Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические занятия





№ темы Тема занятия Содержание занятия  
  Введение. Рецепт. Твердые лекарственные формы. ЦЕЛЬ - иметь представление о врачебной рецептуре, как важном разделе фармакологии, изучающем способы изготовления и выписывания лекарственных средств в разных лекарственных формах. Знать: основные термины для введения в фармакологию и рецептуру; структуру рецепта, правила выписывания, рецептурные бланки; виды рецептурных прописей; классификацию лекарственных форм; основные характеристики твердых лекарственных форм, их преимущества и недостатки, способы получения и упаковки. Уметь: выписывать рецепты на твердые лекарственные формы. СОДЕРЖАНИЕ. Фармакологические термины: лекарственное вещество, лекарственная форма, лекарственное средство, МНН, торговое название, оригинальный препарат, дженерик, фармакопейная статья, изготовление лекарственных средств химико-фармацевтической промышленностью, Государственная фармакопея, разовая доза, суточная доза. Врачебный рецепт: структура, правила оформления, виды рецептурных бланков. Классификация лекарственных форм. Таблетки, драже, капсулы, порошки. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах. Необходимость создания специальных лекарственных форм для детей с учетом психофизиологических особенностей детского организма и перорального пути введения (с улучшенным вкусом, приятным запахом, красивым оформлением и т.д.). Порошки, как основная твердая лекарственная форма у детей до 2 лет. Новые лекарственные формы (гранулированные) для детей дошкольного возраста.  
  Мягкие лекарственные формы. Жидкие лекарственные формы. ЦЕЛЬ - иметь представление о врачебной рецептуре, как важном разделе фармакологии, изучающем способы изготовления и выписывания лекарственных средств в разных лекарственных формах. Знать: основные характеристики мягких и жидких лекарственных форм, их преимущества и недостатки, способы получения и упаковки. Уметь: выписывать рецепты на мягкие и жидкие лекарственные формы.   СОДЕРЖАНИЕ. Мази. Общая характеристика. Способы приготовления и отпуска магистральных и официнальных мазей, правила выписывания в рецептах. Пасты, суппозитории. Общая характеристика. Формообразующие вещества, особенности приготовления, правила выписывания в рецептах. Общее представление о пластырях. Растворы, суспензии составные части, растворители, способы применения растворов, правила выписывания. Галеновы и новогаленовы препараты, методы их биологической стандартизации, правила выписывания. Особенности приготовления настоев и отваров, применение, правила выписывания. Особенности настоек и экстрактов, методы приготовления, различия экстрактов по консистенции, правила выписывания. Эмульсии, правила выписывания. Линименты, отличие от мазей, формообразующие вещества, правила выписывания. Прописи мазей и паст с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей кожи. Применение суппозиториев в педиатрии. Особенности жидких лекарственных форм для детей: подбор специальных вспомогательных и корригирующих веществ, маскирующих неприятный запах и вкус.  
  Жидкие лекарственные формы (продолжение). Лекарственные формы для инъекций. Разные лекарственные формы. ЦЕЛЬ - иметь представление о врачебной рецептуре, как важном разделе фармакологии, изучающем способы изготовления и выписывания лекарственных средств в разных лекарственных формах. Знать: основные характеристики жидких лекарственных форм и лекарственных форм для инъекций, их преимущества и недостатки, способы получения и упаковки. Уметь: выписывать рецепты на жидкие лекарственные формы и лекарственные формы для инъекций. СОДЕРЖАНИЕ. Микстуры. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах. Лекарственные формы для инъекций. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах. Аэрозоли. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах. Новые лекарственные формы: лекарственные формы для ингаляций, лекарственные формы с контролируемым высвобождением. Рассмотреть применение жидких лекарственных форм и лекарственных форм для инъекций в педиатрии.  
  Заключительное занятие по теме «Общая рецептура». Письменная контрольная работа.  
  Общая фармакология. Фармакокинетика лекарственных средств. ЦЕЛЬ - иметь представление об общей фармакологии, ее закономерностях и значении для дальнейшего изучения частной фармакологии лекарственных средств; Знать: - определение понятий фармакокинетики и фармакодинамики, - энтеральные и парентеральные пути введения лекарственных средств, особенности всасывания, распределения, биотрансформации, экскреции, - факторы (внутренние и внешние), влияющие на всасывание, распределение, метаболизм и выведение лекарственных веществ из организма, - фармакокинетические показатели: объем распределения (Vd), константа скорости элиминации (Kelim), период полуэлиминации (полужизни) (t1/2), клиренс (Cl), равновесная концентрация (Css), биодоступность (F), значение этих показателей. Уметь - правильно выбрать путь введения лекарственных средств, - оценить возможные индивидуальные изменения фармакокинетических параметров в зависимости от пола, возраста, сопутствующих заболеваний и др. СОДЕРЖАНИЕ. Пути введения лекарственных средств в организм, преимущества и недостатки разных путей введения, выбор пути введения ЛС в зависимости от клинической ситуации. Всасывание лекарственных веществ при разных путях введения. Основные механизмы всасывания. Значение фармакохимических свойств лекарственных веществ для их прохождения через биологические мембраны. Факторы, влияющие на всасывание веществ. Понятие о биодоступности ЛС. Понятие о пресистемной элиминации и энтерогепатической циркуляции ЛС. Распределение ЛС в организме, факторы, влияющие на распределение лекарственных веществ. Объем распределения. Депонирование. Превращение лекарственных веществ в организме. Основные виды биотрансформации лекарственных веществ в организме. Фазы и реакции метаболизма. Значение микросомальных ферментов печени. Влияние индукторов и ингибиторов микросомальных ферментов печени. Влияние генетических факторов на биотрансформацию лекарственных веществ. Понятие о фармакогенетике. Основные пути экскреции лекарственных веществ из организма. Механизмы почечной экскреции. Основные фармакокинетические показатели: объем распределения (Vd), константа скорости элиминации (Kelim), период полуэлиминации (полужизни) (t1/2), клиренс (Cl), равновесная концентрация (Css), биодоступность (F), значение этих показателей, методы вычисления. Понятие о метаболическом и экскреторном клиренсе веществ. Значение фармакокинетических исследований в разработке оптимального режима дозирования лекарственных средств. Рассмотреть особенности детского организма, возможные изменения фармакокинетики лекарственных средств в зависимости от возраста ребенка.  
  Общая фармакология. Фармакодинамика лекарственных средств. ЦЕЛЬ – знание основных закономерностей воздействия лекарственных веществ на организм, качественных и количественных изменений, наступающих при этом в организме. Знать: определение понятия фармакодинамика и основные фармакодинамические понятия. Уметь: выбрать оптимальный режим введения лекарственных веществ в организм, предположить, какие могут возникнуть реакции при повторном введении лекарственных веществ, охарактеризовать явления, возникающие при комбинированном применении лекарственных препаратов. СОДЕРЖАНИЕ. Определение понятия «фармакодинамика». Определение понятий «фармакологический эффект», «тип действия», «вид действия». Термин «механизм действия». Основные «мишени» для лекарственных веществ. Понятие о рецепторе, трансдукторе, эффекторе, вторичных посредниках (мессенджерах). Понятие об аффинитете и внутренней активности, агонистах и антагонистах. Типы рецепторов, их функционирование. Понятие «фармакологическая реакция». Этапы развития фармакологической реакции. Виды действия ЛС. Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику. Зависимость фармакологического эффекта от особенностей организма, свойств лекарственных веществ (химическая структура, стереоизомерия, липофильность, полярность, степень диссоциации), факторов внешней среды. Роль возраста и пола. Понятие о фармакогенетике и хронофармакологии. Дозирование лекарственных веществ. Виды доз: терапевтические токсические дозы; средняя и высшая разовая, суточная, курсовая доза. Терапевтический диапазон. Особенности действии лекарств при повторном применении. Кумуляция, ее виды. Привыкание (толерантность), тахифилаксия. Лекарственная зависимость (психическая и физическая). Медицинские и социальные аспекты наркомании. Побочное и токсическое действие ЛС. Виды побочного действия – побочные эффекты неаллергической и аллергической природы. Токсическое действие ЛС. Сущность синдрома отмены. Определение терминов: тератогенное действие, эбриотоксическое, фетотоксическое, канцерогенное, мутагенное. Значение генетических факторов в развитии побочных эффектов. Идиосинкразия. Взаимодействие ЛС, его виды. Рациональные и нерациональные комбинации лекарственных средств. Рассмотреть особенности детского организма.  
  Холиномиметические и антихолинэстеразные средства. ЦЕЛЬ - иметь представление об М- и Н-холиномиметиках, антихолинэстеразных средствах. Знать: механизм передачи нервных импульсов в области окончаний эфферентных нервных волокон, медиаторы, локализацию М- и Н-холинорецепторов в организме, их функциональное значение, классификацию фармакологических средств, влияющих на холинорецепторы, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы, медиаторы, рецепторы. Строение холинергического синапса. Обмен ацетилхолина и механизм передачи нервных импульсов в холинергических синапсах. «М» и «Н»-холинорецепторы: локализация, влияние ацетилхолина на все виды и подгруппы холинорецепторов, классификация средств, возбуждающих «М» и «Н»-холинорецепторы. Эффекты ацетилхолина, связанные с возбуждением основных подтипов специфических рецепторов. Основные эффекты, наблюдаемые при применении М- и Н-холиномиметиков, М - холиномиметиков, Н-холиномиметиков и антихолинэстеразных средств. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, симптомы передозировки (отравления) и меры помощи. Влияние М-холиномиметиков на глаз, гладкие мышцы внутренних органов, секрецию желез, сердечно-сосудистую систему. Эффекты, связанные с влияние на Н-холинорецепторы синокаротидной зоны, вегетативных ганглиев, и хромаффинных клеток мозгового вещества надпочечников. Токсическое действие никотина. Применение Н-холиномиметиков для отказа от курения. Карбахолин, фармакологические свойства и применение. Антихолинэстеразные средства. Механизм действия, основные эффекты. Сравнительная характеристика препаратов. Применение. Особенности действия ФОС. Побочное и токсическое действие антихолинэстеразных средств. Меры помощи. Реактиваторы холинэстеразы. Учесть особенности детского организма (в зависимости от возрастного периода) при применении М-холиномиметиков, т.к. токсичность их проявляется в большей степени, чем у взрослых. Антихолинэстеразные средства у детей обладают большей токсичностью, что связано с большим содержанием ацетилхолина в нервных окончаниях и высокой активностью холинэстеразы.  
  Холиноблокирующие средства. ЦЕЛЬ - иметь представление об М-холиноблокаторах, ганглиоблокаторах и курареподобных средствах. Знать: классификацию фармакологических средств, блокирующих холинорецепторы, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Основные эффекты, наблюдаемые при применении М-холиноблокаторов, ганглиоблокаторов и курареподобных средств. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, симптомы передозировки (отравления) и меры помощи. Атропина сульфат, скополамина гидробромид, платифиллин. Влияние на глаз, сердечно-сосудистую систему, гладкие мышцы, экзокринные железы. Действие на ЦНС. применение. Отравление атропином, меры помощи. Свойства и применение пирензепина. Пентамин, гигроний. Основные эффекты, механизм действия. Применение. Побочные эффекты. Курареподобные средства. Тубокирарина хлорид, панкурония бромид, дитилин. Классификация, механизм действия антидеполяризующих и деполяризующих миорелаксантов. Применение. Побочные эффекты. Антагонисты антидеполяризующих средств. Рассмотреть особенности влияния атропина на возрастные группы у детей. Учесть высокую чувствительность к атропину у детей первого полугодия жизни.  
  Адреномиметические и симпатомиметические средства. ЦЕЛЬ - иметь представление об адреномиметических и симпатомиметических средствах. Знать: механизм передачи нервных импульсов в области окончаний адренергических нервных волокон, медиаторы, локализацию альфа- и бета-адренорецепторов в организме, их функциональное значение, классификацию фармакологических средств, влияющих на адренорецепторы, основные эффекты адреномиметиков и симпатомиметиков, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы, медиаторы, рецепторы. Строение адренергического синапса. Обмен катехоламинов и механизм передачи нервных импульсов в адренергических синапсах. Альфа- и бета-адренорецепторы: локализация, влияние норадреналина и адреналина на все виды и подгруппы холинорецепторов, классификация средств, возбуждающих альфа- и бета-адренорецепторы. Основные эффекты, наблюдаемые при применении альфа- и бета-адреномиметиков, альфа-адреномиметиков, бета-адреномиметиков, симпатомиметиков. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, симптомы передозировки и меры помощи. Адреналина гидрохлорид, норадреналина гидротартрат, мезатон, нафтизин, изадрин, сальбутамол, эфедрина гидрохлорид, добутамин. Основные эффекты адреналина (влияние на сердечно-сосудистую системы, обмен веществ), применение. Особенности применения норадреналина. Влияние на тонус сосудов и сердце. Применение. Альфа-адреномиметики. Основные эффекты и применение мезатона. Действие и применение нафтизина. Бета-адреномиметики. Фармакодинамика изабрина. Применение. Фармакологические эффекты и применение селективных β1- и β2-адреномиметиков. Симпатомиметики. Механизм действия эфедрина. Основные эффекты. Применение. Побочные эффекты адреномиметиков. Рассмотреть особенности действия и использования адреномиметиков и симпатомиметиков у детей различных возрастных групп, т.к. у детей до 6-8 лет еще недостаточно совершенны процессы синтеза и депонирования медиаторов, недостаточно развиты рецепторы в сердце и сосудах. Учет этих факторов обязателен и требует коррекции доз.  
  Адреноблокирующие средства. Симпатолитики. ЦЕЛЬ - иметь представление об адреноблокирующих средствах. Знать: классификацию фармакологических средств, блокирующих адренорецепторы, основные эффекты адреноблокаторов, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Фармаколинамика альфа-адрноблокаторов. Основные эффекты, наблюдаемые при применении альфа- и бета-адреноблокаторов (лабеталол), альфа-адренобокаторов (фентоламин, празозин), бета-адреноблокаторов (пропранолол, метопролол, атенолол), симпатолитиков (резерпин). Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, симптомы передозировки и меры помощи. Препараты для лечения глаукомы (тимолол, бетаксолол). Рассмотреть вопросы применения антиадренергических средств с учетом исходного состояния больных детей (для ослабления симпатических влияний на сердце у детей с тетрадой Фалло – β-блокаторы, для подавления чрезмерной возбудимости ЦНС – симпатолитики, α-адреноблокаторы при недержании мочи). Особое внимание уделить противопоказаниям и токсическим влияниям: нарушений общего и полового развития, нарушения ритма кортикостероидов, нарушения эмбриогенеза у беременных, нарушение носового дыхания у новорожденных и т.д.  
  Заключительное занятие по теме «Средства, влияющие на эфферентную иннервацию». Тестовый контроль, письменная контрольная работа.  
  Средства, применяемые при ишемической болезни сердца (недостаточности коронарного кровообращения) ЦЕЛЬ - иметь представление о средствах, применяемых при ишемической болезни сердца. Знать: классификацию фармакологических средств, применяемых при ИБС, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Основные принципы устранения кислородной недостаточности миокарда при стенокардии (снижение потребности в кислороде, повышение доставки). Классификация противоишемических средств. Органические нитраты. Средства, применяемые для купирования приступов стенокардии. Механизм действия нитроглицерина. Препараты нитроглицерина пролонгированного действия и органические нитраты длительного действия. Средства, блокирующие кальциевые каналы L-типа. Активаторы калиевых каналов. β-адреноблокаторы. Брадикардические препараты. Коронарорасширяющие средства миотропного действия Средства, рефлекторного действия, устраняющие коронароспазм. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Принцип действия кардиопротекторов (триметазидин). Основные принципы лекарственной терапии инфаркта миокарда. Применение обезболивающих и противоаритмических средств, средств, нормализующих гемодинамику, антиагрегантов и антикоагулянтов, фибринолитиков.  
  Диуретики. Противоатеросклеротические средства. ЦЕЛЬ - иметь представление о мочегонных и противоатеросклеротических средствах. Знать: классификацию диуретиков и гиполипидемических средств, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Классификация диуретиков. Фуросемид, дихлотиазид, триамтерен, спиронолактон, манит. Тиазидные и тиазидоподобные диуретики; петлевые диуретики; калийсберегающие диуретики; осмотически активные диуретики. Антагонисты альдостерона, влияние на ионный баланс. Принцип действия осмотических диуретиков. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты. Сравнительная характеристика препаратов. Применение мочегонных средств, принципы комбинирования. Противоатеросклеротические средства (ловастатин, холестирамин, гемфиброзил, кислота никотиновая). Классификация гиполипидемических средств. Статины. Производные фиброевой кислоты. Секвестранты желчных кислот. Кислота никотиновая. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Антиоксиданты. Ангиопротекторы (пармидин). Применение противоатеросклеротических средств при разных видах гиперлипопротеинемий. Рассмотерть особенности применения диуретиков в зависимости от возраста ребенка, возрастные собенности фармакокинетики и режима дозирования препаратов.  
  Гипотензивные (антигипертензивные) и гипертензивные средства ЦЕЛЬ - иметь представление об антигипертензивных и гипертензивных средствах. Знать: классификацию антигипертензивных и гипертензивных средств, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Антигипертензивные средства (клофелин, метилдофа, моксонидин, резерпин, празозин, анаприлин, энадаприл, лозартан, фенигибин, натрия нитропруссид, дихлотиазид). Классификация гипотензивных (антигипертензивных) средств по механизму действия. Средства, уменьшающие стимулирующее влияние адренергической иннервации на сердечно-сосудистую систему (нейротропные средства). Средства, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему: ингибиторы синтеза ангиотензина II, блокаторы ангиотензиновых рецепторов. Сосудорасширяющие препараты прямого миотропного действия (блокаторы кальциевых каналов, активаторы калиевых каналов, донаторы окиси азота). Средства, влияющие на водно-солевой обмен (диуретики), гипотензивные свойства.. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты и их предупреждение. Комбинированное применение гипотензивных средств с разным механизмом действия. Гипертензивные средства (адреналин, норадреналин, ангиотензинамид). Локализация и механизм действия. Применение. Особенности действия дофамина. Особенности применения антигипертензивных препаратов в педиатрии. Нейротропные средства центрального действия, ганглиоблокаторы, симпатолитики, бета-адреноблокаторы в педиатрической практике.  
  Кардиотонические средства. Средства, применяемые при сердечной недостаточности ЦЕЛЬ - иметь представление о средствах, применяемых при сердечной недостаточности. Знать: классификацию средств, применяемых при сердечной недостаточности, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Классификация средств, применяемых при сердечной недостаточности. Средства, уменьшающие нагрузку на миокард: ингибиторы АПФ, диуретики, бета-адреноблокаторы. Кардиотонические средства: сердечные гликозиды, кардиотонические средства негликозидной структуры. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Сердечные гликозиды (дигоксин, дигитоксин, строфантин, коргликон). История изучения СГ (В. Уитеринг, Е.В. Пелиан, работы сотрудников С.П. Боткина и И.П. Павлова). Растения, содержащие СГ. Индивидуальные гликозиды, источники получения. Фармакодинамика СГ: влияние на силу и ритм сердечных сокращений, проводимость, автоматизм, обмен веществ в миокарде. Механизм действия СГ. Сущность терапевтического действия СГ при СН. Сравнительная характеристика фармакокинетики препаратов СГ. Клинические проявления интоксикации СГ, лечение и профилактика (дифенин, атропин, препараты калия). Кардиотонические средства негликозидной структуры (добутамин): механизм действия, применение. Ингибиторы АПФ, диуретики, бета-адреноблокаторы – механизм действия и применение при сердечной недостаточности.  
  Противоаритмические средства Средства, влияющие на агрегацию тромбоцитов свертывание и фибринолиз ЦЕЛЬ - иметь представление о противоаритмических средствах и средствах, влияющих н гемостаз. Знать: классификацию средств, применяемых при аритмиях и нарушениях гемостаза, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Противоаритмические средства (хинидина сульфат, новокаинамид, лидокаин, пропафенон, анаприлин, амиодарон, верапамил). Классификация. Блокаторы натриевых каналов. Бета-адреноблокаторы. Амиодарон, соталол. Класс Блокаторы кальциевых каналов (верапамил, дилтиазем). Противоаритмическое действие СГ, калия хлорида. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Средства, применяемые при блоках проведения (бета-адреномиметики, м-холиноблокаторы). Средства, влияющие на систему крови (гемостаз). Средства, уменьшающие агрегацию тромбоцитов (антиагреганты) (кислота ацетилсалициловая, тиклопидин). Классификация. Средства, угнетающие активность тромбоксановой системы. Средства, повышающие активность простациклиновой системы. Средства, угнетающие связывание фибриногена с тромбоцитарными гликопротеиновыми рецепторами. Принцип действия тиклопидина. Дипиридамол, антуран – механизм действия. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Применение веществ, угнетающих агрегацию тромбоцитов. Антикоагулянты (гепарин, неодикумарин, фенилин). Классификация. Антикоагулянты прямого действия – гепарин, фраксипарин, эноксапарин, лепирудин; антикоагулянты непрямого действия - неодикумарин, синкумар, варфарин, фенилин. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Фибринолитические средства (стрептокиназа, алтеплаза). Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Особенности действия тканевого активатора профибринолизина. Гемостатики: тромбин, витамины К1 и К3, кислота аминокапроновая, контрикал, кислота транексамовая. Механизм действия, сравнительная характеристика препаратов. Препараты местного действия для остановки кровотечений. Особенности нарушений свертывающей системы крови у детей. Нарушения свертывания, вследствие генетической недостаточности факторов коагуляции крови (гемофилия), патологии (болезнь Виллебранда) или снижения числа тромбоцитов (болезнь Верльгофа), гипо-, апластических анемий, лейкозов, недостатка витамина К, приема некоторых лекарств. Особенности применения антикоагулянтов в разные возрастные периоды. Особенности применения викасола в педиатрии. Применение фибринолитиков и ингибиторов фибринолиза у детей.  
  Заключительное занятие по теме «Средства, влияющие на функции сердечно-сосудистой системы». Тестовый контроль, письменная контрольная работа.  
  Средства, влиющие на афферентную иннервацию: местные анестетики, вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, раздражающие средства. ЦЕЛЬ - иметь представление о средствах, влияющих на афферентную иннервацию. Знать: классификацию средств, влияющих на афферентную иннервацию, механизм действия, основные эффекты,показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Классификация средств, влияющих на афферентную иннервацию. Лекарственные средства, понижающие чувствительность окончаний афферентных нервов: местные анестетики, вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие средства. Средства для местной анестезии (новокаин, лидокаин, тримекаин, анестезин). Вяжущие средства (танин, висмута нитрат основной). Обволакивающие (слизь из крахмала). Адсорбирующие (уголь активированный). Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Лекарственные средства, повышающие чувствительность окончаний афферентных нервов: раздражающие средства. Раздражающие средства (раствор амиака, ментол). Механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Особенности применения местных анестетиков в педиатрической практике.  
  Препараты гормонов, их снтетических заменителей и антагонистов. (для ООП лечебное дело и педиатрия) ЦЕЛЬ - иметь представление о гормональных средствах стероидного строения. Знать: классификацию гормональных стероидной структуры, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Препараты гормонов яичников - эстрогены и гестагены (эстрадиола дипропионат, этинилэстрадиол, синэстрол, прогестерон). Физиологическая роэстрогенов и гестагенов. Препараты для энтерального и парентерального применения. Применение. Гормональные контрацептивы и заместительная гормонотерапия. Антиэстрогены и антигестагены. Андрогенные препараты (тестостерона пропионат). Влияние на организм. Препараты тестостерона. Применение. Побочные эффекты. Антиандрогены (блокаторы андрогенных рецепторов, ингибиторы 5альфа-редуктазы). Применение. Анаболические стероиды (феноболин, ретаболил). Влияние на белковый обмен. применение. Побочные эффекты. Препараты гормонов коры надпочечников (дезоксикортикостерона ацетат, гидрокортизона ацетат, преднизолон, дексаметазон, триамцинолон, синафлан, беклометазон). Классификация. Основной эффект минералокортикоидов. Влияние ГКС на обмен углеводов, жиров, белков, ионов и воды. противовоспалительное и противоаллергическое действие ГКС. Применение. Осложнения. Топические ГКС. Классификация гормональных средств. Средства стероидного строения. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Применение глюкокортикоидов в педиатрической практике. Особенности побочного действия ГКС у детей, возможности профилактики и коррекции.  
  Препараты гормонов, их снтетических заменителей и антагонистов. (для ООП лечебное дело и педиатрия) ЦЕЛЬ - иметь представление о гормональных препаратах полипептидной структуры, производных аминокислот. Знать: классификацию гормональных нестероидной структуры, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Препараты гормонов гипоталамуса и гипофиза (кортикотропин, соматотропин, гонадотропины, окситоцин, вазопрессин). Влияние гормонов передней доли гипофиза на деятельность желез внутренней секреции. Свойства и применение препаратов гормонов передней доли гипофиза. Влияние гипоталамических гормонов на секрецию гормонов передней доли гипофиза. Препараты гормонов гипоталамуса. Соматостатин и его синтетические аналоги. Применение. Бромокриптин, его влияние на продукцию пролактина и соматотропина, применение. Гонадорелин, даназол. Применение. Гормоны задней доли гипофиза. Свойства окситоцина. Использование в акушерстве. антидиуретические свойства вазопрессина, влияние на тонус сосудов. Применение. Препараты гормонов эпифиза (мелатонин). Физиологическая роль и применение. Препараты гормонов щитовидной железы и антитиреоидные средства (л-тироксин, трийодтиронина гидрохлорид, мерказолил). Влияние тироксина и трийодтиронина на обмен веществ. Применение. Физиогическая роль и применение кальцитонина. Принципы фармакотерапии остеопороза. Антитиреоидные средства. Фармакодинамика мерказолила. Механизм антитиреоидого действия препаратов йода. Применение. Побочные эффекты. паратиреоидин. Влияние на обмен кальция и фосфора. Применение. Препараты инсулина и синтетические гипогликемические средства (инсулин, глибенкламид, буформин). Значение работ Л.В. Соболева. Получение инсулина. Препараты инсулина человека. Влияние инсулина на обмен веществ. Принципы его дозирования при лечении сахарного дибета. Препараты инсулина пролонгированного действия. Препараты рекомбинантных инсулинов человека. Средства, повышающие чувствительность тканей к инсулину. Механизм действия синтетических гипогликемических средств для перорального введения (производные сульфонилмочевины, бигуаниды). Сравнительная оценка препаратов инсулина и синтетических гипогликемических средств. Показания к применению. Побочные эффекты. Средства, нарушающие всасывание углеводов из кишечника (акарбоза).  
  Витамины ЦЕЛЬ - иметь представление о витаминных препаратах. Знать: классификацию витаминных препаратов, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Классификация витаминных препаратов. Жирорастворимые и водорастворимые витамины. Препараты водорастворимых витаминов (тиамина хлорид, рибофлавин, кальция пантотенат, кислота фолиевая, кислота никотиновая, пиридоксина гидрохлорид, цианокобаламин, кальция пангамат, кислота аскорбиновая, рутин). Роль витаминов группы В в обмене веществ, влияние на углеводный, белковый и жировой обмен. Участие в окислительно-восстановительных процессах. Влияние на нервную и сердечно-сосудистую систему, ЖКТ, кроветворение, состояние эпителиальных покровов, процессы регенерации. Показания к применению. Участие витамина С в окислительно-восстановительных процессах. Влияние на проницаемость сосудистой стенки. Терапевтическое применение. Влияние рутина на проницаемость тканевых мембран. Источники получения, применение. Препараты жирорастворимых витаминов (ретинола ацетат, эргокальциферол). Ретинол. Влияние на эпителиальные покровы. Участие в синтезе зрительного пурпура. применение. Побочные эффекты. Эргокальциферол, холекальциферол, механизм их образования. Влиние на обмен кальция и фосфора, применение. Филлохинон. Его роль в процессе свертывания крови. Синтетический заменитель филлохинона - викасол. Применение. Токоферол, его биологическая роль, антиоксидантные свойства. Применение. Соли щелочных и щелочно-земельных металлов (натрия хлорид, калия хлорид, кальция хлорид, кальция глюконат, магния сульфат). Характеристика препаратов, применение. Особенности показаний к применению витаминов группы в педиатрии. Роль витамина C в лечении рахита и гипотрофии. Профилактическое и лечебное применение препаратов витамина D у детей разных возрастных групп.  
  Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания. ЦЕЛЬ - иметь представление о средствах, влияющих на функции органов дыхания. Знать: классификацию средств, влияющих на функции органов дыхания, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Классификация средств, влияющих на функции органов дыхания. Стимуляторы дыхания и аналептики (бемегрид, кофеин-бензоат натрия, кордиамин, цититон). Механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов центрального и рефлекторного действия. Применение. Противокашлевые средства (кодеина фосфат, глауцина гидрохлорид, либексин). Средства центрального (наркотического и ненаркотического действия) и периферического действия. применение. Побочные эффекты. Возможность развития лекарственной зависимости. Отхаркивающие и муколитические средства (препараты термопсиса, амброксол, трипсин, калия йодид, ацетилцистеин). Механизм действия, сравнительная характеристика препаратов прямого и рефлекторного действия. Муколитики, механизм действия. Применение. Побочные эффекты. Средства, применяемые при бронхоспазмах (сальбутамол, адреналин, эфедрин, атропин, ипратропий, эуфиллин, кромолин-натрий, зилеутон, зафирлукаст). Классификация. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Принципы назначения и применения при бронхиальной астме. Принципы терапии отека легких. Применение морфина, диуретиков, кардиотонических средств, сосудорасширяющих (нитраты). Противовспенивающий эффект спирта этилового. Использование гипотензивных средств. Оксигенотерапия. Особенности применения стимуляторов дыхания, противокашлевых средств с наркотическим типом действия, бронхолитиков и отхаркивающих средств у детей разных возрастных групп. Лекарственные сурфактанты, принцип действия, применение.  
  Лекарственные средства, влиющие на функции органов пищеварения ЦЕЛЬ - иметь представление о средствах, влияющих на функции органов пищеварения. Знать: классификацию средств, влияющих на функции органов пищеварения, механизм действия, основные эффекты,показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Классификация средств, влияющих на функции органов пищеварения. Средства, влияющие на аппетит (настойка полыни, дезопимон, мазиндол, фенфлурамин, сибутрамин). Механизмы действия. Применение. Использование анорексигенных средств при лечении ожирения. Побочные эффекты. Средства, влияющие на функцию слюнных желез. Рвотные и противорвотные средства (апоморфина гидрохлорид, этаперазин, метоклопрамид, ондансетрон, скополамина гибробромид). Механизм действия. применение. Средства для предупреждения рвоты при химиотерапии злокачественных новообразований. Средства, применяемые при нарушении функций желез желудка. Средства, стимулирующие секрецию (пентагастрин, гистамин), применение. средства заместительной терапии (сок желудочный натуральный, пепсин, кислота хлористоводородная разведенная). Средства, понижающие секрецию желез желудка (омепразол, ранитидин, атропина сульфат, пирензепин). Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Антациды (магния окись, алюминия гидроокись, альмагель, натрия гидрокарбонат). Сравнительная характеристика препаратов. Применение, побочные эффекты. Гастропротекторы (сукралфат, висмута трикалия дицитрат, мизопростол). Принцип действия. Применение. Желчегонные средства (оксафенамид, аллохол, атропина сульфат, папаверина гидрохлорид, магния сульфат, холосас). Классификация. Принцип действия холеретиков и холекинетиков. Использование препаратов, содержащих желчь и растительных средств. Средства, способствующие растворению желчных камней (урсодезоксихолевая кислота, хенодезоксихолевая кислота). Принцип действия, применение. Гепатопротекторы (легалон, адеметионин, эссенциале). Принцип действия, применение. Средства, применяемые при нарушении экскреторной функции поджелудочной железы (панкреатин). Механизм действия, применение. Средства, влияющие на моторику кишечника. Средства, угнетающие моторику (м-холиноблокаторы, папаверина гидрохлорид, дротаверин, лоперамид). Сравнительная характеристика механизмов действия, применение, побочные эффекты. Средства, усиливающие моторику (метоклопрамид, ацеклидин, прозерин). Различия в механизме и локализации действия, применение. Слабительные средства (магния сульфат, масло касторовое, фенолфталеин, изафенин, таблетки ревеня). Классификация. Механизмы действия, сравнительная характеристика препаратов, применение. Особенности применения горечей у детей. Особенности побочного действия блокаторов Н2-гистаминовых рецепторов у детей. Токсическое действие апоморфина у детей до 5 лет. Особенности токсического действия солевых слабительных и фенолфталеина у детей до года.  
  Противовоспалительные средства. Средства, влияющие на иммунные процессы. ЦЕЛЬ - иметь представление о нестероидных и стероидных противовоспалительных средствах, средствах, влияющих на иммунные процессы. Знать: классификацию противовоспалительных средств, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты; классификацию средств, влияющих на иммунные процессы, классификацию противоаллергических средств, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Классификация противовоспалительных средств. Стероидные противовоспалительные средства (гидрокортизон, преднизолон, триамцинолон, дексаметазон, синафлан, беклометазон). Возможные механизмы противовоспалительного действия. Применение. Побочные эффекты. Нестероидные противоспалительные средства (кислота ацетилсалициовая, индометацин, ибупрофен, бутадион, диклофенак-натрий, целекоксиб), классификация. Неселективные и селективные ингибиторы циклоо ксигеназы. Сравнительная характеристика препаратов, показания к применению, побочные эффекты и способы их предупреждения. Понятие о специфической и неспецифической гипосенсибилизации. Классификация средств, влияющих на иммунные процессы. Глюкокортикостероиды (гидрокортизон, преднизолон, триамцинолон, дексаметазон, синафлан, беклометазон). Механизм противоаллерического действия. Применение. Противогистаминные средства – блокаторы Н1-гистаминовых рецепторов. Механизм действия, фармакологические свойства. Сравнительная характеристика препаратов, показания к применению, побочные эффекты и способы их предупреждения. Принцип действия стабилизаторов мембран тучных клеток (кромолин-натрий, кетотифен). Иммуномодуляторы (препараты тимуса, левамизол, препараты интерферонов и интерфероногенов). Механизм действия, фармакологические свойства, применение. Иммуносупрессанты (цитостатики, циклоспорин, такролимус). Механизм действия, фармакологические свойства, применение. Пременение адреномиметиков и бронхолитиков миотропного действия при анафилактических реакциях. Возрастные особенности применения антигистаминных препаратов. Передозировка блокаторов Н1-гистаминовых рецепторов у детей, симптомы, меры помощи. Особенности применения иммуностимуляторов и иммуносупрессантов. Особенности применения противовоспалительных средств в педиатрии. Возрастные ограничения применения НПВП и ГКС, связаные с побочным действием. Противопоказания к применению кислоты ацетилсалициловой в педиатрической практике.  
  Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия. Средства, влияющие на систему крови. Противоподагрические средства. ЦЕЛЬ - иметь представление о средствах, влияющих на миометрий, средствах, влияющих на кроветворение, противоподагрических средствах. Знать: классификацию средств, влияющих на миометрий, кроветворение, противоподагрических препаратов, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия (окситоцин, питуитрин, динопрост, эргометрина малеат). Классификация. средства, используемые для усиления родовой деятельности. Влияние окситоцина на миометрий. Фармакологические свойства препаратов простагландинов. Применение. Применение бета-адреномиметиков в качестве токолитиков (фенотерол). Фармакологические свойства алкалоидов спорыньи. Механизм действия при маточных кровотечениях. Классификация средств, влияющих на кроветворение. Средства, стимулирующие эритропоэз (железа закисного лактат, ферковен, коамид, цианокобаламин, кислота фолиевая). Средства, применяемые для лечения гипохромных анемий. Всасывание, распределение и выделение препаратов железа. Влияние на кроветворение. Сравнительная характеристика препаратов, побочное действие. Применение препаратов кобальта. Механизмы фармакотерапевтического эффекта цианокобаламина, кислоты фолиевой при гиперхромных анемиях, принципы терапии гиперхромных анемий. Средства, влияющие на лейкопоэз: классификация. Средства, стимулирующие лейкопоэз (молграмостим, филграстим, пентоксил, натрия нуклеинат). Механизм действия, применение. Противоподагрические средства (этамид, аллопуринол). Механизм действия, показания и противопоказания к применению. Средства, применяемые при острых приступах подагры (колхицин, индометацин, ГКС). Рассмотреть актуальность лечения анемий у детей, особенности побочного действия препаратов железа в педиатрии.  
  Заключительное занятие по теме «Средства, влияющие на функции исполнительных органов и систем, воспаление и обмен веществ». Тестовый контроль, письменная контрольная работа.  
  Средства для наркоза. Снотворные средства. Спирт этиловый. Противоэпилептические средства. Противопаркинсонические средства. ЦЕЛЬ - иметь представление о средствах для наркоза, снотворных средствах, спирте этиловом. Знать: классификацию снотворных средств, средств для наркоза, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Средства для наркоза (фторотан, энфлуран, азота закись, тиопентал-натрий, кетамин). История открытия и применения средств для наркоза (У. МОртон, Н.И. Пирогов, Н.П. Кравков). Стадии наркоза. Классификация средств для наркоза. Механизмы действия средств для наркоза. Понятие о широте наркозного действия. Сранительная характеристика средств для ингаляционного наркоза. Особенности действия средств для неингаляционного наркоза, их сравнительная оценка. Применение. Побочные эффекты. Снотворные средства (нитразепам, зопиклон). Классификация. Влияние снотворных средств на стуктуру сна. Механизмы снотворного действия. Производные бензодиазепина – агонисты бензодиазепиновых рецепторов. Небензодиазепиновые агонисты бензодиазепиновых рецепторов. Снотворные свойства блокаторов Н1-гистаминовых рецепторов. Применение препаратов мелатонина принарушениях сна. Производные барбитуровой кислоты, их применение. Побочное действие снотворных средств. Зависимость. Острое отравление снотворными, симптомы, меры помощи. Применение фармакологических антагонистов (флумазенил). Спирт этиловый. Местное и резорбтивное действие спирта этилового. Противомикробное действие, влияние на ЦНС. Применение в медицинской практике. Противоэпилептические средства (дифенин, карбамазепин, фенобарбитал, этосуксимид, натрия вальпроат, ламотриджин, клоназепам). Механизмы действия, сравнительная характеристика препаратов, применение при разных формах эпилепсии, купирование эпилептического статуса. Побочные эффекты. Противопаркинсонические средства (леводопа, мидантан, бромокриптин, циклодол). Основные принципы терапии болезни Паркинсона и синдрома паркинсонизма. Механизмы действия протипаркинсонических средств: средства, стимулирующие дофаминергические процессы, ингибиторы МАО (селегелин), вещества, угнетающие КОМТ (толкапон). Сранительная характеристика препаратов, основные побочные эффекты. Применение ингибиторов ДОФА-декарбоксилазы (карбидопа и др.), блокаторов периферических дофаминовых рецепторов (домперидон), атипичных антипсихотиков для уменьшения побочного действия леводопы. Рассмотреть особенности проведения наркоза у детей, выбор препаратов для проведения наркоза в зависимости от возраста. Возрастные особенности применения снотворных средств. Острое отравление спиртом этиловым: симптомы, меры помощи. Хронический алкоголизм: клиника, возможности терапии.  
  Антипсихотические средства, антидепрессенты, средства для лечения маний ЦЕЛЬ - иметь представление о нейролептиках, антидепрессантах, средствах для лечения маний. Знать: классификацию нейролептиков, антидепрессантов, антиманиакальных средств, механизм действия, основные эффекты,показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Нейролептики (аминазин, трифтазин, галоперидол). Классификация. Антипсихотическая активность: механизмы, влияние на медиаторные процессы в головном мозге и периферических тканях. Потенцирование действия средств, угнетающих ЦНС. Противорвотное действие. Сравнительная характеристика препаратов. Атипичные нейролептики (клозапин). Применение, побочные эффекты, способы предупреждения. Антедепрессанты (имизин, амитриптилин, флуоксетин). Классификация. Ингибиторы обратного нейронального захвата моноаминов избирательного и неизбирательного действия – механизм действия, фармакологические эффекты, сравнительная характеристика препаратов. Ингибиторы МАО необратимого (ниаламид) и обратимого (моклобемид) действия. Сранительная характеристика препаратов. Основные побочные эффекты. Средства для лечения маний (лития карбонат). возможные механизмы действия, применение, побочные эффекты. Рассмотреть особенности применения препаратов указанных групп в детском возрасте.а Использование седативного и гипотермического действия нейролептиков в педиатрии.  
  Транквилизаторы. Седативные средства. Ноотропы. Психостимуляторы. ЦЕЛЬ - иметь представление о транквилизаторах, седативных средствах, ноотропах, психостимуляторах. Знать: классификацию транквилизаторов, седативных средств, ноотропов, психостимуляторов и аналептиков, механизм действия, основные эффекты,показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Анксиолитики (диазепам, феназепам). классификация. Производные бензодиазепина: механизм действия, фармакологические эффекты. «Дневные» транквилизаторы (мезапам). Буспирон. Показания к применению анксиолитиков. Побочные эффекты. Возможность развития зависимости. Седативные средства (натрия бромид, препараты валерианы, пустырника). Влияние на ЦНС, применение, побочные эффекты. Психостимулирующие средства (кофеин-бензоат натрия, сиднокарб, меридил). Механизм действия, сравнительная характеристика психостимулирующих свойств, влияние на сердечно-сосудистую систему. Применение, побочные эффекты, возможность развития лекарственной зависимости. Ноотропы (пирацетам). Влияние на ВНД. применение. Ограничения по применению психостимуляторов в детском возрасте. Применение ноотропов в педиатрии.  
  Анальгетические средства ЦЕЛЬ - иметь представление об анальгезирующих средствах. Знать: классификацию анальгетиков, механизм действия, основные эффекты,показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Анальгетики (морфина гидрохлорид, промедол, фентанил, бупренорфин, парацетамол). Патофизиология боли. Классификация анальгетиков. Наркотические анальгетики: механизм действия, взаимодействие с разными подтипами опиоидных рецепторов, центральные и периферические эффекты. сравнительная характеристика агонистов и частичных агонистов/антагонистов. Применение. Побочные эффекты. Привыкание. Лекарственная зависимость. Понятие о нейролептанальгезии. Острое отравление наркотическими анальгетиками, меры помощи. Специфический антагонист опиоидных рецепторов налоксон, применение. Ненаркотические анальгетики центрального действия. Ингибиторы ЦОГ. Блокаторы натриевых каналов (карбамазепин), ингибиторы обратного захвата моноаминов (амитриптилин), альфа-адреномиметики (клофелин), антагонисты NMDA-рецепторов (кетамин): механизмы действия, применение. Возрастные особенности и ограничения выбора наркотических и ненаркотических анальгетиков у детей. Препараты выбора для лечения лихорадки у детей. Гепатотоксическое действие парацетамола, причины, меры предупреждения, лечение.  
  Заключительное занятие по теме «Средства, влияющие на функции центральной нервной системы». Тестовый контроль, письменная контрольная работа.  
  Антибиотики ЦЕЛЬ - иметь представление об общих принципах антимикробной химиотерапии, препаратах групп антисептиков, бета-лактамов, макролидов. Знать: классификацию антисептиков, антибиотиков, классификацию бета-лактамных антибиотиков, макролидов, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Понятие об антисептике и дезинфекции. История применения антисептиков. Основные механизмы действия антисептиков. Классификация: детергенты (церигель), бигуаниды (хлоргексидин), производные нитрофурана (фурацилин), ароматические производные (фенол, деготь березовый, ихтиол), соединения металлов (ртути дихлорид, ртути окись желтая, серебра нитрат, меди сульфат, цинка сульфат), галогенсодержащие соединения (хлорамин Б, раствор йода спиртовой), окислители (калия перманганат, раствор перекиси водорода), алифатические производные (спирт этиловый, раствор формальдегида), кислоты и щелочи, кислота борная, раствор аммиака, красители (бриллиантовый зеленый, этакридина лактат). Механизм противомикробного действия. Местное действие. Особенности применения. Характеристика резорбтивного действия. Отравление солями тяжелых металлов, меры помощи. Принципы антидотной терапии (унитиол, натрия тиосульфат, тетацин-кальций). История создания и применения антибиотиков (П. Эрлих, А. Флеминг, Г. Домагк, Г. ФЛори, З.В. Ермольева, С. Ваксман). Основные принципы химиотерапии. Критерии оценки химиотерапевтических средств. Классификация антибиотиков по химическому строению. Основные механизмы действия антибиотиков. Классификация бета-лактамных антибиотиков. Пенициллины (бензилпенициллина натриевая соль, новокаиновая соль, бициллины, оксациллин, ампициллин). Спектр действия. Фармакокинетика и применение биосинтетических пенициллинов. Особенности действия и применения полусинтетических пенициллинов. Ингибиторозащищенные пенициллины. Общая характеристика цефалоспоринов I-IV. Сравнительная характеристика препаратов. применение. Карбапенемы. Сочетание карбапенема с циластатином. Монобактамы. Особенности спектра действия и применения. Побочные эффекты бета-лактамов. Свойства антибиотиков группы макролидов (эритромицин и др.) и азалидов (азитромицин). и макролидов. Применение. Побочные эффекты. Возрастные особенности выбора и режима дозирования бета-лактамных антибиотиков и макролидов.  
  Антибиотики (продолжение) ЦЕЛЬ - иметь представление об аминогликозидах, тетрациклинах, полимиксинах, группе хлорамкопептидах, оксазалифеникола, линкозамидах, гликопептидах, оксазалидинонах. Знать: классификацию аминогликозидов, тетрациклинов, полимиксинов, группы хлорамфеникола, линкозамидов, гликопептидов, оксазалидинонов, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Классификация аминогликозидов, тетрациклинов, полимиксинов, группы хлорамфеникола, линкозамидов, гликопептидов, оксазалидинонов. Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, спектр действия и фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Возрастные особенности выбора и режима дозирования аминогликозидов, тетрациклинов, полимиксинов, группы хлорамфеникола, линкозамидов, гликопептидов, оксазалидинонов.  
  Сульфаниламиды. Производные хинолона. Синтетические антибактериальные средства разного строения. ЦЕЛЬ - иметь представление о сульфаниалмидах, хинолонах/фторхинолонах, производных 8-оксихинолина, нитрофурана, хиноксолина. Знать: классификацию сульфаниламидов, хинолонов/фторхинолонов, производных 8-оксихинолина, нитрофурана, хиноксолина, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Сульфаниалмиды (сульфадимезин, сульфодиметоксин, фталазол, сульфацил-натрий), хинолоны/фторхинолоны (кислота нилидиксовая ципрофлоксацин, офлоксацин, левофлоксацин, моксифлоксацин), производные 8-оксихинолина (нитроксолин), нитрофурана (фурагин, фуразидин), хиноксолина (хиноксидин). Характеристика каждой группы лекарственных средств: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Возрастные особенности применения, выбора и режима дозирования сульфаниалмидов, хинолонов/фторхинолонов, производных 8-оксихинолина, нитрофурана, хиноксолина.  
  Противотуберкулезные средства. Противосифилитические средства. Противовирусные средства. ЦЕЛЬ - иметь представление о противотуберкулезных средствах, противосифилитических средствах. Знать: классификацию противотуберкулезных, противовирусных и противосифилитических средств, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Противотуберкулезные средства (изониазид, рифампицин, стрептомицин, этамбутол). Синтетические средства и антибиотики. Общая характеристика. Спектр и механизм антимикробного действия. Фармакокинетика. Побочное действие. Особенности применения противотуберкулезных средств. Противосифилитические средства (бензилпенициллина натриевая соль, бициллины, бийохинол). Сравнительная характеристика препаратов, особенности применения при сифилисе. Побочное действие. Резервные противоспирохетозные антибиотики. Противовирусные средства (зидовудин, ацикловир, ремантадин, арбидол, идоксуридин, видарабин). Направленность и механизм действия, применение. Инферфероны и интерфероногены, основные свойства и применение. Средства для лечения ВИЧ-инфекции. Принципы действия и применения. Противогерпетические средства: ацикловир, видарабин, идоксуридин. Принцип действия, применение. Противогриппозные средства: реманталин, арбидол, амиксин. принцип действия, применение. Возрастные особенности применения лекарственных средств для лечения туберкулеза и сифилиса, вирусных инфекций.  
  Противопротозойные средства. Противогрибковые и противоглистные средства ЦЕЛЬ - иметь представление о противогрибковых, антигельминтных и противопротозойных средствах. Знать: классификацию противогрибковых, противогельминтных и противопротозойных средств, механизм действия, основные эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Уметь: обосновать выбор лекарственного средства в соответствии с показаниями, выписать рецепт. СОДЕРЖАНИЕ. Противомалярийные средства (хингамин, хлоридин, хинин, примахин). Механизмы действия, принципы лечения, индивидуальной и общественной профилактики малярии. Побочное действие. Противоамебные (метронидазол, эметин, хиниофон, хингамин). Особенности действия при амебиазе, применение, побочное действие. тетрациклины при амебиазе. Средства, применяемые при лямблиозе (метронидазол, фуразолидон, акрихин). Сравнительная хараткеристика препаратов. Средства, применяемые при трихомониазе (метронидазол). Принципы терапии, применение метронидазола, тинидазола, фуразолидона, трихомонацида. Средства, применяемые при токсоплазмозе (хлоридин). Принципы терапии токсоплазмоза. Средства, применяемые при балантидиазе (тетрациклин). Применение тетрациклинов, хиниофона, мономицина. Средства, применяемые при лейшманиозе (солюсурьмин). Свойства, применение при лейшманиозе. Применение мономицина для лечения кожного лейшманиоза. Средства, применяемые при трипаносомозах (меларсопрол, примахин). Эффективность при трипоносомозе. Противогрибковые средства (нистатин, амфотерицин В, кетоконазол, тербинафин, гризеофульвин). Классификация. Механизм действия. сравнительная характеристика противогрибковых антибиотиков, производных имидазола (миконазол), триазола (интраконазол), препаратов разного строения. Применение. Побочные эффекты. Противоглистные средства (мебендазол, пирантел, пиперазин, нафтамон, левамизол, празиквантел). Классификация. Механизм действия. Основные принципы применения. Средства, применяемые при кишечных нематодозах, цестодозах и внекишечных гельминтозах. Основные свойства, побочные эффекты. Возрастные особенности применения, выбора и режима дозирования противогрибковых, антигельминтных и противопротозойных средств.  
  Заключительное занятие по теме «Химиотерапевтические средства». Тестовый контроль, письменная контрольная работа. Предэкзаменационное тестирование  
ИТОГО  










Date: 2015-07-01; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию