Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие № 13
Тема занятия: Аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти (окклюдатор, артикулятор). Особенности гипсовки моделей челюстей в окклюдатор (артикулятор).
Значение изучения темы: Под окклюзией понимают смыкание зубных рядов или отдельных групп зубов – антагонистов в течение большего или меньшего отрезка времени. Разнообразие форм смыкания зубных рядов сочетается с их разобщением при жевании, речи, глотании, дыхании и др. Чередование положений нижней челюсти может быть ритмичным или произвольным, но независимо от этого оно всегда сопровождается смещением головки нижней челюсти. Амплитуда ее движений значительно меньше, чем зубных рядов, а иногда она совершает лишь вращение вокруг оси. Термин «артикуляция» заимствован из анатомии, где он обозначает сустав, сочленение. В широком смысле слова понимают под артикуляцией всевозможные положения нижней челюсти по отношению к верхней, осуществляемые при помощи жевательных мышц. Окклюзия при этом рассматривается как частный случай артикуляции. Данное определение артикуляции включает не только жевательные движения нижней челюсти, но и движения ее во время разговора, глотания, дыхания и т.д.
Цели обучения: Общая цель. Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций: способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые аспекты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8); способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско – правовую, уголовную ответственность (ПК-4); способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности новых современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9). Учебная цель: - знать понятия артикуляции, окклюзии; виды окклюзии; - уметь устанавливать модели в окклюдатор и артикулятор, - иметь представление об аппаратах, воспроизводящих движения нижней челюсти, их устройстве, основных элементах, принципах функционирования. Место проведения практического занятия: стоматологическая поликлиника КрасГМУ, фантомный класс ортопедической стоматологии, зуботехническая лаборатория.
Аннотация темы:
Артикуляция (по А.Я. Катцу) - всевозможные положения и перемещения нижней челюсти по отношению к верхней, осуществляемые посредством жевательной мускулатуры.
Окклюзия - это одновременное и одномоментное смыкание группы зубов или зубных рядов в определенный период времени при сокращении жевательных мышц и соответствующем положении элементов височно-нижнечелюстного сустава.
Окклюзия - частный вид артикуляции. Или же можно сказать, что окклюзия - это функциональная артикуляция. Для изготовления различных видов ортопедических конструкций в клинике применяют специальные аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти. Приборы, в которых воспроизводятся вертикальные (шарнирные) движения нижней челюсти, называются окклюдаторами.
Анатомическими артикуляторами называются приборы, воспроизводящие в большей или меньшей степени все движения нижней челюсти. Они делятся на две большие группы: - артикуляторы со средней установкой наклона суставных и резцовых путей; - артикуляторы с индивидуальной установкой наклона суставных путей и резцового скольжения (универсальный артикулятор), делятся: 1) на суставные, 2) бессуставные.
Окклюдатор представляет собой простейший аппарат, при помощи которого можно воспроизвести лишь вертикальные движения нижней челюсти, что соответствует открыванию и закрыванию рта. Другие движения в этом аппарате невозможны. Аппарат состоит из двух проволочных или литых рам, соединенных друг с другом с помощью шарнира. Нижняя рама изогнута под углом 100°-110°, верхняя рама расположена в горизoнтaльнoй плоскости и имеют вертикальный штифт для фиксации межальвеолярной высоты. В окклюдаторах и артикуляторах подвижной является верхняя рама.
Артикулятор Бонвиля - это первый из созданных анатомических артикуляторов. В основе создания этого артикулятора так называемый треугольник Бонвиля, полученный на основании многолетних антропологических исследований. Бонвилем было установлено, что среднее расстояние между головками нижней челюсти и резцовой точкой равно 10 см. При соединении этих точек, соответственно получают равносторонний треугольник Бонвиля. С его помощью удается определить пространственное положение модели в артикуляторе.
В основу конструкции анатомических артикуляторов со средней установкой наклона суставных путей положены средние арифметические данные о величине углов суставных и резцовых путей. Для сагиттального суставного пути этот угол равен 33°, для бокового суставного - 17°, для сагиттального резцового - 40°, для бокового резцового - 120°. Недостаток артикулятора Бонвиля в том, что он имеет горизонтальное расположение суставных путей и все движения осуществляются за счет верхней рамы, верхней челюсти, а в норме подвижной является нижняя челюсть.
К аппаратам со стандартной установкой суставного пути относится:
Артикулятор Гизи «Симплекс II» - среднеанатомический. Он может производить все движения. Верхняя рама артикулятора имеет три опоры. Две из них находятся в суставных соединениях, третья - на резцовой площадке. При помощи вертикального штифта можно закреплять межальвеолярную высоту, а при помощи острия горизонтального штифта фиксируют среднюю линию и резцовую точку, точку между между медиальными углами нижних центральных резцов.
Универсальные артикуляторы, в отличие от средних анатомических, позволяют установить углы суставного и резцового путей скольжения соответственно индивидуальным данным, полученным при обследовании больного. К числу таких артикуляторов относятся: артикулятор Гизи - Трубайта, Хайта, Ганау, Gnathomat, Gnathomat «Junior», «Протар», «Стратос». Имеются и 6ессуставные артикуляторы (например, артикулятор Вустрова). Универсальные артикуляторы также имеют верхнюю и нижнюю рамы. Верхняя рама имеет три точки опоры: две в суставах и одну на резцовой площадке. Суставы артикулятора построены по типу височно-нижнечелюстного сустава. Расстояние между суставами артикулятора и указателем средней линии равно 10 см, здесь также соблюдается принцип равностороннего треугольника Бонвиля. Устройство артикулятора позволяет установить любой угол суставного и резцового пути.
Список УИРС. 1.Артикуляция. Окклюзия. Понятие. Виды. 2.Биомеханика зубочелюстной системы. 3.Приборы и аппараты воспроизводящие движения нижней челюсти. 4.Гипсовка моделей в окклюдатор.
|