Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценообразование





Экономическое содержание цены и ее функции.

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важ­нейшим регулятором общественного производства. Равновес­ной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу.

Теоретически и практически товарный дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток — их падение. Если на рынке ка­кого-либо товара больше, чем способно потребить общество на имеющиеся доходы, его меньше покупают и цены неизбежно снижаются, нормируя таким образом предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения и стиму­лируют увеличение производства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, про­изводственных ресурсов, труда, ценных бумаг и т.д.) с по­мощью равновесных цен.

Цены обслуживают все уровни управления экономики и иг­рают активную роль в сферах микро-, макро- и интерэкономи­ки. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятель­ность предприятия. Экономика любого предприятия начинает­ся (цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и за­канчивается (цены на произведенную продукцию для внутрен­него или внешнего рынка) ценами. Цены множеством нитей связывают между собой предприятия, являющиеся одновре­менно покупателями и продавцами различных видов продук­ции и услуг.

На макроуровне цена формирует структуру экономики, спо­собствует совершенствованию ее важнейших пропорций (меж­ду фондами возмещения, потребления и накопления, отрасля­ми народного хозяйства, производственной и непроизводствен­ной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Когда, например, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цены реагируют повышением. Высокие цены привлекают для производства такой продукции свободный ка­питал, инвестиции. В результате предложение товара увеличи­вается и цены постепенно снижаются. Аналогичные процессы происходят, если на рынке появляются новые виды товаров, ус­луг, соответствующие постоянно меняющимся запросам потре­бителей. Таким образом, в условиях рыночного ценооб­разования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребнос­ти общества, населения, что обеспечивает ее прогрессивное раз­витие.

На уровне интерэкономики в международной торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяй­ства, влияют на потоки экспорта и импорта.

Вместе с тем, цены на отдельные товары, услуги, практичес­ки во всех странах мира являются объектом государственного регулирования в рамках проводимой экономической и социаль­ной политики. Многие государства мира практикуют "замора­живание" цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают спе­циальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них.

Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе: балансирующую, плано­во-учетную, распределительную и перераспределительную и информационную.

Балансирующая функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением. Планово-учетная функция означа­ет, что цены используются как предприятиями, так и государ­ственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпу­щенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показа­телей.

Распределительная и перераспределительная функция Цен состоит в распределении создаваемых национального дохо­да и валового внутреннего продукта между предприятиями, от­раслями, регионами путем товарообмена. При значительных отклонениях цен от стоимости, когда на отдельные товары, ус­луги государством устанавливаются низкие цены или же они предоставляются бесплатно, а другие товары отличаются относительно высокими ценами за счет включения в них косвенных налогов (акцизов, отчислений в целевые бюджетные фонды, на­логов с продаж и др.) усиливается перераспределительная фун­кция цен.

Выполнение перераспределительной функции ценами поз­воляет решать такие важные социальные задачи, как создание благоприятных условий для развития и воспитания подрастаю­щего поколения, обеспечение общедоступности товаров первой необходимости, лечения и др. Однако значительные перерас­пределительные процессы могут негативно повлиять на разви­тие экономики, поскольку дают искаженную картину состоя­ния дел и снижают эффективность управленческих процессов.

Информационная функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и ры­ночных ценах.

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправлено и которые можно ранжировать по степени их детализа­ции. К факторам первого порядка можно отнести спрос, пред­ложение, конкуренцию, прямое государственное регулирова­ние. В свою очередь сочетание этих факторов определяется дву­мя группами более детализированных факторов — внутрен­них и внешних.

Внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности самого предприятия, фирмы. Товар, характеризующийся особыми свойствами, уникальными достоинствами и способами его обработки, непременно будет иметь более высокую цену, отражающую его качество, техни­ческий уровень. Ориентация предприятия на несколько рыночных сегмен­тов вызывает необходимость дифференциации цен, приспособ­ления их к различным категориям покупателей. Цена тесней­шим образом связана с жизненным циклом товара. Чаще всего продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле и относительно низкую — при длительном. Более того, уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизнен­ного цикла товара в связи с изменением конъюнктуры рынка и объемов продаж.

Внешние или макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэконо­мических пропорций, условий в стране и за ее пределами. По­литическая стабильность в государстве создает предприятиям предпосылки для работы на перспективу, не вызывает у них стремления в получении сиюминутного успеха, чаще всего за счет взвинчивания цен. Отсутствие на рынке каких-либо ресур­сов, как, например, топливно-энергетических в Беларуси, ста­вит предприятия в большую зависимость от их импорта. Поэто­му разрыв хозяйственных связей между бывшими республика­ми СССР явился одной из причин резкого роста затрат и цен на продукцию белорусских предприятий.

Date: 2015-07-01; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию