Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Циркуляция питательной и защитной Ци





Канальная Ци непрерывно циркулирует по двенадцати главным каналам, ответвлениям двенадцати каналов и коллатералям, а также по восьми сосудам. Однако, говоря о циркуляции канальной Ци, обычно подразумевают систему непрерывного кругооборота питательной Ци, которая за сутки совершает один оборот по «четырнадцати каналам» — двенадцати главным каналам, сосудам Жэнь-май и Ду-май — в следующей последовательности:

- ручной тай-инь канал легких;

- ручной ян-мин канал толстого кишечника;

- ножной ян-мин канал желудка;

- ножной тай-инь канал селезенки;

- ручной шао-инь канал сердца;

- ной тай-ян канал тонкого кишечника;

- ножной тай-ян канал мочевого пузыря;

- ножной шао-инь канал почек;

- ручной цзюэ-инь канал перикарда;

- ручной шао-ян канал Сань-цзяо;

- ножной шао-ян канал желчного пузыря;

- ножной цзюэ-инь канал печени;

- шейный отрезок сосуда Жэнь-май;

- сосуд Ду-май;

- грудобрюшной отрезок сосуда Жэнь-май.

Циркуляция защитной Ци имеет свои закономерности и совершенно не совпадает с циркуляцией питательной Ци. Днем она совершает 25 оборотов по шести Ян-каналам, а ночью — 25 оборотов по пяти цзан-органам.

 

Сопротивление проникновению внешних патогенных факторов, защита организма

 

Проникновение внешней патогенной Ци внутрь организма начинается с кожи. В каноне «Су вэнь» говорится: «Кожа — это зона сосудов. Когда патогенная Ци проникает в кожу, открываются поры кожи. Когда они открываются, патогенная Ци входит внутрь и проникает в коллатерали. Когда коллатерали переполняются, вливается в каналы. Когда каналы переполняются, проникает в цзанфу-органы». Функции сопротивления каналов проникновению внешних патогенных факторов в основном опираются на защитную Ци — один из компонентов канальной Ци. Защитная Ци наполняет коллатерали, прогревает и питает поры кожи, увлажняет и делает кожу блестящей, регулирует открытие и закрытие потовых отверстий. Таким образом, функциями защитной Ци являются сопротивление проникновению внешних патогенных факторов и защита организма. Когда защитная Ци прочна, внешней патогенной Ци проникнуть внутрь организма трудно. Если она не прочна, поры кожи не плотны, может возникнуть холод в теле и конечностях, появляется пот, внешние патогенные факторы легко проникают внутрь организма, вызывая болезнь.

 

Распространение болезни по каналам и коллатералям, отражение симптомов болезни

 

При патологических состояниях каналы способны распространять болезнь и отражать ее симптомы. Когда внешние патогенные факторы проникают в организм, происходит нарушение функций канальной Ци, болезнь распространяется по каналам и коллатералям с поверхности тела внутрь организма. В каноне «Лин шу» говорится: «Когда выделяется пот, поры кожи открываются, внутрь проникает патогенная Ци. Проникая в лицо, попадает в ян-мин; проникая в заднюю часть шеи, попадает в тай-ян; проникая в щеки, попадает в шао-ян». В каноне «Су вэнь» говорится: «Возникновение сотни болезней начинается с кожи. Когда проникает патогенная Ци, открываются поры кожи, когда они открываются, она проникает в коллатерали, задерживается и не выходит, распространяется в каналы, задерживается и не выходит, распространяется в фу-органы, скапливается в желудке и кишечнике».

Таким образом, проникновение внешних патогенных факторов в организм начинается с кожи, через каналы и коллатерали они распространяются в цзанфу-органы. Происходит и обратный процесс. Когда в определенных внутренних органах возникают патологические изменения, они также через каналы и коллатерали распространяются наружу. На поверхности тела, относящейся к соответствующим каналам, появляются различные симптомы болезней. В каноне «Лин шу» говорится: «Когда патогенный фактор в легких и сердце, его Ци задерживается в локтях. Когда патогенный фактор в печени, его Ци задерживается в подмышках. Когда патогенный фактор в селезенке, его Ци задерживается в бедрах. Когда патогенный фактор в почках, его Ци задерживается в подколенных ямках».

Кроме того, болезнь одного внутреннего органа по системе каналов и коллатералей может распространиться в другой орган. В связи с этим в книге «Цзинь куй яо люэ» (Краткий очерк из золотого ларца, III в.) говорится: «Встретив болезнь в печени, знайте, болезни печени распространяются в селезенку».

В каноне «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) были заложены основы теории «распространения по каналам», то есть распространения патогенной Ци по организму через систему каналов и коллатералей.

Чжан Чжунцзин (150—219 гг.) в книге «Шан хань лунь» (Рассуждения о повреждении холодом) обобщил закономерности распространения болезней и выделил синдромы шести пар каналов. Так, начальный период болезней из-за восприятия патогенного холода проявляется в синдроме тай-ян. При запоздалом или неправильном лечении может возникнуть явление «распространения по каналам», появляются синдромы шао-ян или ян-мин.

Пути распространения различных элементов системы каналов и коллатералей по организму очень запутанны, поэтому между различными каналами и коллатералями существует множество видов связи. Например, ножной цзюэ-инь канал печени проходит вдоль желудка, канал селезенки наружно-внутренне связан с каналом желудка, ножной шао-инь канал почек поднимается от почек и пронизывает печень. Поэтому болезни печени путем «распространения по каналам» могут повлиять на селезенку, желудок, почки и другие органы, вызывая появление различных сложных синдромов.

Следовательно, локализация и механизм развития болезни очень тесно связаны с явлением «распространения по каналам».

Из-за специфической связи между каналами и различными частями организма при нарушении функций цзанфу-органов в местах прохождения соответствующих каналов проявляются определенные симптомы. Например, при болезни в ножном тай-ян канале мочевого пузыря могут появиться симптомы типа «тяжесть и боль в голове, ощущение, что глаза вот-вот выскочат, чувство стягивания в задней части шеи, боль вдоль позвоночника, поясница словно переломлена, невозможно сгибать ноги в тазобедренных суставах, чувство затвердения в подколенной ямке, икра словно разорвана» («Лин шу»); при проникновении патогенного холода в мышцы ножного ян-мин канала желудка могут появиться симптомы типа «спазмы мышц, невозможность закрыть глаза... спазмы, вызывающие перекос рта» («Лин шу»). В каноне «Су вэнь» также сказано: «При болезни в печени — боль в подреберьях, отдающая в нижнюю часть живота. При болезни в сердце — боль в грудной клетке, чувство переполнения и боль в ребрах, боль в надплечье и лопатке, боль во внутренней поверхности предплечья».

В каноне «Лин шу» также описаны симптомы истощения канальной Ци:

- Когда истощается Ци ручного тай-инь [канала легких], пересыхает кожа...

- Когда истощается Ци ручного шао-инь [канала сердца], нет проходимости в сосудах...

- Когда истощается Ци ножного тай-инь [канала селезенки], сосуды не питают мышцы...

- Когда истощается Ци ножного шао-инь [канала почек], иссыхают кости...

- Когда истощается Ци ножного цзюэ-инь [канала печени], вянут сухожилия».

Кроме того, посредством каналов и коллатералей голова, лицо и пять органов чувств тесно связаны с внутренними органами. При болезни в определенном внутреннем органе необычные проявления также могут появиться и на соответствующей части головы и лица. Например, при проникновении в легкие патогенного холода возникает заложенность носа, при возгорании огня печени — боль в глазах, при повреждении квинтэссенции Цзин почек — нарушения слуха.

Таким образом, определение характера и причин болезни тесно связано с соотнесением результатов диагностического осмотра и расспроса пациента с закономерностями распространения элементов системы каналов и коллатералей.

 

Распространение реакции на раздражение, регулировка состояний недостатка и избытка

 

Терапевтический эффект от применения методов иглоукалывания и прижигания достигается раздражением определенной области на поверхности тела и распространением реакции на раздражение по ходу каналов.

Первые сведения о распространении реакции на укалывание встречаются в каноне «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем). В каноне «Лин шу» говорится: «Суть укалывания — Ци распространяется и появляется результат». «Распространение Ци» — это распространение реакции по каналам после укалывания или прижигания определенной точки для нормализации состояния Ци и крови, поддержания жизненной Ци и изгнания патогенной Ци, восстановления баланса Инь и Ян, излечения болезни. Распространение реакции на раздражение — это решающий фактор лечения методами чжэньцзю-терапии. Появляющиеся при иглоукалывании и прижигании ощущения ломоты, онемения, распирания по ходу канала являются проявлениями реакции на раздражение.

Понятия «недостаток» и «избыток» отражают состояние Ци и крови в каналах и коллатералях, а также относительную силу патогенной и жизненной Ци в организме в целом. В каноне «Су вэнь» говорится: «При избытке патогенной Ци возникает избыток, при недостатке квинтэссенции Цзин и Ци возникает недостаток». То есть проявление болезней в каналах и коллатералях есть ни что иное, как отражение недостатка жизненной Ци или избытка патогенной Ци.

В каноне «Лин шу» говорится: «Ответвляющаяся [коллатераль] ножного ян-мин [канала желудка]... при избытке — сумасшествие, при нехватке — слабость стоп, атрофия мышц голеней». То есть, ян-мин является каналом, где «много Ци и много крови», при Ян-жаре, избытке патогенной Ци могут появиться сумасшествие и другие симптомы избытка, при нехватке Ци и крови в ян-мин не происходит увлажнение и питание стоп и голеней, возникают слабость, онемение, атрофия и другие проявления недостатка.

Применение в клинике соответствующих методов иглоукалывания по принципу «седатации при избытке и стимуляции при недостатке» способствует устранению состояний недостатка и избытка в каналах и коллатералях, что является теоретической основой лечения болезней методами чжэньцзю-терапии.

 

Использование каналов и коллатералей в клинике

 

Использование каналов и коллатералей в клинике заключается в диагностике болезней, отражающихся на каналах и коллатералях, а также в применении канальных точек.

 

Диагностика по цвету и пальпация пульса

 

Патологические изменения во внутренних органах через систему каналов и коллатералей могут отражаться на поверхности тела в изменении ее цвета. В каноне «Лин шу» говорится: «При болезнях печени глаза синие. При болезнях селезенки губы желтые. При болезнях сердца щеки красные. При болезнях почек щеки и лицо черные», а также: «Когда сосуды синие, — это холод и боль; когда красные, это жар; когда в желудке холод, сосуды возвышения большого пальца руки (тенара) очень синие; когда в желудке жар, сосуды возвышения большого пальца руки красные; когда они становятся черными, это длительный ревматизм; когда они красные, черные или синие, — это Ци холода или жара; когда они синие и короткие, — это нехватка Ци».

Пульсовая диагностика китайской медицины также тесно связана с системой каналов и коллатералей. Следует обратить особое внимание на то, что иероглиф «май», широко применявшийся в древних книгах для обозначения основных элементов системы каналов и коллатералей в значении «сосуд», также имеет значение «пульс», то есть пульс — это отражение состояния канальной Ци.

В каноне «Су вэнь» предложен диагностический метод пальпации пульса по «трем частям и девяти местам отражения состояния», который используется для диагностики состояния канальной Ци в девяти каналах. Выделено три части — верхняя, средняя и нижняя, каждая из которых подразделяется на «небесное», «человеческое» и «земное»:

• Верхняя часть:

- «небесное» — Хань-янь VB.4 — ножной шао-ян канал желчного пузыря;

- «человеческое» — Эр-мэнь TR.21 — ручной шао-ян канал Сань-цзяо;

- «земное» — Да-ин Е.5 — ножной ян-мин канал желудка.

• Средняя часть:

- «небесное» — Цзин-цюй Р.8 — ручной тай-инь канал легких;

- «человеческое» — Шэнь-мэнь С.7 — ручной шао-инь канал сердца;

- «земное» — Хэ-гу GI.4 — ручной ян-мин канал толстого кишечника.

• Нижняя часть:

- «небесное» — Цзу-у-ли F.10 или Тай-чун F.3 — ножной цзюэ-инь канал печени;

- «человеческое» — Цзи-мэнь RP.11 — ножной тай-инь канал селезенки;

- «земное» — Тай-си R.3 — ножной шао-инь канал почек.

В каноне «Лин шу» также предложен метод сопоставления силы пульса на отрезке Цунь-коу и в точке Жэнь-ин Е.9. Нарушение пропорций силы пульса в этих местах свидетельствует о болезни.

Чжан Чжунцзин (150—219 гг.) в книге «Шан хань лун» (Рассуждения о повреждении холодом) описал метод пальпации пульса в трех частях — верхней (Жэнь-ин Е.9), средней (отрезок Цунь-коу) и нижней (Чун-ян Е.42).

Активность врожденной Ци иногда определяется на канале почек в точке Тай-си R.3, а активность приобретенной Ци — на канале желудка в точке Чун-ян Е.42.

Во всех описанных случаях пальпация пульса производится на артериях в местах прохождения соответствующих каналов, то есть тесно связана с их ходом.

 

Диагностика по местам прохождения каналов

 

Исследование патологических изменений в местах прохождения каналов применяется для определения принадлежности болезни к какому-либо каналу. Немало записей с описанием этого метода содержится в каноне «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем). В каноне «Лин шу» говорится: «Когда жар в лице, — болезнь ножного ян-мин [канала желудка]. Когда кровь наполняет сосуды возвышения большого пальца руки (тенара), — болезнь ручного ян-мин [канала толстого кишечника]». Это и есть метод диагностики путем соотнесения мест необычных проявлений с местами прохождения каналов. Подобные примеры в клинике встречаются очень часто. Например, боль в бедрах с наружной стороны относится к ножному шао-ян каналу желчного пузыря, с передней стороны — к ножному ян-мин каналу желудка, с задней стороны — к ножному тай-ян каналу мочевого пузыря. По области головы проходят различные каналы, поэтому боль в затылочной области головы связана с нарушениями в ножном тай-ян канале мочевого пузыря, боль в области лба — с нарушениями в ножном ян-мин канале желудка, боль в боковых частях головы — с нарушениями в ножном шао-ян канале желчного пузыря, а боль в теменной области — с нарушениями в ножном цзюэ-инь канале печени. Таким образом, необходимо следовать принципу: «встретив болезнь, определите канал, используйте точки по ходу канала».

Система каналов и коллатералей тесно связана с внутренними органами, существует специфическая связь между тканями поверхности тела и внутренними органами. Диагностика каналов заключается в обнаружении проявления реакции на поверхности тела в местах прохождения каналов и установлении их взаимосвязи с патологическими изменениями во внутренних органах, в связи с чем и определяются направления лечения.

Специфические болезни каналов, коллатералей и мышц каналов также относятся к методу диагностики на основании мест прохождения каналов. Например, в каноне «Лин шу» говорится: «Ножной тай-инь сосуд селезенки... болезни при нарушениях: скованность корня языка, рвота после еды, боль в желудке, вздутие живота, отрыжка...». Эти явления можно рассматривать в качестве отличительных признаков болезней канала селезенки. При проведении диагностики следует соотносить состояния холода, жара, недостатка и избытка на конечностях, туловище, голове и лице с местами прохождения соответствующих каналов и коллатералей, симптомами их болезней. Этот метод является одним из основных методов определения причин и места болезни.

 

Диагностика пальпацией

 

Кроме расспроса и осмотра пациента можно производить пальпацию мест прохождения различных каналов для обнаружения болезненных точек, различных уплотнений под кожей, бугорков или впадин, что поможет определить принадлежность болезни к соответствующему каналу, установить ее свойства и правильно выбрать направления лечения. В каноне «Лин шу» говорится: «Обследуйте место боли, слева и справа, сверху и снизу, определите его холод и жар, к какому каналу относится».

Ци и кровь различных внутренних органов по каналам и коллатералям распространяются на поверхность тела, поэтому патологические изменения во внутренних органах часто проявляются в болезненности соответствующих акупунктурных точек. Обычно производится пальпация шу-точек спины, му-точек живота, точек-щелей, точек коллатералей, точек первичной Ци, в случае болезненности точек определяется принадлежность болезни к соответствующему каналу.

Чаще всего в клинике производится пальпация следующих точек:

- при болезнях легких — Фэй-шу V.13, Чжун-фу Р.1, Кун-цзуй Р.6;

- при болезнях сердца — Синь-шу V.15, Инь-си С.6, Си-мэнь МС.4;

- при болезнях печени — Гань-шу V.18, Чжун-ду F.6, Ци-мэнь F.14;

- при болезнях почек — Шэнь-шу V.23, Шуй-цюань R.5;

- при болезнях селезенки (в основном со свойствами недостатка) — Ди-цзи RP.8;

- при болезнях желудка — Вэй-шу V.21, Лян-цю Е.34, Цзу-сань-ли Е.36;

- при болезнях толстого кишечника — Вэнь-лю GI.7;

- при болезнях тонкого кишечника — Ян-лао IG.6;

- при болезнях мочевого пузыря — Цзинь-мэнь V.63.

 

Выбор вариантов лечения с опорой на каналы

 

Учение о каналах и коллатералях широко применяется в клинике, имеет особое руководящее значение в различных отраслях китайской медицины — иглоукалывании и прижигании, массаже, лекарственной терапии.

При лечении иглоукалыванием и прижиганием можно использовать точки, расположенные вблизи от места патологических изменений, а также отдаленные от места болезни точки соответствующих каналов. Опираясь на ход канала, при болезнях нижних конечностей можно использовать точки, расположенные в верхней части тела, и наоборот, или использовать точки сбоку, когда болезнь посередине и т. д. Например, при головной боли, кроме локальных точек, можно использовать отдаленные точки по ходу каналов, что усилит терапевтический эффект:

- при боли в затылочной области головы, связанной с нарушениями в каналах тай-ян, использование локальной точки Цуань-чжу V.2 можно сочетать с укалываниям точек Хоу-си IG.3 на руках и Кунь-лунь V.60 на ногах;

- при боли в области лба, связанной с нарушениями в каналах ян-мин, укалывание локальной точки Тоу-вэй Е.8 можно сочетать с использованием точек Хэ-гу GI.4 на руках и Нэй-тин Е.44 на ногах;

- при боли в боковых частях головы, связанной с нарушениями в каналах шао-ян, использование локальной точки Фэн-чи VB.20 можно сочетать с укалыванием точек Чжун-чжу TR.3 на руках и Цзу-линь-ци VB.41 на ногах.

Кроме того, хотя каналы и имеют обширные связи с кожей, мышцами, органами чувств, внутренними органами, пути их прохождения ограниченны. Более широко по телу распространены поверхностные и мелкие коллатерали, практически нет места на поверхности тела, где бы их не было. Исходя из этого, положительных результатов лечения можно добиться путем раздражения коллатералей укалыванием точек А-ши.

Теория традиционной китайской фармакологии о соотнесенности лекарств с каналами также основана на учении о каналах и коллатералях. В практике применения лекарств древние врачи обнаружили, что разные лекарства проявляют явное терапевтическое действие при лечении болезней одного или нескольких каналов, в то время как на другие каналы это воздействие значительно слабее, а иногда отсутствует вовсе. Обобщив эти знания, произведя систематизацию, древние врачи сформировали теорию соотнесенности лекарств с каналами. При описании лекарственных средств в книгах по китайской фармакологии всегда указывается соотнесенность каждого лекарства с определенным каналом. Например:

- трава эфедры соотносится с каналами легких и мочевого пузыря, является потогонным и мочегонным средством, используется при лечении кашля и одышки;

- корень солодки соотносится с каналами сердца, легких и селезенки, используется при лечении сердцебиения, кашля, боли в горле, симптомов недостатка Ци селезенки;

- семя подорожника соотносится с каналами почек и мочевого пузыря, используется при лечении мочеполовых расстройств;

- корень володушки соотносится с каналами печени и желчного пузыря, используется при лечении боли в подреберье, связанной с застоем Ци печени.

Лечение в клинике необходимо начинать с соотнесения болезни с каналами и коллатералями. Проведение всестороннего анализа их взаимосвязей позволит понять причины возникновения и механизм болезни, правильно определить направления лечения.

Таким образом, учение о каналах и коллатералях имеет очень важное значение в терапии. Внешние патогенные факторы с поверхности тела по каналам распространяются во внутренние органы. Патологические изменения во внутренних органах также по каналам и коллатералям отражаются на поверхности тела. В лечении внутренних болезней необходимо руководствоваться принципом «внутреннюю болезнь лечить снаружи», то есть производить иглоукалывание, прижигание или массаж поверхности тела. Отразившиеся на поверхности тела симптомы также могут быть устранены путем лечения внутренних органов. В связи с этим можно сказать, что лечение с опорой на каналы является главной составной частью лечения в китайской медицине.

 

Двенадцать каналов

 

Двенадцать каналов, или двенадцать главных каналов — основа системы каналов и коллатералей. Они являются основными путями циркуляции Ци и крови в организме, связывают внутренние органы с поверхностью тела.

Двенадцать главных каналов подразделяются на три ножных и три ручных Ян-канала, а также на три ножных и три ручных Инь-канала (таблица 1).

Тремя ручными Инь-каналами являются:

тай-инь легких, цзюэ-инь перикарда, шао-инь сердца.

Тремя ручными Ян-каналами являются:

ян-мин толстого кишечника, шао-ян Сань-цзяо, тай-ян тонкого кишечника.

Тремя ножными Ян-каналами являются:

ян-мин желудка, шао-ян желчного пузыря, тай-ян мочевого пузыря.

Тремя ножными Инь-каналами являются:

тай-инь селезенки, цзюэ-инь печени, шао-инь почек.

В названиях каналов отражены:

- начальные или конечные области их хода;

- принадлежность к Инь и Ян в виде степеней Инь и Ян;

- принадлежность к определенному цзанфу-органу.

Сначала указывается начальная или конечная область хода канала, то есть каналы бывают ручными и ножными.

Далее указывается их принадлежность к Инь и Ян, то есть бывают Инь-каналы и Ян-каналы. В каноне «Лин шу» говорится: «Инь поднимается, Ян опускается — таков порядок их хода», то есть Ци Инь-каналов поднимается, а Ци Ян-каналов опускается. В каноне «Лин шу» также говорится: «Три ручных Инь-канала от груди идут к рукам; три ручных Ян-канала от рук идут к голове; три ножных Ян-канала от головы идут к ногам; три ножных Инь-канала от ног идут к животу (груди)». Эту цитату можно прокомментировать следующим образом:

- Ци ручных Инь-каналов поднимается от груди к рукам (имеется ввиду положение с поднятыми руками), начальные точки этих каналов расположены на груди, а конечные на руках;

- Ци ручных Ян-каналов от рук опускается к голове (также имеется ввиду положение с поднятыми вверх руками), начальные точки этих каналов расположены на руках, а конечные – в области головы;

- Ци ножных Ян-каналов опускается от головы к ногам, их начальные точки расположены в области головы, конечные — на ногах;

- Ци ножных Инь-каналов от ног поднимается к груди, начальные точки этих каналов расположены на ногах, конечные — в области груди.

Эти закономерности можно обобщить словами: «Инь поднимается, Ян опускается».[1]

Принадлежность каналов к Инь и Ян указана в виде степеней Инь и Ян, а именно:

- тай-инь («великая сила Инь»);

- шао-инь («меньшая сила Инь»);

- цзюэ-инь («снизившаяся сила Инь»);

- тай-ян («великая сила Ян»);

- ян-мин («сияние силы Ян»);

- шао-ян («меньшая сила Ян»).

В древности для описания стадий появления, развития и гибели различных явлений указывали на активность или упадок, увеличение или уменьшение Инь и Ян. Так, в философском трактате «Бай ху тун» (Диспут в Зале Белого тигра, 79 г. до и. э.) выделяется четыре стадии Инь и Ян, которые также соотносятся с Пятью элементами:

- тай-инь («великая сила Инь») — Вода;

- шао-инь («меньшая сила Инь») — Металл;

- тай-ян («великая сила Ян») — Огонь;

- шао-ян («меньшая сила Ян») — Дерево.

В каноне «Хуанди пэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) предложена теория «трех Инь и трех Ян», то есть к четырем степеням Инь и Ян, описанным в философских трактатах, добавлены «ян-мин» и «цзюэ-инь». Следует отметить, что понятия «ян-мин» и «цзюэ-инь» характерны только для медицинской литературы и не встречаются в философских и иных текстах. Кроме того, в китайском языке «тай-ян» имеет значение «солнце», а «тай-инь» — «луна».

В каноне «Су вэнь» говорится: «Тай-ян — это три Ян, ян-мин — это два Ян, шао-ян — это один Ян; тай-инь — это три Инь, шао-инь — это два Инь, цзюэ-инь — это один Инь»[2] (рис. 4).

Степени Инь и Ян образно описаны в каноне «Су вэнь»: «Три Ян (тай-ян) — это [голова всех] каналов, два Ян (ян-мин) — это связывающий [с передней частью тела и животом], один Ян (шао-ян) — это проходящий [между наружным и внутренним]; три Инь (тай-инь) — это наружный [трех Инь-каналов], два Инь (шао-инь) — это внутренний, один Инь — это [Инь] вот-вот исчерпается, [как луна меняет свои] фазы». Так образно объясняются названия и закономерности Инь и Ян-каналов.

Ян-каналы проходят по наружной поверхности конечностей, Инь-каналы — по внутренней. Каналы тай-инь и ян-мин расположены спереди, шао-инь и тай-ян — сзади, цзюэ-инь и шао-ян — посередине (рис. 5).

Все Ян-каналы собраны на голове: ян-мин — спереди, шао-ян — сбоку, тай-ян — сзади.

По грудобрюшной области проходят все Инь-каналы и ножной ян-мин канал желудка. По пояснично-спинной области проходит ножной тай-ян канал мочевого пузыря. Сбоку грудобрюшной области проходит ножной шао-ян канал желчного пузыря.

Современные названия каналов применяются на протяжении многих веков. Однако, они сформировались в результате постепенного развития науки иглоукалывания и прижигания. В глубокой древности ход каналов не связывали с цзанфу-органами, поэтому их названия отражали лишь деление на ручные и ножные, а также принадлежность к степеням Инь и Ян. Так, в манускриптах на шелковой ткани из кургана Мавандуй в названиях каналов цзанфу-органы не указаны, очень мало говорится о связи каналов и внутренних органов (таблица 2).

Следует также отметить, что в медицинской литературе на китайском языке термины типа «канал легких» или «канал печени» применяются крайне редко, вместо них обычно используются названия «ручной тай-инь» или «ножной цзюэ-инь» соответственно.

Начиная с канона «Хуанди иэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) во всех книгах по китайской медицине говорится о специфической связи каждого из двенадцати каналов с определенным цзанфу-органом.

В общем, Инь-каналы относятся к цзан-органам и связаны с фу-органами, а Ян-каналы относятся к фу-органам и связаны с цзан-органами. В частности:

- ручной тай-инь канал легких относится к легким и связан с толстым кишечником;

- ручной ян-мин канал толстого кишечника относится к толстому кишечнику и связан с легкими;

- ножной ян-мин канал желудка относится к желудку и связан с селезенкой;

- ножной тай-инь канал селезенки относится к селезенке и связан с желудком;

- ручной шао-инь канал сердца относится к сердцу и связан с тонким кишечником;

- ручной тай-ян канал тонкого кишечника относится к тонкому кишечнику и связан с сердцем;

- ножной тай-ян канал мочевого пузыря относится к мочевому пузырю и связан с почками;

- ножной шао-инь канал почек относится к почкам и связан с мочевым пузырем;

- ручной цзюэ-инь канал перикарда относится к перикарду и связан с Сань-цзяо;

- ручной шао-ян канал Сань-цзяо относится Сань-цзяо и связан с перикардом;

- ножной шао-ян канал желчного пузыря относится к желчному пузырю и связан с печенью;

- ножной цзюэ-инь канал печени относится к печени и связан с желчным пузырем.

Двенадцать каналов, относящихся к цзанфу-органам, имеют наружно-внутренние взаимосвязи по принадлежности к цзан-органам и фу-органам, а также по принадлежности к соответствующим типам Инь-каналов и Ян-каналов. А именно, имеются наружно-внутренние взаимосвязи:

- ручного тай-инь канала легких и ручного ян-мин канала толстого кишечника;

- ножного ян-мин канала желудка и ножного тай-инь канала селезенки;

- ручного шао-инь канала сердца и ручного тай-ян канала тонкого кишечника;

- ножного тай-ян канала мочевого пузыря и ножного шао-инь канала почек;

- ручного цзюэ-инь канала перикарда и ручного шао-ян канала Сань-цзяо;

- ножного шао-ян канала желчного пузыря и ножного цзюэ-инь канала печени.

Принцип осуществления наружно-внутренних взаимосвязей каналов показан на рисунке 6.

На наружно-внутренних взаимосвязях каналов, а также на связях ручных и ножных каналов с одинаковыми названиями (то есть каналов с одинаковыми степенями Инь и Ян) основана система непрерывного кругооборота питательной Ци, которая за сутки совершает один оборот по двенадцати главным каналам, а также по сосудам Жэнь-май и Ду-май (рис. 7).

Количественное соотношение Ци и крови в каналах также определяется их наружно-внутренними взаимосвязями. В каноне «Су вэнь» указано количество Ци и крови в каналах здорового человека: «В тай-ян обычно много крови и мало Ци, в шао-ян обычно мало крови и много Ци, в ян-мин обычно много Ци и много крови, в шао-инь обычно мало крови и много Ци, в цзюэ-инь обычно много крови и мало Ци, в тай-инь обычно много Ци и мало крови» (рис. 8).

Баланс Ци и крови в каналах обеспечивается по наружно-внутренним взаимосвязям. То есть, в каналах тай-ян много крови и мало Ци, а в каналах шао-инь, связанных с ними по наружно-внутренней взаимосвязи, мало крови и много Ци; в каналах шао-ян мало крови и много Ци, а в каналах цзюэ-инь много крови и мало Ци. В чем излишек в Ян-каналах, в том же нехватка в Инь-каналах, и наоборот. Это общая закономерность для каналов. Исключение составляют каналы ян-мин. Наличие в них большого количества Ци и крови объясняется тем, что желудок является «корнем приобретенного», источником образования Ци и крови.

Закономерности количественного соотношения Ци и крови в каналах имеют важное значение в выборе методов лечения. В каноне «Су вэнь» говорится: «Укалывая ян-мин, выпускайте Ци и кровь; укалывая тай-ян, выпускайте кровь и будьте осторожны с Ци; укалывая шао-ян, выпускайте Ци и будьте осторожны с кровью; укалывая тай-инь, выпускайте Ци и будьте осторожны с кровью; укалывая шао-инь, выпускайте Ци и будьте осторожны с кровью; укалывая цзюэ-инь, выпускайте кровь и будьте осторожны с Ци».

Каждому из двенадцати главных каналов свойственны определенные болезни. Хотя каналы тесно связаны с внутренними органами, существует две системы — система каналов и система внутренних органов. Поэтому следует четко разграничивать болезни каналов и болезни соотнесенных с ними цзанфу-органов.

В каноне «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) предложено деление каналов на «засовы» (гуань), «створки» (хэ) и «шарниры» (шу). В каноне «Лин шу» говорится: «При проникновении патогенной Ци в каналы... ломаются „засовы", портятся „шарниры", открываются „створки", нарушается гармония Инь и Ян... Тай-ян — это „засов", ян-мин — это „створка", шао-ян — это „шарнир", тай-инь — это „засов", цзюэ-инь — это „створка", шао-инь — это „шарнир"». То есть Инь-каналы и Ян-каналы рассматриваются как засов, створка и шарнир двери, которые выполняют функции сопротивления проникновению внешних патогенных факторов и защиты организма. Ян Шаншань (585—670 гг.) сравнивал три типа Ян-каналов с наружной дверью, а три типа Инь-каналов — с внутренней.

Таким образом, деление каналов на «засовы», «створки» и «шарниры» тесно связано с последовательностью и глубиной проникновения внешней патогенной Ци в организм и степенями развития заболеваний (начиная с поверхностной стадии тай-ян до самой критической — цзюэ-инь), описанных в книге Чжан Чжунцзина (150—219 гг.) «Шан хань лунь» (Рассуждения о повреждении холодом) (рис. 9).

Кроме того, наружно-внутренние взаимосвязи каналов отражают соотнесенность канала с одним из Пяти элементов, так как считается, что канал относится к тому же элементу, к которому относится соответствующий ему цзанфу-орган.[3] В связи с тем, что перикард является защитной оболочкой сердца, он, как и сердце, был отнесен к элементу Огонь. Именно поэтому ручной цзюэ-инь канал перикарда и ручной шао-ян канал Сань-цзяо (как пара Инь и Ян) относятся к элементу Огонь.

Двенадцать каналов также соотносятся с двенадцатью «земными ветвями» традиционного китайского календаря. Считается, что временем наибольшей активности Ци и крови в определенном канале является время части суток соответствующей «земной ветви» (таблица 3).

В каноне «Лин шу» указана и длина каналов:

«Шесть ручных Ян от рук идут к олове, [длина каждого из них] – 5 чи…

Шесть ручных Инь от рук идут к груди, [длина каждого из них] — 3 чи 5 цуней…

Шесть ножных Ян от ног идут к голове, [длина каждого из них] – 8 чи…

Шесть ножных Инь от ног идут к груди, [длина каждого из них] — 6 чи 5 цуней…»

В литературе на русском языке в обозначении каналов и их точек используется аббревиатура, принятая во Франции:

Ручной тай-инь канал легких…...………………Р Meridien du Poumon

Ручной ян-мин канал толстого кишечника….. GI Meridien du Gros Intestin

Ножной ян-мин канал желудка …...……….... Е Meridien de l’Estomac

Ножной тай-инь канал селезенки.………….... RP Meridien de la Rate-Pancreas

Ручной шао-инь канал сердца…………………С Meridien du Coeur

Ручной тай-ян канал тонкого кишечника….... IG Meridien de l’Intestin Grele

Ножной тай-ян канал мочевого пузыря...……..V Meridien de Vessie

Ножной шао-инь канал почек…………….……R Meridien du Rein

Ручной цзюэ-инь канал перикарда…………. MC Meridien du Maitre du Coeur

Ручной шао-ян канал Сань-цзяо……..……….TR Meridien du Trois Rechauffeur

Ножной шао-ян канал желчного пузыря……. VB Meridien de Vesicule Biliaire

Ножной цзюэ-инь канал печени………………..F Meridien du Foie

 

Date: 2015-07-01; view: 1393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию