Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ограничение подвижности артикуляционных мышц





Ограниченная подвижность артикуляционных мышц за­висит от измененного мышечного тонуса, параличей паре­зов артикуляционной мускулатуры, а также от оральной апраксии. Определенную роль в недостаточной подвижнос­ти артикуляционных мышц могут также играть гиперкинезы и атаксия речевой мускулатуры.

В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо расстраивается звукопроизношение. Особенно ограни­ченной становится подвижность языка. При этом может отме­чаться недостаточность подъема языка вверх в полости рта, что может иметь место при парезе или грубом нарушении мышеч­ного тонуса в шило-подъязычной, двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъязычной, язычно-глоточной, шило-язычной и язычно-нёбной мышцах. Отмечается нарушенное произношение звуков, для которых необходимо движение язы­ка вверх, а также звуков, требующих для своего воспроизведе­ния сочетанного действия указанных мышц языка (л, р, ж, ш, ц, ч, д, т и некоторых других). Иногда наблюдается недоста­точность движения языка вниз. Это обычно имеет место при патологическом состоянии ключично-подъязычной, щитовид­но-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц. Может на­рушаться и произношение некоторых гласных звуков (э, и).

Ограничение подвижности языка назад может зависеть от паретичности подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шило-подъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и не­которых других мышц, поднимающих язык, за исключением челюстно-подъязычной. При этом нарушается артикуляция некоторых гласных (а, э, о, у), а также некоторых согласных (г, к, х) звуков. При парезах мышц языка, изменении их тону­са нередко оказывается невозможным изменение конфигурации языка: удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад и поднятие отдельных его частей, искривление, разно­образные боковые движения. Все это приводит к нарушению звукопроизношения так называемых язычных звуков, произ­ношение которых связано с изменением изгиба спинки языка (а, е, и), нёбно-язычных (х, з, ж, л, с, ш, к, т, г, д,р, п). Таким образом, при поражении мышц языка расстраивается звуко­произношение большинства звуков.

Наряду с ограниченной подвижностью языка зачастую от­мечается малая подвижность губ. Ограниченная подвижность губ обычно имеет место при патологических состояниях кру­говой мышцы рта (m. orbicularis oris), mm. risorius, zygo-maticus, quadratus, levator labii sup., mentalis и др., в резуль­тате чего становятся невозможными или ограниченными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта, а также другие движения, которые меняют размер и форму преддве­рия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости. При поражении мышц губ страдает главным образом произношение губных звуков (б, п, м, в, ф). <...>

Ограниченная подвижность мягкого нёба в результате поражения нёбных мышц (мышц, натягивающих мягкое нёбо, мышц, поднимающих его, нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц) еще больше нарушает звукопроизношение. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточ­ками язычно-глоточного и блуждающего нервов. Некоторое участие в, иннервации нёбной мускулатуры принимают так­же тройничный и лицевой нервы. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их путей или ядер различа­ют вялый и центральный парез мышц мягкого нёба.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает но­совой оттенок («открытая гнусавость»). Иногда, наоборот, чрезмерная спастичность нёбных мышц может способство­вать появлению «закрытой гнусавости». При поражении блуждающего нерва «открытая гнусавость» и артикуляци­онные расстройства нередко сочетаются с хрипотой и афо­нией вследствие частичного или полного нарушения функ­ции внутренних мышц гортани.

Выраженные артикуляционные расстройства определяют второй важный принцип речевой терапии дизартрии — раз­витие речевых артикуляций. В процессе работы над артикуляцией так же, как и при работе над общей моторикой, важным принципом является фактор тактильно-проприоцептивного раздражения, развитие статико-динамического ощущения, четких артикуляционных кинестезии и кинестетического следового образа движения артикуляционных мышц. Работу проводят с максимальным подключением других анализато­ров (особенно зрительного и тактильного). Известно, что пос­ледний играет большую роль в кинестетическом восприятии поэтому перед началом работы над артикуляцией проводят легкий массаж артикуляционной мускулатуры, применяя лег­кие похлопывания по щекам, поглаживания, легкие пощипы­вающие движения по краю нижней челюсти. Проводят погла­живающие движения губ. Если при сосании, жевании отмечается отставание какой-либо стороны лицевой мускула­туры или в покое выражена явная лицевая асимметрия, мас­саж и гимнастику проводят с гиперкоррекцией этой стороны (т. е. на пораженной стороне большее число раз).


