спазмы, чем при синдроме спастического пареза.

Наклонность к глобальному повышению тонуса при ак­тивных усилиях значительно осложняет речедвигательный процесс у ребенка с этим видом нарушений. Эта наклонность к повышению тонуса особенно часто обнаруживается в мыш­цах нижней челюсти, подъязычной группы, в области верх­него плечевого пояса, в проксимальных отделах конечнос­тей (от плеча до локтя). Поэтому при выработке активных движений логопеду чаще приходится применять многие при­емы пассивных упражнений и массажа, чтобы добиться бо­лее точного, устойчивого, полного движения.

Нормализация движений нижней челюсти. При тоничес­ких расстройствах напряжение в основном выражено в мышцах височно-челюстного сустава, подъязычной группы, поэтому чрезвычайно важно расслабить именно эти отделы, столь необходимые в речевых движениях. Основная цель — добиться реципрокного взаимодействия при включении мышц, поднимающих нижнюю челюсть, и расслаблении мышц, опускающих ее, и наоборот. Между тем произноси­тельная сторона речи улучшается, если ребенок сознатель­но контролирует движения.

Основные требования: следует помнить о связи ритма дви­жения и тонических реакций; необходимо включение пауз в серию движений и использование сопровождающего мас­сажа при трудностях управления тонусом. При наличии кон­трактур в мышцах, поднимающих и опускающих нижнюю челюсть, упражнения надо проводить при одновременных физиотерапевтических процедурах на область шейно-челюстно-воротниковой зоны, что значительно нормализует дви­жения челюсти во время речи.

Управление движениями мышц дна ротовой полости и челюстно-височного отдела формируется в упражнениях по произнесению ряда гласных (а — иa, a — о — а), требую­щих различного по интенсивности раскрытия рта, а затем в произнесении ряда прямых слогов и ряда слов с однотипной структурой (машина, калина, нашила, дорога и т. д.), затем слов со стечением согласных.

 







Date: 2015-06-11; view: 450; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию