№ недели
| Наименование темы
| Рассматриваемые вопросы
| Номер ПЗ
| Учебно-методическое обеспечение
| Самостоятельная
работа
| Форма контроля
|
Содержание
| Кол-во часов
|
| Введение. Общая рецептура. Рецепт. Твердые лекарственные формы.
| 1. Содержание дисциплины, ее задачи.
2. Основные фармакологические термины для введения в фармакологию в общую рецептуру.
3. Врачебный рецепт: структура, правила оформления, виды рецептурных бланков.
4. Классификация лекарственных форм.
5. Таблетки. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.
6. Драже. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.
7. Капсулы. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.
8. Порошки. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.
9. Особенности применения твердых лекарственных форм у детей.
|
| Осн. лит-ра:
1, 3
Доп. лит-ра: 7, 8
Рецептурные бланки
Образцы твердых лекарственных форм
Метод. рекомендации. часть 1
| Выписывание рецептов на твердые лекарственные формы
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Анализ врачебных рецептов.
2. Тестирование.
3. Выписывание рецептов.
|
| Общая рецептура. Мягкие лекарственные формы. Жидкие лекарственные формы.
| 1. Мази. Общая характеристика. Мазевые основы, требования, предъявляемые к мазевым основам.
2. Способы приготовления, и отпуска магистральных и официнальных мазей, правила выписывания в рецептах.
3. Пасты. Общая характеристика. Формообразующие вещества в пастах, особенности приготовления паст, правила выписывания в рецептах.
4. Суппозитории. Общая характеристика. Особенности формообразующих веществ в суппозиториях, способы приготовления и упаковки свечей, правила выписывания в рецептах.
5. Общее представление о пластырях.
6. Растворы: составные части, растворители, способы применения раство-ров, правила выписывания.
7. Суспензии: составные части, правила выписывания.
9. Особенности применения мягких и жидких лекарственных форм у детей.
|
| Осн. лит-ра:
1, 3
Доп. лит-ра: 7, 8
Рецептурные бланки
Образцы мягких и жидких лекарственных форм
Метод. рекомендации,
часть 1
| Выписывание рецептов на мягкие и жидкие лекарственные формы
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Анализ врачебных рецептов.
2. Тестирование.
3. Выписывание рецептов.
|
| Жидкие лекарственные формы (продолжение). Лекарственные формы для инъекций. Разные лекарственные формы.
| 1. Галеновы и новогаленовы препараты, методы их биологической стандартизации, правила выписывания.
2. Особенности приготовления настоев и отваров, применение, правила выписывания.
3. Особенности настоек и экстрактов, методы приготовления, различия экстрактов по консистенции, правила выписывания.
4. Эмульсии, правила выписывания.
5. Линименты, отличие от мазей, формообразующие вещества, правила выписывания.
6. Микстуры. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.
7. Лекарственные формы для инъекций. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.
8. Аэрозоли. Общая характеристика. Правила выписывания в рецептах.
9. Лекарственные формы для ингаляций через небулайзер.
10. Лекарственные формы с пролонгированным высвобождением.
11. Особенности применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 3
Доп. лит-ра: 7, 8
Рецептурные бланки
Образцы жидких лекарственных форм, лекарственных форм для инъекций и аэрозолей.
Метод. рекомендации, часть 1
| Выписывание рецептов на жидкие лекарственные формы, лекарственные формы для инъекций и аэрозоли
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Анализ врачебных рецептов.
2. Тестирование.
3. Выписывание рецептов.
|
| Заключительное занятие по теме «Общая рецептура»
| Осн. лит-ра: 1, 3
Доп. лит-ра: 7, 8
| Рубежный контроль
Письменная контрольная работа.
|
| Общая фармакология. Фармакокинетика лекарственных средств.
| 1. Общая фармакология как раздел фармакологии.
2. Понятие о фармакокинетике. Задачи фармакокинетики.
3. Пути введения лекарственных веществ в организм. Характеристика энтеральных и парентеральных путей введения.
4. Всасывание лекарственных веществ. Основные механизмы всасывания.
5. Факторы, влияющие на всасывание лекарственных веществ.
6. Понятие о биодоступности.
8. Распределение лекарственных веществ в организме.
9. Понятие о пресистемном метаболизме. Круги циркуляции лекарственных веществ в организме.
10. Биотрансформация лекарственных веществ в организме. Фазы биотрансформации.
11. Понятие об микросомальных ферментах печени.
13. Пути выведения лекарственных веществ из организма. Факторы, влияющие на выведение лекарственных веществ.
14. Основные фармакокинетические показатели: объем распределения (Vd), константа скорости элиминации (Kelim), период полуэлиминации (полужизни) (t1/2), клиренс (Cl), равновесная концентрация (Css), биодоступность (F) значение этих показателей.
15. Значение исследований ФК в разработке режима дозирования ЛС.
16. Особенности фармакокинетики у детей разных возрастных групп.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2.
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 1
Протоколы экспериментальных работ 1, 2
Решение задач
| 1. Оформление протокола экспериментальных работ 1, 2.
| 60 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
|
| Общая фармакология. Фармакодинамика.
| 1. Основное содержание фармакодинамики.
2. Основные виды действия лекарственных веществ.
3. Первичная и вторичная фармакологические реакции.
4. Понятие о мишенях для действия лекарств. Понятие о рецепторе, эффекторе, вторичных посредниках, аффинитете и внутренней активности, агонистах и антагонистах.
5. Факторы, влияющие на действие лекарственных веществ: хим. структура, пол, возраст, сопутствующие заболевания. Роль генетического фактора. Хронофармакология.
6. Зависимость эффекта от дозы. Виды доз. Общие принципы дозирования. Понятие о «широте терапевтического действия», Токсические дозы.
7. Побочное и токсическое действие лекарств. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. Тератогенность, эмбриотоксичность. Идиосинкразия.
8. Комбинированное действие лекарственных веществ. Рациональные и нерациональные комбинации. Изменение действия ЛВ при их комбинированном применении (синергизм, антагонизм, антидотизм), примеры.
9. Повторное применение лекарственных веществ: сенсибилизация, кумуляция, привыкание, тахифилаксия, лекарственная зависимость.
10. Принципы дозирования ЛС у детей разных возрастных групп.
11. Формулы расчета дозы ЛВ в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2.
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8.
Метод. рекомендации 1
Протоколы экспериментальных работ 3-6
Решение задач
| 1. Оформление протокола экспериментальных работ 3-6
| 60 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
|
| Холиномиметические и антихолинэстеразные средства
| 1.Локализация М- и N-холинорецепторов в организме, их функциональное значение.
2.Классификация средств, влияющих на передачу возбуждения в холинергических синапсах.
3.Основные эффекты М- и N-холиномиметиков, показания к применению, побочные эффекты.
4.Основные эффекты М-холиномиметиков, эффекты возбуждения подтипов М- холинорецепторов, показания к применению, побочные эффекты.
5. Клинические проявления отравлениями мускарином, меры помощи.
6.N-холиномиметики, эффекты, связанные с влиянием на н-х/р синокаротидной зоны, вегетативных ганглиев, мозгового вещества надпочечников. Применение, побочные эффекты. Токсическое действие никотина.
7. Основные свойства антихолинэстеразных средств, механизм и особенности их действия, применение в практической медицине, возможные осложнения. Побочное и токсическое действие.
8. Клинические проявления и меры помощи при остром отравлении фосфорорганическими соединениями (ФОС).
10. Особенности действия и применения холиномиметиков в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1-4.
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 1
Таблицы 1-3
Протоколы экспериментальных работ 13-15
| Оформление протоколов экспериментальных работ 13-15, обсуждение
Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
Решение задач.
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Холиноблокирующие средства
| 1. Основные свойства М- холиноблокаторов, механизм и особенности их действия, применение, побочные эффекты.
2. Клинические проявления отравления атропином, меры помощи.
3. Классификация ганглиоблокаторов.
4. Механизмы действия ганглиоблокаторов, фармакологические эффекты.
5. Показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
6. Классификация миорелаксантов по механизму действия.
7. Сравнительная характеристика препаратов, их применение.