Большое место в работе при дизартриях занимает арти­куляционная гимнастика. Приводимые ниже некоторые указания по проведению артикуляционной гимнастики даны с использованием методических приемов, разработанных 3. И. Тельновой (1940), О. В. Правдиной (1949), А. Г. Ипполитовой (1959) и другими авторами.

Работу рекомендуется начинать с обучения ребенка про­глатыванию слюны. Для этого производят массаж жеватель­ных мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движе­ния и закидывая голову ребенка назад, просят его проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений ребенку на каждом занятии дают булку или печенье и учат его жевать перед зеркалом. Затем ребенка учат произвольному закры­ванию рта за счет пассивно-активных движений нижней че­люсти. Вначале эти упражнения проводятся пассивно: одна рука логопеда помещается под нижней челюстью, под под­бородком, другая кладется на голову ребенка; путем легко­го надавливания и сближения рук челюсти ребенка смыка­ются. Там, где позволяют степень и характер двигательного поражения, эти же движения производят при помощи рук самого ребенка. В дальнейшем проводят активную гимнастику по тренировке этих движений под счет и по команде, «открой рот, закрой».

Для развития достаточного произвольного напряжения мышц лица, круговой мышцы рта рекомендуется применение специальных салфеток, трубочек. Ребенок охватывает губку губами и старается помешать попыткам логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития мышц губ применяют специальные упражнения по вытягиванию губ вперед тру­бочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений («хоботок — оскал, хоботок — оскал» и т. д.). Эти упражнения нередко представляют очень большую труд­ность для ребенка с дизартрией и требуют предварительных тренировочных упражнений на опускание нижней губы при фиксированной верхней и др.

Особенно большая работа должна проводиться над мыш­цами языка. Эту работу рекомендуют начинать с воспита­ния активного прикосновения концом языка к краю ниж­них зубов. Затем приступают к отработке общих, менее дифференцированных движений языка, вначале в пассив­ном плане (вытягивание языка вперед и убирание его назад в полость рта). Отработка мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений. Так, раздражая корень языка бумажной трубочкой, добиваются рефлекторного сокраще­ния этих мышц; эти движения закрепляют на рефлектор­ных, а затем произвольных кашлевых движениях. После этого постепенно переходят к отработке более тонких и диф­ференцированных движений языка, вначале пассивных, а затем активных (А. Г. Ипполитова, 1959; 3. И. Тельнова, 1940 и др.).

Проводя артикуляционную гимнастику, работая над го­лосом и дыханием, одновременно соответственно отрабаты­ваемым артикуляционным укладом, у ребенка вызывают нервные звуки. Работая над речевой мускулатурой, одновре­менно упражняют мимические мышцы лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, один глаз, придерживая ру­кой другой, хмурить брови и т. д. Уже с самого раннего воз­раста у ребенка стараются развить произвольность и дифференцированность мимических реакций и контроль за своей мимикой.

Работа над артикуляцией и мимикой всегда сочетается с работой по развитию моторики рук. У детей постепенно развивают опорную, хватательную, манипулятивную деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. При работе над ручной моторикой для воспитания четких пальцевых кинестезии также применяют тактиль­ную стимуляцию при помощи массажа. Если логопедичес­кие занятия проводят с ребенком в положении сидя, то его руки помещают на стол, ладонь и пальцы прижимают к сто­лу. При проведении гимнастики рук детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, склады­вать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, рас­крашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой (М. В. Ипполитова, 1967 и др.).

 







Date: 2015-06-11; view: 507; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию