Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия и психология
Среди философов доминирует тенденция связывать типологию отношения к природе с нравственностью, либо опять-таки с прагматизмом (который в этом случае понимается как отсутствие проявления нравственности по отношению к природе). Г.Д.Гачев (1991), например, отношение к природе «как к самоценности» считает альтернативой «утилитарно-эгоистическому». М.С.Каган (1988) выделяет наряду с «нравственно-этическим» также «рационально-сциентистическое» и «узко прагматическое» отношение. О.Леопольд (1983) противопоставляет «экономическому» отношению «эстетическо-рекреационное» и, как наиболее желательное, — «этическое», когда природа становится целью заботы и охраны человека. Д.Лукач (1987) рассматривает «чисто созерцательное, пассивно-рецептивное» отношение к природе и отношение «как к инструменту и полю деятельности человека». Психолог Г.В.Шейнис (1993, 1994) предлагает типологию отношения к природе, в определенном смысле, сходную с подходом Д.Лукача и в то же время отличающуюся от других, рассмотренных выше. Она выделяет отношение к природе «как к средству» — «безразлично-потребительское», «как к факту» — «нейтрально-пассивное» и «как к цели» — «сочувственно-действенное». А.Ф.Лазурский и С.Л.Франк (1912), подчеркивали, что «отношение к природе и животным» может быть «эстетическим», «этическим», «прагматическим» или «безнравственным». А.А.Калмыковым и А.В.Калмыковой (2000) разработана типология отношений человека и природы, основанная на системе координат с осями «природоцентризм—антропоцентризм» и «эго-ориентация—экоориентация». В результате представлены четыре типа отношений. «Эгоориентированный природоцентризм» — человек ориентирован только на самого себя, однако источником своего существования признает природу. Отношение носит объект-субъектный характер, где объектом выступает человек. «Экоори-ентированный природоцентризм» — ориентация на природу как высшую ценность, в крайнем проявлении подразумевается избавление биосферы от человеческого присутствия. Отношение носит объект-объектный характер. «Эгоориентированный антропоцентризм» ~ центрирует человека во вселенной, сопровождается отчужденностью человек от природы. Это отношение носит субъект-объектный характер. Наконец, «экоориентированный антропоцентризм» — человек как центр мира, ответственный за созидание и обустройство очеловеченной и «оразумленной» вселенной. Данный тип отношения имеет субъект-субъектный характер. Исследователи из США Б.Рейтон и Э.Лангенау (1996), изучая отношение американцев к диким животным, выделили 9 типов такого отношения. При этом отмечается, что людям, как правило, присущи различные типы, выраженные в разной степени. «Натуралистическое» -- интерес к жизни дикой природы, стремление вести натуралистические наблюдения (около 6% опрошенных). «Экологическое» -- абстрактное умозрительное понимание роли всех видов в стабильном функционировании экосистем (до 5%). «Гуманистическое» — сильная эмоциональная привязанность к отдельным животным-любимцам, которые, однако, рассматриваются как существа, стоящие несопоставимо ниже человека (до 6%). «Нравственное» — забота и общение с животными, кото-рьш воспринимаются как равные партнеры, по отношению к кото- методологические основы психологического исследования отношение к природе как предмет психологического анализа
рым действуют все этические правила (более 20%!). «Научное» -интерес только к биологическим и физиологическим свойствам животных (менее 2%). «Утилитарное» — акцент на полезность животных и прибыль, извлекаемую с их помощью (до 15%). «Властное» — удовлетворение от господства над животными в спортивном контексте: охота, радео и т.п. (менее 5%). «Негативное» — неприязнь, страх перед животными или полное безразличие к ним (более 7%). «Эстетическое» — симпатия к животным, понимание их культурного значения для человека. Российским врачом М.Е.Бурно (1989) проведено типологическое исследование отношения к природе с позиции психиатрии. Им, в частности, отмечается, что для циклоидов (как и сангвиников) свойственно «естественное» отношение к природе без противопоставления себя ей, часто с «духовным, сердечно-нежным или чувственно-гурманистическим растворением» в природе. Шизоидам свойственно «сложно-символическое, философское» отношение к природе, иногда с мистическим мотивом. Отношение к природе психастеников отличается, прежде всего, слиянием эстетического переживания и стремления к научному познанию, тревожно-нравственным созвучием со слабыми природными созданиями. Истерические пациенты относятся к природе «чувственно-картинно», а отношение к природе эпилептоидов характеризуется как «серьезно-хозяйственное, снисходительное, иногда елейно-утилитарное». М.Е.Бурно подчеркивает, что для достижения терапевтического эффекта важно помочь каждому пациенту определить его субъективное отношение к природе. Очевидно, что приведенные выше термины, характеризующие то или иное отношение к природе практически несводимы к единой типологии, поскольку при их использовании закладывались различные системообразующие факторы. Собственно, никто из авторов и не ставил себе задачу разработки какой-либо типологии отношения к природе, ограничиваясь конструированием терминов, максимально отражающих содержание соответствующих понятий. системная психологическая типология отношения к природе Нами была разработана системная психологическая типология субъективного отношения к природе. В ее основе лежит ряд представлений: во-первых, о прагматическом или непрагматическом характере отношения к природе (Гачев, 1991; Каган, 1988; Леопольд, 1983 и др.);
во-вторых, о субъектном или объектном характере ее восприятия (Гачев, 1991; Дерябо, 1995; Каган, 1988); в-третьих, о типах экологических установок личности (Лазур-ский, Франк, 1912; Ясвин, 1993); в-четвертых, о структурно-динамической характеристике субъективного отношения к природе (Ясвин, 1993, 1995). Данная типология может быть представлена в виде таблицы. Таблица 7. Типология субъективного отношения к природе
Прежде чем перейти к характеристике выделенных типов субъективного отношения к природе, следует сделать три оговорки. Во-первых, отношение может характеризоваться как положительным, так и отрицательным знаком своей модальности. Однако, наш многолетний опыт экспериментальных исследований субъективного отношения к природе свидетельствует, что случаи выраженного отрицательного отношения к ней крайне редки. Более того, как правило, отрицательное отношение к природе связано с психическим нездоровьем человека и поэтому специально рассматриваться не будет. Данные многочисленных экспериментов показывают, что даже достаточно низкий уровень интенсивности отношения к природе положительной модальности встречается очень редко во всех выборках испытуемых (Ясвин, 1995, 1995а). Во-вторых, как это справедливо подчеркивается С.Д.Дерябо, прагматическое отношение к природе может быть также проана- методологические основы психологического исследования
лизировано с точки зрения доминирования в его структуре того или иного компонента интенсивности и господствующего типа экологической установки (см. Дерябо, Ясвин, 1996, с. 68). Однако, нам представляется, что при педагогическом использовании данной типологии такой подход только дополнительно осложнил бы ее восприятие. На практике прагматизм отношения к природе оказывается основной его характеристикой, «поглощающей» остальные нюансы. В-третьих, безусловно, невозможно говорить о «чистых» типах отношения (эта сложность вообще свойственна любым психологическим классификациям). С одной стороны, типы отношения к природе носят динамический характер, достаточно легко трансформируются друг в друга. С другой стороны, внешне идентичные поведенческие проявления могут обусловливаться различными типами отношения, что детерминировано той или иной мотивацией. Кратко охарактеризуем выделенные типы субъективного отношения личности к природе. Заметим при этом, что сведения о доминировании того или иного типа отношения в определенных социально-возрастных группах получены в результате экспериментальных исследований (Дерябо, 1995; Ясвин, 1995а). Объектно-прагматическое отношение к природе связано с ее восприятием в качестве источника материальной пользы, поставщика ресурсов, то есть природа воспринимается «как средство». При этом природа выступает для личности в качестве объекта, лишенного самоценности. Человек оказывает на объектно воспринимаемую природу лишь свое одностороннее воздействие, может полностью ею распоряжаться, «покорять» и т.п. Такое отношение свойственно не только «технократам», но также распространено среди лиц с низким уровнем интенсивности субъективного отношения к природе и особенно доминирует в старшем подростковом возрасте. Д.Н.Кавтарадзе (1990) отмечает, что современное экологическое образование пронизано духом прагматизма: в стране насчитывается около 40 учебников по охране природы (для техникумов, институтов, университетов). Но все они рассматривают природные ресурсы: охрану недр, почв, вод, но не природу! Показательно, что термин «охрана природы» постепенно оказался вытесненным понятием «охрана окружающей среды» в смысле «охрана окружающей человека среды», служащей фоном для его деятельности. Субъектно-прагматическое отношение характеризуется тем, что природные объекты могут субъективно восприниматься в качестве своего рода субъектов, партнеров взаимодействия. По отношению к ним возможны процессы эмпатии, идентификации, рефлексии. Однако, основная мотивация взаимодействия с ними носит преимущественно прагматический характер. Например, лошадь в крестьянском хозяйстве часто пользуется настоящей любовью и уважением, но все это происходит на фоне ее прагматического использования. Хозяин может хорошо понимать состояние лошади, но при этом заставлять ее делать то, что нужно ему, используя порой для этого те чувства привязанности и преданности, которые испытывает к нему лошадь, то есть манипулируя ею. Такой тип отношения можно достаточно часто встретить у крестьян, проводников служебных собак, дрессировщиков и т.д. Д.Андреев подчеркивает, что «преобладающий в современности взгляд на животных стал слагаться из двух противоположных начал: утилитарного и эмоционального. При этом животный мир был расчленен на категории в зависимости от того, каково отношение данного вида к человеку. Прежде всего, конечно, животные домашние: за ними ухаживают, иногда даже любят, если коровка заболеет — над ней проливают слезу, но если она перестанет доиться, ее отводят, скорбно вздыхая, в некое место, где любимое животное будет превращено во столько-то пудов мяса. Этим мясом хозяин, с детски невинным самочувствием, будет кормиться сам и кормить свое семейство» (1997, с. 143). Объектно-эстетическое отношение свойственно людям, ориентированным, в первую очередь, на перцептивно-чувственное, эстетическое ее восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природным объектам. Доминирует перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения и эстетический тип экологических установок личности. Это отношение характеризуется особой сензитивностью к «чувственной выразительности природы», способностью «непосредственно постигать объекты на основе своей чувственной эстетической восприимчивости, их объективные материальные признаки (цвет, форма, пропорции, ритмы, размеры, симметрия, динамика, звучание и т.п.)» (Печко, 1991, с. 75). При этом природа остается в образе мира личности в качестве «объекта», который ~ при всей своей привлекательности -- несопоставимо далек от возможности партнерского субъект-субъектного взаимодействия с ним. Такой тип отношения может проявляться у научных работников, художников, цветоводов и особенно доминирует в юношеском возрасте (16—17 лет). Субъектно-эстетическое отношение отличается от предыдущего *па восприятием эстетически переживаемого природного объекта как своего рода субъекта, то есть способностью «вживаться в его методологические основы психологического исследования образ» (Печко, 1991), эмоционально откликаться на его витальные проявления, испытывать к нему эмпатию, симпатию, в конечном итоге в желании взаимодействовать с ним как с партнером, в признании его самоценности и готовности уважать эту самоценность. Такое отношение наиболее выражено у писателей-натуралистов, художников-анималистов. Объектно-познавательное отношение характеризуется доминированием когнитивного компонента отношения к природе и когнитивным типом экологических установок. Природа воспринимается, в первую очередь, как объект изучения, «рационально-сциентистически». При этом для получения соответствующих знаний природный объект может подвергаться деструктивному воздействию, порой жестокому; за ним не признается право на самоценность. Такой тип отношения встречается у ученых-биологов, занимающихся лабораторными исследованиями, весьма распространен среди учителей-естественников. Именно объектно-познавательным духом отношения к природе (наряду с объектно-прагматическим) пронизано школьное биологическое образование. Как пишет известный журналист В.