8. Клинические проявления и меры помощи при остром отравлении миорелаксантами.
9. Особенности действия и применения холиноблокаторов в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1-4.
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 1
Таблицы 1-3
Протоколы экспериментальных работ 13-15
| 1. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
2. Решение задач.
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Адреномиметические и симпатомиметические средства.
| 1.Структура и функционирование адренергического синапса.
2.Механизм биосинтеза и метаболизма катехоламинов.
3. Локализация и функции α и β-адренорецепторов.
4. Классификация адрено- и симпатомиметиков.
5. Механизм действия, основные эффекты α-и β -адреномиметиков, показания к применению, побочные эффекты. Сравнительная характеристика адреналина и норадреналина.
6. Механизм действия, основные эффекты α-адреномиметиков, показания к применению, побочные эффекты.
7. Механизм действия, основные эффекты β-адреномиметиков, показания к примене-нию, побочные эффекты.
8. Особенности действия эфедрина. Побочные эффекты. Сравнительная характеристика адреналина и эфедрина.
9. Особенности действия и применения адреномиметиков в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1-4.
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 1
Таблицы 4-10
Протоколы экспериментальных работ 16, 17
| 1. Оформление протоколов экспериментальных работ 16-17, обсуждение.
2. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
3. Решение задач.
| 45 мин.
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Адрено
блокирующие средства и симпатолитики
| 1. Классификация адреноблокаторов.
2. Фармакологические эффекты α- и β-адреноблокаторов.
3. α-адреноблокаторы: классификация, механизм действия, основные фармакологические эффекты, применение, побочное действие.
4. β-адреноблокаторы: классификация, механизм действия, основные фармакологические эффекты, применение, побочное действие.
5. Симпатолитики. Локализация и механизм действия. Фармакологические эффекты. Показания к применению. Побочные эффекты. Противопоказания.
6. Особенности действия и применения холиномиметиков в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1-5.
Доп. лит-ра: 4, 7
Метод. рекомендации 1
Таблицы 11, 12
Протоколы экспериментальных работ 18
| 1. Оформление протоколов экспериментальной работы 18, обсуждение.
2. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
3. Решение задач.
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Заключительное занятие по теме «Средства, влияющие на эфферентную иннервацию»
| Рубежный контроль
Тестирование.
Письменная контрольная работа.
|
| Средства, применяемые при ишемической болезни сердца (недостаточности коронарного кровообращения)
| 1. Возможные патогенетические подходы к лечению ИБС.
2. Классификация антиангинальных средств.
3. Органические нитраты: механизм действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты, применение.
4. Антагонисты кальция: механизм антиангинального действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты, применение.
5. Бета-адреноблокаторы: механизм антиангинального действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты, применение.
6. Коронарорасширяющие средства миотропного действия, активаторы калиевых каналов, брадикардические средства, кардиопротекторы (триметазидин): механизмы антиангинального действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты, применение.
7. Особенности выбора антиангинальных препаратов.
8. Основные принципы лечения инфаркта миокарда.
|
| Осн. лит-ра:
1-3, 5
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 1
Таблицы 13-16
Протоколы экспериментальных работ 19-20
| 1. Оформление протоколов экспериментальных работ 19-20, обсуждение.
2. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
3. Решение задач.
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Диуретики.
Противоатеросклеротические средства
| 1. Классификация мочегонных средств.
2. Механизм действия, показания и противопоказания к применению тиазидных и тиазидоподобных диуретиков.
3. Механизм действия, показания и противопоказания к применению петлевых диуретиков.
4. Механизм действия, показания и противопоказания к применению калий- и магнийсберегающих диуретиков.
5. Механизм действия, показания и противопоказания к применению осмотически активных диуретиков.
6. Применение мочегонных средств. Принципы комбинирования препаратов.
8. Классификация антиатеросклеротических средств.
9. Механизм и особенности действия статинов, секвестрантов желчных кислот, производных фиброевой кислоты, никотиновой кислоты, пробукола.
10. Особенности действия и применения диуретиков в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1-3, 5
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 1
Таблицы 17-19
| 1. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
2. Решение задач.
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Гипотензивные (антигипертензивные) и гипертензивные средства
| 1. Классификация гипотензивных препаратов по механизму действия.
2. Нейротропные гипотензивные средства.
3. Ингибиторы АПФ.
4. Блокаторы ангиотензиновых рецепторов.
5. Блокаторы кальциевых каналов.
6. Активаторы калиевых каналов.
7. Миотропные средства других групп.
8. Диуретики.
По всем группам средств: механизм действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты, сравнительная характеристика препаратов
9. Выбор препарата при различных формах артериальной гипертензии и стадиях гипертонической болезни.
10. Сравнительная характеристика препаратов, повышающих тонус сосудов.
11. Средства для лечения гипертонического криза и острой гипотонии.
12. Особенности действия и применения антигипертензивных и гипертензивных средств в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1-3, 5
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 1
Таблицы 20-25
| 1. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
2. Решение задач.
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Кардиотонические средства (средства, применяемые при сердечной недостаточности)
| 1. Современные подходы к лечению ХСН. Классификация и общая характеристика кардиотонических средств.
2. История изучения СГ. Источники получения сердечных гликозидов, галеновые, новогаленовые препараты и индивидуальные гликозиды.
3. Механизм действия сердечных гликозидов. Интра- и экстракардиальные эффекты СГ.
4. Сравнительная характеристика СГ.
5. Показания к применению сердечных гликозидов.
6. Симптомы передозировки сердечных гликозидов и меры помощи.
7. «Негликозидные» кардиотонические средства: классификация, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты, сравнительная характеристика препаратов.
8. Обоснование применения иАПФ, β-адреноблокаторов, α, β-адреноблокаторов, диуретиков в терапии ХСН.
|
| Осн. лит-ра:
1-3, 5
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 1
Таблицы 27-33
Протоколы экспериментальных работ 21-23
| 1. Оформление протоколов экспериментальных работ 21-23, обсуждение.
2. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
3. Решение задач.
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Противоаритмические средства.
Средства, влияющие на гемостаз.
| 1. Классификация антиаритмических средств.
2. Механизмы действия антиаритмических средств разных групп, фармакологические эффекты, применение, побочное действие
3. Выбор антиаритмического средства в зависимости от вида нарушений сердечного ритма.
4. Классификация антиагрегантов по механизму действия.
5. Сравнительная характеристика препаратов и особенности выбора, применение, побочное действие.
6. Классификация антикоагулянтов и механизмы действия антикоагулянтов прямого и непрямого действия.
7. Сравнительная характеристика препаратов и особенности выбора антикоагулянтов, применение и побочное действие.
8. Фибринолитические средства, сравнительная характеристика препаратов.
9. Препараты, способствующие остановке кровотечений: механизмы действия, сравнительная характеристика и особенности выбора гемостатиков.
10. Особенности действия и применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1-3, 5
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 1
Таблицы 26, 34-40
Протоколы экспериментальных работ 24-27.
| 1. Оформление протоколов экспериментальных работ 24-27, обсуждение.
2. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
3. Решение задач.
| 60 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Заключительное занятие по теме «Средства, влияющие на функции сердечно-сосудистой системы».
| Рубежный контроль
Тестирование.
Письменная контрольная работа.
|
18.
| Средства, влиющие на афферентную иннервацию:
местные анестетики,
вяжущие, обволакивающие,
адсорбирующие, раздражающие.
| 1. Общая характеристика местных анестетиков.
2. Классификация местных анестетиков.
3. Локализация и механизм действия местных анестетиков.
4. Сравнительная характеристика препаратов, их применение при разных видах анестезии.
5. Побочные эффекты, развивающиеся при резорбтивном действии и меры помощи и профилактики.
6. Вяжущие средства органические и неорганические, особенности принципа действия и применения.
7. Адсорбирующие средства. Механизм действия. Применение.
8.Раздражающие средства. Механизм действия. Применение.
9.Применение средств, влияющих на эфферентную иннервацию, в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2.
Доп. лит-ра: 1, 2, 7, 8
Метод. рекомендации 1
Протоколы экспериментальных работ 7-12
| 1. Оформление протоколов экспериментальных работ 7-12, обсуждение
| 60 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Гормональные препараты
| 1. Физиологическое значение стероидных гормонов: гормоны яичников, андрогенные препараты, анаболические стероиды, препараты гормонов коры надпочечников.
2. Препараты гормонов яичников – эстрогенные и гестагенные препараты: механизм действия, лекарственные формы, применение. Противозачаточные средства. Заместительная гормонотерапия.
3. Антиэстрогенные и антигестагенные препараты, применение.
4. Тестостерона пропионат: фармакологические свойства, применение, лекарственные формы, побочное действие.
5. Антиандрогенные препараты, применение.
6. Анаболические стероиды, фармакологические эффекты, применение, побочные эффекты.
7. Препараты глюкокортикоидов. Классификация, механизм действия, фармакологические эффекты, применение, побочные эффекты.
8. Минералокортикоиды, основное действие, применение, побочные эффекты.
9. Особенности действия и применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра: 1, 2, 7, 8
Протоколы экспериментальных работ
Метод. рекомендации 2
Таблица 52
| 1. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
2. Оформление протоколов экспериментальных работ, обсуждение.
3. Решение задач.
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Гормональные препараты (продолжение)
| 1. Препараты гормонов гипоталамуса и гипофиза. Свойства и применение препаратов гормонов передней доли гипофиза.
2. Препараты гормонов гипоталамуса. Соматостатин и его синтетические аналоги. Применение.
3. Бромокриптин, его влияние на продукцию пролактина и соматотропина, применение. Гонадорелин, даназол. Применение.
4. Гормоны задней доли гипофиза. Применение.
5. Препараты гормонов эпифиза (мелатонин).
6. Препараты гормонов щитовидной железы и анти-тиреоидные средства Применение.
7. Физиогическая роль и применение кальцитонина. Принципы фармакотерапии остеопороза.
8. Антитиреоидные средства. Применение. Побочные эффекты.
9. Паратиреоидин. Влияние на обмен кальция и фос-фора. Применение.
10. Препараты инсулина и синтетические гипогликемические средства
11. Препараты инсулина, принципы дозирования при лечении сахарного дибета.
12. Препараты инсулина пролонгированного действия. Препараты рекомбинантных инсулинов человека.
13. Механизм действия синтетических гипогликемических средств для перорального введения.
14. Средства, нарушающие всасывание углеводов из кишечника.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра: 1, 2, 7, 8
Метод. рекомендации 2
| Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
Решение задач.
| 45 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Витамины.
| 1. Классификация витаминов. Препараты водо- и жиорастворимых витаминов.
2. Витамины группы В: роль в обмене веществ, биологические эффекты, показания к применению.
3. Аскорбиновая кислота: антиоксидантные свойства, другие механизмы действия, терапевтическое применение.
4. Рутин: влияние на проницаемость тканевых мембран, применение.
5. Ретинол: механизм действия, основные эффекты, применение, побочные эффекты.
6. Эргокальциферол: механизм действия, основные эффекты, применение, побочные эффекты.
7. Филлохинон: механизм действия, основные эффекты, применение, побочные эффекты.
8. Токоферол: механизм действия, основные эффекты, применение, побочные эффекты.
9. Особенности применения витаминов в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра: 1, 2, 7, 8
Метод. рекомендации 2
Протоколы экспериментальных работ 32-33.
| 1. Оформление протоколов экспериментальных работ 28-30, обсуждение.
2. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
3. Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания
| 1. Стимуляторы дыхания: классификация, механизмы действия, применение.
2. Противокашлевые средства: классификация по механизму действия, препараты центрального и периферического действия, применение, побочные эффекты, возможность развития зависимости.
3. Отхаркивающие и муколитические средства: классификация, локализация и механизмы действия, применение, побочные эффекты.
4. Средства, применяемые при бронхоспамах. Классификация.
5. Препараты глюкокортикоидов, механизм действия, применение. Особенности ингаляционного применения ГКС.
6. Стабилизаторы мембран тучных клеток: механизм действия, применение.
7. Антилейкотриеновые средства: классификация, механизмы действия, применение.
8. Бронхолитические средства: классификация по механизму и продолжи-тельности действия, особенности применения бета-адреномиметиков, М-холиноблокаторов, комбинированных препаратов.
9. Метилксантины: механизм действия, применение.
10. Средства, применяемые при респираторном дистресс-синдроме.
11. Особенности применения средств, влияющих на органы дыхания, в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2, 6.
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 1
Таблицы 41-43
CD 1-3
Протоколы экспериментальных работ 24-27.
| 1. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
2. Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения
| 1. Классификация средств, влияющих на аппетит. Механизм действия горечей и анорексигенных средств. Применение. Побочные эффекты и противопоказания.
2. Классификация и механизм действия средств, применяющихся при нарушении секреторной функции желудка: средства заместительной терапии, ИПП, блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов, М- холиноблокаторы.
3. Гастропротекторы и антациды: механизм, действия, применение.
4. Рвотные средства центрального и периферического действия. Механизмы действия, показания к назначению. Значение в терапии острых отравлений. Противорвотные средства. Показания к применению.
5. Классификация и механизм действия желчегонных средств. Показания и противопоказания к назначению.
6. Гепатопротекторы, принцип действия, применение.
7.Причины и виды нарушений моторной функции кишечника. Слабительные средства, их классификация, механизм действия. Сравнительная характеристика по механизму и локализации действия.
7. Особенности использования в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2, 6.
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 2
Таблицы 44-49
CD 4
Протоколы экспериментальных работ 28-30.
| 1. Оформление протоколов экспериментальных работ 28-30, обсуждение.
2. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
3. Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Противовоспалительные средства.
Средства, влияющие на иммунные процессы
| 1. Механизмы противовоспалительного, противоаллергического и иммуносупрессивного действия глюкокортикоидов.
2. Побочные эффекты и противопоказания к применению глюкокортикоидов.
4. Классификация НПВП.
5. Возможные механизмы противовоспалительного действия. Неизбирательные и избирательные ингибиторы ЦОГ.
6. Показания к применению НПВП.
7. Побочные эффекты, противопоказания к применению, возможности профилактики и коррекции побочных эффектов нестероидных противовоспалительных препаратов.
8. Группы средств, применяемых при разных типах аллергических реакций.
1. Блокаторы гистаминовых Н1-рецепторов: классификация, механизм действия, применение, побочные эффекты.
2. Стабилизаторы мембран тучных клеток: механизм действия, применение, побочные эффекты.
3. ГКС: механизм противоаллергического действия, применение.
4. Принципы терапии анафилактических реакций.
5. Иммунотропные средства: классификация, механизмы действия, применение.
6. Иммуностимуляторы: препараты вилочковой железы, препараты интерферона и интерфероногенов.
7. Особенности применения противовоспалительных срдств и средств, влияющих на иммунные процессы, в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2, 6.
Доп. лит-ра: 1, 2, 3, 5-8
Таблицы 50-52
Метод. рекомендации 2
Протокол экспериментальной работы 35.
| 1. Оформление протоколов экспериментальных работ 35, обсуждение.
2. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
3. Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия.
Средства, влияющие на систему крови (кроветворение) Противоподагрические средства.
| 1. Физиологические механизмы гемопоэза. Классификация препаратов, влияющих на эритропоэз и лейкопоэз.
2. Сравнительная характеристика препаратов, влияющих на эритропоэз (препараты железа, препараты человеческого рекомбинантного эритропоэтина, кислота фолиевая, цианкобаламин). Правила назначения средств для лечения анемий.
3. Стимуляторы лейкопоэза, сравнительная характеристика препаратов.
4. Классификация средств, влияющих на миометрий.
5 Средства, повышающие тонус и сократительную активность миометрия. Классификация, механизм действия, механизм действия, применение, побочные эффекты.
6 Средства, повышающие в основном тонус миометрия. Классификация и применение.
7. Средства, снижающие тонус шейки матки. Применение.
8. Средства, снижающие тонус и сократительную активность миометрия. Механизмы действия и применение. Противоподагрические средства: классификация, механизм действия, применение, побочные эффекты.
9. Особенности использова-ния ЛС в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2, 6.
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 2
| 1. Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
2. Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Заключительное занятие по теме «Средства, влияющие на функции исполнительных органов, воспаление и обмен веществ».
| Рубежный контроль
Тестовый контроль,
письменная контрольная работа.
|
| Средства для наркоза. Снотворные средства. Спирт этиловый. Противоэпилептические средства. Противопаркинсонические средства.
| 1. Механизмы действия средств для наркоза. Понятие о широте наркотического действия.
2. Классификация общих анестетиков.
3. Сравнительная характеристика средств для ингаляционного наркоза.
4. Сравнительная характеристика средств для неингаляционного наркоза.
5. Побочные эффекты средств для наркоза.
6. Передозировка средств для наркоза: симптомы и меры помощи.
7. Спирт этиловый: фармакологические эффекты, фармакокинетика, применение.
8. Острое отравление этиловым спиртом. Меры помощи.
9. Классификация снотворных средств.
10. Барбитураты: механизм действия, влияние на фазность сна, показания к применению, побочные эффекты.
11. Отравление барбитуратами: симптомы и меры помощи.
12. Производные бензодиазепина: механизм действия, влияние на фазность сна, показания к применению, побочные эффекты.
13. Противоэпилептические средства: сравнительная характеристика, механизм действия, показания к назначению в зависимости от формы эпилепсии.
14. Противопаркинсонические средства: классификация, механизм действия, сравнительная характеристика, показания, побочные эффекты.
15. Средства для купирования симптоматических судорог.
16. Особенности применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра:
1, 2, 4-8
Таблицы 55-56
Метод. рекомендации 2
Протокол экспериментальной работы 34.
| Оформление протоколов экспериментальной работы 34, обсуждение.
Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Антипсихотические средства. Антидепрессанты. Средства для лечения маний
| 1. Классификация нейролептиков.
2. Влияние нейролептиков на отдельные медиаторные системы мозга.
3. Фармакологические эффекты нейролептиков, влияние на ЦНС, вегетативную и соматическую сферы.
4. Сравнительная характеристика нейролептиков разных групп, показания и противопоказания к назначению препаратов. Осложнения при применении.
6. Симптомы передозировки, меры помощи.
7. Классификация антидепрессантов.
8. Механизм действия и сравнительная характеристика антидепрессантов.
9. Показания к назначению. Правила применения.
10.Соли лития: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты.
11. Особенности применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра:
1, 2, 4-8
Таблицы 58, 61, 62
Метод. рекомендации 2
Протоколы экспериментальных работ 37.
| Оформление протоколов экспериментальной работы 37, обсуждение.
Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Транквилизаторы. Седативные средства. Ноотропы. Психостимуляторы.
| 1. Классификация транквилизаторов.
2. Транквилизаторы бензодиазепинового ряда: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, сравнительная характеристика препаратов.
3. «Дневные» транквилизаторы: механизм действия, показания к применению.
4. Общеседативные средства. Фармакологические особенности. Практическое применение.
5. Психостимуляторы: классификация, сравнительная характеристика препаратов (механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты).
6. Ноотропы. Особенности механизма действия. Сравнительная характеристика препаратов.
7. Особенности применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра:
1, 2, 4-8
Таблицы 60
Метод. рекомендации 2
Протоколы экспериментальных работ 38.
| Оформление протоколов экспериментальной работы 38, обсуждение.
Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Анальгезирующие средства
| 1. Опиоидные рецепторы и их эндогенные лиганды.
2. Наркотические анальгетики: классификация, механизм действия, эффекты взаимодействия с разными подтиапми опиоидных рецепторов.
3. Центральные и периферические эффекты морфина.
4. Сравнительная характеристика наркотических анальгетиков.
5. Показания и противопоказания для наркотических анальгетиков.
6. Побочные эффекты наркотических анальгетиков.
7. Острое и хроническое отравление морфином, меры помощи, профилакти-ка.
8. Классификация и механизм действия ненаркотических анальгетиков.
9. Сравнительная характеристика ненаркотических анальгетиков.
10. Показания и противопоказания при назначении ненаркотических анальге-тиков.
11.Осложнения при лечении ненаркотическими анальгетиками и механизмы их возникновения.
12. Особенности применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра:
1, 2, 4-8
Таблицы 57
Метод. рекомендации 2
Протоколы экспериментальных работ 35-36.
| Оформление протоколов экспериментальной работы 35-36, обсуждение.
Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Обсуждение результатов опытов.
4. Решение задач.
5. Выписывание рецептов.
|
| Заключительное занятие по теме «Средства, влияющие на функции центральной нервной системы».
| Рубежный контроль
Тестовый контроль, письменная контрольная работа.
|
| Антисептики и дезинфицирующие средства. Антибиотики.
| 1. Антисептики детергенты, бигуаниды, производные нитрофурана, ароматические и алифатические производные, соединения металлов, галогенсодержащие соединения, окислители, кислоты и щелочи, красители: принцип действия, применение.
2. Основные принципы химиотерапии.
3. Антибиотики: классификация.
4. Пенициллины: классификация, механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
5. Цефалоспорины: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
6. Карбапенемы: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
7. Монобактамы: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
8. Макролиды: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
9. Особенности применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Таблица 63
Метод. рекомендации 2
| Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Антибиотики (продолжение)
| 1. Аминогликозиды: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
2. Линкозамиды: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
3. Тетрациклины: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
4. Хлорамфеникол: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
5. Полимиксины: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
6. Гликопептиды: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
7. Оксазалидиноны: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
8. Антибиотики разного строения: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
9. Особенности применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Таблицы 63
Метод. рекомендации 2
| Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Сульфаниламиды. Производные хинолона. Синтетические антибактериальные средства разного строения.
| 1. Сульфаниламиды: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
2. Хинолоны / фторхинолоны: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
3. Нитрофураны, производные 8-оксихинолина, хиноксидин): механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты
4. Особенности применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Таблицы 64
Метод. рекомендации 2
| Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Противотуберкулезные средства. Противосифилитические средства. Противовирусные средства.
| 1. Классификация противотуберкулезных препаратов.
2. Синтетические противотуберкулезные средства: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
3. Противотуберкулезные антибиотики: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
4. Особенности применения противотуберкулезных средств.
5. Классификация противосифилитических средств.
6. Противосифилитические антибиотики: пенициллины, макролиды, механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
7. Препараты висмута: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
8. Классификация противовирусных средств по механизму действия.
9. Интерфероны: механизм действия, применение, побочные эффекты.
10. Противогерпетические средства: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
11. Противогриппозные средства: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
12. Средства для лечения ВИЧ: механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
13. Особенности применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 2
| Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Противопротозойные средства.
Противогрибковые средства. Антигельминтные препараты.
| 1. Противопротозойные средства: противомалярийные, противоамебные, средства, применяемые при лямблиозе, трихомониазе, токсоплазмозе, токсоплазмозе, лейшманиозе, балантидиазе, трипаносомозах. Механизм действия, спектр активности, применение, побочные эффекты.
2. Классификация противогрибковых средств, механизм действия, основные принципы применения, побочные эффекты.
3. Классификация противоглистных средств. Механизм действия. Основные принципы применения.
4. Средства, применяемые при кишечных цестодозах: свойства, сообенности применения, побочные эффекты.
5. Средства, применяемые при внекишечных гельминтозах: свойства, сообенности применения, побочные эффекты.
6. Особенности применения в педиатрии.
|
| Осн. лит-ра:
1, 2
Доп. лит-ра: 1, 2, 5-8
Метод. рекомендации 2
| Самостоятельное выписывание рецептов по показаниям.
Решение задач.
| 30 мин
| I. Текущий контроль:
1. Тестирование.
2. Собеседование по теоретическим вопросам.
3. Решение задач.
4. Выписывание рецептов.
|
| Заключительное занятие по теме «Химиотерапетивческие средства».
Предэкзаменационное тестирование
| Рубежный контроль
Тестовый контроль, письменная контрольная работа.
Промежуточный контроль
|
| | | | | | | | |