Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОЗНАНИЯ. В психологии экологического сознания выделяются следующие основные проблемы (Дерябо, Ясвин, 1996):
В психологии экологического сознания выделяются следующие основные проблемы (Дерябо, Ясвин, 1996): 1) Анализ развития экологического сознания в процессе социоге-неза. Проводится анализ экологического сознания в различные эпохи: рассматривается свойственная им специфика представле- * Речь идет об известной картине К.Хокусаи «В морских волнах У Канагава (Большая Волна)». ЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА отношения, стратегий и технологий взаимодействия с при-той Определяются основные тенденции развития, выявляются!условливающие их экономические, культурные, политические и иные факторы (см.часть III). При решении этой проблемы психология экологического сознания опирается на результаты исследований, полученные в рамках таких наук, как философия, культурология, история, социология, политология, а также различных отраслей психологической науки: исторической и социальной психологии, этнопсихологии и др. 2) Разработка типологии экологического сознания. В соответствии При решении этой проблемы используются результаты исследований по культурологии и социальной экологии, а также психологии личности и др. 3) Анализ развития экологического сознания в процессе онтоге процессе онтогенеза, рассматривается его специфика на каж- .ом возрастном этапе, создается его периодизация. Исследуются эзрастные особенности мотивации выбора тех или иных страте- и и соответствующих им технологий в контексте общего психи- ;ского и личностного развития (см. часть IV). и решении этой проблемы используются методы, разрабо-- в психодиагностике; результаты исследований по педаго-> а также возрастной и педагогической психологии и др. 3 механизм°в развития и функционирования экологичес- ънания. Рассматриваются механизмы развития экологичес- методологические основы психологического исследования ких представлений, их роль в регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом. Исследуются пути и механизмы развития субъективного отношения к природе, роль в этом процессе характера стимулов, получаемых человеком от природных объектов, имеющихся у него экологических установок, действия различных перцептивных феноменов (идентификации, эмпатии по отношению к природным объектам и т.д.), исследуется возможность, условия и механизмы ] восприятия природных объектов в качестве субъектов, их влияния на личность в ситуациях реального и идеального взаимодействия. Анализируются мотивация экологического поведения, факторы, определяющие выбор той или иной стратегии взаимодействия | с природой, механизмы освоения личностью различных техноло-1 гий взаимодействия с природой (см. часть V). При решении этой проблемы используются данные педагоги-1 ки, семиотики, этологии, кибернетики, а также психологии восприятия, психосемантики, этнопсихологии, сравнительной психологии и др. 5) Анализ индивидуальной и групповой специфики экологического При решения этой проблемы используются методы, разработанные в психодиагностике; результаты исследований по социологии, а также дифференциальной и социальной психологии и др. 6) Разработка принципов и методов диагностики экологичес ЪгПЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА_________________ 29 атегий и технологий взаимодействия с ней (см. глава II, па-р!граф 2 и глава Ш). При решении этой проблемы используются положения, сформулированные в статистике, а также принципы и методы, разработанные в психодиагностике. 7) Исследование психологических функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы, влияние такого взаимодействия на развитие личности; разработка на этой основе методов психокоррекционной и психотерапевтической работы и т.д. (см. глава XII). При решении этой проблемы используются результаты исследований по физиологии, педагогике, социологии, а также положения возрастной и социальной психологии, психологии личности, психологии окружающей среды, медицинской психологии и психотерапии и др. Основные проблемы психологии экологического сознания, а также связи этой науки с другими отраслями знания показаны на рисунке 3. Задачи, сформулированные для «экологической психологии» в упоминавшейся словарной статье (Психология. Словарь, 1990), по существу, служат задачами также и психологии экологического сознания: 1) исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия среды (мира природы); 2) выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков людей, как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде (миру природы), так и стремящихся любыми способами, в том числе и неадекватными, воспрепятствовать этому; 3) анализ психологических последствий экологического кризиса; 4) разработка психологических основ экологической пропаганды.
Таким образом, главной задачей психологии экологического 'Знания, как науки, методологически ориентированной на психо-*°го-педагогическую стратегию преодоления экологического кризи- вляется разработка системной модели процесса развития ндивидуального экологического сознания, с учетом всего много-Разия факторов, оказывающих влияние на этот процесс. модель, в свою очередь, должна послужить своего рода на» ологической матрицей», на которую может быть «наложе-гветствующая «педагогическая калька», представляющая Раз 1сихологически обоснованную педагогическую технологию •ития экологического сознания. методологические основы психологического исследования 1 о логический кризис и психологическая наука В заключение краткой методологической характеристики пси-ии экологического сознания отметим, что поскольку разли-°между «природной средой» и «миром природы» лежит не в Сскости объективных связей, а в их субъективной трактовке, то Ю альной Пр0блемой исследований становится анализ такой ^дструктуры экологического сознания, как субъективное отно-дание личности к природе, чему, собственно, и посвящена данная книга. ПТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Б Г Ананьев (1980), Б.Ф.Ломов (1984) и др. По мнению Б.Ф.Ло-?ова, эффективность воспитательной деятельности характеризу-я именно тем, в какой мере она обеспечивает формирование и азвитие субъективных отношений личности. глава II. отношение к природе как предмет Date: 2015-07-01; view: 429; Нарушение авторских прав |