А.Песков: «Природа в школьной программе и поныне представлена "окунями в разрезе", скелетами кроликов и взъерошенными чучелами птиц» («Шаги по росе»). «Беру "Практическое руководство для учителей средней школы", принадлежащее перу некоего Я.А.Цингера и выпущенное Учпедгизом в 1947 г. под заглавием "Простейшие". Раскрываю на стр. 60 и читаю наставление о том, как на уроке естествознания следует ставить опыт по извлечению паразитов грегарин из кишечника мучного червя: "Червя вскрывают со спинной стороны и выделяют участок кишечника. Можно и просто отрезать у червя голову и задний участок и затем пинцетом вытащить кишечник сзади... Содержимое кишечника выдавливают на предметное стекло и, смочив водой, рассматривают при малом увеличении". А что, рвоты у зрителей при этом не случается? уже привыкли? уже научились, с помощью педагога, подавлять в себе ужас и отвращение? уже умеют называть сентиментальностью естественную жалость? Пожалуй, даже "девчонкой" назовут мальчика, у которого при этом дрогнут руки или в глазах появится боль, гадливость и стыд. Переворачиваю две страницы. "Лягушку усыпляют эфиром... Можно и проще: взяв лягушку за задние ноги и держа брюшком кверху, сильно и быстро ударяют головой о выступ стола. Затем лягушку вскрывают с брюшной стороны..." Может быть, действительно, таким способом дети получают наглядное представление о паразитах в кишечнике лягушки; представле- ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ние, конечно, насущно необходимое каждому, без него невозможно жить. Но не менее наглядно демонстрирует педагог, любитель действий "попроще", также и человеческую гнусность» (Андреев, 1997, с. 150). Субъектно-познавателъное отношение отличается от предыдущего направленностью на изучение природы при осознании самоценности и неповторимости каждого природного объекта, признании за ним безоговорочного права на существование, возможности равноправного взаимодействия. Такой тип отношения характерен для многих ученых-зоологов, посвятивших себя этологическим исследованиям. Я.Линблад (1983) пишет о животных как об «индивидуальностях» и «личностях»*;!). Книги Дж.Адамсон, Дж.Гудолл, Дж.Даррелла, К.Лоренца, Ф.Моуэта четко отражают субъектно-познавательное отношение к природе их авторов. Этот тип отношения доминирует в дошкольном и младшем школьном возрасте. Объектно-практическое отношение характеризуется преобладанием практического компонента интенсивности и доминированием практического типа экологических установок. При этом объект природы выступает «как средство» удовлетворения потребности личности в технологической и психологической вооруженности, не являясь сам по себе «целью» контактов с ним. Например, аквариумист путем долгих практических усилий добивается разведения редких, «трудных» рыбок. В результате повышается его самооценка, растет авторитет среди товарищей по увлечению. Самих рыбок он воспринимает объектно: их можно легко продать, «выбраковывать» мальков и т.д.; они представляют ценность только в плане социального престижа. И.В.Кряж (1998) в своем исследовании мотивов поступков людей, направленных на мир природы («купил щегла», «поймал ежа», «завел собаку», «организовал живой уголок»), констатирует: «Налицо сочетание антропоцентризма с потребностью в непосредственных контактах с природой, приводящее к стремлению захватить, "освоить" животных, ввести в повседневную жизнь, по возможности сохранив ее в привычных формах. По сути, иные живые существа воспринимаются в роли средства, позволяющего человеку удовлетворить свои потребности в любви и привязанности. Фактически отсутствует представление о ом, что интерес к животным, желание понять их в полной мере могут реализоваться только в привычной им среде» (с. 69). Субъектно-практическое отношение характеризуется направлен-Ностью практических действий человека непосредственно на при-Р°Дный объект, то есть к нему складывается отношение «как к. Природный объект воспринимается в качестве полноправ- 62 методологические основы психологического исследования ного партнера. Человек становится чувствительным к проявлениям природного объекта, субъективно интерпретирует их как «ответы» на свою активность и в результате рефлексии корректирует ее с учетом «интересов» природного объекта. Такое отношение наиболее типично для настоящих любителей собак, кошек, других комнатных животных и даже растений. Следует отметить, что порой такое отношение складывается только к любимому природному объекту, в то время как отношение к «остальной» природе может носить даже объектно-прагматический характер. Объектно-охранное отношение характеризуется доминированием поступочного компонента интенсивности при объектном восприятии природы. Такое отношение формируется в контексте «дальнего прагматизма»: природа воспринимается как собственность всего человечества, в том числе и будущих поколений, в интересах которых и требуется охрана природных объектов. Именно такой тип отношения к природе традиционно именуется в педагогике «сознательным», «ответственным», «рациональным» и т.д. и провозглашается целью экологического образования. Такое отношение часто встречается у «зеленых» и других активистов природоохранных движений, школьных учителей. Субъектно-этическое отношение характеризуется доминированием поступочного компонента и этических экологических установок личности. В этом случае природа уже не воспринимается как объект одностороннего воздействия человека, за ней психологически признаются качества, свойства субъекта со всеми вытекающими из этого последствиями: контакты между природой и человеком воспринимаются уже именно как <?зяшиодей-ствие; природа, как и любой другой субъект, имеет право на существование «просто так», вне зависимости от «полезности» или «бесполезности» ее для человека; из «ресурсов» она превращается в партнера человека, который из завоевателя и покорителя природного сообщества становится одним из его членов, обладающим такими же правами, как и любой другой. В этом случае сферой этики становятся уже не только отношения между людьми, но и отношения с животными, растениями и целыми экосистемами. Это подразумевает не только наличие определенных обязанностей, связанных с природой, но и того, что можно называть «экологической совестью» — внутреннего психологического механизма сознательной регуляции человеком своего поведения при взаимодействии с природой. отношение к природе как предмет психологического анализа Таким образом, субъективное отношение личности к природе, при котором природа и отдельные ее элементы рассматриваются как субъекты, включаемые личностью в сферу действия этических норм, может быть названо субъектно-этическим. Такой тип отношения провозглашается и пропагандируется философами-гуманистами (Толстой, Ганди, Швейцер, Гачев, Хесле и др.). Субъектно-этический тип свойственен людям с наиболее высоким уровнем интенсивности отношения к природе. Он доминирует в младшем подростковом возрасте — при максимальном в онтогенезе уровне интенсивности этого отношения. Педагогическое развитие субъектно-этического типа отношения личности к природе может рассматриваться в качестве главной цели экологического образования. При этом, безусловно, речь не идет о нереалистичном подходе, когда субъектно-этическое отношение к природе должно стать абсолютом и оказаться препятствием для необходимой хозяйственной деятельности людей (как это имеет место в некоторых религиозно-философских течениях). Относительность роли субъектно-этического отношения человека к миру природы точно показана М. С. Каганом: «Конечно, и для удовлетворения наших практических нужд, и для целей естественно-научного познания природа остается — и всегда будет — объектом деятельности человека. Этот объект здравый смысл заставляет отличать от наделенного духовным содержанием человеческого бытия, и потому наивным было бы стремление вытеснить нравственно-эстетическим отношением к природе ее научное изучение и техническое преобразование. Очевидно, речь должна идти о необходимости дополнения — именно по законам "принципа дополнительности" Н.Бора — объектного восприятия природы ее субъективированием и общением с нею в тех жизненных обстоятельствах, которые позволяют это делать, то есть за пределами науки и материального производства» (1988, с. 230). Еще раз подчеркнем динамичность субъективного отношения к природе. Отношение одного и того же человека к одному и тому же существу может значительно изменяться даже в течение краткого промежутка времени, например в течение дня. Однако в целом можно говорить о доминирующем определенном типе отношения, который наиболее устойчив по сравнению с ситу-ативными проявлениями других типов отношения. Доминирующий тип субъективного отношения к природе чожет быть установлен в результате использования разработанного нами «комплекса методик экологической психодиагностики» (Дерябо, Ясвин, 1994, 1995). глава III. конструирование методик ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ* В данной главе будет приведен сконструированный нами в? 1990 году комплекс методик «экологической психодиагностики», с помощью которого может быть как установлен тип субъек-1 тивного отношения к природе, так и получен ряд других! показателей, характеризующих это отношение. Мы представляем здесь теоретические конструкты наших методик и показываем путь подбора соответствующего стимульного материала. 3.1. методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил» структура методики Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе | непрагматической модальности и его структуры. Под интенсивно-1 стью отношения понимается его структурно-динамическая харак-: теристика, показывающая, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение. Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих четырем теоретически выделенным компонентам интенсивности: | перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому й| поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. * Описание методик дается по тексту книги: С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин- Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994, с любезного] согласия уважаемого соавтора. конструирование методик психологической диагностики... Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику степени изменений в системе аффективно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального характера, обусловленных отношением к природе, которые проявляются на уровне эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно-выразительным элементам, стремлении их «получать» — своеобразном «сенсорно-эстетическом голоде», свободе от неадекватных социальных эстетических стереотипов, отзывчивости на витальные проявления природных объектов, реализующейся через эмпатию и идентификацию и т.д. Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с объектами природы, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах, в особой «информационной сензитивности» к ним. Практическая шкала (Пк) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности практической деятельности с природными объектами, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами. Поступочная шкала (Пс) направлена на диагностику изменений в поступках личности, обусловленных отношением к природе, проявляющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением. Дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ) направлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы. Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по принципу «да—нет»), всего — 50 пунктов. При составлении матрицы-спецификации методики закладывались пункты, диагностирующие отношения к трем условным ассам природных объектов: животным, растениям и биоце-°зам (болото, лес, луг и т.п.), для обеспечения содержательной ^идности. Таким образом, испытуемый, имеющий высокую генсивность отношения, например, только к животным, но Дающий растений, не может'получить максимальные баллы, как его отношение к природе в целом действительно не доста-Чн° сформировано. методологические основы психологического исследования конструирование методик психологической диагностики...
В своем анализе активности как функции всевозрастающей сложности организации ее материальных носителей С.Д.Смирнов отмечает, что «важнейшим направлением прогрессивного изменения активности является переход от процессов адаптивного, приспособительного плана к процессам преобразования и активного конструирования внешних условий существования системы, стремящейся сохранить и развить свою внутреннюю определенность» (1985, с. 30). В соответствии с этим когнитивная и практическая шкалы включают по 5 пунктов, отражающих ситуации адаптивного, приспособительного характера, т.е. связанные с деятельностью, задаваемой другими людьми или обстоятельствами (более низкий уровень), и по 5 пунктов, отражающих процессы преобразования и активного конструирования внешних условий, связанных с деятельностью, организованной личностью самостоятельно (более высокий уровень). В поступочной шкале было сделано разграничение пунктов по активности, направленной на сами объекты природы, и активности, направленной на людей, взаимодействующих с природой. Предполагалось также, что это две качественно различающиеся между собой ситуации и, соответственно, они должны быть равным образом представлены в методике (каждая по 5 пунктов). При этом считалось, что активность, направленная на людей, является более «трудной», поэтому испытуемые, набравшие большое количество пунктов данного типа, должны иметь и достаточно высокие показатели по пунктам, связанным с активностью, направленной на сами объекты природы. Отметим, что поступочная шкала в этом отношении принципиально отличается от когнитивной и практической: любой поступок по определению является «деятельностью, организованной самостоятельно», но отличается по своему объекту, а практическая и когнитивная шкалы характеризуют деятельность, которая может быть одного или второго типа, но объектом ее всегда служит какой-либо природный объект. разработка пунктов Поскольку опросник «Натурафил» предназначался для диагностики интенсивности субъективного отношения к природе именно непрагматической модальности, то главным требованием при построении пунктов была необходимость задавать ситуации, в которых взаимодействие с природными объектами носит явно непрагматический характер. Это касается всех четырех основных шкал. Для каждой шкалы в отдельности были разработаны свои частные принципы. В результате серии пилотажных исследований мы пришли к выводу, что для перцептивно-аффективной шкалы наиболее оптимален принцип построения пунктов на основе «борьбы с отрицательными стереотипами», поскольку очень большую роль играет социальная нежелательность отрицательных ответов. Например, пункт «Вам нравится любоваться цветами?» не может быть валидным, потому что стереотипно провоцирует утвердительный ответ. Поэтому испытуемым предлагались формулировки, содержащие определенные отрицательные стереотипы, стимулирующие положительный ответ, который интерпретировался как отсутствие сформированности перцептивно-аффективного компонента. Приведем пример из окончательного варианта методики: «Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?». Такая постановка вопроса провоцирует дать ответ «да», соответствующий стереотипу, но свидетельствующий о низком уровне развития непрагматического отношения к животному: в этом случае тигр выступает лишь как средство развлечения людей. В таком варианте ответ «нет» свидетельствует о преодолении этого стереотипа, определенной эмпатии к животному — следовательно, в соответствии с теоретическим конструктом, о более высоком уровне развития перцептивно-аффективного компонента отношения. Для когнитивной шкалы были выработаны несколько принципов. Во-первых, это могут быть прямые вопросы типа «Вы испытываете потребность к поиску новых знаний о природе?» (отметим, что их должно быть меньшинство, так как их «открытость» может привести к искажению результатов). Во-вторых, можно использовать вопросы, диагностирующие определенные установки на получение информации о природных объектах: «Если по телевизору началась передача или фильм о животных, то Вы скорее всего переключите телевизор на другую программу?» («результативным» считается отрицательный ответ). В-третьих, это могут быть вопросы, связанные с тем или иным ^ведением, демонстрирующим стремление испытуемого полу- ать информацию о природных объектах: «Вам приходилось пере- сываться со специалистами-биологами или задавать вопросы Редакциям научных журналов?» Для практической шкалы такими принципами могут быть, во-пункты, свидетельствующие о наличие определенной тех- 68 методологические основы психологического исследования нологической и психологической вооруженности, являющейся следствием непрагматического практического взаимодействия с объектами природы: «Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?» — положительный ответ «нерезультативен», так как свидетельствует как раз об отсутствии такой вооруженности. Как вариант может использоваться пункт, выявляющий определенные факты в жизни испытуемого, свидетельствующие о наличии у него технологической и психологической вооруженности: «Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?» — в этой ситуации человек приобретает очень важный и ничем незаменимый психологический опыт взаимодействия с природой. Во-вторых, могут, также как и в когнитивной шкале, использоваться пункты, выявляющие определенное поведение испытуемого, свидетельствующее о сформированности у него потребности в непрагматическом практическом взаимодействии с природными объектами: «Вы специально покупаете комнатные растения, чтобы ухаживать за ними?». Для поступочной шкалы могут использоваться, во-первых, пункты, моделирующие определенное поведение испытуемого: «Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?» («результативен» отрицательный ответ). Во-вторых, пункты, основанные на фактах из жизни испытуемого, свидетельствующих о наличии у него сформированности поступочного компонента отношения: «Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?» Отметим, что в случае моделирования важно использовать формулировки, провоцирующие «нерезультативный» ответ, поскольку может играть определенную роль непроизвольное желание фальсифицировать «Я-образ» или же выстроить более благоприятную для себя «Я-концепцию». В пунктах, связанных с фактами из жизни испытуемых, такая опасность значительно ниже: во-первых, методика, в основном, разрабатывалась для групповой анонимной формы проведения (при индивидуальной же есть возможность установить доверительные отношения с испытуемым), а во-вторых, ситуация диагностики отношения к природе, как показали пилотажные исследования, не является ситуацией экспертизы, т.е. особо значимой, — преднамеренная фальсификация маловероятна. конструирование методик психологической диагностики... Для шкалы натуралистической эрудиции должны использоваться пункты, ответы на которые требуют наличия у испытуемого таких знаний, которые общедоступны (но это не значит -общеизвестны!), не требуют специальной биологической подготовки. В то же время при составлении этой шкалы мы исходили из стремления получить определенный инструмент для исследования взаимосвязи между тем, что называют «экологической эрудированностью» и «экологической воспитанностью». Экологическая эрудированность представляет собой совокупность сведений об объектах природы, в том числе специфических — знаний об экологических процессах (о функционировании экосистем, роли антропогенного фактора и т.д.). Экологическая воспитанность, на наш взгляд, представляет собой экологически целесообразное поведение в ситуациях взаимодействия с природными объектами, которое обусловливается тем или иным отношением к ним. В соответствии с этим, для шкалы натуралистической эрудиции отбирались пункты на основе двух принципов: во-первых, они должны характеризовать высокий уровень экологической эрудированности - - испытуемые с широкой эрудицией должны с легкостью давать на них правильные ответы, люди с низкой эрудицией должны затрудняться это сделать, а во-вторых, вопросы должны быть общедоступны, не требовать специальных знаний, которые можно приобрести только при профессиональном взаимодействии с природой (поэтому была исключена возможность задавать вопросы по экологическим процессам и т.п.). В связи с этим шкала натуралистической эрудиции ни в коей мере не может служить средством измерения биологических знаний в целом: результаты по ней необязательно должны совпадать, например, со школьными оценками. психометрические характеристики Ретестовая надежность методики — по параметру интенсивности — на интервале в 2 недели по критерию Пирсона для испытуемых 14-15 лет (п=172) равна 0.829. Надежность — как внутренняя согласованность по методу Кью-^ера-Ричардсона на выборке, состоящей из разных социально-возрастных групп (п=719) равна 0.693. Валидностъ по содержанию обеспечивалась при составлении Матрицы-спецификации. методологические основы психологического исследования конструирование методик психологической диагностики...
Критериальная валидностъ проверялась методом контрастных групп. «Валидация методом контрастных групп обычно влечет за собой сложный критерий, в котором отражены накапливающиеся и неконтролируемые избирательные влияния повседневной жизни. Такой критерий в конечном итоге связан с принадлежностью или непринадлежностью индивида к определенной группе» (Анастази, 1982, с. 134). В качестве таких контрастных групп были отобраны по 50 школьников разного возраста. В одну группу вошли испытуемые, глубоко увлеченные природой, занимающиеся в различных кружках, секциях, организации «зеленых», принимающие участие в работе муниципального зоопарка и т.п., а во вторую — те, в беседах с которыми был установлен низкий уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности. Коэффициент корреляции с критерием по параметру интенсивности отношения к природе методом контрастных групп окончательного варианта методики равен 0.560. Конструктная валидностъ методики определялась на основе внутренней согласованности на выборке в 757 человек. Каждый пункт коррелировался с результатами по шкале и с итоговым баллом по параметру интенсивности. На основе полученных корреляций были отобраны 50 пунктов окончательного варианта методики, которые показали наилучшую согласованность. Проведенный корреляционный анализ показал, что все шкалы опросника «Натурафил» хорошо согласованы с итоговым показателем по параметру интенсивности: коэффициент корреляции для перцептивно-аффективной шкалы равен 0.626, для когнитивной — 0.691, для практической — 0.864, для поступочной — 0.758. Дополнительно был проведен анализ внутренней согласованности методом контрастных групп. В них вошли по 20 испытуемых, отобранных случайным образом из тех, чей показатель по параметру интенсивности отклонялся от среднего больше, чем на одно стандартное отклонение — по 16 «верхних» и «нижних» процента выборки. Для всех шкал и всех пунктов получены значимые различия как минимум при р<0.01. Пункты методики и ее шкалы обладают хорошей дискриминативностью. процедура проведения Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе, в первую очередь у школьников и учащихся ПТУ 10—17 лет, поскольку нормы разработаны именно для этой категории испытуемых. Методика проводится в устной ^ли письменной форме, испытуемые на специальном бланке отмечают свои ответы. Возможен индивидуальный и групповой вариант проведения. Испытуемым раздаются бланки следующего образца. БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ 1. 6. 11. 16. 21. 26. 31. 36. 41. 46. 2. 7. 12. 17. 22. 27. 32. 37. 42. 47. 3. 8. 13. 18. 23. 28. 33. 38. 43. 48. 4. 9. 14. 19. 24. 29. 34. 39. 44. 49. 5. 10. 15. 20. 25. 30. 35. 40. 45. 50. Зачитывается инструкция: «Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные "*" можно отвечать "не знаю"). Отвечать на вопросы следует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор. В данной методике нет "хороших" и "плохих" ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе "да" на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса, при ответе "нет" - "-", "не знаю" - "н"». При проведении методики «на слух» вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3—5 секунд. Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов — около 25—30 минут. методики: радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?
ли, что, придя к кому-то в гости и увидев там библиотеч-ку> Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой? Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи? методологические основы психологического исследования конструирование методик психологической диагностики...
4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана? *5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою? 6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение? 7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать, 8. Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними? 9. Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому *10. Алоэ относится к кактусам? 11. Мох на деревьях портит их внешний вид? 12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого рас 13. Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они будут 14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути *15. Семена ели созревают осенью? 16. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного тара 17. Вам приходилось переписываться со специалистами-биолога 18. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природой? 19. Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого- *20. Окунь — это хищная рыба? 21. Вы считаете крыс противными? 22. Если началась передача или фильм о животных, то Вы, ско 23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или дру 24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?
26. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке? 27. Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку собак, 28. Вам приходилось получать потомство от Ваших животных? 29. Вам случалось по собственному желанию делать заметки о *30. Спаниель — это служебная собака? 31. Вы считаете крапиву неприятным растением? 32. Вы находите интересным послушать сообщения знатоков при 33. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста 34. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с
36. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бро 37. Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о при 38. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить бота 39. Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы? "41. Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным кваканье лягушек на болоте? 42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую оче 43. Вы согласны часами проводить время с человеком, который 44. Вы участвуете в работе экологических групп, движении «зеле *45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться? 46. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки? 47. Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую 48. Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попу »9. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести УЩерб природе? 50. Белый медведь охотится на пингвинов? обработка и интерпретация результатов Результаты методики обрабатываются с помощью специаль-*°го ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, ко- методологические основы психологического исследования конструирование методик психологической диагностики...
торый совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным».) КЛЮЧ ОПРОСНИКА «НАТУРАФИЛ» Растения Животные Природа
Показатель параметра интенсивности, полученный путем суммирования результатов по четырем основным шкалам, переводится в стандартную Т-шкалу с М=50 и 8=10 с помощью таб. 3. Таблица 3. Таблица перевода баллов интенсивности опросника «Натурафил» в Т-шкалу *
Интенсивность отношения = ПА + К + Пк + Пс; Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая строка — перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая — когнитивная (К), третья — практическая (Пк), четвертая — поступочная (Пс), пятая — дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ). Параметр интенсивности субъективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем основным шкалам. Результаты по каждой шкале (от 0 до 10 баллов) переводятся в стандартную шкалу станайнов сМ = 5и8 = 2с помощью Таб. 2. Таблица 2. Таблица перевода баллов по шкалам опросника «Натурафил» в станайны*
Выборка: четыре группы школьников — 10—11 лет, 12—13 лет, 14— 15 лет и 16—17 лет — по 50 человек. Всего — 200 человек. * Выборка: школьники 10—17 лет—1007 человек, интервал равнозначности 2 балла. Результаты, полученные по стандартным шкалам, являются окончательными данными исследования. Отметим, что использование таблиц перевода в стандартные оценки позволяет рассматривать результат испытуемого по отношению к популяции школьников 10—17 лет и определить его положение по сравнению со средним показателем для школьников (таб. 4). Таблица 4. Интерпретация показателей интенсивности отношения к природе
76 методологические основы психологического исследования Кроме того, с помощью методики «Натурафил» можно получить еще целый рад дополнительных показателей. Когерентность по интенсивности — показатель того, насколько согласовано субъективное отношение к природе по сферам своего проявления. Этот показатель приблизительно можно высчитать, определив разницу между максимальным и минимальным результатом по четырем основным шкалам (после переведения в станайны). Все остальные показатели, которые будут описаны, лишь приблизительно характеризуют диагностируемые явления: для точного измерения необходимы специальные методики. 1) Когерентность по широте показывает, насколько согласо Для определения этого показателя необходимо подсчитать количество ответов испытуемого, совпадающих с ключом, в трех блоках (по 10 пунктов), обведенных рамками: «Растения», «Животные» и «Природа». В них входят ключевые вопросы, диагностирующие отношение к трем группам объектов природы: растениям; животным; биоценозам и «природе в целом». Когерентность по широте — это разница между максимальным и минимальным результатом в этих трех блоках. Анализ результатов по трем блоками позволяет сделать предварительное суждение о том, по отношению к каким группам объектов интенсивность больше, а по отношению к каким -меньше. 2) Обобщенность. Разница между средним результатом по бло 3) Характер активности личности, обусловленный ее субъек конструирование методик психологической диагностики... 77 Для того чтобы определить степень выраженности ситуативной активности в познавательной и практической сферах, необходимо суммировать количество ответов, совпадающих с ключом, в нечетных столбиках второй и третьей строки, т.е. в вопросах №№ 2, 3, 12, 13, 22, 23, 32, 33, 42, 43. Для того чтобы определить степень выраженности надситуа-тивной активности в познавательной и практической сферах, необходимо суммировать количество ответов, совпадающих с ключом в четных столбиках второй и третьей строки, т.е. в вопросах №№ 7, 8, 17, 18, 27, 28, 37, 38, 47, 48. Для того чтобы определить степень выраженности активности, направленной на изменение окружения (поступочный компонент), связанной непосредственно с объектами природы, необходимо подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом, в нечетных столбиках четвертой строки, т.е. в вопросах №№ 4, 14, 24, 34, 44. Для того чтобы определить степень выраженности активности, направленной на изменение окружения (поступочный компонент), связанной с людьми, взаимодействующими с природой, необходимо подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом, в четных столбиках четвертой строки, т.е. в вопросах №№ 9, 19, 29, 39, 49. Качественный анализ этих показателей может дать дополнительную информацию о структуре параметра интенсивности субъективного отношения к природе у данного испытуемого. 3.2. методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе «доминанта» Экспресс-методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе базируется на классификации отношений личности, разработанной А.Ф.Лазурским и С.Л.Франком (1912). Как уже говорилось, ими выделялось 15 групп отношений к различным объектам (явлениям природы, общества, к себе и т.д.). поскольку методика предназначена, в первую очередь, для диаг->стики доминантности отношения именно к природе, то с целью упрощения процедуры тестирования эти группы были )&ьединены в девять категорий: материальные ценности, приро-1> окружающие люди, секс, государство, труд, нравственность, *аУка и искусство, я сам. методологические основы психологического исследования Методика проводится в письменной форме на специальном бланке, возможен индивидуальный и коллективный вариант проведения. Она может применяться в основном варианте (одна серия) с испытуемыми в возрасте с 10—11 лет и в модифицированном (три серии) — с 13—14 лет. Время проведения не ограничено. ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ Испытуемому предлагается выбрать три «наиболее важных» и три «наименее важных» для него понятия из предлагаемого списка. Им присваиваются соответственно ранги 1, 2, 3 и 9, 8, 7; трем невыбранным — средний ранг 5. Такая процедура ранжирования существенно облегчает задачу испытуемым и, в целом, повышает валидность методики, поскольку именно эти три противоположные позиции наиболее значимы и достаточно четко дифференцируются личностью в отличие от средних. Ранг, полученный понятием «природа», позволяет вынести предварительное суждение о доминантности отношения к ней. В методике сохранена формулировка А.Ф.Лазурского — «природа и животные»: как подтвердили пилотажные исследования, она оказалась наиболее оптимальной. модифицированный вариант В этом случае испытуемому предлагается выбрать три «наиболее важных» и три «наименее важных» понятия: 1) в эмоциональном плане, 2) в плане получения информации, 3) в плане практических занятий. Как показывает опыт, испытуемые достаточно хорошо разводят эти три сферы и результаты доминантности отношения к природе по этим трем аспектам могут существенно отличаться друг от друга. проведение и интерпретация Инструкция: «Выразите степень значимости (важности) для Вас предложенных понятий в эмоциональном плане, в плане получения информации и в плане практических занятий. Для этого выберите три наиболее важных и три наименее важных понятия из предлагаемого списка». конструирование методик психологической диагностики,..____________ 79 В эмоциональном плане 1. 1. 2. 2. 3. 3. В плане получения информации наиболее важные наименее важные 1. 1. 2. 2. 3. 3. В плане практических занятий 1. 1. 2. 2. 3. 3. Date: 2015-07-01; view: 603; Нарушение авторских прав |