Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные механизмы взаимопонимания
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются:
Термин "идентификация" имеет в социальной психологии несколько значений.
Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Проблемы для обсуждения: 2.Позиции и ориентации в деловом взаимодействии.1.С91 Личность – структура чрезвычайной сложности, изучая психологию общения, мы будем рассматривать её лишь в частных аспектах, имеющих наибольшее значение в контакте. Человек как «коммуникант» располагает, по крайней мере, тремя личностными позициями (Э. Берн). Они существуют в рамках одной личности, дополняя друг друга. Рассмотрим общение с учетом выделенных Э. Берном поведенческих стратегий более подробно. А) Позиция Дитя, ребенка (Д). Она сохраняется с раннего возраста и сосредотачивает в себе сильные и слабые стороны детской натуры. Сильные – это раскованность, творческие порывы, импульсивная жизнерадостность, фантазия, любопытство. Слабые – пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость, несдержанность. Б) Позиция Родителя (Р). Усваивается в детстве за счет обожания старших и подражания им. Сильные стороны – уверенность в правоте моральных требований, способность к авторитетному тону, покровительству и защите слабого. Менее привлекательные черты – безапелляционность, догматизм, сознание превосходства и права «карать». В) Позиция Взрослого (В). Для этой позиции характерны: расчет действий, контроль над ними, трезвость в оценках, понимание относительности догм, кроме того, такие негативные стороны личности, как излишний скептицизм, недостаток спонтанности или бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни. И если человек лишен какой-либо из этих позиций, его поведение становится «неадаптивным»: либо слишком жестким, либо слишком рыхлым и безалаберным. Но по ходу контакта в то или иное время ведущей является какая-то одна из позиций. Итак, в любом контакте участвуют шестеро партнеров. Театральный теоретик Ершов выделяет в контактах следующие позиции: 1) неучастия; 2) пристройки сверху; 3) пристройки снизу; 4) пристройки рядом. Если сравнить выделенные им позиции с классификацией позиций у Э. Берна, то «Пристройка снизу» соответствует позиции «Дитя», когда человек выглядит подчиняемым и неуверенным, «Пристройка сверху» соответствует позиции «Родителя», т.е. самоуверенно-агрессивной позиции. Позиция же корректного и сдержанного взрослого по Э. Берну соответствует пристройке рядом. Перейдем к более конкретной характеристике взаимодействий в деловом общении. Процесс общения всегда можно рассматривать как локальный акт: разговор с определенным собеседником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т.д. В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения: 1) установление контакта; 2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.); 3) обсуждение вопроса, проблемы; 4) принятие решения; 5) выход из контакта. Существует также деление процесса общения на четыре фазы: направленности на партнера, отражения партнера, взаимоинформирования и взаимоотключения. В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной. Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения. Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто неуспех делового общения предопределен с самого начала: неудавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий. Задача контактной фазы – побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. По мнению психологов, существуют защитные психологические механизмы, которые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны. При установлении контакта нужно, прежде всего, продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим доброжелательную атмосферу. Далее – обращение словесное, приветствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, включиться в общение. Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают другому ответить, и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию. Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только для того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение. Не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п.), обращаться к собеседнику со слов: «Я», «Мне», лучше начать разговор словами: «Вы», «Ты» («Вам не кажется...», «Ты не мог бы...» и т.п.), «наполнять» контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния. Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации: · вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение; · выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей; · начать решение основной задачи общения. Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения – это своего рода искусство. Здесь уместна хорошая шутка, но, к сожалению, она не всегда приходит на ум. На этом этапе крайне важно определить психологическое состояние собеседника и корректировать его. Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием – присвоить собеседнику желательное качество: «Зная Вашу старательность...», «Вы такой настойчивый...». Не менее эффективна похвала в адрес собеседника, напоминание о приятных событиях, сообщение интересной информации. Тем не менее в современных концепциях социального партнерства в России наиболее отчетливо проявились три теоретических подхода, три парадигмы, рассматривающие его с позиции: • мотивации и эффективности; • организованных социальных интересов по сферам жизни и отраслям экономики; • комплексно-целевого подхода к классификации моделей социального партнерства. 3.Формы стратегического поведения в общении К. Томас выделил сле дующие пять способов регулирования деструктивного взаимодействия. Соперничество (конкуренция). Одному из участников взаимо действия представляется очевидным, что предлагаемое им реше ние — наилучшее, отсюда появляется стремление добиться удо влетворения своих интересов в ущерб другому, тем более что ино го выбора нет и терять нечего. Делается попытка повлиять на других, провести свою линию, ибо цель оправдывает средства. Избегание. Отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей. Человек, стремя щийся к избеганию, больше всего заботясь о своем собственном здоровье, считает, что предмет спора не имеет отношения к об суждаемой проблеме, уводит в сторону и при этом является сим птомом других, более серьезных проблем. Поэтому дальнейшее изучение ситуации и поиск дополнительной информации о при роде деструктивного взаимодействия представляются ему более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо ре шения. Приспособление. В противоположность соперничеству человек приносит в жертву собственные интересы ради другого человека. Цель, которой является желание сохранить мир и добрые отноше ния с другими людьми, восстановление спокойствия и стабильно сти, а не разрешение конфликтных взаимоотношений и даже не решение задачи. Компромисс (взаимная уступка как нейтральный вариант). Этой стратегии, поскольку необходимо принять срочное решение при дефиците времени, отдают предпочтение те участники взаи модействия, которые обладают одинаковой властью и имеют взаи моисключающие интересы. Как правило, они ориентированы не только на дело, на конечный результат, но и на сохранение взаи моотношений с участниками взаимодействия. Сотрудничество. Участники ситуации, анализируя проблему и принимая решение, приходят к консенсусу (от лат. consensus — согласие, единодушие), полностью удовлетворяющему интересы всех сторон. Этой стратегии отдают предпочтение тогда, когда участники взаимодействия, несмотря на возникшие разногласия, все же хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и потру диться над выработкой совместного решения, проекта. Времени поработать над возникшей проблемой у команды достаточно, и предлагающий эту стратегию взаимодействия владеет технология ми коллективного принятия решения. Согласно К.Томасу, при избегании конфликта ни одна из сто рон не достигнет успеха (это можно даже представить себе умоз рительно). При таких формах поведения, как конкуренция, при способление и компромисс, или один из участников в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступ ки друг другу. И только одна стратегия — сотрудничество — при носит выигрыш всем участникам группового взаимодействия. Вла дение стратегиями позволит участникам совместной деятельности лучше понимать, в каких ситуациях делового общения наиболее целесообразны те или иные стратегии или чем руководствуется участник конфликтного взаимодействия при выборе той или иной стратегии. Особенно важно гибко использовать стратегии взаимо действия во время проведения дискуссии или делового совещания.
3.Правила корпоративного поведения в команде.
Групповая работа — это совместная работа людей в малых группах (от 3 до 7 — 9 чел.) над определенным заданием, которые самостоятельно выбирают направление своей работы и средства для ее достижения, устанавливают нормы взаимодействия. Груп повая работа используется как для коллективного решения задач, так и для обучения людей, повышения квалификации специали стов в колледжах, вузах и т.д. Широкое применение она получила как одна из основных форм работы в различных интерактивных играх (имитационных, деловых, аттестационных, дидактических, ролевых), а также как самостоятельная форма выработки реше ний (работа временных целевых групп, организационное проек тирование, специальные семинары, мозговые штурмы).
Преимущество групповой работы достигается за счет синер гического эффекта, который возможен, когда участники взаимо действия входят в своеобразный психологический резонанс, чув ствуют себя комфортно и уверенно и когда их активность повы шается. Понятие «синергия» (от гр. synergeia — сотрудничество, содружество) является ключевым в описании диапазона черт группы. Предполагается, что каждый человек, вступая в группу, привносит в нее определенное количество индивидуальной энер гии, предназначенной для развертывания групповой активности. Общее количество этой энергии, имеющейся у группы, и есть си нергия. В последнее время в литературе все чаще встречается понятие «команда». Команда — это группа из двух и более человек, взаи модействующих между собой и координирующих свою работу ради достижения общих целей. Рабочая команда (work team) обе спечивает положительный синергизм за счет скоординированных действий всех ее членов. Формирование команды — это вмеша тельство, или интервенция, осуществляющаяся на базе исходной информации, в ходе которой оцениваются сильные стороны рабо чей команды и перспективы ее усовершенствования, а затем вы рабатывается и осуществляется программа действий по усилению эффективности команды. Команда по-настоящему может стать успешной лишь при лиде ре — менеджере, способном выступать в разных ролях на разных стадиях развития команды, на всех этапах работы команды: до ее начала, в процессе взаимодействия участников и после. Для эф фективного управления командой менеджеру-лидеру необходимы интерактивные компетентности. Это те умения и навыки, кото рые чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия членов команды, индивидуальным и групповым стилем общения. Они включают в себя умения: * диагностировать и оценивать партнеров (их цели и мотивы, уровень восприятия информации и ее понимания, лидерство); ■ правильно распределять роли в командном общении и подби рать эффективные стратегии взаимодействия; ■ управлять индивидуальной и групповой интеллектуальной дея тельностью участников внутри команды;» определять сенсорные каналы членов группы и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; * разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений, соз давать благоприятный климат в команде; * вести групповую и межгрупповую дискуссию, подводить итоги, формулировать коллективные результаты; * взаимодействовать в групповой работе, исполняя роли фасили- татора и модератора, добиваться высокого результата деятель ности. Как социальная единица «командная работа» качественно от личается от традиционного представления «групповой работы» и обладает рядом преимуществ. Команда: *| нацелена на совокупный результат деятельности, в то время как рабочая группа в большей мере полагается на индивидуаль ный вклад своих участников в деятельность; * дает членам группы определенное психологическое преимуще ство: безопасность, чувство локтя, гордость за свои достиже ния, признание; * в большей мере, чем группа, предрасположена к риску;» имеет значительные преимущества в профессиональной дея тельности, в социальном обучении и воспитании своих участ ников. В практике решения групповых задач формы делового взаимо действия реализуются, как правило, в таких его типах, как коопе рация и конкуренция. Конкуренция (от лат. сопсиггеге — сталкиваться) — это взаимо действие в группе, характеризующееся противостоянием, проти воборством сторон для достижения собственных целей и интере сов. Здесь активность партнеров направлена на ослабление, вы теснение или истребление друг друга с целью борьбы за положение в социуме, за симпатии третьей стороны, за объекты, имеющие ограниченный ресурс, за блага и выгоды. При этом некоторые члены группы не желают делить между собой объекты общих устремлений. Конкуренция, как правило, реализуется через кон фликтное взаимодействие. Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество) — форма групповой интеграции — это действия по объединению и согласо ванию общих усилий при реализации совместной деятельности в команде. При этом партнеры могут не испытывать друг к другу положительных эмоций. Сотрудничество основано на общности целей, стремлении к достижению результата, взаимной выгоде. Кооперация означает координацию, единение, упорядочение еди ничных сил участников в ходе организации совместной деятель ности. Выделяются д в е стороны кооперативного взаимодей ствия: «разделение процесса единой деятельности между партнера ми; * изменение участия каждого в соответствии с его целями и мо тивами. Своеобразным показателем кооперации являются степень включенности участников в совместную деятельность и их вклад в нее. При кооперативном взаимодействии происходит соединение непосредственного результата деятельности каждого с конечным результатом совместной деятельности на основе взаимопонима ния. В основе корпоративного поведения участников взаимодей ствия лежит организационная культура, базирующаяся на сотруд ничестве и партнерстве. Организационная культура — это свод ключевых ценностей, норм, убеждений, предпочтений, которые понимаются и разделя ются всеми членами группы. Она включает в себя:
«неписаные правила» — корпоративный кодекс, миссия и по литика; в устойчивость и стабильность взаимодействия; ■ знание особенностей поведения людей и на этой основе сохра нение их работоспособности и эмоциональной устойчивости; и уважение партнеров по взаимодействию, лояльность; «эффективные вербальные и невербальные контакты; ■ регуляцию социально-психологического климата и создание условий для совместимости и срабатываемости; и владение навыками социальной компетентности, развитие эмо ционального интеллекта участников взаимодействия; * способность понимать и следовать нормам совместной деятель ности; * владение и гибкое использование различных стилей и страте гий; * умение управлять групповыми и межличностными конфликта ми; * адекватную самооценку участников и способность к сопережи ванию; * способность каждого к саморазвитию и самообучению. Спецификой корпоративного взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обе спечивать саморегуляцию или коррекцию своих коммуникатив ных действий.
Коммуникативная функция общения
Основные цели: ■ рассмотреть коммуникативную функцию общения, ее со ставляю щ ие и цели; ■ проанализировать виды коммуникативных барьеров; ■ показать значимость, виды и техники установления обрат ной связи; ■ описать виды вопросов, правила их постановки; ■ познакомить с безусловно перспективной стратегией ф орму лировки ответов; ■ развить практические умения и навыки через выполнение заданий и коммуникативный практикум. Ключевые слова: Коммуникация, обратная связь, кодирование, декодирование, репрезентация, экспрессия, фильтрование, статус, барьер, пе рефразирование, вербализация, неконгруэнтность, назализа ция, правило рамки, правило цепи, семантика, фонетика, линг вистика, тезаурус.
5.Природа и цель коммуникаций.
Коммуникационный процесс сложен, состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. В структуре деловой коммуникации следует отличать такие по нятия, как субъект коммуникации, источник, отправитель (от дельный индивид или группа людей), являющийся инициатором коммуникативного процесса, целенаправленно действующий, стремящийся использовать доступные ему средства для дости жения своих замыслов, получатель информации — объект ком муникации, цель, как рационально обоснованное намерение и обратная связь. Отправитель — субъект коммуникации. Его цель — оказать на получателя то или иное воздействие. Отправитель передает определенное сообщение. Получатель — реципиент (от лат. recipiens — принимаю щий) — тот (или те), кому адресовано сообщение. Процесс коммуникации предполагает не только наличие отпра вителя и получателя информации, но и сам процесс обмена ин формацией, чтобы мысли и идеи стали понятны партнеру. Цель коммуникации — это рационально обоснованное наме рение, которое, как показывает реальная практика взаимодей ствия, желательно не смешивать с побудительным мотивом (этот П роцесс передачи инф орм ации (ППИ) П олучатель (П) мотив является скрытым намерением, зачастую проявляющимся лишь на невербальном уровне). Сообщение — это высказывания или тексты, т. е. уже осмыс ленная и закодированная соответствующим образом информация. Важной единицей речевого общения является высказывание, т. е. сформулированная и «упакованная» в слова или невербальные сигналы речевая конструкция. Поскольку высказывание — это, как правило, завершенная единица смысла, постольку она дает возможность слушающему партнеру ответить на него, и ответ мо жет быть представлен в любом адекватном содержанию варианте: реплика, комментарий, вопрос, критическое высказывание, ком плимент, резюме, дополнение и т.д., а в необходимых случаях — статья, научный доклад, полемическое выступление. Кодирование — это зашифровка послания (сообщения). Ана лиз коммуникационного процесса показывает, что отправитель, желающий передать собственные идеи или любую другую инфор мацию, должен предварительно придать им форму, пригодную для передачи и восприятия получателем: превратить их, как уже было отмечено выше, в слова (вербализация), так как основной формой кодирования выступает язык, математические символы или ри сунки (визуализация). Процесс кодирования в значительной сте пени субъективен, во многом зависит от личностных характери стик кодирующего, его семантической культуры, способности к вербализации, особенностям тезауруса. Коды — это символы или знаки, переводящие сообщение, идею на язык, понятный получателю. В случае речевого общения код — это сама речь. Сообщение может быть закодировано с помощью вербальных и (или) невербальных знаков, символов. Получателю для понимания информации необходимо декодировать (расшиф ровать) сообщение. Декодирование — процесс расшифровки, превращения сооб щения в форму, имеющую смысл. Коммуникация успешна, когда получатель получил и понял отправленное сообщение. Не следует отождествлять отправку сообщения и его передачу. Передача осу ществляется только в случае, когда получатель реально получил со общение. Результаты декодирования также зависят от интеллекта, знаний, установок, навыков получателя. Date: 2015-07-01; view: 1102; Нарушение авторских прав |