Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммуникативные барьеры
Для людей нет более ответственной задачи, чем развивать кон структивное общение. Однако на практике общение зачастую прерывается, осуществляется порой и в деструктивной форме, без взаимопонимания. Выше мы идентифицировали такие элементы общения, как «отправитель», «кодирование», «сообщение», «сре да», «декодирование», «получатель», «обратная связь». Если в этих элементах каким-либо образом присутствуют помехи, то полной ясности и понимания не происходит. Причиной этого являются разнообразные барьеры в общении, такие, как компетентность, избирательное слушание, оценочные суждения, достоверность ис точника, фильтрование, внутригрупповой язык, различие статуса, давление времени, перегрузка общения. Компетентность. Собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей ком петентности и предшествующего опыта, что приводит к вариаци ям в процессах кодирования и декодирования информации. Этот фактор является весьма существенным, он подрывает общность в коммуникации, общение имеет тенденцию к разрушению. Эф фективным оно становится лишь тогда, когда собеседников объе диняет общее поле опыта, общее пространство, в противном слу чае один из участников общения кодирует сообщение, исходя из своего видения, а получатель — декодирует только на основании своего опыта. Следовательно, можно говорить с партнером на одном языке и при этом не понимать его («Послушай, скажи по- русски!»). В этой ситуации сообщение входит в конфликт со спо собом, которым получатель «расшифровывает» его, общение ста новится невозможным или искаженным. Искажения возникают из-за разного уровня компетентности собеседников, которые, в свою очередь, могут создавать совер шенно иной уровень компетентности в сфере деятельности (на пример, статус профессора и рядового учителя). В результате у людей формируются разные ценности, потребности и отношения, что может привести к неумышленному искажению получаемой информации. Несоответствие кодирования и расшифровки явля ется распространенным барьером эффективного общения. Избирательное слушание. При этой форме избирательного восприятия человек имеет тенденцию к блокированию новой ин формации, особенно если она противоречит существующим суж дениям. Так, в информации о вреде курения ее получатель (куря щий человек) замечает только то, что подтверждает его суждение («Все курят и ничего»). Сообщение, которое противоречит уже сложившимся представлениям, либо игнорируется, либо искажа ется так, чтобы оно соответствовало собственным представлени ям. Иными словами, если мы слышим только то, что мы хотим услышать, то наша реальность не будет нарушена. Оценочные суждения. В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суж дение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. Например, у сплоченной группы могут сформироваться негативные ценностные суждения относительно всех действий ку ратора. Оценочные суждения базируются на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения. Достоверность источника. Достоверность источника означает доверие словам и действиям говорящего со стороны собеседника. Уровень достоверности, оцениваемый партнером, непосредствен но связан с тем, как он реагирует на слова, идеи и действия гово рящего. Таким образом, оценка одним человеком другого влияет на отношение к его сообщениям. Это во многом зависит от преж него опыта общения партнеров. Фильтрование. Фильтрация — распространенное явление в восходящем общении, которое относится к манипулированию ин формацией и воспринимается позитивно. Например, учителя мо гут скрывать свои конфликты с подростками от директора или ученики «утаивать» нежелательную информацию от учителей. Причина такого фильтрования понятна: направление вверх несет контрольную функцию, если нежелательная информация доходит до администрации, то на ее основе принимает решения, связан ные с наказанием. Внутригрупповой язык. Каждый из нас в разное время сталки вался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и зна комые вещи. Например, исследователь может попросить студен тов «подготовить инструмент как часть экспериментального под хода» — вскоре студент узнает, что ему лишь предложили запол нить анкету в письменном виде. Трудовые, профессиональные социальные группы часто созда ют жаргон, который понятен только членам этих групп. Такой специфический язык может выполнять позитивные функции. Он вызывает у членов групп чувство причастности, спаянности и (во многих случаях) самоутверждения и облегчает эффективное об щение внутри группы. Различие статуса. Образовательные учреждения зачастую ис пользуют различные статусные символы (декан, завуч, профессор, доцент и т.д.) для подчеркивания различия статуса. Такие разли чия статуса могут восприниматься обучаемыми как угрозы и пре пятствовать неформальному общению. В результате на верхних уровнях организации практически отсутствует обратная связь, в общении с обучаемыми возникает дистанция, что способствует развитию командного стиля работы, жесткости, самоуверенности. Давление времени. Давление времени также может стать се рьезным барьером к общению. Например, из-за дефицита времени кому-то не предоставляют обещанное ранее слово, а он может неа декватно среагировать на эту ситуацию (например, обидеться). Перегрузка общения. Наше время часто называют «информа ционной» эрой или «эпохой информации». Люди не могут свое временно ответить на все сообщения, адресованные им, поэтому они их «отсеивают», и, следовательно, некоторые из сообщений никогда не прочитываются. Изучение каждого барьера показывает, что чаще всего они за ключены в самих людях (например, компетентность, оценочные суждения), другие — в организациях (например, внутригрупповой язык, фильтрование, различие статуса). Следовательно, для того чтобы улучшить общение в организации, необходимы изменения как людей, так и организационных структур. Технологии обратной связи в говорении и слушании.
Date: 2015-07-01; view: 1447; Нарушение авторских прав |